Резкая, но довольно замкнутая в себе американка Морин Картрайт (Стюарт) работает в Париже личным ассистентом покупок немецкой супермодели, с которой почти не видится, и получает инструкции от неё в основном через краткие записки. Фактически единственный член ближнего круга Морин - это находящийся в командировке в Омане её молодой человек Гэри: время от времени они общаются в видеочате. Несколько месяцев назад от врождённого порока сердца, которым страдает и она сама, скончался брат-близнец Морин - Льюис. Ещё в детстве брат и сестра открыли в себе не поддающуюся сознательному контролю способность взаимодействовать с потусторонним миром и, зная об опасности своего заболевания, пообещали друг другу, что тот из них, кто умрёт первым, каким-либо образом даст о себе знать оставшемуся в живых. По просьбе новых владельцев исследуя на предмет сверхъестественных явлений особняк своего детства, где впоследствии и остался жить Льюис, Морин начинает ощущать чьё-то незримое присутствие. Приняв то, что она почувствовала в доме, за тот самый знак, в ожидании которого она находилась с самой смерти брата, Морин решает попытаться сама выйти на контакт с ним…
Фильм снял известный французский режиссёр Оливье Ассайас (1955 г. р.) - сын французского режиссёра и сценариста Жака Реми. В 1979 году Ассайас, вдохновлённый движением пост-панка, снял свой первый короткометражный фильм «Авторское право». С 1980 по 1985 годы работал критиком для журнала «Кайе дю синема», написал книгу про Ингмара Бергмана, сделал несколько короткометражных фильмов, писал сценарии для Андре Тешине. В 1986 году снял свой первый полнометражный фильм «Беспорядок». В 1994 году его фильм «Холодная вода» был показан в программе Особый взгляд Каннского кинофестиваля. У себя на родине режиссёр за свою более чем тридцатилетнюю карьеру успел снять два десятка фильмов и пару сериалов, а его главным достижением считалась многочасовая сага «Карлос» о террористе семидесятых годов Ильиче Рамиресе Санчесе. Российскому зрителю Ассайас, в первую очередь, известен благодаря альманахам «Париж, я люблю тебя» (2006) и «У каждого своё кино» (2007). Некоторую известность в узких кругах имела кибер-драма «Демон-любовник» (2002), в рамках одного из фестивалей «Орлёнок» показывал фильм Ассайаса «Летнее время», а в рамках проекта «Настоящее кино» демонстрировались «Что-то в воздухе» (приз за лучший сценарий на МКФ в Венеции) и первый англоязычный фильм Ассайаса «Зильс Мария» (участвовал в конкурсной программе 67-го Каннского МКФ). Ассайас изначально не планировал снимать два фильма подряд с Кристен Стюарт. В 2015 году он работал над одним американским проектом, но так сложилось, что работа над ним была прекращена. И после этого Ассайас в короткие сроки написал сценарий к фильму «Персональный покупатель». Оливье считает этот фильм своего рода дополнением к фильму «Зильс Мария». «Персональный покупатель» также снят на английском языке.
Исполнительница главной роли Кристен Стюарт (1990 г. р.) - первая американская актриса, удостоенная французской премии «Сезар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» в драме «Зильс-Мария». Получила широкую известность благодаря роли Беллы Свон в серии фильмов «Сумерки». Наиболее известные фильмы с участием Кристен Стюарт: «Комната страха», «В диких условиях», «В стране женщин», «Однажды в Голливуде», «Белоснежка и охотник», «На дороге», «Зильс Мария», «Ультраамериканцы», «Светская жизнь», «Равные», «Лагерь «X-Ray», «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча». Оливье Ассайас планировал приступить к съёмкам «Персонального покупателя» в начале 2015 года. После этого Стюарт должна была участвовать в фильме Вуди Аллена «Светская жизнь». Однако актриса призналась, что попросила поменять график съёмки, потому что чувствовала, что неспособна сниматься в обоих фильмах в таком порядке.
Кристен Стюарт, Ларс Айдингер, Нора фон Вальдштеттен и Бенуа Певерелли ранее вместе снимались в фильме Оливье Ассайаса «Зильс Мария». Также Вальдштеттен снималась в мини-сериале Ассайаса «Карлос» (2010).
Съёмки «Персонального покупателя» начались 27 октября 2015 года в Париже. Всего за 48 часов до террактов, произошедших в Париже в 2015 году, Кристен Стюарт и съёмочная группа завершили там работу и выдвинулись в Прагу, где были запланированы следующие съёмки. Позднее они также проходили в Лондоне и Омане. Для съёмок в Омане были выбраны места в вилайетах Назва, Бахла (включая относящиеся к Всемирному наследию ЮНЕСКО крепость и городскую стену) и в столице страны Маскате. Предположение, что, исходя из содержания фильма, будет происходить постановка сцен тематики ужасов, вызвало озабоченность местных жителей Бахлы, учитывая исторический статус территорий. В связи с этим Министерством информации Омана были направлены наблюдатели, в задачи которых входило следить за соблюдением условий съёмок. Cъёмочный процесс фильма был завершён 12 декабря.
После показа фильма на 69-м Каннском МКФ, он получил неоднозначные отзывы критиков. Некоторые освистали его, а другие же наоборот отзывались очень восторженно. По итогам фестиваля Оливье Ассайас получил приз за лучшую режиссуру. Показы «Персонального покупателя» также прошли на МКФ в Торонто и Нью-Йорке. В результате фильм получил в основном положительные отзывы от кинокритиков. В разной степени одобрительными были 67 % из 51 отзыва на сайте-агрегаторе рецензий «Rotten Tomatoes» при средней оценке 6,5 баллов из 10. Резюме мнений критиков было сформулировано таким образом: «Персональный покупатель» с переменным успехом претерпевает замысловатый ряд смен тональности на фоне не остающейся незаметной актёрской игры Кристен Стюарт». На сайте Metacritic рейтинг фильма, основанный на 13 рецензиях критиков, составляет 68 из 100, что характеризуется как «в основном благоприятные обзоры».
ОЛИВЬЕ АССАЙАС:
(об источнике вдохновения для этого фильма) «Несомненно, Кристен. Сознательно или бессознательно я вдохновлялся образом этой актрисы. Если бы я не знал её, если бы она не снялась раньше в моем фильме «Зильс Мария», не было бы «Персонального покупателя». Это история про современную девушку, разрывающуюся между идиотской работой, которую вынуждена выполнять, и глубокой потребностью в духовной жизни, для которой общество оставляет так мало пространства».
«Я написал этот фильм очень быстро, и в итоге он получился как продолжение нашей первой совместной работы. «Зильс Мария» открыла двери для меня. Показала то, чего я не мог коснуться, пока не закончил: смешивая реалистичные и жанровые элементы, имея дело с невидимым». «Персональный покупатель» может показаться более отчужденным. Вы занимаетесь чем-то поверхностным, но даже не для самих себя. Морин выполняет работу, которая ей не нравится, и этот фильм о ней и о том, как она пытается прийти к согласию с собственным самовосприятием. Она мрачнее, чем Вэл. И фильм мрачнее. «Зильс Марию» можно рассматривать как комедию. Эту картину - нет».
«Думаю, все мы верим в две стороны этого зеркала реальности. С одной стороны, мы живём и работаем, но с другой - у всех нас есть люди, которых мы потеряли, и мы живём с воспоминаниями о них. Морин ищет проход между этими двумя мирами. Заодно мне было интересно посмотреть на этот сюжет в контексте индустрии моды. Он кажется мне очень материалистичным, а моя героиня пытается сбежать из него и найти утешение в другом мире».
«Я не религиозен, однако верю в абстракции, в метафизику, даже в то, что призраки и духи существуют, по крайней мере в нашем подсознании... Значение спиритуальных вещей возрастает в наши времена нестабильности, когда мир на глазах меняется. Андре Мальро говорил: «XXI век будет религиозным, или его не будет вообще». XX век был слишком рациональным и научным, был веком экстремального материализма. Так не может продолжаться, потому что это не исчерпывает человеческой природы. Многие, очень многие люди выполняют монотонную, изнуряющую работу, приводящую к фрустрациям. И им для обретения стабильности необходим в качестве альтернативы другой, более духовный мир».
«Кинотворчество для меня всегда связано с духовными процессами, с миром подсознания. Когда-то кинематограф имел тесную внутреннюю связь с психоанализом, которая, к сожалению, утрачена. А ведь именно кино в большей степени, чем музыка или живопись, способно отображать подсознание, проецировать на экран сны общества. Потому что кино, погружаясь в субъективный мир, всё равно создаёт иллюзию реальности, оно принципиально реалистично. Субъективная реальность становится видимой, объективной».
(о Кристен Стюарт) «Она гений. Она понимает кино на уровне инстинктов, у неё необыкновенная точность знания рамок кадра. Она никогда не бывает скучной - она знает, как сделать любой кадр приковывающим внимание… Она особенное, мистическое существо. У неё уникальная способность делать необыкновенное обыкновенным и наоборот. Она может самым естественным образом общаться с потусторонним миром, а абстрактные идеи воплощать перед камерой предельно реалистично. Она явилась вдохновением фильма. Без неё я бы рассказал другую историю. Правда в том, что она создала этот персонаж, придала мне сил снять этот фильм. Я думаю, что никогда бы не пустился в это путешествие, не погрузился в историю с чем-то фантастическим и невидимым, с какими-то абстрактными вещами, если бы у меня не имелось такой актрисы, которая может сделать всё реальностью. Будучи невероятно реалистичной физически».
КРИСТЕН СТЮАРТ:
«Я знала, что Оливье любит работать с теми, с кем уже сотрудничал, но я не ожидала получить приглашение так скоро. Мы отлично поладили на съёмках «Зильс Марии», и я в глубине души надеялась, что рано или поздно снова снимусь у него… Оливье сказал, что работает над очень необычным сценарием и что в главной роли он видит только меня. Когда я получила текст, я очень переживала. Я боялась обмануть ожидания Ассайаса и продюсеров. Однако сценарий меня настолько впечатлил, что я не могла отказаться от участия в проекте. Я не знаю, откуда у Оливье взялась такая история, как он её придумал, но она очень медитативная и чувственная. Это правда мой проект на все 100 процентов».
«Я играю молодую и очень одинокую девушку. Я как будто изолирована от реального мира. Быть постоянно в этом образе - очень сложно. Даже когда я в кадре с другими актёрами, я словно и не с ними, как будто все они призраки. Я не думала о себе как об определённом человеке, потому что я не чувствовала, что существую в рамках действия фильма. Это погрузило меня в очень болезненное состояние… Если бы атмосфера на съёмках не была такой позитивной, я, наверное, совсем замкнулась бы и ушла в себя».
«Морин восхищают те же вещи, что она и ненавидит. С одной стороны, ей не близки ценности общества потребления. С другой - её влечет к миру моды, где её карьера обретает форму. Но она стыдится этого. История разворачивается в наши дни, но она могла случиться где угодно и когда угодно: например, в Голливуде 1930-х годов. Людей всегда тянуло к мишуре».
ПРЕССА:
«Через двадцать лет после вампирской «Ирмы Веп» Оливье Ассайас наконец снял настоящий хоррор. «Персональный покупатель», в котором героиня Кристен Стюарт пытается пообщаться с духом умершего брата, - ghost story, вплоть до того, что в нём есть (не очень хороший) CGI. Однако подлинным предметом картины становится, скорее, не само ужасное, а те движения души, которые заставляют нас бояться ужасного… «Персональный покупатель» - кино об идентичности: «Я хочу быть кем-то другим», - говорит главная героиня… Стиль Ассайаса, как обычно, эллиптичен, и ни в какой момент зритель не может быть до конца уверен в том, что происходит в сюжете - кто, например, на самом деле преследует Морин. Как говорилось выше, картина парадоксальна с технологической точки зрения (кроме сцены с чатом, здесь есть полупародийный вставной фильм про Виктора Гюго, якобы снятый в 1960-е - героиня смотрит старомодную ленту на айфоне и ноутбуке). «Персональный покупатель» попадает в слепую зону и в смысле аудитории: интеллектуалы не любят Ассайаса за мейнстримность, а мейнстрим не любит за интеллектуальность, результатом же становятся boo на пресс-показе. Фильм Ассайаса не идеален, но о нём интересно думать всякому, кто имеет дело с призраками, то есть, поскольку кино - это призрачный медиум, каждому из его зрителей» (Андрей Карташов, «Сеанс»).
«Фильм напомнил мне «Рассекая волны» Ларса фон Триера. Есть в нём неподдающийся объяснению провокационный порыв… Этот фильм привносит в нашу жизнь толику чистого безумия - того самого, по которому мы все так истосковались… Игра Кристен Стюарт грандиозна: она спокойная и простая. Такой она и должна быть у уверенной, молодой и умной актрисы. При этом Стюарт так искренне и трогательно передаёт эмоции своей героини» (Питер Брэдшоу, «The Guardian»).
«Надо сказать, что Ассайасу удалось бы снять неплохой хоррор: местами он очень умело нагнетает саспенс. В диалоге с незнакомцем Морин признаётся, что ею движет страх - и за попытку исследовать поведение человека, живущего в постоянном страхе, Ассайасу хочется сказать спасибо» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Хорошо сыгравшая Стюарт не в состоянии оживить этот вялый и непроработанный сценарий. Может быть, на Хэллоуин это кино и заработает в американском прокате, но кинотеатры быстро опустеют, едва зрители поймут, что это за фильм» (Тодд МакКарти, «The Hollywood Reporter»).
«Фильм несёт на своих хрупких плечах Кристен Стюарт… Ассайас, бывший кинокритик и интеллектуал, впихнул в свою картину и Виктора Гюго, и Хильму аф Клинт, но более убедительной или глубокой она от этого не стала. Нагнетаемый на пустом месте пафос этой формалистичной и напыщенной драмы никак не может превратить её во вменяемый триллер - вымученность интриги не даёт почувствовать хоть какое-то сочувствие к предполагаемым страданиям духовидицы» (Антон Долин, «Афиша daily»).
«Стюарт - бесподобная актриса. Её хрупкая внешность с трудом скрывает те внутренние потрясения, с которыми борется она или её героиня, и здесь непредсказуемость её поступков усиливается тем, что ситуация сама по себе невероятна» (Питер Дебрюге, «Variety»).
«В обычной жизни Кристен Стюарт практически не привлекает внимания… Здесь она тревожная, охваченная предчувствием беды, взволнованная, яркая и сексуальная» (Робби Коллин, «The Telegraph»).