ВРЕМЯ ПЕРВЫХ (Россия, 2017)
Режиссёр: Дмитрий Киселев.
В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Александра Урсуляк, Елена Панова, Артём Быстров, Алексей Морозов, Анатолий Котенёв, Александр Новин, Марта Тимофеева, Геннадий Смирнов, Юрий Нифонтов.
Жанр: космическая драма.
1965 год. Разгар холодной войны. Две супердержавы, СССР и США, бьются за первенство в космической гонке. Пока СССР впереди, на очереди - выход человека в открытый космос. За две недели до старта взрывается тестовый корабль. Времени на выявление причин нет. И пусть риски огромны, мы не можем уступить лидерство. Опытный военный лётчик Павел Беляев и его напарник Алексей Леонов, необстрелянный и горячий, мечтающий о подвиге, - два человека, готовые шагнуть в неизвестность. Но никто не мог даже предположить всего того, с чем им предстояло столкнуться в полёте. В этой миссии всё, что только можно, пошло не так…
В основе фильма - реальные события. 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос с корабля «Восход-2». Советская хроника того времени, конечно, уверяла, что у его экипажа - Алексея Леонова и Павла Беляева - не было проблем, а все подробные детали этого полёта долгое время оставались засекреченными. Поэтому это тот редкий случай, когда художественный фильм, пусть и снятый спустя полвека, выглядят куда правдоподобней документальных кадров. По словам Леонова, нештатных ситуаций в полёте было семь. И это был не просто риск. Сотрудники ЦУПа уже считали космонавтов погибшими, когда у «Восхода-2» отказала система управления и связь с Землёй была окончательно потеряна. Потом было приземление в незапланированной точке - в глухой тайге. И почти трое суток полного неведения - найдут ли?
Идея снять фильм о первом человеке, вышедшем в открытый космос, принадлежит Евгению Миронову. Он приступил к реализации своей задумки в качестве продюсера после того как получил одобрение от Алексея Леонова, который впоследствии стал главным консультантом проекта. В 2015 году проект получил финансовую помощь Фонда кино на безвозвратной и возвратной основах.
Первоначально режиссёрское кресло фильма с рабочим названием «Леонов» должен был занять Сергей Бодров, однако перед началом съёмок его заменил Юрий Быков («Жить», «Майор», «Дурак», сериал «Метод»). Быков успел отснять все сцены, которые происходят на земле. Затем, по соглашению с продюсерами ленты, Тимуром Бекмамбетовым и Евгением Мироновым, он покинул проект, написав на своей страничке в «Facebook» следующее: «Чтобы не было лишних вопросов и обсуждений. Давайте так. Никакой трагедии не произошло. Я уже занимаюсь другими вещами. Я всегда говорил, что режиссура в продюсерском кино - наёмная работа. Прокатный фильм - это коммерческий проект, где решение принимает автор проекта - продюсер. Режиссёр только инструмент. Не подошел один инструмент или отработал своё - поменяли. У меня никогда на этот счёт иллюзий не было. Надеюсь, не будет и у моих оппонентов, которые всегда упрекали меня за такую позицию». Тимур Бекмамбетов пояснил решение так: «В процессе подготовки космических эпизодов мы с Юрой и Женей Мироновым пришли к обоюдному решению привлечь на космический блок другого режиссёра, тяготеющего к экшн-фильмам». Таким режиссёром стал Дмитрий Киселёв (1978 г. р.), у которого был богатый опыт работы в остросюжетном кино. Он работает в команде Тимура Бекмамбетова с 1997 года. Автор большого количества рекламных роликов и музыкальных клипов. Был режиссёром второй группы на фильмах «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Особо опасен», супервайзером визуальных эффектов на фильмах «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Особо опасен» (той части, за которую отвечала компания «Базелевс»), монтировал «Ночной дозор», «Дневной дозор» (премия «Золотой орёл» за лучший монтаж фильма), «Иронию судьбы. Продолжение». Как режиссёр-постановщик работал над картинами «Чёрная молния» (в соавторстве с Александром Войтинским), «Ёлки», «Ёлки-2», «Джентльмены, удачи!» (в соавторстве с Александром Барановым), «Ёлки-3», «Ёлки 1914», сериалом «Лондонград. Знай наших».
Ведущие актёры «Времени первых» получили роли без прохождения кастинга. Евгений Миронов был инициатором и продюсером картины, и он давно хотел сыграть в паре с Константином Хабенским. Миронов и Хабенский больше года тренировались, чтобы быть готовыми к съёмкам. Оба актёра провели в спортзале в сумме около 4 000 часов, проходя курс интенсивных тренировок на физическую выносливость. По словам Миронова, съёмки сцен, в которых его герой находился в состоянии невесомости, дались ему особенно тяжело. Актёру приходилось по несколько часов быть подвешенным на тросах. Миронов пытался повторить одно из самых невероятных действий Алексея Леонова во время выхода в открытый космос - совершить «кувырок» в трубе шлюза диаметром чуть более метра, однако ему это так и не удалось. Также съёмочную группу допустили в Центр подготовки космонавтов, чтобы кинематографисты смогли увидеть, как проходит сегодня процесс подготовки человека к полёту в космос.
Создателям фильма дали доступ только к дизайну космических приборов и аппаратов. Внутреннее устройство космической техники до сих пор засекречено. Для фильма отстроили три полноразмерных макета космического корабля «Восход-2». Один из макетов использовался для съёмок сцен в открытом космосе, другой для сцен на борту корабля, а с третьим макетом снимались сцены посадки в тайге. Макет корабля для внутренних съемок состоял из шести модулей, пять из которых отсоединялись как дольки апельсина, чтобы камера и актёры могли нормально перемещаться в узком пространстве космической капсулы. Кроме того макет корабля имел такую конструкцию, которая позволяла закрепить актёров при помощи системы подвесов, чтобы они перемещались как в невесомости. На создание трёх макетов корабля «Восход-2» ушло приблизительно полгода. Создателей макетов консультировали специалисты РКК «Энергия», НПП «Звезда» и московского Музея космонавтики. Также консультантами были люди, которые участвовали в создании реального корабля «Восход-2» (например, сотрудник РКК «Энергия» Виктор Благов, один из руководителей запуска «Восхода-2»). На создание всех декораций фильма у художников ушло 8 700 часов.
Для съёмок фильма из специальных материалов, используемых в астронавтике, было изготовлено четыре скафандра (два для актёров и два для их дублёров). Вес каждого из них составлял 30 кг. Высота - 170 сантиметров. В отличие от скафандров образца 1965 года эти костюмы весили гораздо меньше, но из-за синтетических материалов в них было невероятно жарко. Шлемы были заказаны английской компании, которая занимается подобной работой для голливудских студий. На руках у космонавтов можно заметить уникальные часы, которые были выпущены по случаю первого полёта Гагарина в космос. Их художники фильма смогли найти у коллекционеров.
Специалисты по визуальным эффектам приступили к работе над картиной за полтора года до старта съёмок. Они сделали полную реконструкцию всего полёта с момента запуска «Восхода-2» и до его посадки. Занимались этим сотрудники крупнейшей в России студии визуальных эффектов CGF, в портфолио которой такие фильмы, как «Особо опасен», «Метро», «Он - дракон», «Экипаж»… Специально для сцен выхода Леонова в открытый космос студия CGF разработала уникальную для России систему дополненной реальности ViewGA, которая позволила режиссёру и оператору уже во время съёмки видеть на экране перемещения актёра в условиях виртуального космоса. Чтобы сцены в невесомости смотрелись максимально эффектно, были созданы «цифровые дублёры» Миронова и Хабенского. Актёров «отсканировали» на круговой установке из 80 фотоаппаратов. VFX супервайзером на фильме выступил Сергей Невшупов, работавший в том числе над спецэффектами к трилогии «Властелин колец», фильмам «Я, робот», «Кинг Конг», «Люди Икс: Последняя битва», «Аватар».
Съёмки фильма проходили в два этапа. Летом 2015 года снимали в Москве, в основном в павильонах с макетами, а зимой снимались сцены экстренного приземления космонавтов в пермской тайге. А зимой 2016 года группа кинематографистов во главе с режиссёром Дмитрием Киселёвым и оператором Владимиром Баштой прилетела в Пермский край, в окрестности того самого места, где 19 марта 1965 года в ручном, нештатном режиме приземлился на «Восходе-2» экипаж Беляева-Леонова. Съёмки проходили в долине реки Усьвы, в тайге при температуре минус 35 градусов. Добираться на место съёмок приходилось с помощью оборудования для скалолазания. На этот путь уходило не менее полутора часов.
АЛЕКСЕЙ ЛЕОНОВ, космонавт, дважды Герой Советского Союза, главный консультант проекта:
«Серьёзных нештатных ситуаций в полёте на «Восходе-2» было семь, из них три или четыре - смертельные... Про этот фильм можно сказать, что они даже те ситуации, которые были в реальном полёте, упростили из-за невозможности воссоздания. На самом деле было ещё хуже. А от этого у меня гордость определённая - что меня никто не раскрасил».
«Евгений Миронов, мне кажется, сыграл очень достоверно и убедительно. У него нет опыта полётов в космос, и о невесомости он имеет только теоретические знания, но он сумел почувствовать то, как живут и работают люди в космосе… Я давал фотографии, чтобы было понятно, как я выглядел в то время. Но ему, конечно, надо было тренироваться, чтобы выглядеть на экране соответственно. У него всё получилось. Он хороший актёр. И Хабенский сыграл Павла Ивановича Беляева прекрасно!»
«В кино, конечно, невозможно показать всё, что происходит на орбите. От многих нюансов пришлось отказаться, но, я считаю, что фильм от этого не стал менее реалистичным».
«В фильме есть моменты, которые пугают даже меня. В космосе я выполнял задачу, не очень задумываясь об опасности, которая была связана там с каждым движением. А в кино, где драматические моменты выделены особенно, и на них концентрируется внимание зрителей, всё выглядит иначе. И это при том, что я-то отлично понимаю, что картинка на экране - это художественный взгляд, а не документальные хроники событий».
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ:
«Не понимал, как до сих пор в России не сняли эту историю… Подумал, что как-то надо начинать, и решил позвонить Алексею Леонову. Он сказал - приезжай. Леонов стал рассказывать мне многое из того, что не было известно. Он настоящий герой... Королёв знал, что только Леонов мог совершить этот поступок».
«Мы ничего не придумали, восемь раз они должны были погибнуть. Впервые в истории корабль был посажен в режиме ручного управления. Наш фильм стал посвящением командиру корабля Павлу Беляеву. Вы не представляете, как я волновался перед тем, как показать фильм Леонову… После просмотра он мне сказал: «Мне только сейчас стало страшно!».
ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ:
«Это не фильм-катастрофа, это фильм об успехе человека. Мы сделали фильм и рассказали историю героя, который не смотрел под ноги, а смотрел вперёд и вверх. Пройдя весь путь с героями Евгения Миронова (Алексей Леонов) и Константина Хабенского (Павел Беляев), люди поверят в то, что они могут всё».