Тони ЭрдманнТОНИ ЭРДМАНН
(«Toni Erdmann», Германия-Австрия, 2016)
Режиссёр: Марен Аде.
В ролях: Сандра Хюллер, Петер Симонишек, Михаэль Виттенборн, Томас Лойбл, Тристан Пюттер, Ингрид Бису, Хадевих Минис, Люси Расселл, Влад Иванов, Виктория Кочас, Александру Пападопол.
Жанр: драмеди.

Шестидесятипятилетний Винфред (Симонишек), бывший учитель музыки, решает наладить отношения с дочерью Инес (Хюллер), успешным бизнес-консультантом одной из престижных корпораций, путешествующей по всему миру с целью оптимизации компаний. На общение с отцом у дочери не остаётся ни времени, ни желания. Чтобы завладеть её вниманием, Винфред выдаёт себя за эксцентричного бизнесмена Тони Эрдманна. Своими уморительными и шокирующими выходками он надеется изменить представление Инес о жизни и завоевать место в её сердце…

«Тони Эрдманн» - фильм немецкого режиссёра, сценариста и продюсера Марен Аде (1976 г. р.). Марен ещё подростком стала снимать свои первые короткометражные фильмы и участвовать с ними в творческих конкурсах. С 1998 года изучала режиссуру и основы кинопроизводства в Академии кино и телевидения в Мюнхене. Затем переехала в Берлин, где вместе с коллегами основала продюсерскую компанию «Komplizen Film». Её дебютная работа «Лес для деревьев» (2003) получила специальный приз жюри на фестивале «Сандэнс». Следующая картина, «Все остальные» (другое название «Страсть не знает преград», 2009), была удостоена «Серебряного медведя» (гран-при жюри) Берлинского МКФ. Марен Аде живёт в Берлине вместе с мужем и двумя детьми. Преподаёт сценарное мастерство в Киноакадемии Баден-Вюртемберг в Людвигсбурге.

Исполнительница главной женской роли в картине - немецкая актриса театра и кино Сандра Хюллер (1978 г. р.). В кино Хюллер наиболее известна ролью юной жертвы экзорцизма Михаэлы в фильме «Реквием» (2006), за которую она получила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль на Берлинском МКФ, была номинирована на премию Европейской киноакадемии лучшей актрисе и удостоилась высшей кинопремии Германии «Deutscher Filmpreis». В 2007-2010 годах Сандра появилась в главных ролях в картинах «Мадонны» (приз лучшей актрисе на МКФ в Мар-дель-Плата) и «Броуновское движение», а также воплотила образ Ульрики Майнхоф в новелле Николетт Кребиц «Неоконченное» киноальманаха «Германия 09». В 2012 и 2014 годах она вновь удостаивалась «Deutscher Filmpreis» за роли в фильмах «Над нами только небо» и «Тёмный мир» соответственно. В 2014 году была номинирована) на немецкую телевизионную премию в категории «Лучшая актриса» за телесериал «Телефон полиции - 110». За свои театральные работы после сезона 2012/2013 года Хюллер была признана театральными критиками журнала «Theater heute» актрисой года.

Главную мужскую роль исполнил австрийский актёр Петер Симонишек. Он родился в 1946 году в городе Грац. С 1980 года снялся в более чем 60 фильмах. Является звездой авторитетного венского Бургтеатра. Его персонаж – Винфрид/Тони - частично основан на отце Марен Аде, который на самом деле любит подшучивать над людьми, используя фальшивые зубы. К тому же, по словам Аде, на то, чтобы придать персонажу Винфрида такое особое чувство юмора, её вдохновил комик Энди Кауфман.

Съёмки фильма прошли в основном в Бухаресте. Аде не скрывает, что выбрала этот город не только за его эклектичную натуру и дешевизну съёмок, но также из персонального уважения по отношению к Кристи Пую и Корнелиу Порумбою, ведущим румынским режиссёрам. Съёмки «Тони Эрдманна» длились 56 дней. За это время было отснято 120 часов материала. Аде снимала по 20-30 дублей каждой сцены. А если в сцене требовалось показать каждого актёра с разных сторон, то количество дублей возрастало до 40-60. Был момент, когда Марен почувствовала, что её не устраивает некоторый отснятый материал. В итоге она просто выкинула отснятые кадры за два дня и пересняла их заново. За монтажом фильма Аде провела почти год. В этот же год она родила своего второго ребёнка. Фильм получился достаточно длинным - 2 часа 42 минуты, и режиссёр думала о том, чтобы укоротить его, однако в результате не стала этого делать, поскольку посчитала, что удаление каких-то сцен сильно скажется на плавности повествования.

«Тони Эрдманн» стал одним из самых популярных фильмов 69-го Каннского кинофестиваля (после Вима Вендерса Аде - первый с 2008 года немецкий режиссёр, представляющий свою картину в каннском конкурсе), а также получил очень хорошие отзывы. Практически единогласным мнением было то, что «Тони Эрдманн» был достоин «Золотой пальмовой ветви». Однако в основной конкурсной программе он не получил от жюри ни одной награды. Многие кинокритики писали по поводу того, что недоумевают, почему жюри так поступило. Зато в Каннах «Тони Эрдманн» был удостоен как раз премии критиков - приза ФИПРЕССИ.

У «Тони Эрдманна» ошеломительная фестивальная судьба: призы за лучший фильм и лучшую мужскую роль на МКФ в Монреале-2016, фильм открытия МКФ в Мюнхене-2016, гран-при «Золотой Ирис» Европейского кинофестиваля в Брюсселе-2016, приз «Золотая башня» за лучший фильм Европейского кинофестиваля в Паличе-2016, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Сан-Себастьяне-2016, спецпоказ на престижнейшем МКФ в Торонто-2016, приз за лучшую режиссуру Ялтинского МКФ-2016, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Палм-Спрингс-2017.

После ограниченного проката в Германии (всего на 98 экранах) фильм занял 5-е место по сборам. В результате проект стал лучшим немецким фильмом 2016 года по соотношению сборов к количеству кинотеатров, где его показывали, за премьерный уик-энд. «Тони Эрдманн» был выдвинут Германией на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и вошёл в число номинантов.

Издание «Vulture» признало сцену на вечеринке из «Тони Эрдманна» лучшей обнажённой сценой года.

«Тони Эрдманн» стал обладателем всех основных премий Европейская киноакадемия за 2016 год: за лучший фильм, режиссуру, сценарий, за лучшую мужскую и женскую роль (Петер Симонишек и Сандра Хюллер).

Права на съёмки ремейка «Тони Эрдманна» приобрела студия «Paramount Pictures» и уже объявила, что главную роль в нём исполнит возобновляющий актёрскую карьеру Джек Николсон. Дочь главного героя сыграет Кристен Уиг. Режиссёр и автор сценария оригинальной ленты Марен Аде выступит исполнительным продюсером картины, а режиссёрское кресло пока вакантно.


МАРЕН АДЕ:
«Об этой истории я размышляла на протяжении почти пяти лет. Я уже давно хотела снять картину о родственных связях, о том, какую роль играет каждый член семьи, исследовать проблемы, неизменно возникающие в этой среде. В какие-то моменты мы страстно хотим освободиться от своей семьи, её влияния, начать абсолютно новую жизнь… Я вложила в эту картину всё, о чем думала в течение последних пяти лет. Это всего одна тема, но я уместила в неё всё, что меня интересовало - экономическую ситуацию, место женщины, семейные отношения, отношения полов».
«Изначально мы позиционировали сценарий как комедийный. Иногда во время съёмок я говорила продюсеру: «Чёрт, получается невероятно печальный фильм». Она отвечала, что это не важно: картина выйдет отличная и это будет хорошим оправданием. Весь юмор в фильме рождается из отчаяния, всегда ощущается серьёзная проблемная основа. Честно говоря, я была удивлена, что зрители в зале часто смеялись».
«Я не сразу записываю всю историю от начала до конца. Сначала возникают персонажи, я прописываю их характеры, наполняю их содержанием. Я долго разрабатывала персонаж Инес, искала ей профессию. Также исследовала Румынию. На написание сценария ушло почти два года… Было забавно писать историю о женщине, которая не разграничивает личную жизнь и работу; для меня самой этот баланс очень важен.
Я всегда долго работаю над сценарием, а когда он почти завершен, начинаю подбор актёров. Затем, опираясь на сценарий, мы напряженно работаем с артистами, подробно разбирая роли и сюжет. Сценарий «Тони Эрдманна» я сильно не правила, лишь вносила кое-какие изменения для конкретных актёров, в том числе уже во время съёмок. И мы очень много репетировали. Обычно я делаю много дублей. Поскольку весь фильм развивается благодаря персонажам, не торопилась поскорее всё отснять. Если бы картина вышла неудачной, в этом была бы виновата я».
«Все мои картины отчасти автобиографичны, я опираюсь на знакомые мне вещи. Когда снимаешь кино о семье, трудно не думать о своей собственной, ведь она у тебя единственная. Было интересно осознать, насколько тесно я связана с семьёй. У моего отца прекрасное чувство юмора, я всё время жила в этой особой атмосфере. Когда работала над сценарием, постоянно возвращалась к ней. Это самая знакомая и близкая мне среда. Во всех этих персонажах я могу узнать себя. Герой-отец стал носителем всех человеческих ценностей представителей своего поколения, а у дочери совершенно другие взгляды. Она не может сказать, счастлива ли. Я точно понимаю одно: она очень любит свою работу и ставит её превыше всего, порой выше личных нужд, что часто бывает у деловых людей».
«Внезапное преображение Винфреда - смелая попытка сломать шаблон, освободиться от стереотипов в отношениях. Тони Эрдманн рождается из отчаяния. Юмор часто помогает справляться с трудностями, он всегда рождается через боль. Винфред не может найти иных способов достучаться до дочери. Он пытался переосмыслить их отношения как отец, но безуспешно. Он в растерянности, мечется между желанием сблизиться с Инес и чувством обиды, раздражения. Равновесие сил между ними давно нарушено. Винфред находит решение этой дилеммы, делает Инес дерзкое предложение, скрываясь под маской Тони. Юмор - его единственное оружие, и он начинает использовать его по максимуму. То есть вступает в гораздо более трудную и жёсткую игру. А поскольку сама Инес - крепкий орешек, вдруг оказывается, что он говорит на понятном ей языке».
«Многие говорили мне, что Инес довольно холодная, бесчувственная. Поскольку сейчас везде активно обсуждаются проблемы гендерного равенства, многим интересно узнать моё мнение. Но сам по себе факт, что я женщина, снимающая кино о женщине, не так уж важен. Не стоит увязать во всех этих гендерных вопросах. Многие мои персонажи, мужчины и женщины, очень близки мне. Как зритель я часто сильнее идентифицирую себя с героями-мужчинами. Например, когда смотрю кино о Джеймсе Бонде, отождествляю себя с ним, а не с женскими персонажами».
«У меня не было времени на предвкушение премьеры в Канне. В понедельник, за пять дней до премьеры, я заканчивала работу над звуком. Во вторник смотрела финальную копию. В среду купила одежду для фестиваля».
«Мне нравится, что теперь фильм обрёл собственную жизнь. Когда-то он был сценарием, и в нём планировалось очень много всего, но реакция зрителей всё равно меня удивила. Когда горничная стучит в дверь перед постельной сценой, все смеются: я не ожидала этого. Теперь фильм принадлежит зрителю. Но на премьере я всё ещё делала себе кое-какие заметки насчёт звука».


ПРЕССА:

«В Германии было бы труднее снять этот фильм о борьбе алчного трудоголизма и семейных ценностей: вся эта страна выглядит, как капиталистическая антиутопия, в то время как в Румынии контрасты ещё не стёрлись в вареве глобального плавильного котла. В полном смысле слова комедией это назвать нельзя: во-первых, это в принципе не жанровое кино, во-вторых - у картины тяжёлое дыхание, она идёт почти три часа; благодаря размеренной драматургии и монтажу, эта длительность ощущается, но скучно не становится. Но это правда смешно… В «Тони Эрдманне» есть моменты настоящего большого кино, и не только в смысле хронометража. Аде чрезвычайно чувствительна не только к языку, но и вообще к социальным условностям. В финском языке есть слово myotahapea, которое означает неловкость за другого человека, и эта эмоция по отношению к действующим лицам - базовая для картины: Аде достаточно показать, как Инес и её отец в полном молчании десять секунд ждут лифта, чтобы мы тут же идентифицировали себя с обоими персонажами. Кульминационная сцена дня рождения Инес слишком хороша для того, чтобы заниматься спойлерами, но достаточно сказать, что в ней Аде достигает почти бунюэлевской мощи» (Андрей Карташов, «Сеанс»).

«Фильм, опять же, неочевидный: широко известных звёзд здесь нет, вызывающего экстрима тоже, сплошные разговоры - и длится больше двух с половиной часов. Но не оторваться. Что же не отпускает в таком зрелище, кроме неописуемо сложной игры блестящих актёров и превосходного сценария? Пожалуй, язвительный, прохладный юмор, напоминающий не столько о «берлинской школе», к которой причисляют Аде, сколько о румынской «новой волне» (Антон Долин, «Афиша daily»).

«Длинное, почти трёхчасовое блистательное переплетение драмы и комедии умудряется не раз обмануть ожидания зрителя и заставить хлопать в ладоши в истинном восхищении. Причем драма и комедия настолько шагают в унисон, что под конец фильма, хорошенько разогрев наши органы чувств, отвечающие за смех и слёзы, Аде окончательно берёт под контроль зрительские эмоции. И по всем предпосылкам, крадущая фильм сцена с Хюллер, поющей почти акапелла песни Уитни Хьюстон, должна была стать высшей точкой грамотно откалиброванной истории. Однако никто не сумел предугадать, что последует затем… Самое интересное, что, несмотря на то, что герои больше разговаривают в фильме, сцены, вызывающие обоюдный поток слёз, как от смеха, так и от трогательных моментов, полностью без слов. Они просто там не нужны» (Вадим Богданов, «Новый Взгляд»).

«Многие сцены в фильме могли бы стать неловкими, неудобными и заставили бы зрителя поёрзать в кресле. Но у Аде получилось настолько мастерски прописать своих персонажей, что шутки Винфрида не кажутся жалкими или дурацкими. Он мастер розыгрышей, а его серьёзная дочь уже забыла, что такое жить, когда ты не застегнута на все пуговицы» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта