Манчестер у моряМАНЧЕСТЕР У МОРЯ
(«Manchester by the Sea», США, 2016)
Режиссёр: Кеннет Лонерган.
В ролях: Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Кайл Чендлер, Лукас Хеджес, Гретхен Мол, С. Дж. Уилсон, Тейт Донован, Кара Хэйуорд, Эрика Макдермотт, Мэттью Бродерик, Хизер Бёрнс, Бен О’Брайэн, Ричард Донелли, Вирджиния Лоринг Кук, Куинси Тайлер Бернстайн, Мисси Ягер, Стивен Хендерсон.
Жанр: драма.

Нелюдимый и погруженный в себя Ли Чендлер (Аффлек) работает сантехником в многоквартирном доме в Бостоне. Узнав, что его старший брат Джо (Чендлер) умер, Ли возвращается в родной городок Манчестер-у-моря. Он вынужден вновь столкнуться со своим трагическим прошлым, которое разлучило его с женой Рэнди (Уильямс) и вынудило покинуть город, где он родился и вырос. Неожиданно он узнает, что в завещании брат указал его в качестве опекуна 16-летнего племянника Патрика (Хеджес). Через взаимоотношения с подростком Ли пытается найти смысл дальнейшего существования…

Сценаристом и постановщиком картины выступил Кеннет Лонерган - известный театральный драматург, сценарист кинокартин «Анализируй это» (1999), «Приключения Рокки и Буллвинкля» (2000), «Анализируй то» (2002), «Банды Нью-Йорка» (2002), а также автор сценариев к своим режиссёрским работам - «Можешь рассчитывать на меня» (2000, номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший сценарий», а также получила гран-при жюри кинофестиваля «Сандэнс») и «Маргарет» (2008, премия FIPRESCI на Венецианском МКФ).

Изначально предполагалось, что Лонерган лишь напишет сценарий, а Мэтт Дэймон, работавший с Лонерганом на его втором фильме «Маргарет», поставит картину и сыграет главную роль. Но в итоге Дэймон довольствовался должностью продюсера. В 2014 году сценарий «Манчестера у моря» находился в так называемом «Чёрном списке» лучших сценариев, которые были не реализованы.

Главную же роль в «Манчестере у моря» исполнил Кейси Аффлек (1975 г. р.) - американский актёр театра, кино и телевидения, а также кинорежиссёр (дебютировал в режиссуре с мокьюментари «Я всё ещё здесь»), кинопродюсер и сценарист. Кейси на три года младше своего брата - известного голливудского актёра, сценариста и режиссёра Бена Аффлека. В актёрской фильмографии Кейси Аффлека - «Одиннадцать друзей Оушена», «Джерри», «Двенадцать друзей Оушена», «Тринадцать друзей Оушена», «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», «Прощай, детка, прощай», «Убийца внутри меня», «В бегах», «Как украсть небоскрёб», «Интерстеллар», «Три девятки», «И грянул шторм». Кстати, на театральной сцене Кейси появлялся в спектакле «Это наша юность», с которым Кеннет Лонерган дебютировал в Вест Энде. Кейси Аффлек - веган, участвует в работе организации «Люди за этичное обращение с животными». Его лучший друг - Хоакин Феникс.

Основную женскую роль в фильме сыграла Мишель Уильямс. Она родилась 9 сентября 1980 года. Хотя первоначально Уильямс снималась в основном в молодёжных комедиях, в дальнейшем её стали чаще приглашать на роли в независимом кино, например, «Станционный смотритель» (2003) и «Земля изобилия» (2004). За роль в фильме «Горбатая гора» (2005) Уильямс номинировали на «Оскар» и «Золотой глобус», а за роль в фильме «Венди и Люси» (2008) - на премию «Независимый дух». Во время съёмок «Горбатой горы» Мишель начала встречаться с Хитом Леджером, от которого в 2005 году родила дочь Матильду. В сентябре 2007 года пара рассталась, из-за чего Леджер страдал от депрессий. В январе 2008-го Леджер скончался от передозировки медикаментов. В начале 2010 года в прокат вышел фильм Скорсезе «Остров проклятых», в котором Уильямс сыграла умершую жену героя Леонардо Ди Каприо. В 2011 году она была номинирована на «Оскар» как лучшая актриса за роль в фильме «Голубой Валентин» (2010). Другие известные фильмы с её участием: «Список контактов» (2008), «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (2008), «Мамонт» (2009), «7 дней и ночей с Мэрилин» (2011), «Любит / Не любит» (2011).

Фамилия актёра Кайла Чендлера («Кинг Конг», «Королевство», «День, когда Земля остановилась», «Супер 8», «Цель номер один», «Волк с Уолл-стрит», «Кэрол») совпадает с фамилией его героя в фильме.

На роль Патрика был выбран Лукас Хеджес - юный актёр, успевший поработать с весьма именитыми режиссёрами Голливуда («Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт», «Теорема Зеро»).

Одну из одноклассниц Патрика сыграла Анна Барышникова - дочь танцора балета Михаила Барышникова, во времена Холодной войны сбежавшего в США из СССР.

Съёмки фильма с бюджетом $8 500 000 проходили на северном побережье штата Массачусетс: на мысе Кейп-Энн примерно в 50 км к северо-востоку от Бостона, в Манчестере, Беверли, Сейлеме и Глостере. Полное название города Манчестера - Manchester-by-the-Sea, что в переводе означает «Манчестер у моря».

Премьера «Манчестера у моря» состоялась на кинофестивале «Сандэнс» 23 января 2016 года. Позднее фильм был участником престижного МКФ в Торонто. «Манчестер у моря» получил премии «Оскар» и BAFTA за лучший оригинальный сценарий (Кеннет Лонерган), премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за лучшую мужскую роль (Кейси Аффлек). Картина также была номинирована на премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр» и «Лучшая женская роль второго плана» (Мишель Уильямс).

Картина была удостоена высоких оценок мировых критиков. На сайте-агрегаторе рецензий «Rotten Tomatoes» кинолента имеет рейтинг 96 % на основе 260 отзывов, со средним балом 8.9 из 10. На сайте Metacritic фильм имеет 96 баллов из 100 на основе 52 отзывов. «Манчестер у моря» был включён в подавляющее большинство списков лучших фильмов года.


КЕННЕТ ЛОНЕРГАН:
«Мы снимали картину на мысе Кейп-Энн с конца февраля по начало мая. Поначалу было очень холодно, но невероятно красиво. На мысе ты всё время находишься у воды. Я очень люблю океан, обожаю снимать с лодки, мне нравятся гавани, доки и рыбацкие домики Манчестера, Глостера и Беверли. Я получил огромное удовольствие от съёмок, несмотря на то, что мы серьёзно выбились из графика и нередко валились с ног от усталости с твёрдым решением больше не выбираться из тёплой постели ни под каким предлогом… Никогда не знаешь наперед, чем закончится сценарий, когда садишься за работу. Наверное, многое зависит от жизненного опыта писателя, его эмоциональных переживаний, психологического состояния. Любой из нас стремится создать нечто, что заинтересует читателей и зрителей. В работе над каждым фильмом я больше всего люблю наблюдать за тем, как рукописное произведение превращается в гармоничный визуально-звуковой ряд, который зрители забирают домой в форме эмоций и воспоминаний. Любой фильм похож на живое растение. О нём необходимо заботиться и ухаживать за ним, чтобы он расцвёл. В качестве питательной среды выступают эмоции и идеи актёров и закадровой команды. Наши фильмы - эссенция наших фантазий и переживаний, которая, мы надеемся, станет частью внутреннего мира каждого зрителя, как стала неотъемлемой частью каждого из нас».

КЕЙСИ АФФЛЕК:
«Я верил в Кеннета Лонергана и этот материал. Каждое слово в сценарии тщательно выверено, и, конечно, этот человек никогда не обходится хотя бы без капли действительно хорошего юмора - он умеет отыскать его в любой ситуации. И этот юмор не обесценивает драму - думаю, он ещё глубже позволяет прочувствовать трагедию. Я считаю Кеннета членом семьи и очень люблю. Я ощущал подобное ещё до старта съёмок, а сейчас это чувство многократно усилилось. Он очень чуткий и отзывчивый человек, но никогда не обходится без юмора… Я участвовал в одной из его постановок, а также читал некоторые другие его работы - в общем, был в достаточной степени знаком с его произведениями, чтобы понимать, что ещё лучше их сделать невозможно. Я вносил корректировки и предлагал идеи, касающиеся исключительно актёрской составляющей, потому что сценарий и так был идеален. Наверное, звучит глупо, но это действительно так. Никто не чувствует замысловатые сложности стиля Кеннета лучше его самого. Он доверяет своим актёрам, но непреклонен, если уверен в том, что диалог может звучать лучше. Он гениален; никто бы не смог помочь мне больше, чем это сделал он, руководя моей работой с терпением и чуткостью».


ПРЕССА:

«Фильм-роман, большая постановка жизни, «Манчестер у моря» (или «Манчестер-у-моря», это город в штате Массачусетс) - один из самых камерных, бытовых, по-хорошему традиционных и в то же время масштабных картин оскаровского шорт-листа. Тот самый случай, когда актёры полностью растворяются в персонажах, а постановщик - любовно и безжалостно - на два с половиной часа открывает для зрителя полный доступ к чужой судьбе… И как в любом большом и значительном, тонко прочувствованном, блестяще сыгранном, заключённом в долгий хронометраж куске реальности, основной сюжетной линией и основным приключением здесь становится сама жизнь, которая опять и опять побеждает смерть неизвестным науке способом» (Мария Кувшинова, «GQ»).

«Манчестер у моря» - маленький фильм о маленьких людях, и в этом его несомненное достоинство… Тихая прелесть «Манчестера у моря» - в стертости провинциального быта, убаюкивающего своей неизменностью. Сам фильм говорит на таком языке. В нём нет намека на позерство или концептуальность, он позволяет отстраненно следить за жизнями обитателей одноэтажной Америки и радостно поражаться, как всем им друг с другом не скучно. Поэтому здесь много юмора и неброской нежности, филигранно разыгранной актёрским ансамблем, от знаменитой (и тоже получающей номинации пачками) Мишель Уильямс до безвестных эпизодников… «Манчестер у моря» - о невысказанности, точнее даже, невысказываемости некоторых переживаний. Не случайно главный герой косноязычен и молчалив: ему проще ударить оппонента, чем возразить в споре. И мы видим (а также слышим), как в ситуации абсолютного тупика на помощь приходит штамп, стёртое клише. Будто на похоронах близкого человека звучит эта осточертевшая музыка и вдруг ты, не успев задуматься и осознать, плачешь - и становится чуть легче» (Антон Долин, «Афиша daily»).

«Манчестер у моря» - печальный, немногословный фильм о боли и самобичевании, именно о боли как таковой, а не о её преодолении. Весь фильм зритель, привыкший к традиционным способам изживания боли на экране, будет невольно ждать исповеди, слёз, пронзительных монологов, искупления, катарсиса, но так и не дождётся. Всё это постановщик Кеннет Лонерган оставляет менее дальновидным и более склонным к мелодраматизму коллегам, а сам углубляется в дебри, из которых в реальной жизни порой практически нет возврата… Ларс фон Триер однажды сказал, что кино должно раздражать, как камень в ботинке, и «Манчестер» с этой целью справляется на сто процентов. Похожую мысль высказал когда-то и Дэвид Финчер: «Не уверен, что кино должно развлекать. Мне интереснее кино, которое ранит». Новый фильм Лонергана однозначно ранит и не очень-то развлекает. Он призван разбередить и в своих героях, и в зрителях застарелые раны, но не собирается давать ответы на вечные вопросы бытия и говорить, что всё будет окей. Он прост и суров, как сама жизнь» (Елизавета Калугина, «Rolling Stone»).

«Манчестер у моря» - кино продолжительное и неспешное, без насыщенного и драматичного сюжета. Его суть - не в событиях, а в создании объёмного портрета скрытого от посторонних глаз мужского страдания и его причудливых проявлений. При этом страдание героев столь глубоко и болезненно, что его нельзя изжить в течение экранного времени, как это обычно бывает в сентиментальных голливудских лентах. «Манчестер у моря» заканчивается на оптимистичной, но не на хеппи-эндной ноте, и это правда жизни… Хороший ли это фильм? Безусловно - если вы ходите в кино, чтобы проникнуть в жизнь других людей, а не для того, чтобы забыться и насладиться завораживающим зрелищем. Хотя Лонерган происходит из Нью-Йорка, а не из Бостона, о персонажах «Манчестера у моря» говорят, что они как будто списаны с натуры, и фильм сильнее всего действует на тех, кто может узнать себя и своих близких в его героях. Важно отметить, что, несмотря на мрачность описываемых событий и переживаний, это не гнетущее кино. В нём есть юмор, есть свет, есть любовь, есть борьба с обстоятельствами, а не только сдача на волю судьбы» (Борис Иванов, film.ru).

«Трагическое происшествие запускает цепочку событий, которые следуют друг за другом согласно не трёхактной структуре, но как будто спонтанно. «Манчестер у моря» - кино о том, как вещи происходят: есть причины, есть следствия, есть поправка на случайность и на непредсказуемость человеческой эмоции, но нет организующего или направляющего принципа в основе, будь то классические законы драматургии или античный рок; поэтому фильм Лонергана - не трагедия, хотя иногда хочется его так назвать» (Андрей Карташов, «Сеанс»).

«Это добротное, хотя и несколько предсказуемое кино, с отличной актёрской работой… Но самое интересное в этом фильме, всё-таки, не люди, а интерьеры и пейзаж. Эти пуританские дома с узкими деревянными лестницами, кривыми полами и скошенными стенами, забитые старой, неуклюжей, пыльной, бессмысленной мебелью; эти маленькие тёмные комнатки с низкими потолками, в которых даже микроволновка кажется предметом из восемнадцатого века; этот невыветриваемый запах достойной бедности, которым дышит поколение за поколением, всё время на грани, всё время в ожидании семейной катастрофы. А вокруг вечный сквозной ветер с океана; серые скалы; покорёженные, выброшенные на берег рыбацкие снасти; древние деревянные морские посудины с ржавыми моторами качаются на свинцовых волнах. Хотя «Manchester by the Sea» уже записали в один из главных оскаровских претендентов, это, прямо скажем, не выдающийся фильм. И тем не менее в нём, кажется, звучит какая-то трогательно-пронзительная нота. Если получится её услышать, то два с лишним часа, которые он длится, кажутся потраченными не зря» (Борис Локшин, «Искусство кино»).

«Кейси Аффлек… играет скупо, без сложного выражения лица и очевидно лишнего здесь надрыва (но запомним, например, как в сцене в морге он с полсекунды не знает, куда деть руки - в карманы, на пояс? - на таких штрихах по большей части и держится роль). Режиссура Кеннета Лонергана тоже в основном сдержанна (если не считать перебора с классической музыкой в самых драматических сценах): камера равнодушно скользит по холодным пейзажам и тесным интерьерам, не спешит давать крупный план. Так что когда в кадре ненадолго теплеет, это происходит словно бы само собой (просто реплика, жест, взгляд), но ради этой нечаянной и мимолётной, ненарочитой теплоты всё и затеяно. В этом отличие «Манчестера у моря» от фильмов, которые так и лезут к зрителю с объятиями и утешениями. А тут тебе как будто просто говорят: холодно? Ну, на вот, шапку надень» (Олег Зинцов, «Ведомости»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта