БОЛЬШОЙ (Россия, 2016)
Режиссёр: Валерий Тодоровский.
В ролях: Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, Александр Домогаров, Николя Ле Риш, Маргарита Симонова, Екатерина Самуйлина, Анна Исаева, Анастасия Плотникова, Анастасия Прокофьева, Анна Тарасенко, Андрей Сорокин, Егор Туров, Анастасия Федорова, Мария Асабина, Азиза Кондыбаева, Мария Арабова, Яна Сексте, Юлия Свежакова, Николай Качура, Николай Романовский, Елена Праздникова, Игорь Захаркин, Елена Чарквиани, Павел Пархоменко, Сергей Волобуев, Ирина Савицкова.
Жанр: драма.
Юная и необычайно талантливая танцовщица Юля Ольшанская из маленького шахтёрского городка вытягивает «счастливый билет»: её замечает бывший артист балета Потоцкий и прочит будущее великой балерины, достойной главной сцены страны. Однако для того, чтобы стать бриллиантом, любому, даже самому выдающемуся алмазу, требуется огранка. Потоцкий подготавливает девочку к поступлению в Московскую академию хореографии и дальнейший путь на легендарные подмостки Большого театра для Юли лежит через стены балетной школы, где опеку над непокорной провинциалкой берёт ещё более своенравная преподавательница Галина Михайловна Белецкая. Превращение в приму потребует невероятного самоотречения, и Юля на собственном опыте должна будет убедиться, что большой балет - это не только белизна пачек, золото лож и скольжение шелковых лент. Но никакие препятствия не остановят того, у кого есть Большая Мечта…
Сценарий «Большого» написала Анастасия Пальчикова. В 2008 году она окончила ВГИК (сценарное отделение), написала сценарий к фильму Владимира Мирзоева «Её звали Муму» (2016), была одним из сценаристов альманаха «День До» продюсера Александра Цекало. А ещё Анастасия довольно известный музыкант - участница группы «суХие». Сценарий «Большого» создавался несколько лет, при этом, по свидетельствам знающих людей, «сценаристка Пальчикова год пропадала в балетной труппе».
Поставил фильм Валерий Тодоровский (1962 г. р.) - российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Сын кинорежиссёра Петра Тодоровского. В 1984 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Снял фильмы: «Катафалк» (1990, спецприз прессы и приз кинофестиваля «Дебют-90», Гран-при МКФ в Мангейме), «Любовь» (1991, приз за лучшую работу режиссёра с актёрами на кинофестивале «Созвездие» в Смоленске), «Подмосковные вечера» (1994, премия «Зелёное яблоко» за лучший фильм года, приз кинопрессы «Фильм, определяющий киностиль года»), «Страна глухих» (1998, Гран-при VI кинофестиваля «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге, Главный приз IV кинофорума «Серебряный гвоздь» в Сочи, Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» за лучший фильм года), «Любовник» (2002, Гран-при ХIII Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр»), «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004, Гран-при и приз гильдии киноведов и кинокритиков на XV Открытом Российском кинофестивале «Кинотавр», приз за лучший фильм российской программы XXVI Московского МКФ, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Карловых Варах, премия «Золотой орёл» за лучшую режиссуру), «Тиски» (2007), «Стиляги» (2008, премия «Золотой орёл» и премия «Ника» за лучший игровой фильм), телесериал «Оттепель» (2013, специальная премия «Ника» - «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа», премия «Золотой орёл» за лучший телевизионный сериал, премия Правительства РФ в области культуры за 2015 год).
Самой сложной задачей Тодоровского, с которой ему удалось отлично справиться, был кастинг. Чтобы найти актёров, которые могут танцевать и играть драматическую роль (да ещё и в двух «экземлярах» - юных девушек и похожих на них маленьких девочек), пришлось объехать всю страну и СНГ, все города, где в том или ином виде есть балет. Маргариту Симонову нашли в Варшавском театре оперы и балета - приму-балерину многое связывает с её героиней - она тоже росла без родителей, в школе-интернате.
Алиса Фрейндлих специально для роли изучала балет, чтобы не ударить в грязь лицом в компании профессиональных балерин.
Одну из ролей сыграл известный французский артист балета, хореограф Николя Ле Риш.
Съёмочный процесс занял 80 дней и проходил в Минске, Кировске и Москве, в том числе на исторической сцене Большого театра.
Постановкой танцев занимался хореограф Олег Глушков, работавший с Тодоровским в фильме «Стиляги» и сериале «Оттепель».
На съёмочной площадке были задействованы более 500 костюмов и 70 профессиональных артистов балета.
17 апреля 2017 года в Большом театре, впервые со времён «Броненосца Потёмкина», показали кино - в этот день состоялась премьера фильма «Большой».
Первоначальный вариант картины получился на 3,5 часа. Чтобы уложиться в экранное время, Валерию Тодоровскому пришлось резать материал. Как он отметил, был вынужден отказаться от сильных эпизодов, которые были вымучены на съёмочной площадке. Однако вырезанные отрывки войдут в телеверсию. Когда она выйдет на экраны, режиссёр пока не сообщил.
ВАЛЕРИЙ ТОДОРОВСКИЙ:
(о балете) «Я всегда смотрел на это искусство, как на нечто невероятное и совершенно далёкое от меня и реальной жизни. У меня нет красивой истории о том, как в детстве я увидел «Щелкунчика» и сказал маме, что обязательно сниму про это фильм. Однако оказавшись однажды на спектакле, я понял, что эта красота, которую несут из поколения в поколение, привлекательна для меня, как для кинематографиста. Мне захотелось войти в этот мир и рассказать о нём историю».
«Я хотел, чтобы это были неоднозначные герои, чтобы они проживали неоднозначную жизнь. Героини проживают три возраста, это история дружбы, взросления, обретения профессии. Мне изначально хотелось снять фильм-роман и уместить многое в эти 2 часа».
«Не думаю, что у кого-то может сложиться, просто и легко с Большим театром, потому что это мир, который живёт по своим законам, которому глобально никто не нужен. Тебя сразу воспринимают как потенциальную головную боль. Но я изначально не собирался делать клишированное кино про стекла в пуантах. И когда смог донести мысль, что фильм не про разоблачение, не про стекла в пуантах, а про балет, в этот момент нас приняли».
МАРГАРИТА СИМОНОВА:
«Когда я читала сценарий, думала, что его написала профессиональная балерина. Фильм будет очень реалистичный, и я рада, что это не сказка, придуманная и утрированная, а жизнь».
ПРЕССА:
«Обаяние «Большого» - в искреннем восхищении балетными людьми и этой невероятной профессией, которым пронизан фильм Тодоровского. Видно, что режиссёра пленяет буквально всё: одежда, привычки, сленг. Валерия Тодоровского завораживают человеческие отношения в этом странном мире, где бытовые разговоры люди ведут, привычно задрав ноги за уши, где физические перегрузки и солдатская дисциплина - норма жизни, где мальчики хватают девочек за ляжки не от похоти, а по долгу службы, где девочки уверены, что теряют девственность не в постели, а от растяжек» (Татьяна Кузнецова, «Коммерсантъ»).
«В «Большом» много остроумного юмора, преимущественно словесного. Его так много, что фильм впору называть не драмой, а трагикомедией. Благо, что у Алисы Фрейндлих весьма существенная роль, и бывшая героиня «Служебного романа», давно не появлявшаяся на большом экране, с удовольствием напоминает публике о своём комедийном даре. Её колоритная и многогранная работа в «Большом» - из числа тех, о которых в Америке пишут, что это весомый претендент на «Оскар». Когда Фрейндлих в кадре, её партнеров с трудом замечаешь. Вот что значит харизма!» (Борис Иванов, film.ru).
«В лучшие моменты в картине действительно возникает то самое ощущение, которое заставляет влюбляться в балет, - ощущение какого-то магического сверхусилия, чуда, превращающего тощих до полной прозрачности девочек в прекрасных лебедей. Но каждый раз, когда события готовы уйти в зону визуальной поэзии, Тодоровский будто нарочно бьёт себя по рукам. Или просто, как человек интеллигентный, сторонится всякой экспрессии и любого прямого и громкого высказывания. Которых, кстати, несмотря на все предпосылки, он сознательно чурался и в предыдущих работах. Или, может быть, дело в том, что режиссёр, посмотревший (по его словам) перед съёмками все значимые балетные картины, просто хотел уйти от мрачноватой бравады предшественников, показав жизнь танцоров именно как жизнь, а не путь к скорой и болезненной отставке. Получилось похоже не на блокбастер, а на французское, допустим, кино - негромкое, но изящное и предназначенное для долгой жизни на телеэкране» (Ярослав Забалуев, «Газета.Ru»).