Красная черепахаКРАСНАЯ ЧЕРЕПАХА
(«La tortue rouge», Франция-Бельгия-Япония, 2016)
Режиссёр: Михаэль Дюдок де Вит.
Жанр: анимационная драма.

История человека, потерпевшего кораблекрушение и оказавшегося на тропическом острове, где только небо, облака, птицы… Он неоднократно пытается построить плот и уплыть. Но всякий раз ему мешает огромная красная черепаха…

Новый фильм японской анимационной студии «Ghibli», основанной в 1985 году великим Хаяо Миядзаки. Миядзаки лично утвердил Михаэля Дюдок де Вита для съёмок «Красной черепахи» ещё в 2010 году, но этот мультфильм стал первым проектом студии «Ghibli» после ухода оттуда Хаяо Миядзаки.

Режиссёром и одним из авторов сценария картины «Красная черепаха» выступил нидерландский аниматор и иллюстратор книг Михаэль Дюдок де Вит, автор анимационных фильмов «Монах и рыба» (премия «Сезар», номинации на премии «Оскар» и BAFTA) и «Отец и дочь» (премии «Оскар», BAFTA и ещё два десятка призов международных фестивалей). Михаэль Дюдок де Вит в собственной студии создаёт рекламные ролики, мультфильмы, мультсериалы. Предпочитает снимать фильмы, в которых нет чёткой истории, но присутствуют концепция, особое настроение, откровенность. Преподаёт анимацию в нескольких школах искусств в Англии и других странах.

«Красная черепаха» была удостоена Специального приза жюри во втором по значимости конкурсе Каннского МКФ «Особый взгляд» и была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм».


МИХАЭЛЬ ДЮДОК ДЕ ВИТ:
(о письме из Токио в ноябре 2006-го…) «…С двумя вопросами. Первый - музей студии «Ghibli» просил моего разрешения на прокат фильма «Отец и дочь» в Японии. Второй - не хочу ли я сделать совместно с этой студией свой авторский полнометражный фильм. До того момента мысль о полном метре мне даже не приходила в голову. Некоторые из моих друзей, которым давались прекрасные обещания, отправлялись в Калифорнию, а потом возвращались разочарованными - после того, как по их фильмам проходились продюсеры. На «Ghibli» всё по-другому. Они сказали мне, что работа будет идти по французским правилам, которые к арт-проектам относятся с уважением. Дали мне несколько месяцев, чтобы написать сценарий. У меня была идея фильма о человеке на пустынном острове. Тема, к которой периодически обращаются на телевидении, но как архетипическая она мне была не очень интересна. Я не собирался делать историю о том, как человек выживает - об этом снимали много раз. Мне хотелось другого. Я провёл некоторое время на маленьком сейшельском острове. Сейшелы - синоним роскошного отдыха. Но я жил там по-простому - вместе с местными жителями. Подолгу гулял в одиночестве, сделал тысячи фотографий. Идея была в том, чтобы избежать эстетики «туристического буклета». Мой герой не любит это место - он хочет вернуться домой любой ценой, поскольку остров не такой уж приветливый. Там опасности, дожди, насекомые. И его абсолютное одиночество… Я сделал классическую ошибку - написал слишком детализированный сценарий. Фильм мог получиться длинным. Но основа истории была крепкой. Следующая стадия - создание самой упрощённой версии фильма, рисунков со статичными образами. Я обнаружил, что какую-то часть истории сложно перевести на киноязык. Появились узлы, которые я не мог развязать. Паскаль Кошето, мой продюсер со студии «Why Not Productions», познакомил меня с Паскаль Ферран. Мы встречались с ней регулярно в течение нескольких месяцев. У нас были серьезные споры и о фильме в целом, и о том, как можно изменить отдельные элементы, не задевая остальное. Паскаль помогла мне понять проблемы и сделать повествование более ясным и убедительным».
«В действительности, с самого начала было три продюсера: Исао Такахата и Тосио Судзуки со студии «Ghibli», а также Венсан Мараваль из «Wild Bunch». Мы несколько раз встречались в Японии, Такахата и Судзуки прилетали во Францию. Но в основном я общался с Такахатой. Иногда мы обсуждали детали вроде одежды персонажей, но больше говорили о сюжете, символических и философских моментах - о том, что хотим выразить через наш фильм. Случалось, что сказывались различия наших культур. Например, огонь для него имеет одно символическое значение, для меня - другое. К счастью, в целом мы были на одной волне. Он был максимально включён в процесс. Такахата - арт-продюсер самого высокого класса».
«Я начал писать сценарий и рисовать первые наброски в 2007 году. Несколько лет я непрерывно работал над проектом (иногда один, иногда с кем-то). Я очень благодарен моим продюсерам, которые заверяли меня, что такая длительная работа не была для них сюрпризом. Они подчеркивали, что самый затратный период будет позже и что разумнее начать производство с готовым сюжетом. Некоторые продюсеры считают, что работу над сюжетом можно заканчивать в процессе съёмок - в целях экономии времени. Я понимаю такой стиль работы, но для меня это было бы слишком рискованно. Съёмки начались в 2013-м на «Prima Linea» в Ангулеме, где я мог целиком довериться блестящему художнику-аниматору Жан-Кристофу Ли, одному из столпов нашего фильма».
«В фильме история рассказывается и последовательно, и циклично. А остановившееся время - всё равно, что тишина, усиливающая музыку. Фильм также и о реальности смерти. Человек сопротивляется смерти, боится её и борется с ней. Это нормально и естественно. Но одновременно у нас есть интуитивное понимание, что мы и есть жизнь в чистом виде, и что не надо сопротивляться смерти. Надеюсь, фильм передаёт это чувство».
«Идея ввести в историю большую черепаху появилась у меня почти сразу. Я думал, что должно быть какое-то величественное и «почтенное» морское существо. Морская черепаха - спокойна и обособлена. Она погружается в глубины океана на долгое время, что создаёт ощущение как бы бессмертия. Её насыщенный красный цвет выделяет её визуально. Мы много думали, насколько загадочной мы хотим сделать историю. В фильмах студии «Ghibli», мне кажется, состояние таинственности умеют создавать прекрасно. Конечно, таинственность может быть прекрасной, но только до того момента, пока она не начинает отвлекать внимание зрителей от истории. Это очень тонкий момент».
«Пока мы делали первые анимационные пробы, часть группы заканчивала фильм «Невероятная тайна Лулу», используя Cintiq, цифровое перо, позволяющее рисовать на планшете и мониторе. С помощью этого устройства вы можете сразу видеть результаты вашей работы, смотреть каждый рисунок в отдельности нет необходимости. Это более экономично, даёт больше творческой свободы. Мы сделали две версии одного кадра: одну - карандашом на бумаге, вторую - цифровым карандашом. Мы убедились, что вторая получилась более красивой. Для фонов мы использовали разные техники. Рисунки делали углём на бумаге, очень свободно, широкими мазками окрашенной ладони. Этот «кустарный» способ был очень важен, он создаёт прекрасную зернистую фактуру. Только плот и черепахи анимировались «цифрой». Снимать их в 2D было бы настоящим адом. Поскольку всё сделано в едином изобразительном стиле, вы не скажете, что это «цифра».
«Музыка - это ключевой момент, поскольку в фильме нет диалогов. У меня не было ясной идеи насчёт использования конкретного музыкального стиля. Лоран Перес дель Мар сделал несколько набросков, среди которых была красивая мелодия, абсолютно подходившая для главной темы. Я был в восторге. Он предлагал использовать музыку в тех сценах, где я бы и не подумал, и он был прав. Он часто удивлял меня».


ПРЕССА:

«Красная черепаха» очаровывает с первых же кадров. Яркая и разнообразная, выполненная от руки анимация является главным каналом коммуникации со зрителями, ибо диалогов или каких-либо других признаков речи здесь нет. Но как оказалось, для столь трогательной оды цикличности жизни, слова только бы навредили… Деликатно прорисованная анимация и волшебная музыка создают медитативную атмосферу безмятежности, которая часто противопоставляется трудным испытаниям главного героя и нарастающим ощущением тревоги… Причём подтекст мультфильма не ограничивается лишь человеческими жизнями, наоборот больше внимания уделено как раз «перерождению» и «возобновлению» природы. «Красная черепаха» за какие-то 80 минут успевает не просто наглядно обозначить место человека и его амбиций в мире, но и продемонстрировать истинное величие матушки-природы, показывая через поступки и последствия её могущество, сострадание и беззащитность… «Красная черепаха» получилась неописуемым по красоте творением, в котором даже ныряние под воду показано с грацией и плавностью балетного представления. У де Вита получилось деликатное размышление на тему мимолётности жизни и о том, что порой нужно довериться течению, а не пытаться идти против него и прикладывать неимоверные усилия к тому, что не имеет никакого значения. Жизнь нужно ценить, ловить каждое её мгновение, и этот аллегорический анимационный шедевр наглядное тому доказательство» (Вадим Богданов, «Новый Взгляд»).

«Восхитительная, красивая, загадочная и волнующая сказка. Триумф Михаэля Дюдока де Вита» («Sight & Sound»).

«Визуальное чудо от первого кадра до последнего, потрясающая анимация, восхитительный сюжет и сильнейшие эмоции» («The Hollywood News»).

«Фильм очаровывает своей простотой. Он говорит одновременно о вселенских ценностях и о каждом дне жизни любого человека» («moviereview.com»).

«Несмотря на отсутствие диалогов и небольшое количество героев, фильм держит зрителей в постоянном напряжении» («thefilmstage.com»).

«Иначе как волшебством фильм назвать нельзя» («lenta.ru»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта