В XV веке из Европы в Китай направляется военная экспедиция с целью разведать секрет чёрного пороха. Во время путешествия им досаждают кочевники, а в одну из ночей на группу нападает неизвестное существо. После всех злоключений до Великой Китайской стены доходят только двое. Обоих берут в плен солдаты гарнизона. Находясь в плену, они знакомятся с ещё одним европейцем, прибывшим в Китай 25 лет назад с той же целью - добыть чёрный порох. Европейцы также узнают, что каждые 60 лет на протяжении двадцати веков на стену нападает полчище чудовищ. И если вторжение не остановить - мир будет уничтожен…
Слоган фильма гласит: «1700 лет ушло на строительство. 8851 км неприступных стен. Какой враг угрожал империи?» На самом деле стену строили отдельными участками различные правящие династии в течение этого периода времени. На постройку каждой отдельной секции стены отдельным правителем уходило по 10-20 лет.
«Великая стена» - первый фильм американской студии «Legendary» после приобретения её контрольного пакета китайской «Wanda Group», крупнейшей девелоперской компанией Китая, также владеющей самой крупной в стране сетью частных кинотеатров. «Великая стена» стала самой масштабной и дорогой картиной в истории китайского кинематографа (бюджет - $150000000).
Режиссёром «Великой стены» выступил главный специалист Азии по историческим эпикам Чжан Имоу - китайский актёр, режиссёр, продюсер, сценарист. Он родился 14 ноября 1951 года в городе Сиань провинции Шэньси в семье сторонников Гоминьдана. За то, что его старший брат служил в армии Чан Кайши, во время «культурной революции» Имоу был исключён из школы и отправлен «на перековку»: с 1968 по 1971 год он трудился в сельском хозяйстве, с 1971 по 1978 год - на текстильной фабрике. В этот период Чжан Имоу увлекался рисованием и любительской фотографией (в 18 лет он стал донором и 5 месяцев сдавал кровь, чтобы накопить денег и приобрести свою первую камеру). Когда в 1978 году открылась Пекинская киноакадемия, Чжану Имоу было уже 27 лет - слишком много, чтобы сдавать вступительные экзамены… Для осуществления своей мечты ему пришлось лично обратиться в Министерство культуры КНР с просьбой сделать исключение для человека, «потерявшего 10 лет из-за Культурной революции». В результате Чжан Имоу стал студентом и успешно окончил академию в 1982 году. В первом же вышедшем на мировые экраны фильме «Красный гаолян» (1987), который имел успех не только в Китае, но и одним из первых китайских фильмов удостоился приза «Золотой медведь» на Берлинском МКФ, Чжан Имоу показал себя как выдающийся режиссёр. С тех пор у Чжана Имоу появилось множество различных наград: «Подними красный фонарь» (1991, «Серебряный лев» Венецианского МКФ, номинация на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм и премия BAFTA за лучший неанглоязычный фильм), «Цю Цзюй обращается в суд» (1992, «Золотой лев» Венецианского МКФ), «Жить» (1994, Гран-при Каннского МКФ и премия BAFTA за лучший неанглоязычный фильм), «Шанхайская триада» (1995, номинация на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу), «Ни одним меньше» (1999, «Золотой лев» Венецианского МКФ), «Дорога домой» (1999, «Серебряный медведь» Берлинского МКФ). Но признание широкой публики ему принесли монументальные полотна на историческую тему «Герой» (2002, номинация на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм) и «Дом летающих кинжалов» (2004, приз Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве Берлинского МКФ и номинация на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу), собравшие соответственно около 177 миллионов долларов и 90 миллионов долларов кассовых сборов по всему миру. А его фильм «Проклятие золотого цветка» (2006) вовсе потряс буйством красок и установил новый рекорд по внутрикитайским сборам. В период подготовки к Олимпиаде в Пекине Чжан Имоу был главным постановщиком церемоний открытия и закрытия Игр, в связи с чем временно отложил работу в кино. «Великая стена» - первый англоязычный фильм китайского режиссёра.
На ранних этапах работы над проектом планировалось, что главную роль исполнит Генри Кавилл. Но в итоге в картине снялся Мэтт Дэймон («Умница Уилл Хантинг», «Спасти рядового Райана», «Догма», «Талантливый мистер Рипли», три части о приключениях друзей Оушена, тетралогия о Джейсоне Борне, «Джерри», «Отступники», «Ложное искушение», «Информатор», «Непокорённый», «Железная хватка», «Меняющие реальность», «Элизиум: Рай не на Земле», «Теорема Зеро», «Интерстеллар», «Марсианин»).
«Великая стена» - первый голливудский фильм и вторая совместная работа с Чжан Имоу после фильма «Дом летающих кинжалов» для Энди Лау (1961 г. р.). Это гонконгский певец (звезда кантонской поп-музыки) и один из самых коммерчески успешных киноактёров Гонконга (начал сниматься в 1982 году). Избранная фильмография: «Мои счастливые звезды», «Мои счастливые звезды-2», «Пока не высохнут слёзы», «Дикие дни», «Спаситель души», «Профессия киллер», «Двойная рокировка». Много снимался у Вонга Кар Вая. Кстати, ранее и Энди Лау и Мэтт Дэймон играли роли преступников, работающих «кротами» в рядах полиции. Лау в гонконгском фильме «Двойная рокировка» (2002),а Дэймон в американском римейке «Рокировки» - фильме «Отступники» (2006).
Сыгравший в «Великой стене» Лу Хан - бывший участник популярного корейского бойз-бэнда «EXO». Он ушёл из группы в октябре 2014 года.
Композитором «Великой стены» должен был стать Джеймс Хорнер, но он погиб в июне 2015 года, разбившись на самолёте.
Съёмки «Великой стены» начались 30 марта 2015 года в Циндао. Большая часть фильма была снята в Китае, и некоторые сцены в Новой Зеландии. Премьера фильма состоялась в Китае 15 декабря 2016 года
Актриса Констанс Ву публично раскритиковала «Великую стену» за то, что главную роль в ней предложили Мэтту Дэймону, и что Дэймон принял это предложение. Она сочла возмутительным, что западный актёр представлен в фильме в качестве влиятельного лица, стоящего за строительством Великой Китайской стены. Тогда как большинство работ возглавлялись и исполнялись жителями Китая. Дэймон же заявил, что ему обидно слышать подобное, и что он не считает такую критику обоснованной. На его сторону также встал Энди Лау, который отметил, что в фильме есть пять главных персонажей, которые борются за выживание человечества и сражаются бок о бок, и четверо из них китайцы.
ЧЖАН ИМОУ:
«Последние несколько десятилетий я постоянно имел подобные приглашения, но за работу никогда не брался. А теперь согласился. Все признают, что этот фильм достаточно масштабный, а масштабные фильмы - достаточно большое удовольствие. Во-вторых, одной из важнейших причин являются китайские элементы в картине, это фильм, где руководящая роль полностью принадлежит китайским элементам».
МЭТТ ДЭЙМОН:
«Впервые о «Великой стене» я услышал летом 2014-го. Мне показали даже не сценарий, а сценарную заявку, написанную Тони Гилроем. Но уже тогда планировалось, что режиссёром будет Чжан Имоу - и не просто режиссёром: предполагалось, что он будет контролировать весь визуальный ряд фильма, определять, как будут выглядеть спецэффекты. Вот тут меня и подцепили на крючок! Я, конечно, не великий специалист в китайском кино, но почти все фильмы Чжан Имоу я видел - я познакомился с его кино, ещё когда учился в колледже в Атланте. Ну и, вспомнив «Дом летающих кинжалов» и «Героя», я сразу подумал, что стоило бы сняться в подобной красоте. Так что я сразу связался с Чжан Имоу и подтвердил, что не хочу упускать этот шанс».
«Есть же много других фильмов ровно с такой же драматургической архитектурой: чужак приходит извне и меняется в процессе взаимодействия с сообществом, о котором прежде не знал. Возьмите, к примеру, «Лоуренса Аравийского», «Танцы с волками», «Аватар» наконец. Все они про аутсайдера, который входит в новый мир, проникается его законами и меняется сам. Так что эту коллизию я не считаю каким-то политическим заявлением. Для меня она вполне классическая нарративная схема, присутствующая и в западной, и в восточной культурах».
«Великая стена» - большой эксперимент, это же первый случай голливудско-китайской копродукции. В фильме Запад сплавляется с Востоком - и это очень важно. Так что там принципиально нет сцен, в которых мы с Педро летаем над бамбуковым лесом или выполняем другие трюки, типичные для китайских фильмов о боевых искусствах. Тут всё больше приближено к реальности, хотя фильм остается чистым зрелищем. Ну да, там есть эпизоды, в которых китайские женщины-воины совершают головокружительные прыжки со Стены и обратно, но это - пример акробатики и техники, а не пренебрежения законами гравитации, ведь даже по сюжету они прыгают на тросах. Прыгают, а не летают! В их способности пусть и с трудом, но всё же можно поверить».
(о съёмках) «Это больше всего было похоже на старый Голливуд. Все эти съёмки с участием тысячной массовки - я как будто оказался в 1930-х или 1950-х. И Чжан Имоу управляет этими толпами не хуже, чем когда-то Флеминг или Уайлер. Причём делает это с точностью настоящего хореографа. Когда дело дошло до съёмок батальных сцен, я, честно говоря, пережил откровение: никогда прежде не видел ничего сравнимого по масштабу - это похоже на настоящие военные маневры, только с кинокамерами вместо танков. Но, как и все великие режиссёры, с которыми мне довелось работать, Чжан Имоу всегда держит в центре внимания персонаж. Именно личность героя, его достоверность в любых обстоятельствах составляет ядро всех его фильмов. И это, конечно, очень важно для меня как для актёра».