НелюбовьНЕЛЮБОВЬ
(Россия-Франция-Германия-Бельгия, 2017)
Режиссёр: Андрей Звягинцев.
В ролях: Марьяна Спивак, Алексей Розин, Матвей Новиков, Марина Васильева, Андрис Кейшс, Алексей Фатеев, Евгения Дмитриева, Джан Бадмаев, Сергей Двойников, Артем Манукян, Наталья Винокурова.
Жанр: драма.

Женя и Борис ещё супруги, но каждый из них уже фактически начал новую главу жизни. У него уже есть другая женщина, а у неё богатый ухажер, и потому им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий, Женя и Борис как будто не обращают внимания на человека, на чью судьбу их разлад действует губительнее всего, — на 12-летнего сына Алёшу, который чувствует абсолютную ненужность обоим родителям. Неожиданно, после их очередной ссоры, Алёша исчезает…

Новый фильм Андрея Звягинцева – на сегодняшний день самого известного в мире российского кинорежиссёра. Звягинцев родился в Новосибирске 6 февраля 1964 года. Там же в 1984 году закончил актёрский факультет театрального училища. В дальнейшем переехал в Москву, где в 1990 году закончил актёрский факультет ГИТИСа. В дальнейшем участвовал в театральных постановках, снимался в кино в эпизодах. На тот момент, по собственному признанию, он «был ноль без всякой перспективы». Но в 2000 году дебютировал как режиссёр (телесериал «Чёрная комната» - новеллы «Бусидо», «OBSCURE» и «Выбор»). После работы над этим сериалом продюсер Дмитрий Лесневский предлагает Звягинцеву снять полнометражную картину. И в 2003 году появляется «Возвращение», которое становится «киносенсацией года». Фильм попал в основной конкурс Венецианского МКФ, где дебютная не только для режиссёра, но и для большинства съёмочной группы лента завоёвывает главный приз – «Золотого льва», а уже позднее награждается двумя кинопремиями «Ника» и двумя «Золотыми орлами». Следующий фильм Звягинцева «Изгнание» был отмечен наградой «За лучшую мужскую роль» Каннского МКФ в 2007 году. Она досталась Константину Лавроненко. В 2008 году Звягинцев снял короткометражку «Апокриф» (первоначально - часть киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя»), а в 2011 году ещё одну – «Тайна» (часть киноальманаха «Эксперимент 5IVE»). Кстати, «Нелюбовь» - пятый фильм Звягинцева, чья мировая премьера состоится в рамках крупнейшего кинофестиваля. Его третий фильм, «Елена» (2011), удостоился специального приза программы «Особый взгляд» Каннского МКФ, а четвёртый, «Левиафан», - приза за «Лучший сценарий» на 67-м Каннском МКФ. Звягинцев единственный российский кинорежиссёр, чьи работы вошли в составленный BBC список 100 лучших фильмов XXI века.

Замысел «Нелюбви» возник из давней привязанности Андрея Звягинцева к фильму Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» (1973). В связи с этим он со своим постоянным сценаристом Олегом Негиным (автор сценариев к фильмам «Изгнание», «Елена» и «Левиафан») рассматривали возможность заглянуть в кризис семейной жизни, когда позади 10-12 лет брака и жить вместе дальше невозможно. К тому же фильм затронет тему волонтерских поисково-спасательных отрядов. Для написания этой сюжетной линии авторы картины общались с координаторами отряда «Лиза Алерт».В интервью «РИА Новости» продюсер Александр Роднянский сообщил о том, что процесс поиска и обсуждения с режиссёром материала для нового фильма продолжался несколько лет.

Фильм снимался без участия Министерства культуры, Фонда кино и других государственных денег. Кино создавалось при участии европейского кинофонда «Eurimages», французских и немецких студий, кинокомпании братьев Дарденн и мецената Глеба Фетисова.

Главные роли исполнили дочь актёра и режиссёра Тимофея Спивака и актрисы Екатерины Васильевой Марьяна Спивак (сериал «Напарницы», озвучание героини Рейчел Макадамс во 2-м сезоне «Настоящего детектива» для «Амедиатеки») и Алексей Розин («Елена», «Левиафан»).

«Нелюбовь» создавала неизменная команда Звягинцева: сценарист Олег Негин, оператор Михаил Кричман («Небо. Самолёт. Девушка», «Возвращение», «Бедные родственники», «Изгнание», «Овсянки», «Елена», «Левиафан»), художник-постановщик Андрей Понкратов, продюсер Александр Роднянский.

12 ноября 2015 года Андрей Звягинцев объявил о начале работы над новым фильмом. Кастинг актёров начался в декабре 2015 года. В мае 2016 года было оглашено название фильма - «Нелюбовь». Съёмки начались 5 сентября 2016 года, проходили в Москве и Подмосковье, и должны были завершиться осенью 2016-го, но в планы вмешался ранний снег. Чтобы доснять необходимые сцены, съёмочной группе пришлось ждать весны 2017 года. За это время Звягинцев впервые в своей карьере начал монтаж ещё недоснятого фильма. В конце марта 2017 года съёмки возобновились и продолжались до 5 апреля включительно. А 10 апреля был последний день, когда авторы фильма могли отправить его в отборочную комиссию Каннского МКФ. За несколько дней только что отснятые весенние сцены вклеили в готовые осенние эпизоды - 9 апреля фильм был готов. Утром 10 апреля продюсер отвёз фильм в Париж для каннских отборщиков. 13 апреля директор фестиваля Тьерри Фремо начал объявление основной конкурсной программы именно с фильма Звягинцева, заявив о новом витке современного русского кино.

Мировая премьера картины состоялась 18 мая в основной конкурсной программе юбилейного 70-го Каннского МКФ, по итогам которого «Нелюбовь» получила Приз жюри.

Международный дистрибьютор картины «Нелюбовь» (компания «Wild Bunch») начал продавать фильм ещё на стадии подготовительного периода, в мае 2016 года в Канне. Сейчас «Нелюбовь» уже куплена для показа по всей Европе, на Каннском кинорынке этого года права на прокат драмы на территории стран Северной и Латинской Америки приобрела «Sony Pictures Classic», а вскоре будут закрыты сделки и с компаниями других территорий.


АЛЕКСАНДР РОДНЯНСКИЙ:
«После того шума, который «Левиафан» вызвал в России, я принял решение сделать фильм без государственного участия. На самом деле, министр культуры России очень отрицательно отнёсся к «Левиафану», и я решил, что нам не стоит их больше позорить и сделать фильм самим».

АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ:
«Социальная тематика никогда меня особенно не занимала, я был к ней абсолютно равнодушен, пока не стал на моих глазах меняться климат в стране - нравственный, этический, эстетический. Так серьёзно, что не реагировать было очень трудно. Потому и родился фильм «Левиафан». Но даже в нём я не вижу преобладания социальной тематики над какими-то иными задачами и формами. Фильм этот так же, как и другие мои фильмы, прочно связан с метафизическими, экзистенциальными вопросами. И потому социальный контекст тут важен лишь как среда, в которой разворачивается вечная драма человека. Мне кажется, в государстве, и в частности в российском государстве нынешнего образца, человек просто не предусмотрен. Жизнь другого здесь всегда была средством, разменной монетой, а не целью, но сейчас она совсем перестала быть важна».
«Актёрам, которые приходили на пробы координаторов поисково-спасательного отряда, я говорил: «После работы вы куда идёте? Домой, к своей семье? А тут, представьте, человек, операционист в банке, монтажёр на телевидении, продавец в магазине… И вот вечером, когда у него заканчивается работа, он получает сообщение: «Пропал мальчик 14 лет, метро «Войковская», собираемся у выхода из метро по чётной стороне». Он садится в свой автомобиль, едет туда и сутки напролёт ищет чужого человека, который к нему никакого отношения не имеет. Представляете?» Часто меня упрекают в том, что в моих фильмах нет положительных героев. Теперь пусть ищут другие аргументы для критики. Более положительных героев трудно сыскать. Не знаю, возможно, у этих людей какие-то свои скрытые цели, какие-то психологические проработки, гештальты, так сказать, но все это совершенно не важно. Важно то, что они другим отдают самое драгоценное, что у них есть, - собственное время».
«Надо делать кино, как ты мечтаешь видеть сам, и не думать о конвертируемости твоего замысла. Я не беспокоился, как в прокате будет называться наша картина. «Нелюбовь» не переводится. И «Loveless» - неудачное название. Потому что «Без любви» - это не так точно и ясно, как «Нелюбовь», потому что это имя собственное, а не описание состояния. Пока мы работали над фильмом, я понял, что лучшего названия нельзя придумать. Это абсолютно точное наименование того состояния, в котором находятся не только наши герои, но и всё общество».


ПРЕССА:

«Звягинцев… снимает не «Любовь», а «Нелюбовь», он не Бергман и не Вайда, не Тарковский и не Сокуров, а режиссёр своего пути. В его фильме разыгрывается интимная драма обескровленных человеческих отношений, но она тесным образом связана с общим климатом современной российской жизни, с непроходящей зимой, непреходящим ожесточением и разлитой в воздухе агрессией. И тут значимым оказывается не только обсценный лексикон героев, стрелами ненависти пронзающий самых близких людей, но и как будто бы бесстрастный тон радиокомментариев, и якобы объективный, а на самом деле грубо пропагандистский характер телерепортажей из Донбасса. Это ещё и фильм о лицемерии обуявшей бездуховное общество религиозности, которая не смягчает нравы и не лечит раны. Я аплодирую мощи, силе и актуальности этого проекта, без господдержки поднятого Александром Роднянским и его сопродюсерами, отменной работе сценариста Олега Негина, оператора Михаила Кричмана, композитора Евгения Гальперина, художника Андрея Понкратова, точному подбору актерского ансамбля во главе с Марьяной Спивак и Алексеем Розиным. Не знаю, можно ли считать «Нелюбовь» лучшим фильмом Звягинцева и будет ли он лучшим в конкурсе Каннского фестиваля. Но то, что это большое кино европейского уровня, очевидно» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).

«Нелюбовь» - это суровая, таинственная и пугающая история духовной катастрофы: драма, посаженная на скелет процедурного детективного триллера. Фильм обладает гипнотической силой и невыносимой неоднозначностью, которая сохраняется до самого финала. Это история современной России, жители которой находятся во власти неумолимых сил, мира без любви, который похож на планету непригодную для человека, место, где обычное выживание мутировало в бесконечную страсть к деньгам, улучшению общественного положения, в желание второго брака, который принесёт хорошую квартиру, секс и роскошь, в социальные медиа с их постоянной зацикленностью на себе и собственном статусе. Но всё это прикрывается или контролируется консервативными социальными нормами христианства, конформизма и национализма. «Нелюбовь» чем-то напоминает «Елену» того же Звягинцева, но есть в этом фильме и серьёзность бергмановских «Сцен из супружеской жизни». История исчезновения, которая предъявляет масштабную метафизическую дисфункцию, отсылает к «Приключению» Антониони… А единственный статичный кадр школы, из которой вот-вот должны выйти дети, кажется, имеет что-то общее со «Скрытым» Михаэля Ханеке» (Питер Брэдшоу, «The Guardian»).

«В этом изумительно красивом фильме, снятом волшебной камерой Михаила Кричмана, симпатичные люди делают очень некрасивые вещи. Но если хорошенько присмотреться, примерно так же, как герои «Нелюбви» постоянно смотрят в окна, то можно понять, что перед нами одно из самых важных заявлений о семье последнего времени. После появления трейлера фильма «Нелюбовь» некоторые пользователи сразу же прилепили к картине ярлык «очередная чернуха». Конечно же, ничего подобного в картине Звягинцева нет. Есть препарирование института семьи - холодное и безжалостное. Рождённый в нелюбви обречён на страдания. И это относится не только к 12-летнему мальчику Алёше, сбегающему из дома, но и ко всем героям фильма» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).

«Холодная, вызывающая чувство тревоги драма, которая держит в напряжении благодаря актерской игре и общей интонации, этот фильм захватывает даже в те моменты, когда ничего не происходит… Как обычно у Звягинцева, персонажи со всеми их недостатками заслуживают меньше осуждения, чем система, их окружающая. Фрагменты радио- и телевизионных новостей на протяжении всего фильма намекают на то, что мир трещит по швам: российское правительство использует СМИ как машину пропаганды, растет страх перед апокалипсисом» (Эрик Кон, «IndieWire»).

«Нелюбовь» оставит глубокий след в памяти всех тех, кто уже увидел или посмотрит фильм. Это, вероятно, самая собранная, цельная и эмоционально мощная, при всей кажущейся нейтральности авторского подхода, картина Звягинцева: она сделана с хичкоковской точностью в психологических и бытовых деталях, но при этом берёт за душу так, что долго не можешь опомниться… Не только самый мощный и важный русский режиссёр наших дней сделал эту картину, но его постоянная и неизмеримо талантливая команда. Оператор Михаил Кричман, чьи тихие кадры-приближения леденят кровь, художник-постановщик Андрей Понкратов, чей предметный мир не позволяет ни на секунду усомниться в реальности происходящего на экране, ловящий каждый нюанс художник по звуку Андрей Дергачев. А теперь к ним надо прибавить ещё и композитора Евгения Гальперина, чьи мощные и лаконичные музыкальные темы открывают и закрывают фильм» (Антон Долин, «Вести FM»).

«Как и «Левиафан», «Нелюбовь» - это беспощадный портрет эмоционально, этически и физически опустошенной страны… С помощью тревожной музыки Евгения Гальперина и блестящего саунд-дизайна Звягинцев держит зрителя на крючке и никому не обещает лёгкого выхода. Ни героям, которые, за некоторыми исключениями, его и не заслуживают, ни публике, которая, скорее всего, достаточно умна, чтобы не ждать от этого режиссёра воодушевляющих сюжетов» (Стив Понд, «The Wrap»).

«Драматургия - внятная, но в тоже время неспешная в своих наблюдениях, реалистическая, но в тоже время метафоричная - делает «Нелюбовь» очень привлекательным фильмом, но непонятно, остался ли для него зритель по крайней мере в США… Это одновременно фильм-размышление и драма об отношениях. Практически каждый знает о болезни, диагноз которой он ставит. И эпидемия не ограничивается Россией» (Оуэн Глейберман, «Variety»).

«Кажется, можно перестать переживать за Россию. Зачем, в конце концов, тратить время, когда рядом есть полный энергии, обладающий возможностями, в расцвете сил человек, который, посмотрим правде в глаза, сделает это лучше. Когда у нас прихватит сердце от очередной несправедливости, когда взгрустнется об онтологическом тупике, в котором оказалась великая страна, разве у нас будет под рукой камера Михаила Кричмана? Андрей Звягинцев, когда-то поставивший абстрактное «Возвращение» и почти комически космполитичное «Изгнание», теперь уверенно держится курса, взятого в «Елене» и развитого в «Левиафане»: он - режиссёр фильмов о судьбах родины… В «Нелюбви» представлены все фирменные темы режиссёра - православие, блудные родители, мотив многозначительного исчезновения (не новый, конечно, в европейском кинематографе), интимные стрижки, квартирный вопрос. Есть - словно на спор - минутка Тарковского: экскурсия по живописным развалинам турбазы. Как всегда, преувеличенное внимание отдано интерьерам, от брезгливо воссозданной мещанской квартирки до элегантных апартаментов, проникнутых холодом бесчувствия… При этом Звягинцев-сатирик по-прежнему может произвести впечатление разве что на интеллигентных иностранцев… Что касается Звягинцева-лирика, у него есть, конечно, свои моменты. Но чувства, которые и он, и сценарист Олег Негин испытывают к своим героям, находятся в диапазоне от презрения до приветливого равнодушия… В конечном счете ни один из портретов в «Нелюбви» не идёт дальше более или менее искусного шаржа. В том, с какой иронической тщательностью фильм воспроизводит речевые характеристики российского миддл-класса, его манеру одеваться, есть, заниматься сексом, уже в самом выборе профессий главных героев сквозит не участие и не любопытство, а неприятное, нечестное высокомерие. И жесты сочувствия - когда Звягинцев вдруг похлопывает Бориса или Женю по спине - выглядят фальшивыми. Бергман снимал свой безжалостный фильм про себя; Звягинцев снимает про других. В притче про отсутствие любви было бы здорово увидеть хотя бы отблеск этого чувства» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).

«Семья - это социальная ткань, её разложение в фильме не выглядит зловонным лишь из-за свирепых морозов, которыми оператор Михаил Кричман, как и всегда, любуется через стекла. Сцен, в которых герои стоят у окон и отражаются во всевозможных поверхностях, здесь даже чересчур много. Звягинцев в очередной раз препарирует больное общество, но теперь ему не хочется тратить время на наркоз. Поэтому многие образы кажутся кричащими… Кстати, и настроением, и композиционно «Нелюбовь» напоминает «Меланхолию» Ларса фон Триера. Там тоже было ожидание конца света, ложная разрядка и настоящая катастрофа. В итоге из-за своего виртуозного исполнения фильм, как и предполагало его название, кажется слишком рациональным. Бесчувствие его героев в какой-то момент сообщается и ему. Единственные, кто не испытывает нелюбви в этой истории, - это волонтёры, готовые перевернуть вверх дном весь мир, чтобы найти чужого ребёнка. На кого больше похож фильм - на этих подвижников или на уставших главных героев - зритель сможет решить уже 1 июня, когда картина выйдет в прокат» (Егор Москвитин, «Газета.ru»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта