ПАТЕРСОН
(«Paterson», США-Франция-Германия, 2016)
Режиссёр: Джим Джармуш.
В ролях: Адам Драйвер, Голшифте Фарахани, Уильям Джексон Харпер, Масатоши Нагасе, Кара Хэйуорд, Джаред Гилман, Ризван Манжи, Бэрри Шебака Хенли, Тревор Пархэм, Трой Пархэм, Брайан МакКарти, Фрэнк Хартс, Чэстен Хэрмон, Метод Мэн, Стерлинг Джеринс.
Жанр: драмеди.
Патерсон (Драйвер) работает водителем автобуса в городке Патерсон, штат Нью-Джерси, а в свободное время пишет стихи для любимой жены Лоры (Фарахани). Он облачает красоту повседневности в поэзию и встречает поэтов повсюду – такова магия города – родины поэтов Аллена Гинзберга и Уильяма Карлоса Уильямса. Патерсон не разделяет предложения жены публиковать свои работы и продолжает писать только в свою записную книжку. Но одно маленькое событие меняет его планы…
Фильм Джима Джармуша (1953 г. р.) - кинорежиссёра и сценариста, одного из главных представителей американского независимого кинематографа. Его наиболее известные фильмы: «Более странно, чем в раю» («Золотая камера» за лучший дебют на Каннском МКФ, «Золотой леопард» на МКФ в Локарно, Специальный приз жюри на фестивале независимого кино «Сандэнс»), «Вне закона», «Таинственный поезд» (приз Каннского МКФ за лучшую техническую работу), «Ночь на Земле», «Мертвец» (премия Европейской киноакадемии за лучший фильм, снятый за пределами Европы), «Пёс-призрак: Путь самурая», «Кофе и сигареты», «Сломанные цветы» (Гран-при 58-го Каннского МКФ), «Предел контроля», «Выживут только любовники», «Gimme Danger. История Игги и «The Stooges». Почти 20 лет назад Джармуш написал около 20 различных трактовок «Патерсона».
Главную роль исполнил Адам Драйвер (1983 г. р.) - американский актёр, изначально известный благодаря своей роли в комедийном сериале Лины Данэм «Девчонки», за которую в 2013 и 2014 годах он выдвигался на премию «Эмми» за лучшую мужскую роль второго плана в комедийном телесериале. Адам также лауреат Венецианского МКФ за актёрскую работу в драме «Голодные сердца» (2014). Широкой публике стал известен благодаря роли Кайло Рена - главного антагониста седьмого эпизода саги «Звёздные войны». Другие заметные фильмы с его участием: «Милая Фрэнсис», «Линкольн», «Внутри Льюина Дэвиса», «Дружба и никакого секса», «Пока мы молоды», «Дальше живите сами», «Молчание». Производственная команда «Патерсона» собиралась взять на себя организацию уроков вождения автобуса для Драйвера, чтобы он получил права соответствующей категории, однако Адам ещё раньше записался в школу вождения по собственной инициативе. Всего он обучался три месяца в Куинсе, в Нью-Йорке, и сдал экзамен по вождению за неделю до начала съёмок. Интересно, специально ли Джармуш взял актёра с «говорящей» фамилией на главную роль, ведь «Driver» это «водитель» в переводе с английского. Во время съёмок Джармуш не знал, как показать армейское прошлое Патерсона, но Драйвер, который действительно в юности служил в Корпусе морской пехоты, принёс свою фотографию в форме - и её можно видеть в фильме.
Вторая главная роль досталась Голшифте Фарахани (1983 г. р.) - иранской актрисе театра и кино. Все её родные занимаются искусством: отец - драматург, сценарист и режиссёр Бехзад Фарахани, мама - художница, сестра – актриса, брат - музыкант. Голшифте тоже хотела связать жизнь с музыкой, стать пианисткой, но первая случайная кинороль в 14 лет стала по-своему судьбоносной: её дебют «Грушевое дерево» моментально сделал из неё молодую звезду, а каждый новый фильм приносил ей награды на местных фестивалях. Её можно заметить у классика иранского кинематографа Аббаса Киаростами («Ширин»), а «История Элли» Асгара Фархади, её последнее кино, снятое на родине, получило «Серебряного медведя» на Берлинале-2009. Актриса стала появляться в международных проектах, в их числе «Камень терпения» и «Цыплёнок с черносливом», который срежиссировала автор «Персеполиса» Маржан Сатрапи. Голшифте позвал Ридли Скотт в «Совокупность лжи», где она играла вместе с Ди Каприо. После съёмок в этом фильме, а также после того, как актриса появилась обнажённой на обложках «Madame Le Figaro» и «Egoiste» (Голшифте говорит, что тогда в ней кипел гнев и она пыталась сломать стереотип о «восточной» женщине), иранские власти прямо ей заявили: она на родине никому не нужна, хотя формально может вернуться, но её будут ждать неблагоприятные последствия. Голшифте Фарахани призывает не романтизировать её статус и называет своё изгнание «смерти подобным», а свою семью видит лишь изредка за границей. Однако теперь она снимается буквально по всему миру. Например, её можно было увидеть в другом проекте Скотта - «Исход: Цари и боги», или в дебютном фильме Луи Гарреля «Друзья», а на подходе роль в новых «Пиратах Карибского моря».
В одном из эпизодов «Патерсона» последних анархистов города сыграли Кара Хэйуорд и Джаред Гилман, которые ранее вместе снимались в фильме Уэса Андерсона «Королевство полной луны» (2012). Тот проект был их первым полнометражным фильмом и они играли любящих друг друга людей.
Сыгравшая роль Марвина выразительная бульдожка Нелли была удостоена самого своеобразного из параллельных призов Канн – «Palm Dog». К сожалению, посмертно. Нелли умерла вскоре после съёмок. Ей и посвящен фильм.
Стихи для «Патерсона» были написаны Роном Паджеттом, поэтом «Нью-Йоркской школы», одним из самых любимых современных поэтов Джима Джармуша. Паджетт согласился написать несколько стихов специально для фильма, а также дал добро на использование некоторых уже написанных им стихов. А вот стихотворение, которое маленькая девочка читает Патерсону, было написано лично Джимом Джармушем.
Мировая премьера «Патерсона» состоялась 16 мая 2016 года на Каннском МКФ в рамках основной конкурсной программы.
ДЖИМ ДЖАРМУШ:
«Патерсон» рассказывает ровную историю, без конфликта и без драмы. У него простая структура - семь дней из жизни главных героев. Это дань поэзии деталей и мелочей, повторений и перемен, которые происходят изо дня в день… История поэта, простого парня из рабочего класса. Он очень наблюдательный и пропускает через себя окружающий мир. Так что это тихое кино о людях, которые живут выбранной ими жизнью».
«Я знал с самого начала, что хочу электронную музыку для саундтрека «Патерсона», потому что никогда раньше этого не делал. И долго искал что-нибудь подходящее. Исследовал современную и старую замечательную электронную музыку. Честно пытался собрать из неё саундтрек, причём из некоторых моих любимых авторов, но что же делать, если ничего не подошло? Слишком мрачно, слишком сладко, слишком абстрактно… Потом посоветовался с разными людьми - и они в один голос сказали: «Ты и Картер Логан из «SQURL» оба музыканты, у вас обоих есть по синтезатору, так что вас останавливает?» Так мы вдвоём записали саундтрек. Вручную, сами. Получился этакий эмбиент с маленькими вкраплениями акустической гитары. Музыка звучит как сон, одновременно со звуками поэзии. Я этого не планировал, но обстоятельства вынудили. С другой стороны, зря мы, что ли, синтезаторы покупали!»
«Я до сих пор люблю ходить в тёмные залы, набитые незнакомцами и исследовать новые миры на большом экране. Может, я и динозавр, но, по-моему, многие до сих пор любят эту форму искусства. В мире существуют синематеки, где показывают старые фильмы. Многое, конечно, меняется - например, подход к съёмкам, - но думаю, что просмотр фильмов в кинотеатре никогда не выйдет из моды. Я олдскульный человек в этом плане. Цифровые устройства не для меня».
ГОЛШИФТЕ ФАРАХАНИ:
«Я думаю, часто люди несчастны, потому что живут или в прошлом, или в будущем, а эта пара живёт в настоящем моменте. Он вкладывает в этот момент свою поэзию, а она - своё искусство».
АДАМ ДРАЙВЕР:
(о творчестве Джармуша) «Сначала я увидел… То ли «Более странно, чем в раю», то ли «Пса-призрака». Помню, как подростком открывал для себя его творчество, и потом внимательно следил за всем, что он делает. Перед встречей я очень волновался. Я бы согласился на любую роль в его фильме, потому что считаю Джима великим человеком. В нём жив дух независимого кино, типа, знаете - тырить камеры, со всеми дружить, всё держать под контролем постоянно. И эта его энергия пронизывает каждый фильм. Он очень забавный, я даже не ожидал. О его ироничности, конечно, говорят его картины, но и сам по себе он один из самых весёлых людей, что я встречал».
«Меня привлек Джим и только он. Ни масштаб, ни тема изначально не были важны, дело исключительно в нём. Но потом… Я вам скажу, это дико круто - сыграть человека, который в основном делает вот что: он слушает. Из-за этого кино получилось по-настоящему непредсказуемым. Я читаю сцену в первый раз: парни едут в машине, один рассуждает о своей собаке, и это монолог на десять страниц. Я думаю: что-то случится с собакой, или автобус сломается, что-нибудь плохое точно произойдёт. Кто-то приносит оружие в бар, значит, кого-то подстрелят. Но нет, ничего не случается. Когда мы уже решили, что будем работать над персонажем вместе, мы придумали ему армейское прошлое, но конкретно ничего не обозначили. Он водитель автобуса, оказавшийся поэтом. Или поэт, работающий водителем автобуса. Он был военным, но это не часть его судьбы, а лишь отрезок жизни».
«Я старался не испортить сценарий, не влезать в него. Там практически каждая сцена начинается со слов «Патерсон слушает», и мне пришлось вжиться в образ такой мухи на стене - всё видеть, всё слышать, но не реагировать».
«Мне думалось, Джим будет этаким титаном, очень глубокомысленным и серьёзным. До нашей первой встречи я мог составить впечатление о нём только по роликам с YouTube. Представитель нью-йоркской старой школы, консервативной, возможно, излишне романтизированной. А оказалось, что это в высшей степени милый, чуткий, внимательный человек, к тому же невероятно забавный - он может очень точно изобразить каждого, с кем работал, от Роберто Бениньи до Игги Попа и Тома Уэйтса. А как он любит тех, с кем делит съёмочную площадку! Сколько раз я во время перекуров слышал что-нибудь вроде: «Глянь на Фреда Элмса. Это - Фред Элмс, понимаешь? Какой же он классный, люблю его, всё в нём люблю!». «Голшифте, она… Ах, она так прекрасна! С ней все сцены сразу получаются». Он просто любит находиться на съёмочной площадке в окружении замечательных людей. Мне с ним было очень комфортно, но такой подход к работе, когда просто делаешь то, чего он хочет, Джармуш не приемлет. Он требует деятельного соучастия, твоих личных выводов, твоих идей».
(о том, с чем сложнее управляться - с автобусом или со световым мечом) «С автобусом, конечно. Чтобы им управлять, надо сперва получить права определённой категории. А с мечом проще: «Давай, удачи!», - и пошёл. Конечно, обучение и там проходишь, но когда размахиваешь световым мечом, в твоих руках меньше жизней, чем когда ты за баранкой».
«Я мало знал о поэзии, о стихах Рона Паджетта, Уильяма Карлоса Уильямса (хотя о нём я слышал), о «Lunch Poems» Фрэнка О’Хары; ничего я не знал. Но вводный экстерн-курс я получил отличный. Правильный поэтический вектор задал именно Рон Паджетт. Джим тащится от всяческих лингвистических тонкостей, от игры слов, и дополнительную ироническую тональность в фильм привносит то, что мой герой преимущественно слушает. Будучи поэтом, обитая в пространстве языка, он наблюдает и безмолвствует. Это одно из многих неслучайных противоречий в картине».
ПРЕССА:
«Джим Джармуш в своём новом фильме умудряется видеть красоту и поэзию в совершенно обычной повседневной жизни. Точно так же, как и его герой, режиссёр не столько снимает, сколько пишет свою картину - яркими и выразительными красками. Когда автобус Патерсона разворачивается на перекрёстке, он кажется огромным чудовищем среди беспокойного моря маленьких машинок. Белка, взбирающаяся на дерево, кажется маленьким чудом. Залитые осенним солнцем улицы города, стены домов, шпили церквей - каждый день Патерсон видит один и тот же маршрут, но как при этом Джармушу удаётся показать всё это в романтическом свете, уму непостижимо. Это и есть магия кино» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Стихи Патерсона носят заглавия вроде «Стихотворение» или «Ещё одно», в одном из них есть строчка «Хммм»; в них говорится, например, о спичках «Ohio Blue Tip» и о кружке пива, и фильм Джармуша тоже сложен из простых вещей, как болтовня с барменом после работы, как тот момент, когда возлюбленная говорит сквозь сон, что она замёрзла, и нужно укрыть ей голую спину одеялом. По меркам режиссёра здесь довольно много монтажа, и крупный план той же кружки пива или общий - водопада становятся будто отдельными фразами, которые по законам стихосложения ведут к другим фразам и образам, как рассуждение о спичечном коробке ведёт к сигарете, которую зажигает этими спичками возлюбленная, и превращается в любовное послание. Этот удивительный фильм, который не только рассказывает о счастье, но и передаёт зрителю ощущение счастья, - лучший для Джармуша в новом столетии. Он напоминает ранние работы постановщика: «Как будто мы в двадцатом веке!» - с восторгом восклицает Лора в одном из эпизодов; само лицо Адама Драйвера как будто бы оттуда» (Андрей Карташов, «Сеанс»).
«Патерсон» - кино о поэзии и о повседневности. Точнее, о том, что они ничуть не противоречат, а только питают друг друга. «Когда б вы знали, из какого сора…» Джармуш наглядно и обстоятельно показывает, из какого именно… Никаких сюжетных поворотов в фильме не отыщешь, как ни копайся. Джармуш уже посвящал свои картины таким бесполезным отрезкам жизни, как перекур («Кофе и сигареты»), поездка в такси («Ночь на Земле») или ночёвка в гостинице («Таинственный поезд»). А теперь снял картину, полностью состоящую из повседневной рутины. Здесь стихи посвящают даже спичечным коробкам. По сути, Джармуш выполнил давно данное обещание: «Мне интереснее сделать фильм о человеке, выгуливающем собаку, чем о китайском императоре». Вот он, этот фильм… Маленькое чудо «Патерсона» - в том, что взгляд, очищенный от ожидания события, принимает волшебное как обыденное, делает его правилом, а не исключением… Если существуют на свете фильмы-стихотворения, то «Патерсон» - один из лучших в этом жанре. Джармуш, кстати, одно время писал стихи, но, как и его герой, был слишком скромен, чтобы их публиковать» (Антон Долин, «Афиша daily»).
«Уже давно было ясно, что, раз оседлав лошадку ностальгического кино доброй улыбки, Джармуш никогда с неё не слезет - и вдруг «Выживут только любовники». Критики приободрились, чтобы в этом году снова отчаянно бороться с зевотой на «Патерсоне», рассказывающем историю водителя автобуса с фамилией Патерсон, который живёт в провинциальном городе под названием Патерсон. Этой игрой из имён собственных и исчерпывается вся тонкость картины» (Зинаида Пронченко, colta.ru).
«Патерсон» - в сущности, поэма о красоте «малых дел», о безбрежности «малых радостей», о свете в душе «маленького человека». В ней совсем нет пафоса, и стихи, которые рождаются у Патерсона, ничем особенным не блещут… Новая картина Джармуша влюбляет в себя сразу и бесповоротно. В ней совсем ничего не происходит - но происходит целая жизнь, которая волшебным образом отзовётся в жизни хоть японца, хоть русского, хоть зулуса. Это тот случай, когда нас заставляют «остановиться, оглянуться» и заново прочувствовать цену и счастье того немногого, что имеешь. Как из поэтического шедевра, здесь ничего нельзя ни выбросить, ни изменить - ни кадра, ни звука, ни краски, ни слова. Абсолютно совершенное кино, вовремя напомнившее, что даже из ямы можно видеть небо» (Валерий Кичин, «Российская газета»).