Япония, первая половина XVII века. Страна восходящего солнца практически запретила иностранцам находиться на своей земле. Не так давно власти подавили восстание в Симабаре, главном японском центре католического христианства. Всем подданным было приказано зарегистрироваться либо в буддистском, либо в синтоистском храме. Тех, кто не пожелал это делать, ждала ужасная участь - правители обезглавили 37 тысяч повстанцев и сочувствующих им… В это время два иезуитских священника, Себастьян Родригес (Гарфилд) и Франциско Гаррпе (Драйвер), прибывают в Японию, чтобы найти христианского миссионера и своего пропавшего наставника отца Криштована Феррейру (Нисон). Родригес и Гаррпе видят неисчислимые страдания, которым подергаются их единоверцы, видят враждебное отношение японских феодалов ко всем чужестранцам, тем более к миссионерам. Но они не оставляют попыток тайно проповедовать и сами сталкиваются со злобой и насилием. Пробираясь вглубь территории, странники задаются вопросом: почему Бог молчит, когда его дети страдают?
Фильм основан на одноимённом романе Сюсаку Эндо. По словам Эндо, в качестве вдохновения при написании романа он использовал картину Федерико Феллини «Дорога» (1954). Это уже второй фильм по мотивам романа «Молчание». Первый фильм японского производства был выпущен в 1971 году, спустя почти 5 лет после публикации книги в 1966 году.
Фильм поставил знаменитый американский кинематографист Мартин Скорсезе, который неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности: так, опрос, проведённый в 2010 году популярным американским журналом «Paste», показал, что жители США считают Скорсезе лучшим ныне живущим режиссёром, он оставил позади Жана-Люка Годара и Стивена Спилберга. Скорсезе является обладателем около 105 всевозможных кинопремий и призов, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского МКФ, премию «Золотой глобус» за режиссуру, премию «Эмми» за режиссуру драматического сериала и премию «Оскар» за лучшую режиссуру (за фильм «Отступники», остальные 8 номинаций не завершились триумфом). Наиболее примечательные картины режиссёра - «Злые улицы», «Таксист», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа», «Славные парни», «Мыс страха», «Казино», «Банды Нью-Йорка», «Авиатор», «Отступники», «Остров проклятых», «Хранитель времени» и «Волк с Уолл-стрит». 28 февраля 2003 года Скорсезе стал обладателем звезды на Голливудской аллее славы.
Мартин Скорсезе, который в детстве мечтал стать христианским миссионером, совместно со сценаристом Джеем Коксом написали первый вариант сценария по роману Эндо ещё в 1990-ые годы. По словам Скорсезе, роман Сюсаку Эндо привлек его как католика своей темой молчания Господа при существующих в мире страданиях. Режиссёр трижды был близок к началу съёмок - в 1997, 2004 и 2009 году, но в его планы вмешивались студии, проблемы с финансированием и множество других прекрасных проектов, которые не могли ждать. Но Скорсезе не отказывался от задуманного и, наконец, снял «Молчание» после того, как «молчал» в течение нескольких лет со времён своего последнего полнометражного фильма «Волк с Уолл-Стрит». «Молчание» - третий фильм Скорсезе на религиозную тему после картин «Последнее искушение Христа» (1988) и «Кундун» (1997), а также его первое участие в проекте в качестве сценариста со времён «Казино» (1995).
Роль отца Феррейры исполнил ирландский актёр Лиам Нисон (1952 г. р.). Известность пришла к нему после роли Оскара Шиндлера в фильме 1993 года «Список Шиндлера», и с тех пор он появился во многих популярных фильмах, таких как «Звёздные войны. Эпизод I. Скрытая угроза», «Банды Нью-Йорка», «К-19», «Царство небесное», «Бэтмен: Начало», «Реальная любовь», «Кинси», трилогия «Заложница». Нисон - обладатель Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль (1996, «Майкл Коллинз») на МКФ в Венеции, номинант на премию «Оскар» (1994) за роль в «Списке Шиндлера». «Молчание» - второй совместный проект Мартина Скорсезе и Лиама Нисона после «Банд Нью-Йорка» (2002). Нисон уже играл роль священника-иезуита в картине «Миссия» (1986), сюжет которой также разворачивается в XVII веке. Съёмки в «Молчании» потребовали от 63-летнего актёра определённых жертв. Чтобы достоверно создать образ священника-иезуита XVII века, ему пришлось похудеть на 9 кг.
Роль отца Родригеса сыграл Эндрю Гарфилд (1983 г. р.) - британский и американский актёр, наиболее известный по роли Человека-паука в одноимённой дилогии Марка Уэбба. Первыми актёрскими удачами Гарфилда стали роли в фильмах 2007 года «Львы для ягнят» и «Мальчик А» (премия BAFTA TV- 2008). Из более крупных проектов Эндрю снимался в фильме «Воображариум доктора Парнаса» и в нашумевшей картине Дэвида Финчера «Социальная сеть». В 2016 году Гарфилд исполнил главную роль в военной драме Мела Гибсона «По соображениям совести».
Роль отца Гаррпе исполнил Адам Драйвер (1983 г. р.) - американский актёр, наиболее известный благодаря своей роли в комедийном сериале Лины Данэм «Девчонки», за которую в 2013 и 2014 годах он выдвигался на премию «Эмми» за лучшую мужскую роль второго плана в комедийном телесериале. Адам также лауреат Венецианского МКФ за актёрскую работу в драме «Голодные сердца» (2014). Широкой публике стал известен благодаря роли Кайло Рена - главного антагониста седьмого эпизода саги «Звёздные войны». Другие заметные фильмы с его участием: «Милая Фрэнсис», «Внутри Льюина Дэвиса», «Дружба и никакого секса», «Дальше живите сами», «Патерсон».
Изначально на три роли первого плана были заявлены Дэниэл Дэй-Льюис на роль отца Феррейры, Гаэль Гарсиа Берналь на роль отца Родригеса и Бенисио Дель Торо на роль отца Гаррпе. Все трое выбыли из проекта из-за постоянных задержек производства картины. Интересно, что Дэниэл Дэй-Льюис и Лиам Нисон поменялись местами в проектах-долгостроях. Нисон был главным кандидатом на титульную роль в застрявшем на этапе разработки байопике «Линкольн» (2012), но когда актёр покинул проект, его место занял Дэй-Льюис. А Нисон сменил Дэй-Льюиса, который долгое время был прикреплён к проекту «Молчание» в роли отца Феррейры.
В подготовительный период к съёмкам Гарфилд и Драйвер провели в затворничестве в иезуитском духовном центре Святого Беуно на севере Уэльса «неделю молчания».
Изначально на роль японского переводчика священников-иезуитов был намечен Кен Ватанабе, но он покинул проект до начала съёмок, и роль перешла японскому актёру Таданобу Асано («Табу», «Затойчи», «Такешиз», «Монгол», две части «Тора», «47 ронинов»).
После картин «Хранитель времени» (2011) и «Волк с Уолл-стрит» (2013), в которых Мартин Скорсезе щедро использовал «цифру», «Молчание» - первый фильм со времён «Острова проклятых» (2009), который режиссёр полностью снял на 35-мм плёнку.
Несмотря на то, что сюжет романа разворачивается в Японии, Скорсезе решил полностью снять фильм на Тайване после того, как Энг Ли поделился с ним своим опытом работы над картиной «Жизнь Пи» на этом острове. Съёмки «Молчания» начались 30 января 2015 года и закончились в мае. По словам продюсера Эммы Тиллинджер из-за неблагоприятной погоды и ограниченного бюджета съёмки картины оказались для неё и Скорсезе самыми изнурительными и суровыми за всю их карьеру.
Премьера «Молчания» состоялась 29 ноября 2016 года в Ватикане - был проведен специальный показ фильма для четырехсот священников-иезуитов. 13 декабря ленту продемонстрировали в рамках специальной программы в MoMa (Нью-Йоркский музей современного искусства). Ещё в октябре 2016 года продюсер Ирвин Уинклер заявил, что, на его взгляд, это лучший фильм Мартина Скорсезе. Уинклер спродюсировал такие картины режиссёра как «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977), «Бешеный бык» (1980) и «Славные парни» (1990), а также выступил исполнительным продюсером «Волка с Уолл-cтрит» (2013). Как отмечают видевшие «Молчание» на закрытых показах голливудские критики и специалисты, лента представляет собой одну из вершин творчества Скорсезе. Издание «Business Insider» в своём прогнозе лауреатов «Оскара» за 2016 год включило «Молчание» в группу главных претендентов на победу в номинации «Лучший фильм года» и «Лучшая режиссура». Но в итоге на «оскар» был номинирован лишь оператор фильма Родриго Прието.
«Молчание» в России покажут без дубляжа.
МАРТИН СКОРСЕЗЕ:
(о том, почему он так долго и так упорно боролся за возможность снять «Молчание») «Мои жизненные принципы формировались тем, что я воспринимал всерьёз в тот или иной период своей жизни. Лет 45-50 назад я погрузился в римскую католическую церковь. Ты становишься старше, идеи приходят и уходят. Вопросы, ответы, потерянные истины, новые вопросы, и интерес лишь растёт. Кино, люди в моей жизни и семья - это самое важное, но, в конце концов, с возрастом в жизни появляется нечто большее. Сама природа секуляризации (отделения церкви от государства) меня привлекает. И одновременно я не отказываюсь от того, что может просветить меня, помочь оценить нечто духовное или трансцендентное. Мой интерес к «Молчанию» обусловлен именно этим. Экранизация книги стала моей одержимостью, она должна была воплотиться в жизнь, и сейчас время пришло. Это сильная, поразительная история, основанная на реальных событиях».
ЛИАМ НИСОН:
«Разве кто-то смог бы отказаться от работы с самим Мартином Скорсезе? Он особенный режиссёр, а для актёров просто исключительный. Поскольку он перфекционист до мозга костей, то требовал строго соблюдать тишину на съёмочной площадке. Потрясает его концентрация и то, как он умело подготавливает актёров к каждой сцене. Он отдаётся работе на 200%. А от актёров он требует лишь стопроцентной отдачи. И он может быть довольно строгим. Его приводит в гнев даже незначительный звук во время съёмок».
ЭНДРЮ ГАРФИЛД:
(о подготовке к роли) «Если бы у меня было десять лет запаса, я бы не смог подготовиться на 100%. Меня полностью поглотило иезуитство. Я готовился к съёмкам около года, и к тому моменту, как мы приехали на Тайвань, я мог сам проповедовать. Не думаю, что мне суждено было стать священником, но у меня есть чувство, будто мне было предначертано поработать с одним из величайших режиссёров и сыграть роль, которая поможет мне в духовном развитии».
ПРЕССА:
«Скорсезе достиг редких высот, сравнявшись с Ингмаром Бергманом и Карлом Теодором Дрейером, художниками, которые нашли на религиозном поприще поле боя и регулярно рассказывали мощнейшие истории. Этот фильм необходим в тот самый момент, когда разбушевавшаяся буря должна стать почвой для рефлексии» (Джошуа Роткопф, «Time Out New York»).
«Аскетичный фильм, снятый как для верующих людей, так и для тех, кто с любопытством смотрит за ними со стороны. «Молчание» получилось изысканным кинематографичным произведением и не стало вульгарной эксплуатацией ритуальной темы» (Роберт Эйбл, «The Wrap»).
«Медленно тлеющее сказание, наполненное красивыми кадрами и тонкой актёрской игрой. Элегантность делает «Молчание» одной из самой проницательных работ в карьере Скорсезе». (Эрик Кох, «indieWire»).
«Не так броско, как это было в «Последнем искушении Христа», но намного увлекательнее, чем в «Кундуне» - третьей части неофициальной религиозной трилогии Скорсезе присущи красота, амбициозность и убедительность» (Иан Фрир, «Empire»).
«События в «Молчании» развиваются медленно и дают время, чтобы самому погрузиться в мысли и задать себе вопросы: о незыблемости авторитетов, о жизненных ситуациях, в которых ты поступил не по-человечески, о том, как давать обещания себе, другим, Богу» (Стефен Уитти, «New York Daily News»).