ПУТЕШЕСТВИЕ ВРЕМЕНИ
(«Voyage of Time: Life's Journey», Франция-Германия-США, 2016)
Режиссёр: Терренс Малик.
Жанр: документальная драма.
Этот фильм расскажет историю нашей Вселенной, начиная с момента её зарождения, и историю возникновения нашей планеты. Суровая геология молодой Земли. Древние вулканы. Первые клетки, растущие, делящиеся, исследующие каждый доступный кусочек пространства. Рождение рыб, лесов, динозавров и человека. Это подлинный гимн природе, жизни и Вселенной! Авторы фильма предлагают зрителям отправиться в невероятное путешествие в прошлое, присмотреться к настоящему и подумать о будущем. После стольких лет существования человечества можем ли мы ответить на вопрос: кто мы такие? Зачем мы здесь? Куда мы идём?
Драма классика американского кино Терренса Малика (1943 г. р.), создателя картин «Пустоши» (1973), «Дни жатвы» (1978, приз за режиссуру Каннского МКФ), «Тонкая красная линия» (1998, семь номинаций на премию «Оскар»), «Новый свет» (2005), «Древо жизни» (2010, «Золотая Пальмовая Ветвь» в Каннах), «К чуду» (2012, приз Приз Всемирной католической ассоциации по коммуникациям и после участвовал на кинофестивале в Торонто), «Рыцарь кубков» (2015). Малик известен затворническим образом жизни. Он не показывается на публике и не даёт интервью. Практически не посещает фестивальных показов собственных фильмов, не принимает участия в их раскрутке. Малика называют великим визуальным поэтом уровня Тарковского и Кубрика. Его первые два полнометражных фильма вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В отношении более поздних работ кинокритики разделились на два полярных лагеря.
Много лет назад, задолго до начала работы над этим фильмом, Малик всерьез заинтересовался астрономией, биологией и философией. Долгие годы он собирал материалы, общался с учёными, исследователями и новаторами в самых разных областях, от физики до антропологии. Фильм «Путешествие времени» был изначально задуман как некое концептуальное произведение под названием «Q». Работа над проектом началась ещё в 1979 году, но потом Малик его забросил. Сюжет фильма должен был описывать историю любви, разворачивающуюся на Среднем Востоке во времена Первой мировой войны. Начинаться фильм должен был с пролога, события которого происходили в доисторические времена. В конце концов, Малик убрал из фильма повествование о Первой мировой войне и развил идею с прологом. Сюжет фильма стал более метафорическим, в нём появился спящий Бог, отдыхающий в глубинах вод, которому во сне приходят мысли о происхождении и строении Вселенной. По словам продюсеров фильма Николаса Гонды и Сары Грин, Малик начал снимать кадры для этого фильма ещё с 1970-х. Тогда, например, была снята сцена с охотой австралийских аборигенов в пустыне. Активную работу над проектом Малик начал в 2003 году, когда получил грант от Национального географического общества. Всё началось с долгих консультаций со специалистами по физике, биологии и естественной истории, необходимых для выстраивания правильной хронологии, а закончилось созданием полноценной экспериментальной лаборатории.
Главным научным консультантом Терренса Малика при создании этого фильма был доктор Эндрю Кнолл, являющийся профессором Гарвардского университета, а также консультантом NASA и автором работ о ранних периодах эволюции и истории Земли («Жизнь на молодой планете: Первые три миллиарда лет эволюции на Земле» и «Биология: Как работает жизнь»).
Съёмки фильма начались в 2003 году, когда знаменитый оператор-документалист Пол Эткинс, посвятивший много лет исследованиям и съёмкам разных культур и дикой природы (и, кроме того, работавший оператором второй группы на фильме «Выживший», награжденном «Оскаром» как лучший фильм 2015 года), сообщил создателям фильма о происходящем извержении вулкана на Гавайях. В результате Эткинса отправили туда, чтобы снять самые завораживающие кадры фильма, в которых раскалённая лава попадает в океан. Во время съёмок этих кадров, один из операторов прибывших туда с Эткинсом, настолько близко подобрался с камерой IMAX к раскалённой лаве, что у него оплавилась обувь… В конце концов, была создана международная съёмочная группа фильма, которая колесила по всей планете в поисках остатков первобытной природы и выдавала нескончаемый поток кадров из мест вроде чилийской пустыни Атакама или секвойевых лесов в Калифорнии.
Фильм также был бы невозможен без участия группы специалистов по визуальным эффектам во главе с Дэном Глассом («Матрица: Перезагрузка», «Бэтмен: Начало», «Древо жизни»). Перед этой командой стояло 4 основные задачи: изобразить то, что было до того, как появилась Солнечная система, и что будет происходить с нашей Вселенной в будущем, используя последние научные теории в этой области; изобразить протопланетарный диск, из которого образуются планеты Солнечной системы; визуализировать самые первые одноклеточные формы жизни и переход от них к всё более сложным организмам; воссоздать животных, которые уже вымерли на Земле. По словам Дэна Гласса, Терренс Малик хотел получить от фильма такое ощущение, как будто все его сцены нарисованы разными художниками. В процессе подготовки к фильму Малик и Гласс создали «опытный цех» – по аналогии с заводским производством, где в таких цехах испытывают новейшие разработки. Они проводили эксперименты, наблюдали за тем, как выглядят различные жидкости, краски и газы, когда их снимают с высокой частотой кадров. Кинематографисты испытывали всё - от гелей и стекла до дымовых машин и ёмкостей с жидкостями, добиваясь самых разных эффектов, создали специальные «вибростолы» и лили на них молоко, краски, прочие жидкости, чтобы воспроизвести галактику, использовали большие аквариумы, ферромагнитные жидкости, снимали на сильном контровом свете стеклянные шары, соединяли кадры, полученные при помощи электронного микроскопа, с компьютерной анимацией, использовали оригинальные снимки, сделанные космическим телескопом Хаббл, задействовали суперкомпьютер, создавая цифровой зверинец вымерших существ (динозавры были воссозданы с помощью заслуженного палеонтолога Джека Хорнера, регента-профессора в университете штата Монтана и куратора палеонтологии в музее естественной истории Скалистых гор). «В этом фильме, – говорит Гласс, – нам удалось приблизиться к идеальному балансу между цифровыми и вручную созданными эффектами».
Первоначально планировалось, что рассказчиком за кадром в этом фильме станет Эмма Томпсон, но в итоге её место заняла Кейт Бланшетт. Было создано две версии картины: 40-минутный «Voyage of Time: The IMAX Experience» для кинотеатров IMAX и 90-минутный «Voyage of Time: Life’s Journey» для обычных. Брэд Питт (он же один из продюсеров фильма) озвучивает IMAX-версию, а Кейт Бланшетт - 35мм полнометражную версию. Для российского проката фильм озвучил Константин Хабенский.
Мировая премьера «Путешествия времени» состоялась 7 сентября 2016 года на Венецианском МКФ, где фильм был представлен в основной конкурсной программе.
НИКОЛАС ГОНДА, продюсер:
«Терри всегда считал природу одним из главных персонажей в любом сюжете, но теперь в «Путешествии времени» он полностью сосредоточился на этом персонаже и на его невероятной истории… Я помню, как Терри приносил нам книги, испещрённые заметками на полях - книги, которые он читал в университете, и даже в школе. Я думаю, что сама идея живёт в Терри с детства - с тех пор, когда он, как многие из нас, смотрел в небо и впервые задумался о месте человечества во Вселенной… Это детское восхищение породило годы исследований, а за ними пришло вдохновение. Я очень давно знаю Терри, и мне всегда было понятно, что этот фильм - его настоящее призвание и он не успокоится, пока не сделает его. Как художник, он упорно шёл к своей цели, и его страсть была заразительна - думаю, во многом именно благодаря ей всё состоялось».
ЭНДРЮ КНОЛЛ, главный научный консультант фильма:
«Я как-то в шутку сказал Терри, что, если бы я сам снимал этот фильм, он бы даже отдалённо не напоминал то, что он сделал. Это был бы скорее обычный кусок научпопа - краткий обзор того, что нам известно, откуда нам это известно и когда это случилось. Но Терри ставил перед собой совсем другую задачу. Его фильм задаётся вопросом, как мы, рождённые в результате долгого процесса эволюции, мыслим себе этот процесс? И он исследует это при помощи невероятно выразительных образов, подобных которым я никогда не видел и, может быть, уже не увижу. Это самый оригинальный и уникальный рассказ об истории жизни на Земле. Этот фильм не имеет ничего общего с привычным форматом научно-популярного фильма, когда пожилой натуралист в бермудах ходит по саванне и рассказывает о муравейниках. У Терри уровень совершенно другой, и он с лёгкостью отбрасывает все прежние условности. Такой подход не просто имеет право на существование - мне кажется, давно пора было какому-нибудь выдающемуся кинорежиссёру остановиться и сказать, что самый удивительный на свете сюжет - это сюжет о зарождении жизни. И это история, которая касается каждого. Если взглянуть на фильм без предрассудков и впитать не только его красоту, но и глубину мысли, невозможно остаться к нему безразличным. В наше время, когда мы совершенно оторваны от природы, этот фильм способен приковать зрителя к креслу и отправить в путешествие по Вселенной».
«Я должен был убедиться, что Терри правильно понимает науку. Всё, что вы видите на экране - порождение его творческого гения, но он присылал мне тексты, и я давал по ним конкретные комментарии, которые мы с ним долго обсуждали. О ранних периодах истории Земли известно далеко не всё, но есть и многое, что хорошо изучено. В финальных версиях фильмов нет никаких грубых ошибок или сильных расхождений с современными научными представлениями. Есть спорные моменты, относящиеся к хронологии: учёные до сих пор спорят, когда появились первые клетки - 3,5 или 4 миллиарда лет назад? Но в контексте фильма такие вопросы не так важны, поскольку фильм показывает весь процесс эволюции».
«Каждый знакомый мне учёный считает, что Вселенная, жизнь и природные явления - бесконечная кладезь тайн. Знания не лишают нас способности удивляться загадкам природы; наоборот, только усиливают её. Наша работа, работа учёных - тянуться к загадке и пытаться понять её. Это же делает и Терри, по-своему».
«Можно сказать, что Малик шёл к этому фильму всю свою жизнь - и теперь, кажется, он достиг того, к чему стремился. Я видел почти все его фильмы, но «Путешествие времени» мне нравится больше прочих. Это фильм, о котором вы будете думать ещё долго после того, как в зале зажжётся свет».