Т2 ТРЕЙНСПОТТИНГ
(«T2 Trainspotting», Великобритания, 2017)
Режиссёр: Дэнни Бойл.
В ролях: Юэн Макгрегор, Джонни Ли Миллер, Роберт Карлайл, Юэн Бремнер, Анжела Недялкова, Келли Макдональд, Кевин Маккидд, Стивен Робертсон, Ширли Хендерсон, Ирвин Уэлш, Логан Гиллис, Бен Скелтон, Эйден Хаггарти, Дэниэл Смит, Элайджа Вульф, Джон Кэйзек.
Жанр: драма.
Сначала была возможность… потом было предательство. Минуло двадцать лет. Многое изменилось, но также многое осталось неизменным. Марк «Рента» Рентон (Макгрегор), разведясь с женой и разочаровавшись в жизни в Голландии, возвращается в единственное место, которое может называть домом - в Эдинбург. Там его ждут старые друзья - Дэниел «Кочерыжка» Мерфи (Бремнер), который стал отцом, но так и не слез с героина, и Саймон «Кайфолом» Уильямсон (Ли Миллер), который переключился на кокаин и занялся шантажом в паре с болгарской проституткой Вероникой (Недялкова). Вместе приятели решают превратить запущенный бар Саймона в популярную сауну-бордель. Тем временем Фрэнсис «Франко» Бэгби (Карлайл) сбегает из тюрьмы и пытается приобщить сына-студента к семейному бизнесу - кражам со взломом. Так что очередная передряга не за горами…
«Т2 Трейнспоттинг» - продолжение ленты «На игле» («Trainspotting», 1996), снятой всего за 2 миллиона долларов (и заработавшей в 35 раз больше). Первый «Trainspotting» повествовал о четырёх молодых героиновых наркоманах из Эдинбурга, из уст которых весьма парадоксально звучал призыв «Выбирай жизнь!» Картина Дэнни Бойла оказала влияние на целое поколение молодых людей и прославила писателя Ирвина Уэлша.
Дэнни Бойл (1956 г. р.) - британский кинорежиссёр и продюсер. Два первых фильма, снятых Бойлом по сценарию Джона Ходжа, - «Неглубокая могила» и «На игле» - сразу принесли ему награды Британской академии кино и телевидения и номинацию на премию «Оскар». Картина «На игле» до сих пор остаётся одним из самых любимых - и прибыльных - фильмов в истории британского независимого кинематографа. Дэнни Бойл является также режиссёром фильмов «Менее привычная жизнь», «Пляж», «28 дней спустя», «Миллионы», «Пекло». В 2009 году он получил премию «Оскар» в номинации «Лучший режиссёр» за фильм «Миллионер из трущоб». В целом фильм получил восемь премий «Оскар», плюс номинацию «Лучший фильм», и свыше 100 других профессиональных наград. Следующие фильмы Бойла - «127 часов» (номинирован на премию «Оскар» в 6 категориях, включая номинацию «Лучший фильм», и выдвинут на премию Британской академии кино и телевидения в 9 категориях), «Транс», «Стив Джобс». Бойл также выступает в качестве постановщика телевизионных проектов и театрального режиссёра (в 2011 году поставил на сцене Национального театра отмеченный многими наградами спектакль «Франкенштейн»). Заслуженное признание публики во всем мире принесла Бойлу постановка торжественной церемонии открытия Олимпийских игр 2012 года в Лондоне.
Бойл пытался снять продолжение своего хита с января 2009 года. Главным камнем преткновения была работа над сценарием. В марте 2013 года Бойл заявил, что планирует делать очень вольную интерпретацию романа Ирвина Уэлша «Порно» - продолжения оригинального романа, который лёг в основу предыдущего фильма. Сценарий нового фильма написал часто сотрудничающий с Бойлом Джон Ходж («Неглубокая могила», «На игле», «Жизнь хуже обычной», «Пляж», «Транс»). Рабочим названием фильма во время съёмок было «Порно». В своем интервью в мае 2014 года автор романов «На игле» и «Порно» Ирвин Уэлш заявил, что «мы не хотим очернить наследие оригинального фильма, а хотим создать что-то свежее и современное». «Т2 Трейнспоттинг» стал первым сиквелом Дэнни Бойла в качестве режиссёра и вторым сиквелом в качестве продюсера (в 2007 году он спродюсировал «28 недель спустя» – продолжение своего фильма «28 дней спустя»). «Т2» в названии нового фильма перекликается с сокращением боевика «Терминатор 2: Судный день» (1991) Джеймса Кэмерона. По словам Дэнни Бойла, он дал такое название фильму только с одобрения Кэмерона.
Главные роли в «Т2» сыграли те же актёры, которые снимались в оригинальном фильме 1996 года. Ещё на подготовительном этапе создатели фильма проводили фокус-группы, которые показали, что зрители однозначно хотят видеть в главных ролях только прежних актеров фильма «На игле» - Юэна Макгрегора («Интимный дневник», «Бархатная золотая жила», три эпизода киносаги «Звёздные войны», «Мулен Руж!», «К чёрту любовь!», «Крупная рыба», «Остров», «Мечта Кассандры», «Ангелы и демоны», «Я люблю тебя, Филлип Моррис», «Призрак», «Такой же предатель, как и мы»), Джони Ли Миллера («Хакеры», «Планкетт и Маклейн», «Охотники за разумом», «Эон Флакс», «Мрачные тени», «Византия», сериал «Декстер» и Шерлок Холмс в сериале «Элементарно»), Юэна Бремнера («Кислотный дом», «Большой куш», «Матч пойнт», «Сквозь снег», «Исход: Цари и Боги»), Роберта Карлайла («Рифф Рафф», «Мужской стриптиз», «Планкетт и Маклейн», «Людоед», «И целого мира мало», фильмы Бойла - «Пляж», «28 недель спустя»), а также жаждут появления Келли Макдональд, сыгравшей в первой части подружку Марка.
Появление Юэна Макгрегора в актёрском составе сиквела фильма «На игле» ознаменует его четвёртую совместную работу с Дэнни Бойлом (ранее - «Неглубокая могила», «На игле» и «Менее привычная жизнь») и первую работу с Бойлом с 1997 года. Актёр и режиссёр поссорились, когда последний пригласил на главную роль в триллере «Пляж» (2000) не Макгрегора, а Леонардо Ди Каприо. Кроме того, это будет второй случай за актёрскую карьеру Макгрегора, когда он во второй раз появится на экране в одной и той же роли. Первым случаем стало исполнение роли Оби-Вана Кеноби в приквелах к оригинальной трилогии «Звёздные войны».
Над музыкой к «Т2» работал давний творческий партнёр Бойла Рик Смит («На игле», «Пляж», «Пекло», «Франкенштейн», церемония открытия Олимпийских игр в Лондоне, «Транс»), который со времени создания группы «Underworld» более двух десятилетий тому назад добился творческого и коммерческого успеха, исследуя бесконечные возможности использования электронной музыки в кинематографе, на телевидении и на театральной сцене.
Съёмки фильма «Т2 Трейнспоттинг» начались 10 марта 2016 года и прошли в основном в Эдинбурге (Шотландия), с выездом на несколько дней в Глазго. Картина вышла в прокат в январе в Великобритании и заработала на старте более 6 миллионов долларов. Это самый успешный в кассовом отношении уик-энд по сравнению с другими фильма Бойла, а также третий в списке самых кассовых первых уик-эндов Британии среди фильмов с рейтингом 18+.
Рейтинг «Т2» на сайте «Rotten Tomatoes» составляет 75 %, со средним показателем 6.8 / 10 (на основе 57 рецензий). Вердикт сайта гласит: «T2 добавляет опьяняющий, эмоционально-резонирующий постскриптум к своему предшественнику, несмотря на то, что в полной мере не передаёт свежесть и острые ощущения оригинала». Портал «Metacritic» оценивает ленту показателем 62/100 балла на основе 13 рецензий, с вердиктом «в целом положительные отзывы».
РОБЕРТ КАРЛАЙЛ:
(об эмоциях, когда он узнал о съёмках сиквела) «Это было у всех… наверное, сочетание нервозности и какого-то щенячьего восторга. Мы слишком долго ждали, чтобы вот так вновь встретиться на съёмочной площадке. Я думал, будет тяжело, но, к счастью, заблуждался. Можно сказать, что я разыскал старые тапочки, которые были мне точно впору. Я знаю этого Бегби, как облупленного. Он, конечно, существенно изменился за это время, но остался таким же забавным малым с толикой отчаяния. Теперь его жизнь никак нельзя назвать весёлой. И именно это описывается в фильме. Режиссёр рассказывает, чем парни занимались последние 20 лет и куда их это привело. Картина очень эмоциональна, куда эмоциональнее, чем я мог себе представить. Возможно, даже эмоциональнее, чем мог себе представить сам Дэнни».
ДЖОННИ ЛИ МИЛЛЕР:
«Я всегда был убежден в том, что не имеет смысла делать сиквел фильма «На игле» до тех пор, пока не будет найдена существенная на то причина. Как мы меняемся с возрастом? Чем занимаемся? Что стало с нашими персонажами? Какие выводы они сделали? Логичный сиквел о том, кто от кого убежал, и кто кому отомстил, стал бы очень скучным и пресным. Единственный способ снять интригующий сиквел состоял в том, чтобы заложить между двумя картинами полноценные человеческие жизни… Первый фильм ухватил дух времени, вышел в нужное время и в нужном месте. Повторить это было невозможно. И смысла в этом не было никакого. Мне было интересно сыграть в сиквеле как раз потому, что это происходит 20 лет спустя. Если хотите, это уже посмертное кино!»
ЮЭН МАКГРЕГОР:
«Сценарий действительно очень хорош. Никто из нас не хотел делать плохой сиквел. Если бы нам показали не самый экстраординарный сценарий, то, я думаю, никто из нас не согласился бы делать продолжение. Но то, что мы прочли в итоге, и то, что мы снимаемся, говорит о многом».
ЮЭН БРЕМНЕР:
«Было крайне важно, что нас собрал вместе именно Дэнни. Он понимает, насколько тяжёл груз ответственности перед фанатами первого фильма и насколько велико его влияние на культуру».
ДЭННИ БОЙЛ:
«Перед нами стоял главный вопрос: сможет ли Джон написать такой сценарий? Разумеется, роли должны были сыграть те же актёры, и мы надеялись, что их, как и всех нас, проект заинтересует не меньше, чем оригинальный фильм. И они, вне всяких сомнений, не захотели бы разочаровать фанатов слабым продолжением истории. Джон написал несколько черновых версий сценария. Однако мы все, включая его самого, сошлись во мнении, что они получились неудачными. Мы все решили собраться в Эдинбурге на финальную сходку… Близилась 20-я годовщина со дня выхода оригинального фильма в прокат, и мы решили, что надо снимать сейчас или никогда. После встречи Джон ушёл в себя и написал удивительный сценарий. Прочитав его, я понял, что его можно рассылать актёрам без всяких правок. Я решил, что они будут законченными психами, если откажутся. Хотя такой риск, конечно же, существовал по многим причинам. По крайней мере, у двоих был очень плотный график на съёмках в телевизионных сериалах. К счастью, все ответили, что не упустят такую возможность, так что мы со спокойным сердцем могли двигаться дальше».
«Сценарист Джон Ходж написал что-то гораздо более личное, чем мы ожидали. Это и стало ключом к сиквелу. Конечно, в фильме много юмора, но также в нём много откровенного разговора о тревогах, которые приносит возраст, о разочарованиях. Это всё очень болезненные темы, которые позволили нам определить фокус фильма. Я понимал, что актёрам, в свою очередь, будет интересно привнести свои переживания на эту тему в образы героев. Надеюсь, это сработало».
«Мы всегда смаковали саму мысль о том, как было бы здорово вновь собрать этих героев вместе. Но даже нас удивило то, насколько эмоциональной была встреча. Когда мы увидели их лица, нас словно током ударило. Мы доподлинно знали, что беспощадное время сделало с ними и с нами самими. Картина рассматривает это время через увеличительное стекло - достаточно обернуться, и вот оно, прошлое, рукой подать. Оборачиваешься снова - и оно исчезло. Забавно, но «Т2 Трейнспоттинг» - экранизация сразу двух книг. Первая - «Порно», сиквел, который Ирвин написал 10 лет спустя. Но, что куда важнее, идёт прямая отсылка к книге «На игле». Мне эта книга чем-то напоминает современный «Улисс». Роман изумителен, читая его, чувствуешь, как в твоём сердце бушует океан. Новый фильм крутится на той же орбите, и мы все гордимся тем, что смогли вновь вернуться в этот мир».
«Прошел 21 год с событий, описываемых в первом фильме, а опыт подсказывает, что 20 лет - слишком большой срок для съёмок сиквела. Однако такая задержка была оправдана - мы обдумывали возможный сиквел много лет. И, наверное, именно продолжительный срок дал картине разумное обоснование. Современные актёры совершенно не похожи на тех, какими они были во время съёмок первого фильма. Ещё десять лет назад такого разительного отличия не было. Помню, я тогда их подкалывал, что они, наверное, не смывали с лиц крема всё это время. Но двадцать лет никуда не скроешь. Парни отлично понимали, что зрители будут сравнивать их с теми героями, которых хорошо помнят по фильму «На игле». Однако актёров это не смущало. Всё было по-честному. Они не стыдились своего возраста и приобретенного жизненного опыта и были готовы рассказать об этом в фильме».
«Самым сложным тут был монтаж. Передо мной был выбор - обращаться к оригинальному фильму за материалом или не обращаться. Понятно было, что никак не избежать связки между двумя фильмами. Но я пошёл ещё дальше: взял идеально подходящие кадры из «На игле» и вживил их в сиквел. Там материала на самом деле набралось около минуты, но этого хватило, чтобы присутствие оригинального фильма было осязаемым. Вообще визуальное искусство обладает уникальной способностью запечатлевать людей и явления, останавливая время. Но время беспощадно к этим самым людям: они меняются и становятся совсем не такими, какими когда-то намертво впечатались в твою память. Почему ещё хорошо снимать сиквел столько лет спустя? Потому что мы можем поставить этих парней 20-летней давности рядом с ними же нынешними и наглядно показать все перемены. Никому из нас этого не избежать, это совершенно естественный процесс. Кинозвёзды не исключение. Наши с вами герои - или, если угодно, антигерои - не исключение. Это одновременно угнетает и успокаивает… По-моему, сложилось всё идеальным образом, потому что 20-летний перерыв - самый оптимальный. Парни действительно изменились, но не только внешне. В их глазах теперь куда больше житейской мудрости, а это невозможно сыграть. Можно сколько угодно грима накладывать или выкрашивать виски сединой, но глаза всегда выдают - невозможно притвориться мудрее, чем ты есть на самом деле. Впрочем, как видно даже из этого фильма, возраст не всех нас делает умнее. Некоторым он совсем не идёт на пользу».
«Мне очень нравится в героях фильма, что у них есть свой собственный голос, уникальный, тревожный, иногда очень смешной, очень индивидуальный, очень определённый. Они отказываются быть жертвами. Люди жалеют их или считают злом, но мы не видим их такими, они такие, как есть и никогда не идут на компромиссы».
«Над саундтреком к фильму «Т2 Трейнспоттинг» согласился поработать Рик Смит из «Underworld». Он помог нам с Джоном Харрисом составить полноценный саундтрек, куда вошли и основные композиции, и так называемые эмоциональные вставки. Однако настоящим открытием для всех нас стала эдинбургская группа «Young Fathers». Их композиции стали настоящим ритмом биения сердца фильма и гарантировали защиту от дежа-вю. Группу «Wolf Alice» мне посоветовала дочь, которой такая музыка очень нравится. А клипы группы «The Rubberbandits», как выяснилось, отсматривал дома Джон Ходж, в то время как должен был корпеть над сценарием!.. Да, мы решили, что здесь, как нигде, будет кстати обратиться к старой музыке и немного переделать её на новый лад. Например, в фильме есть всё та же «Lust for Life» Игги Попа, но уже в ремиксе «Prodigy». Здесь есть «Perfect Day» Лу Рида, но уже в фортепиано-инструментальной версии Рика. Он даже свою собственную «Born Slippy» переделал. То есть музыка вроде вся родная и узнаваемая, но видоизменённая и обновлённая».
«Сперва я думал, что фильм будет о времени. Но когда мы с Джоном Харрисом провели в монтажной месяц, я понял, что картина рассказывает ещё и об агрессивности - об агрессивности времени. Мы наглядно показали разницу между отрочеством и зрелостью. Безответственная юность, когда тебе на всё и всех наплевать, побуждала наших героев не задумываться о своих поступках и их последствиях. «Т2 Трейнспоттинг» всё расставляет по своим местам: на самом деле, времени тоже наплевать на тебя. Точка. Абзац. В картине очень чётко и насыщенно показано разочарование мужчин, разочарование женщин, разочарование детей, как реальных, так и воображаемых. Их собственные бравады кажутся крайне несущественными, теперь настало время заглянуть самим себе в душу. Ничего удивительного в том, что они стремятся разыскать друг друга и вернуть своё развесёлое прошлое. Они хотят либо насладиться им, либо отыграться на нём».
«По-моему, самая правильная эмоция - когда сразу и печально, и радостно. Комната, в которой я вырос, не менялась 30 лет. Я приезжал в гости к папе, ночевал в своей старой комнате и каждый раз поражался, насколько образцово она застряла во времени. С одной стороны, закостенелость и ретроградство - это плохо, а прогресс - хорошо. Так что цепляться за прошлое непродуктивно. Но, с другой стороны, всё вокруг меняется, мир становится неузнаваемым за считанные часы, а ты заходишь в эту комнату, в этот оазис безвременья, и тебя сразу накрывает приятной ностальгической волной. И ты уверен, что только тут ты по-настоящему в безопасности. Мне кажется, эта комната - идеальная метафора самого фильма. Это когда всё плохо и всё хорошо одновременно».
ПРЕССА:
«Т2 Трейнспоттинг» едва ли повторит успех первой части, но вместе они образуют удивительную пару. Первый фильм заканчивается словами героя Юэна Макгрегора, Марка Рентона, о том, что он выбирает жизнь, звучащими, как ирония. «Встреть своё прошлое. Выбери жизнь» - слоган новой картины, и главная фраза оригинала будет идти рефреном и здесь. Особенно пронзительно «выбери своё будущее» прозвучит в монологе Юэна Макгрегора, в котором взрослый Марк одновременно рисуется перед девушкой, сетует на современность и горько вспоминает о том, что эта фраза казалась им смешной… Элементы злободневности лишь тенью проникают в основной сюжет - увлекательный, смешной и драматичный. В целом, «Т2 Трейнспоттинг» состоит из совершенно нескучной истории и бесконечной ностальгии: героев по прошлому, а фильма - по самому себе в 1996 году. Ностальгический коллаж из флэшбеков, монтажа с незабываемыми стоп-кадрами, саундтрека, который преобразился узнаваемыми песнями в современных аранжировках и новыми характерными исполнителями, а также множества отсылок к первой части. Самые яркие из них: Рентон символично проходит мимо «худшего туалета в Шотландии», Рентон в финальной сцене танцует под Игги Попа в своей детской комнате с поездами на обоях. Это выглядит торжественно и грустно: танец в отчем доме на могиле похороненных возможностей. Герои 1996 года в 2017 году - те, кто может и пытались измениться, может и хотели, но про путь из грязи в князи найдётся множество других фильмов» (Кристина Манжула, proficinema.ru).
«К счастью для зрителей, «Т2 Трейнспоттинг» брюзжанием не исчерпывается. Это «чёрная» комедия, и в фильме есть удачные - мрачные и ироничные - шутки и гэги… Также в картине присутствуют фирменные визуальные трюки Бойла, отчасти ностальгический, отчасти современный угарный саундтрек, и прочерченная пунктиром криминальная сюжетная линия, которая режиссёра интересует в последнюю очередь (романтическая линия, которая в фильме тоже есть, Бойла вообще не волнует). От «Т2 Трейнспоттинга» можно получить удовольствие как от зрелища, но суть картины не в этом, а в мыслях о бездарно потраченном времени и о мириадах упущенных возможностей. «На игле» был страшным, но залихватским портретом эпохи, а «Т2 Трейнспоттинг» - это порой забавный, но в основном печальный портрет бездарной неудачливости. И решать, стоит ли идти на фильм в кино, нужно в зависимости от того, насколько вы любите истории о людях, у которых всё в прошлом» (Борис Иванов, film.ru).
«Как же сделать сиквел фильма, определившего целое поколение, фильма о безудержной, разрушительной энергии юности? Дэнни Бойл берёт очевидное, но самое логичное решение: да, герои «На игле» постарели; да, их раскидала судьба; да, они почти ничем не отличаются от среднестатистических британцев своего возраста. И проблемы перед ними стоят те же самые: как жить, когда вообще-то жизнь наполовину позади, а ты такой же, как 20 лет назад. Родители умирают, дети растут, а ты всё такое же ничтожество. В этом герои «Т2» начинают подозрительно смахивать на хорошо всем знакомую Бриджет Джонс. И действительно, от сиквела «На игле» на душе становится так же хорошо, как от встречи с постаревшими одноклассниками (спойлер: у них всё тоже уныло) и просмотра с бокалом вина комедии о непутёвой Бриджет. Всё поправимо. Настоящая дружба существует. Старые грехи можно искупить. Марк Дарси тоже где-то ждёт. Мы все ностальгируем. Иногда… Дэнни Бойл прекрасно понимал, что ностальгия - одновременно и ресурс, и угроза… Сиквел монолога «Выбирай жизнь» звучит уже не как саркастичная пародийная проповедь, но как полное горечи разочарование по поводу собственной жизни» (Дарико Цулая, «КиноПоиск»).