ЖИЗНЬ КАБАЧКА
(«Ma vie de Courgette», Франция-Швейцария, 2016)
Режиссёр: Клод Баррас.
Жанр: анимационная драма.
9-летний мальчик Икар, по прозвищу Кабачок, живёт в неполной семье с матерью-алкоголичкой. Однажды он случайно становится причиной смерти матери, неосторожно столкнув её с лестницы. Мальчика направляют в сиротский приют, куда его доставляет полицейский Реймонд, с которым у Кабачка возникают дружеские отношения. Реймонд навещает мальчика, а тот в свою очередь шлёт ему письма. В приюте Кабачок встречает разношерстную компанию во главе с задирой Симоном. И у каждого из детей - своя трагедия за плечами. Кабачок сначала ссорится с Симоном, но потом они становятся друзьями. А когда в приюте появляется независимая Камилла, Кабачок впервые в жизни влюбляется…
Этот анимационный драматический фильм снят по мотивам романа «Автобиография Кабачка» Жиль Периса. Сценарий к фильму «Жизнь Кабачка» написала Селин Скьямма – режиссёр трёх полнометражных фильмов, получивших высокие отзывы критиков: «Водяные лилии», «Сорванец» и «Девичество». Поставил картину Клод Баррас, и это его полнометражный дебют. До того, как приступить к съемкам фильма «Жизнь Кабачка», Клод Барраc снял несколько короткометражек. Одна из них - «Чудо коробки с равиоли» - приняла участие в различных фестивалях по всему миру.
Для «Жизни Кабачка» было создано около 60 видов декораций и 54 куклы с тремя комплектами костюмов для каждой. 70 минут фильма снимали в течение восьми месяцев на 15 площадках, на каждый день и на каждого аниматора отводилось по три секунды. Ещё восемь месяцев понадобились для того, чтобы озвучить фильм и наложить на кадры, отснятые на зелёном фоне: передние и задние планы, небо, облака, созданные с помощью компьютерной графики. Для подготовки и съёмок фильма потребовались два года практически безостановочной усердной работы, в которой участвовали более 150 художников.
Мировая премьера «Жизни Кабачка» состоялась 15 мая 2016 года на Каннском МКФ в программе «Особый взгляд». Фильм завоевал приз зрительских симпатий за лучший европейский фильм на МКФ в Сан-Себастьяне; Гран-при и приз зрительских симпатий на Международном фестивале анимационного кино в Анси; номинировался на премии «Золотой глобус» и «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм»; стал обладателем премий «Сезар» («Лучший анимационный фильм», «Лучший адаптированный сценарий») и Европейской киноакадемии («Лучший анимационный фильм»), а также был выдвинут Швейцарией на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
СЕЛИН СКЬЯММА, сценарист:
«Чтобы отправиться в путешествие по миру «Жизни Кабачка» мне было достаточно лишь очертаний персонажа, выполненных рукой Клода Барраса. Плавность линий наглядно показывала любовь к персонажу. По мере того, как я погружалась в историю, искренность маленьких героев и их проблемы всё сильнее брали меня за живое. Анимационный фильм с реалистичным и точным повествованием, но при этом с характерным, необычайно поэтичным, визуальным рядом - сам по себе нечто необыкновенное, неотразимо привлекательное. Написание сценария было для меня временем свободы и доверия. Кинокартина как озарение. Такое сейчас встретишь нечасто. Меня покорило то, что в фильме «Жизнь Кабачка» есть место смелости и простоте. Лишь простота помогает воздержаться от излишней фантастичности, справиться с соблазном, который возникает из-за всемогущества мультипликаторов, которые могут из кусочков создать совершенно новый мир. Нужна смелость, чтобы убедить себя в том, что история о маленьком мальчике, который косвенно виноват в смерти матери-алкоголички и оказывается в приюте для сирот - идеальная основа для детского фильма. Тем не менее, когда речь идёт о старых историях, часто понимаешь, что они написаны в очень мрачных тонах, возьмите хотя бы сказки о Мальчик-с-пальчике или Гензеле и Гретель. Сказки жестоки, мы старались сделать «Жизнь Кабачка» добрым фильмом, обладающим нежностью и силой, вписанным в рамки современности и адресованным детям».
КЛОД БАРРАС:
«Я влюбился в роман Жиля Периса «Автобиография Кабачка», который рассказывает поэтичную и нежную историю о становлении личности. По своей тональности история напомнила мне детство и первые зрительские эмоции, связанные с такими фильмами как «400 ударов», «Без семьи», «Белль и Себастьян», «Хайди» или, например, «Бэмби». С помощью этой мультипликационной адаптации романа я хотел поделиться с современным зрителем прекрасными детскими эмоциями, сформировавшими меня как личность. Но, что ещё более важно, этот фильм я посвящаю всем детям, которые сталкиваются с жестокостью, но так или иначе выдерживают удары судьбы. На пути нашего героя Кабачка много трудностей, а после смерти мамы, он оказывается один на один с миром. Найти друзей, влюбиться, а, может быть, даже обрести счастье - в жизни ему ещё многому предстоит научиться. Мне показалось, что такое простое и одновременно глубоко философское послание нужно передать нашим детям. Я руководствовался именно соображениями о передаче такого опыта будущим поколениям».
АРМЕЛЬ ГЛОРЕННЕК, продюсер:
«Когда речь заходит о мультипликации, некоторые зрители и кинокритики отказываются использовать язык кинематографа и обсуждают анимационные фильмы только в свете впечатлений своих детей. Художественный мир и стиль Клода Барраса действительно отражают многообразие именно мультипликации. Тем не менее, манера раскадровки и кадрирования, стиль подачи образов персонажей и работы с актёрами соответствует фильмам в духе натурализма и документальному кино. Попытаться передать сложность и простоту жизни, используя кукол - невероятно сложная задача, но это делает фильм особенным, привносит лёгкости в, казалось бы, тяжёлые ситуации, добавляет поэзии во вроде бы мрачную действительность, смешит, когда вроде как нужно плакать. Рассказ Клода Барраса - это история автора, который хочет говорить с детьми на равных, как с умными и чуткими людьми. Вне всяких сомнений, «Жизнь Кабачка» - это Фильм с большой буквы (хоть и анимационный), и для меня было огромным удовольствием участвовать в его создании».
ПРЕССА:
«Режиссёр Клод Баррас нежно и с юмором показывает, как дружба и любовь помогают преодолеть самый страшный кошмар любого ребёнка - потерю родителей. Отдельного упоминания заслуживает точная работа с образами и диалоги, смешные для родителей и понятные для любого ребёнка, несмотря на вполне себе взрослые темы смерти, любви, отношений. В финале сложно удержаться и не расплакаться, хотя мультфильм вовсе не ставит своей целью вызвать у зрителя слезы умиления» (Дарико Цулая, «КиноПоиск»).
«Мультфильм о жизни детей в детском доме не показывает ужасов социального дна и не рассказывает благостные сказки. Зато держит в напряжении до самого финала… Вокруг - маленькие люди, пережившие большие беды. Жертва педофила, сын наркомана и сын вора, девочка, чью мать, незаконную мигрантку, депортировали. Отличный набор персонажей для насыщенного чернухой сюжета из жизни изгоев. Прекрасный повод, чтобы разобраться с пороками общества. Но нет. Переживаний хватает, потрясения отсутствуют. Никакого тебе бунта и никакой «Республики ШКИД». В микромире приюта вообще нет зла. Зло остается вовне, за кадром, в воспоминаниях о прошлом, в большом мире больших людей… Маленькие люди доказывают своё право быть людьми, находя способ преодолеть и зло, которое ломится к ним извне, и собственную подавленность большим миром. Их вселенная вообще немного вывернута наизнанку, в этом простом космосе всё слегка наоборот, и даже перспектива усыновления - более того, даже перспектива усыновления человеком хорошим и любящим - может оказаться проблемой. Потому что это - выход из маленького мира в большой, выход, которого маленький мир рискует не пережить. Это шаг, требующий не просто решимости, но ещё и оправдания. Ну и, конечно, история борьбы за право быть настоящими воспринимается острее оттого, что фильм - кукольный, его герои, большеголовые и большеглазые, - куклы, способные нечто важное сказать живым людям о живых людях. Эти куклы - с нарочито длинными руками, хрупкие, даже, вот правильное слово, ломкие. Ни одну минуту зритель не может быть спокоен за героев - вот сейчас жизнь сломает их, вторгнется в кадр гигантский ботинок, крушащий маленький мир. Но они не ломаются почему-то, они держатся» (Иван Давыдов, «Коммерсантъ Weekend»).