Отношения Эмада и Раны безоблачны, и у них много планов на будущее. Днём Эмад преподаёт в школе, а по вечерам супруги увлечённо репетируют спектакль по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжёра». Однако семейная драма разворачивается не только на сцене, но и в реальной жизни, когда их новый дом из тихой гавани превращается в место преступления…
Режиссёр, писатель и продюсер Асгар Фархади родился в 1972 году. В 13 лет, в молодёжном киноклубе он снял свой первый короткометражный фильм. До поступления в университет Тегерана в 1991 году Фархади сделает ещё пять короткометражных работ. В университете выбор будущего режиссёра пал на изучение театра. Этот выбор окажет сильное влияние на его кинематографический стиль. После выпуска из университета он продолжил изучать театральную режиссуру в университете Тарбиат Модарес начиная с 1996 года. Здесь он начал писать пьесы для радио, а после - сценарии для телевизионных сериалов. Фархади получил степень мастера театральной режиссуры, и сразу же приступил к работе над сериалом, сценарий к которому он сам же и написал - «Повесть о городе». В 2002 году он написал сценарий к своему первому полнометражному фильму «Танцуя в пыли», который сам же и снял. Фильм был удостоен премии за лучшую мужскую роль на 25 Московском МКФ, приза Гильдии киноведов и кинокритиков России, а также призов за лучший сценарий и лучшему режиссёру на 48-м азиатско-тихоокеанском МКФ. Год спустя Асгар Фархади снял «Прекрасный город» в редком для того времени жанре социальной драмы. Во Франции фильм вышел в прокат в 2012 году, привлёк внимание на местных и международных фестивалях, удостоился нескольких наград, включая Гран-при на МКФ в Варшаве. Следующий фильм Фархади, «Фейерверки по средам», вышел в 2005 году. Два года спустя Асгар Фархади снимает «Историю Элли». Премьера фильма состоялась одновременно на МКФ в Берлине и на МКФ «Фаджр». Фильм получил премии за лучшую режиссуру на обоих фестивалях: «Серебряного медведя» в Берлине и «Хрустального симурга» на фестивале «Фаджр». В 2009 году «История Элли» вышла во Франции и собрала более 100 000 зрителей. После успеха «Элли», Фархади приступил к сценарию «Развода Надера и Симин», съёмки которого начались в 2010 году. Премьера «Развода» состоялась на МКФ в Берлине и побила рекорд по заполняемости зала, который держался целых 60 лет. Картина получила «Серебряного медведя» за лучший актёрский состав. И это было только начало длинного перечня международных наград, количество которых в целом превысило цифру 70. В этот перечень также вошло несколько престижных премий за лучший фильм на иностранном языке: «Золотой глобус», «Сезар» и, наконец, премия американской киноакадемии «Оскар». «Развод» получил мировое признание, какого ещё не знал ни один иранский фильм. Только во Франции картину посмотрело более миллиона зрителей. В США фильм вышел в прокат в 2011 году и стал самым успешным иностранным фильмом. В то время как «Развод» участвовал в программах фестивалей разных стран, Асгар Фархади вместе со своей семьёй перебрались в Париж, где он смог начать работу над сценарием «Секретов прошлого» («Прошлого»). «Секреты прошлого» вышли в прокат во Франции в 2013 году, одновременно с премьерой на Каннском МКФ, и вновь собрали около миллиона зрителей. Фильм удостоился награды Каннского фестиваля за лучшую женскую роль и был номинирован на «Золотой глобус» и «Сезар». После «Секретов прошлого» Фархади начал работать над сценарием для фильма, действие которого происходит в Испании. Но проект отложили на год, и режиссёр решил не терять это время и снять «Коммивояжёра» в Иране. Несколькими месяцами позже фильм был отобран в конкурсную программу Каннского МКФ. А сейчас режиссёр готовится к съёмкам первого в карьере фильма на испанском языке, главные роли в котором сыграют супруги Хавьер Бардем и Пенелопа Крус.
«Коммивояжёр» - это второй фильм Асгара Фархади, спродюсированный Александром Малле-Гаем для «Мементо Фильмз», и их пятый совместный фильм. Впервые они повстречались в Берлине в 2009 году, где Малле-Гай обратил внимание на «Историю Элли».
«Коммивояжёр» - это третья совместная работа Фархади с Шахибом Хоссейни. Шахаб Хоссейни родился 3 февраля 1974 года в Тегеране (Иран). Впервые ему довелось поработать с Асгаром Фархади на «Истории Элли» (2009), за этим последовал «Развод Надера и Симин». За роль в «Разводе» Хоссейни был удостоен «Серебряного медведя» в Берлине и специального диплома на международном кинофестивале «Фаджр».
«Коммивояжёр» - это уже четвёртый совместный проект Фархади и Таране Алидости. Таране Алидости родилась 12 января 1984 года в Тегеране (Иран). Свою карьеру в кино она начала в 2002 году, снявшись у Расула Садрамели в «Я - Таране, мне пятнадцать лет». За эту роль актриса удостоилась «Серебряного леопарда» на 55 МКФ в Локарно и «Хрустального симурга» на фестивале «Фаджр». Следующей главной ролью Алидости стала работа в «Прекрасном городе» Фархади. За этой ролью последовала следующая – в «Фейерверках по средам». А за ней «История Элли».
Отдельный интерес представляет собой литературная база, на которой строится сюжет фильма «Коммивояжёр». А именно пьеса Артура Миллера «Смерть коммивояжера», которую репетируют герои фильма. Это произведение считается одним из самых значительных у автора и одной из самых популярных пьес в истории театра в целом. Миллер получил за неё множество наград: от Пулитцеровской премии до нескольких премий «Тони».
На этапе подготовки к съёмкам «Коммивояжёра» Асгар Фархади опубликовал в социальной сети сообщение с просьбой присылать ему короткие видео-прослушивания. Тысячи иракцев послали ему свои записи, желая поучаствовать в фильме.
«Коммивояжёр» был удостоен призов за лучший сценарий и лучшую мужская роль (Шахаб Хоссейни) на МКФ в Канне, приза за лучший фильм на Мюнхенском МКФ, номинирован на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший иностранный фильм», номинирован на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Всего это четвёртый фильм Фархади, представляющий Иран на премии «Оскар». Три предыдущих: «История Элли» (2009), «Развод Надера и Симин» (2011) и «Секреты прошлого» (2013). «Развод Надера и Симин» принес ему «Оскар» за лучший иностранный фильм.
«Коммивояжёра» высоко оценили зарубежные критики: на сайте «Rotten Tomatoes» у фильма 100% рейтинг (на основе 10 обзоров и средний балл 6,3/10). Оценка «Metacritic» - 75%.
АСГАР ФАРХАДИ:
«Когда я закончил «Секреты прошлого» во Франции, я приступил к истории, действие которой разворачивается в Испании. Мы подобрали локации, у меня был готов полный сценарий, без диалогов. Мы обсуждали проект с продюсерами и исполнителями главных ролей. Но у нас ушёл бы год на то, чтобы собрать всю команду, и это, к моему восторгу, позволило мне найти время на съёмки фильма в Иране. Мне была не совсем по душе идея снимать два фильма подряд за границей, не иметь возможности снимать в своей стране».
«Эта история время от времени всплывала у меня в сознании, я делал заметки. Когда появилась возможность снять фильм в Иране, я принялся собирать воедино все эти разрозненные отрывки, которые накопились за годы. Кроме того, мне всегда хотелось сделать фильм, действие которого разворачивалось бы в театральном мире. Когда я был моложе, я сам занимался театром, и это многое значило для меня. А эта история как нельзя лучше подходила для театральной обстановки. Так что я принялся за разработку сценария о персонажах, занятых в пьесе».
«Персонажи создавались таким образом, чтобы у зрителя не возникало ощущения, что они чем-то сильно отличаются от прочих. Это обыкновенная пара со своими индивидуальными чертами. Они оба заняты в сфере культуры и занимаются театром. Но они попадают в такую ситуацию, которая раскрывает неожиданные стороны личности обоих».
«Я прочёл «Смерь коммивояжёра» ещё будучи студентом. Пьеса поразила меня, вероятно из-за того, как там раскрыта тема человеческих отношений. Это невероятно богатый текст, предлагающий множество вариантов прочтения. Наиболее важное измерение - социальная критика периода в истории, когда внезапные преобразования, происходящие в городах Америки, привели к гибели определённой прослойки общества. Та категория людей, которая не сумела приспособиться к стремительным темпам модернизации, оказалась раздавлена. В этом смысле пьеса очень сильно резонирует с сегодняшней ситуацией в моей стране. От темпов, с которыми меняется всё вокруг, захватывает дух. Ты либо адаптируешься, либо погибаешь. Социальная критика, что сосредоточена в сердце пьесы, по сей день актуальна в нашей стране. Другое измерение пьесы - это сложные социальные отношения внутри семьи. Особенно между самим коммивояжёром и его женой Линдой. Очень мощен и эмоциональный призыв пьесы, который тем более хорош, что он волнует, заставляет зрителя задуматься о весьма тонких вопросах. Как-то я решил, что главные герои фильма будут заняты в театре и будут играть в пьесе. Работа Миллера показалась мне интересной в том плане, что она позволяла провести параллель с личной жизнью пары, вокруг которой собственно и выстроен фильм. На сцене Эмад и Рана играют коммивояжёра и его жену. А за пределами сцены, в своей жизни, им придётся столкнуться с настоящим коммивояжёром и его семьёй, более того - придётся распорядиться его судьбой».
«Мне непросто дать определение фильму, резюмировать, о чём же «Коммивояжёр», непросто даже сказать, что этот фильм значит лично для меня. Здесь всё зависит от того, на что зритель обращает внимание, от его образа мыслей. Если вам фильм представляется как социальное высказывание, то и внимание вы будете обращать на соответствующие детали. Другой увидит здесь историю о морали или же посмотрит на фильм с совершенно иного ракурса. Я могу сказать, что этот фильм вновь обращается к теме человеческих взаимоотношений, отношений внутри семьи во всей их сложности».
ПРЕССА:
«Замечательный сплав семейной драмы и триллера… Хичкоковский сюжет» (Ясмин Вальяс, «The Upcoming»).
«Фархади остаётся мастером ритма и нерва» (Алан Хантер, «Screendaily»).
«Коммивояжер» иранца Асгара Фархади - одновременно детектив, трагедия нравов и универсальная история о мужчине, который страстно желает утвердиться в глазах своей женщины и таким образом теряет её… Это большое кино, понятное каждому, кто хоть раз в жизни хотел быть для кого-нибудь героем» (Алексей Тарасов, «Buro 24/7»).
«Новый фильм Асгара Фархади... это ещё одно произведение искусства от мастера создавать ощущение саспенса в неореалистической манере… Драма невероятной разрушительной силы... Фильм, и это его плюс, более сдержан и точен по сравнению с предыдущими работами Фархади» (Оуэн Глайберман, «Variety»).
«Здесь один из лучших оригинальных сценариев последних лет. Здесь лучший актёрский ансамбль, не позволивший себе ни единой фальшивой ноты и абсолютно убедительный каждый миг... Наконец, нам с новой стороны открылся Иран - страна людей абсолютно современных, европейских по духу» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Каждая реплика и каждый жест преисполнены смысла… Мир Фархади устроен так, что обыкновенная пауза может оглушить» (Бэр Кролл, «The Wrap»).
«Безусловно, картину украшает кастинг. Актёр Шахаб Хоссейни, чья мужская харизма в сочетании с весьма сдержанной манерой игры добавляет шарма этому фильму… Такое кино вполне способно вызвать отклик не только у публики: оно одновременно зрительское и вместе с тем достаточно оригинально снято (например, в нём практически нет музыки)» (Игорь Игрицкий, Lenta.ru).
«Коммивояжёр» - повод задуматься о рождении нового жанра в кино… Шоковый эффект, сравнимый с фильмами Ханеке и Антониони… Это мастерски сделанное и очень значимое драматическое произведение» (Питер Брэдшоу, «The Guardian»).
«Сногсшибательный финал, от которого перехватывает дыхание… Работа Фархади революционна для современного иранского кинематографа... Это выход на новый драматический уровень» (Дебора Янг, «The Hollywood Reporter»).
«Фильм с хронометражом более 2 часов смотрится на одном дыхании... Картина от начала до конца построена на изумительной актёрской игре. В финальной сцене блестяще точная работа всего актёрского ансамбля, режиссёра и оператора впечатляет... Асгару Фархади удалось снять иранское кино, которое абсолютно понятно интернациональной аудитории» (Матвей Ромодановский, Proficinema.ru).
«Это кино точно найдет свою благодарную аудиторию в лице ценителей иранского кино и напряжённых психологических драм» (Дарико Цулая, «КиноПоиск»).