ДжекиДЖЕКИ
(«Jackie», США-Чили-Франция, 2016)
Режиссёр: Пабло Ларраин.
В ролях: Натали Портман, Питер Сарсгаард, Грета Гервиг, Билли Крудап, Джон Хёрт, Макс Казелла, Ричард Э. Грант, Бет Грант, Джон Гарт, Каспар Филлипсон, Джон Кэрролл Линч.
Жанр: биографическая драма.

О Жаклин Кеннеди - первой леди Соединенных Штатов с 1961 по 1963 год, самой популярной женщине своего времени, иконе стиля - написаны десятки книг и снято немало фильмов, но огромный интерес к её жизни с годами не угасает. В этой ленте авторы воспроизвели один из трагических моментов в американской истории - убийство президента Кеннеди в Далласе - и последовавшие за ним несколько дней, показав эти события глазами самой Жаклин. Весь мир восхищался её стойкостью, достоинством и самообладанием. Но что на самом деле пережила эта женщина?

Жаклин Кеннеди, урождённая Бувье, родилась 28 июля 1929 года в Саутгемптоне, штат Нью-Йорк (у её отца французские и английские корни, у матери - ирландские). В 1951-м получила диплом бакалавра искусств в университете Джорджа Вашингтона. Также некоторое время училась в Сорбонне. 12 сентября 1953 года состоялась её свадьба с Джоном Фицджеральдом Кеннеди, тогда сенатором. В 1957-м родилась их дочь Кэролайн, в 1960-м - сын Джон. В ноябре 1960 года Джон Кеннеди стал президентом США. Жаклин активно поддерживала мужа в его политической карьере - записывала рекламные ролики, давала интервью, вела колонку в газете. Она свободно говорила на французском и испанском языках, а во время избирательной кампании выступала также на итальянском и польском. Став первой леди (тогда ей был 31 год), восстанавливала интерьер Белого дома, организовывала приёмы, приглашая в резиденцию президента не только политиков и дипломатов, но и художников, писателей, музыкантов, актёров. 22 ноября 1963 года Джон Кеннеди был убит в Далласе. Прощание с президентом по желанию Жаклин во многом было скопировано с церемонии похорон Авраама Линкольна. В 1968-м Джеки повторно вышла замуж - за Аристотеля Онассиса. Брак продлился семь лет - до смерти греческого магната. Жаклин Кеннеди умерла 19 мая 1994 года в возрасте 64 лет.

Сценарист фильма «Джеки» Ной Оппенхайм (сценарист фильмов «Бегущий в лабиринте», «Дивергент, глава 3: За стеной»), являясь одним из руководителей «NBC News», часто разговаривал о Джоне Ф. Кеннеди со своим приятелем журналистом Крисом Мэттьюсом, который занимался исследованием биографии Кеннеди. Оппенхайм также является соавтором книги «The Intellectual Devotional: American History», рассказывающей об американских исторических деятелях. Сценарий «Джеки» был в «Чёрном списке» лучших неспродюсированных сценариев 2010 года. Одно время этим сценарием интересовался Стивен Спилберг. Первоначально было объявлено, что режиссёром проекта станет Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер», «Чёрный лебедь», «Ной»), а главную роль в фильме должна была сыграть его жена Рэйчел Вайс, но супруги расстались, и проект одновременно остался и без режиссёра, и без актрисы. Роль первой леди предложили Натали Портман, и она некоторое время раздумывала: непонятно было, кто станет постановщиком драмы. В результате Аронофски, оставшись продюсером, решил привлечь к этому проекту режиссёра Пабло Ларраина после того, как увидел его фильм «Клуб». Кандидатура Ларраина Портман удовлетворила, и она согласилась на роль.

Пабло Ларраин (1976 г. р.) - чилийский режиссёр и продюсер. Его отец - политик Эрнан Ларраин, мать Магдалена Матте также занята в политике. Первый полнометражный фильм Пабло «Бегство» вышел в 2006 году и заработал несколько наград на кинофестивалях. Затем последовали ленты «Тони Манеро» (2008) и «Вскрытие» (участие в конкурсе Венецианского МКФ). Четвёртый фильм Ларраина «Нет» с Гаэлем Гарсиа Берналем в главной роли вышел в 2011 году и был показан на Каннском МКФ, где получил приз «Art Cinema Award» программы «Двухнедельник режиссёров». Помимо этого, фильм был номинирован на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Затем Ларраин снял картины «Клуб» (2015, «Серебряный медведь» - Гран-при жюри Берлинского МКФ) и «Неруда» (2016, номинация на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»). «Джеки» - первый фильм Пабло Ларраина, снятый в США. Режиссёр рассказал, что приблизительно треть сцен этого фильма были сняты с первого дубля.

«Джеки» - второй совместный проект Даррена Аронофски и Натали Портман. Первым был фильм «Чёрный лебедь» (2010). Натали Портман родилась 9 июня 1981 года в Иерусалиме. Обладательница премии «Оскар» («Чёрный лебедь»). Также снималась в фильмах: «Леон», «Схватка», «Марс атакует», «Звёздные войны» (эпизоды I, II, III), «Холодная гора», «Близость», «V – значит вендетта», «Призраки Гойи», «Ещё одна из рода Болейн», «Тор», «Тор-2», «Рыцарь кубков», «Джейн берёт ружьё», «Планетариум». Актриса призналась, что при подготовке к роли Жаклин ей очень помогла книга историка Артура Шлезингера, который брал интервью у первой леди весной 1964 года, через несколько месяцев после убийства Джона Кеннеди.

Фильм снят оператором Стефаном Фонтеном («Новая жизнь», «Посмотри на меня», «Мое сердце биться перестало», «Меня зовут Элизабет», «Поговори со мной», «Однажды в Голливуде», «Шпионы», «Пророк», «Другой Дюма», «Три дня на побег», «Первая любовь», «Ржавчина и кость», «Самба», «Капитан Фантастик», «Она»).

Съёмки «Джеки» начались 15 декабря 2015 года в Париже. Фильм снимали 23 дня в Париже и 10 дней в Вашингтоне, округ Колумбия, и в Балтиморе.

Мировая премьера ленты состоялась 7 сентября 2016 года на Венецианском МКФ, где картина была удостоена приза за лучший сценарий. «Джеки» стала одной из главных картин наградного сезона (около 42 премий и 88 номинаций). Лента удостоена приза за лучший фильм программы «Platform» на МКФ в Торонто. Натали Портман номинирована в категории «Лучшая женская роль» на премии Гильдии актёров, «Золотой глобус» и «Оскар».

Фильм получил хвалебные оценки кинокритиков. На сайте «Rotten Tomatoes» он имеет рейтинг 92 % на основе 36 рецензий критиков. На сайте «Metacritic» фильм получил оценку 82 из 100 на основе 13 рецензий, что соответствует статусу «всеобщее признание».


ПАБЛО ЛАРРАИН:
«Есть биографические фильмы, в которых актёры так стараются походить на прообраз, что в итоге мы будто видим ожившую фотографию. И мы, конечно, много работали над сходством, но при этом понимали, что фильм не может быть основан только на имитации. Что мы хотели сделать, так это средствами кинематографа создать иллюзию. И эта иллюзия рассказывает о боли, красоте, желании - вот об этом наш фильм. Я даже не могу назваться его байопиком… Есть официальная информация, но большая часть важных событий всегда происходит за закрытыми дверями, и нашей задачей было пробраться туда с камерой, предположить, что именно там происходило».
«Я рад высокой оценке работы Натали. Она играет бесстрашно, проникая в характер женщины, объединившей скорбящую нацию. Сила Джеки помогла её народу исцелиться. Мужество, лидерские качества, проницательность таких людей как Джеки меня восхищают. Съёмки фильма были словно невероятное и сложное путешествие, и я очень благодарен съёмочной группе за преданность и страстную увлеченность».
«Помню, в первый день съёмок я попросил Натали подойти поближе. Она подошла. Я попросила подойти ещё поближе. Она подошла ещё ближе. И ещё раз ближе. Она приблизилась вновь, пока у нас не получился максимально крупный план. Так и был снят наш фильм. Он полностью держится на ней. Думаю, это было сложно для Натали - постоянно терпеть такое количество людей на очень близком расстоянии. Но создание интимности - единственный способ понять, через что проходила Жаклин».

НАТАЛИ ПОРТМАН:
«Работа была не из лёгких, но я очень благодарна Ларраину, который вдохновлял меня своим упорным стремлением докопаться до человеческой сути героини. Думаю, Пабло выбрал очень интересный ракурс, он пытался увидеть в ней именно человека. С Пабло очень комфортно работать: он точно знает, чего хочет. Иногда он дополнял мои идеи, временами спокойно говорил: нет, сейчас она бы думала и чувствовала совсем по-другому. Теперь уже я вижу, что те мелочи и нюансы, которые добавлял Пабло, дали сценам дополнительное напряжение. А ещё, мне кажется, важно, что режиссёр фильма про американскую женщину-легенду - чилиец. Нас ведь с детства окружали мифы о семье Кеннеди, для нас они своего рода королевское семейство, память о котором следует чтить и оберегать. Но Пабло лишний пиетет не мешал, он чувствовал себя в материале легко, пробовал,  искал».
«Мы пересматривали хроники, прослушивали записи и заметили, что голос и поведение Джеки во время публичных интервью и во время общения с друзьями значительно различались. Её голос был выше. Она казалась более застенчивой, так как играла роль жены политика. И основной конфликт был в том, что мне нужно было играть символ, но этот символ должен проявлять человеческие слабости».
«До фильма моё представление о Джеки было поверхностным. Было общепринятое восприятие её как стильной и элегантной женщины. Я не задумывалась о том, какие эмоции она переживала, о её наследии, о её вкладе в историю. В ней было столько всего, о чём я и не подозревала. Мне помогла книга Артура Шлезингера, который брал интервью у первой леди весной 1964 года, через несколько месяцев после убийства Джона Кеннеди. Я читала книгу, расшифровки интервью и параллельно слушала его аудиозапись, и это очень помогло мне понять её эмоциональное состояние. Там были огромные куски, которые по её просьбе не публиковались. Нам остаётся только догадываться об их содержании. Что она такого сказала, о чём потом пожалела? Почему она попросила это убрать?»
«Мы не ставили себе целью сделать фильм исторически достоверным. К тому же до сих пор неизвестно, что именно происходило с семьёй в те дни - после убийства президента. Как Джеки говорила со священником? Как вела себя с детьми? Но и документально точные моменты в фильме есть. Экскурсия по Белому дому, например».
«О Джеки много всего сказано и написано. Но о её чувствах мы можем только догадываться. Она же была почти поп-звездой, с толпой фанатов и шлейфом слухов. Поэтому с точки зрения фактов многие материалы о ней бесполезны. Публика воспринимала её довольно поверхностно. Думаю, Джеки и сама прекрасно понимала, какой у нее имидж. Я прочла несколько книг, посмотрела десятки видеозаписей, чтобы понять, как она держалась, как говорила. Но я же не знала её лично, так что многое додумала. В свою защиту приведу слова Джеки из фильма: «История - не то, что произошло на самом деле, а то, что потом написали». В этом вся суть».
«Это если не самая сложная моя роль, но точно самая опасная. Потому что все знали, как она выглядела, как говорила, как ходила и каждый представляет её по-своему… Я никогда не считала, что у меня есть талант к подражанию и имитации, поэтому просто старалась играть так, чтобы зрители поверили в мою версию Джеки».


ПРЕССА:

«Ларраину действительно удалось оживить фарфоровую статуэтку, создать живой портрет одной из самых загадочных женщин XX столетия, о которой будто бы известно так много и при этом на самом деле не известно ничего. Биографии, хроники, передачи - всё это формирует знакомый нам образ, в котором не так уж много правды… Сценарное решение - это сочетание кадров хроники и бесед Жаклин с журналистом и священником. Операторское - обилие крупных планов. Камера следует за Натали-Джеки, подходя всё ближе и ближе, словно пытаясь разглядеть суть, найти ответ на вопрос, кто же эта женщина… «Джеки» впервые рассказывает о своей героине как о живом человеке, то есть о женщине, потерявшей мужа, оставшейся с двумя детьми, растерянной и одинокой» (Елизавета Окулова, «КиноПоиск»).

«Не могу вспомнить другого фильма за последнее время, который я смотрел бы с таким же восторгом. Он меня изумил в художественном плане: фрагментарный, но не рассыпающийся, очень ясный, органичный, виртуозный и внутренне свободный. Натали Портман, стильная и чувственная, превзошла себя. Сценарий Ноя Оппенхайма предоставляет ей возможность выразить себя в эмоциональных взрывах, в драматических столкновениях. «Джеки» - чистая поэзия, история о разбитом сердце и разрушенных идеалах женщины. Грандиозная музыка Мики Леви. Каждый кадр, каждая деталь, каждый персонаж - абсолютно на своём месте. Я закончил смотреть «Джеки» с мыслью, что должен стать лучше, чтобы создавать долговечные фильмы. Во время просмотра я несколько раз думал, что вот-вот расплачусь. А заплакал позже, ночью - от непередаваемой печали. Но вместе с тем думал об удивительном таланте художников, создавших фильм» (режиссёр Ксавье Долан для «Variety»).

«Необычайно пронзительная интимность и глубокая печаль. «Джеки» - чрезвычайно откровенный портрет легендарной первой леди Америки» («The Hollywood Reporter»).

«Фильм Ларраина - изысканная и очень осмысленная попытка очеловечить легенду, одновременно ярко демонстрируя, что это значит - быть легендой. Исключительный визуальный ряд. Ларраин - режиссёр с богатым творческим воображением» («Screen Daily»).

«Отказавшись от стереотипов байопика, авторы создали блестящую историю о Джеки Кеннеди, пытающейся осознать, что её ждет в будущем, и, что самое сложное, вынужденной разделить собственное горе с миллионами людей» («Variety»).

«Тонко отшлифованная и многоуровневая трактовка образа Жаклин Кеннеди - это, несомненно, заставляет сравнивать фильм с «Королевой» Стивена Фрирза» («The Daily Beast»).

«Портман никогда не была лучше и заслуживает всех актёрских номинаций и призов» («Playboy»).

«Особое видение бескомпромиссного режиссёра. Портман совершенно ошеломительна» («The Guardian»).

«Из-за рассказанной истории и Натали Портман - смотреть обязательно!» («Doddle»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта