РАЙ (Россия-Германия, 2016)
Режиссёр: Андрей Кончаловский.
В ролях: Юлия Высоцкая, Филипп Дюкен, Кристиан Клаусс, Петер Курт, Якоб Диль, Виктор Сухоруков, Вера Воронкова, Рамона Либноу, Жан Денис Рёмер, Ирина Журавкина.
Андрей Анненский — чтение авторского закадрового текста
Жанр: драма.
1942 год. Ольга Каменская (Высоцкая), русская аристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления, во время неожиданной проверки арестована нацистами за то, что прячет еврейских детей. В тюрьме ею увлекается французский полицейский-коллаборационист Жюль (Дюкен), который вроде бы готов пойти на уступки, но по стечению обстоятельств Ольга оказывается в концентрационном лагере, где её жизнь становится адом. Там неожиданно для себя она встречает Хельмута (Клаусс), высокопоставленного немецкого офицера, поклонника творчества Чехова, вступившего в ряды СС, чтобы создать рай на земле. Хельмут когда-то в прошлом был безнадёжно влюблён в Ольгу и до сих пор её любит. Между ними завязываются странные, болезненные отношения. Хельмут решает спасти Ольгу из концлагеря и бежать с ней в Южную Америку. Ольга, утратившая надежду на свободу, соглашается, но в последний момент осознает, что её представление о Рае изменилось…
Судьба героини фильма навеяна судьбами русских эмигрантов княгини Веры Оболенской, Матери Марии и Ариадны Скрябиной. Создатели «Рая» работали в архивах в России, Германии, Франции и США, посмотрели несколько сотен часов документальной хроники. Решение снимать фильм сразу на трёх языках (русском, немецком и французском) было принято с самого начала - идея была в том, чтобы позволить актёрам говорить на их родных языках и таким образом достичь большей степени достоверности и искренности.
Андрей Кончаловский (1937 г. р.) - советский и российский сценарист, режиссёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1980). Президент киноакадемии «Ника». Снял фильмы: «Первый учитель», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Романс о влюблённых», «Сибириада», «Возлюбленные Марии», «Поезд-беглец», «Танго и Кэш», «Гомер и Эдди», «Ближний круг», «Курочка Ряба», «Дом дураков», «Глянец», «Щелкунчик и Крысиный Король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», мини-сериалы «Одиссея», «Лев зимой».
Главную роль исполнила жена Кончаловского Юлия Высоцкая (1973 г. р.) - российская актриса театра и кино, телеведущая. Её основные киноработы: «Игра воображения», «Дом дураков», «Солдатский декамерон», «Глянец», «Щелкунчик и Крысиный Король». О том, что для роли в «Рае» ей придётся обриться наголо, Юлия Высоцкая узнала неожиданно для себя уже во время съёмок.
По словам Виктора Сухорукова, Андрей Кончаловский позвонил ему глубокой ночью и предложил сыграть роль Генриха Гиммлера, но настоял на портретном сходстве с историческим персонажем, что было достигнуто с помощью грима. Поскольку Сухоруков не владеет немецким, то исполняя роль Гиммлера, он «позволил говорить себе какую-то абракадабру», а затем его переозвучил немецкий артист.
Чтобы подготовить Кристиана Клаусса к роли Хельмута, режиссёр составил для актёра перечень из нескольких десятков книг по истории.
Оператором «Рая» стал Александр Симонов, работавший на всех последних фильмах Алексея Балабанова и уже снявший с Кончаловским картину «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Премьера картины «Рай» состоялась 8 сентября 2016 года в рамках основного конкурса 73-го Венецианского МКФ, где Андрей Кончаловский получил «Серебряного льва» как лучший режиссёр (во второй раз в карьере, впервые - за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» 2014 года). В своей благодарственной речи Кончаловский сказал: «Я благодарю свою жену Юлию Высоцкую. Этот фильм посвящен матушке России и тем женщинам, которые помогали еврейским детям во время Второй мировой войны». В Венеции картина также была удостоена приза «Soundtrack Stars Award» - за лучшее музыкальное сопровождение и приза «Leoncino d’Oro Agiscuola Award» - за продвижение целей и задач ЮНИСЕФ. Дальнейшая фестивальная судьба фильма: почетный приз «Founder’s Award» - «картине, которая отражает дух кинофестиваля своим уникальным и инновационным подходом к искусству кино» - на 52-м МКФ в Чикаго; приз «Special Award for Cinematic Excellence» за «наиболее важную и выдающуюся кинематографическую работу» на 32-м МКФ в Хайфе (Израиль); приз «Серебряный Астор» за лучший сценарий на МКФ в Мар-дель-Плата (Аргентина); приз за лучшую женскую роль (Юлия Высоцкая), приз за лучшую операторскую работу (Александр Симонов) и специальный приз Молодого жюри на 54-м МКФ в Хихоне (Испания). «Рай» был выдвинут от России на премию «Оскар» и вошёл в шорт-лист «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ:
«Часто возвращаюсь к идеям, посетившим меня много лет назад. Историю Вики Оболенской, так же как историю Матери Марии, я услышал очень давно. Потом более детально познакомился с ней в замечательной книге Яновского «Поля Елисейские». Это автор из младшего писательского поколения первой волны, у которого не было читателей в Париже. Когда что-то западает глубоко, оно не оставляет тебя. А раз не оставляет, значит, растёт».
«Я делал фильм не о Вике Оболенской - о прелести и соблазне зла. Зло редко выглядит с первого взгляда чудовищно. Оно выглядит как добро, как потребность и даже необходимость. Если бы зло открывало себя сразу, вряд ли люди с головой кидались в него. Зло может увлекать. С этой точки зрения, можно говорить, что я делал картину о нацизме. О том, что зло разрастается пышно, энергично, а чтобы росло добро, нужно делать усилие».
«Зло всегда интереснее. Но зло, которое рядится в добро,?- иная ситуация. Как в «Искушении Святого Антония». Когда человек обнаруживает: то, что он считал добром, является злом, - его посещает великое смятение. Бывает, человек и не понимает, что служил злу. Или убежден: «Да, я служу злу, потому что в результате это будет добро… Большинство злодеяний в Новое время совершено во имя вечных ценностей - демократии, справедливости, прав человека и иногда идеологического мусора».
«Моя главная задача - дать вам почувствовать тот ужас, который человек не испытывает, будучи уверенным, что он прав. Вот этот страшный самообман толкает стольких людей на то, чтобы они делали зло, ибо они абсолютно уверены, что они делают добро».
«Я думаю, что тема холокоста настолько банализирована, настолько всё стало банально, что теперь 200 человек очень худых людей еврейской внешности в этих полосатых пижамах очень часто выглядят так, как опера Верди «Набукко». Особенно если снимать в цвете. Просто потому, что банализируется тема, а не суть».
«Показывать Холокост и концлагеря в цвете омерзительно. Это ложь. Это не то, что мы знаем. Мы ужасаемся изображениям, которые нельзя видеть в 3D, в широком формате, в цвете - нельзя потому, что они остались только на очень простых камерах. Сами факты были ужасающие. Я пытался найти факты и собрать их воедино».
«Я не снимал картину о физических страданиях, в ней нет отрезанных голов и груд мёртвых тел. Моя картина о самом главном - о человеческих отношениях. Меня интересует тема духовного насилия, насилия над душой. Это передать сложнее».
«Когда я немного отошёл от фильма и посмотрел на него отстраненно, я, к своему удивлению, обнаружил в нём больше литературы, чем кинематографа. Почему-то это мне напомнило Томаса Манна. Но я такую задачу себе не ставил… Я пришёл к выводу, что бы режиссёр ни формулировал, приступая к съёмкам, всё равно получается «не про это». Конечно, необходима некая энергия, чтобы двигаться к цели, которую Толстой называл «энергией заблуждения». Если у зрителя возникает недоумение, если поступок героини в финале не имеет объяснения, режиссёру бессмысленно с ним спорить. Пускай зрители спорят между собой».
ПРЕССА:
«В Венеции - где Кончаловский получил в 1962 году главный приз на фестивале фильмов для юношества, - 54 года спустя ему вручили режиссёрского «Серебряного льва» за «Рай». Эта чёрно-белая, острая, литературная, очень умная картина, никак не вписывающаяся в европейский мейнстрим, - кажется мне его второй подряд большой удачей (после «Белых ночей почтальона Тряпицына»)» (Дмитрий Быков, «Собеседник»).
«Фильм о роковом сплетении судеб в вихре Второй мировой жёстко выстроен по драматургии и режиссуре. В нём три героя - русская эмигрантка-антифашистка, французский жандарм-коллаборационист на службе у гестапо и немецкий офицер-эсэсовец, истово инспектирующий лагерь смерти. Все трое рассказывают о себе с «того света», представая перед Богом или отчитываясь перед Высшим судом в инстанции типа чистилища. Каждый воплощает один из трёх типов отношения к мировой катастрофе - обывательский (жандарм), идейно-романтический (образованный немец, соблазненный нацистской демагогией) и чисто интуитивный, противящийся злу (русская женщина, спасающая еврейских детей)… В какой-то момент возникает впечатление, что Кончаловский вступил на территорию, освоенную в своё время создателями скандально знаменитых фильмов «Лакомб Люсьен» (Луи Маль) и «Ночной портье» (Лилиана Кавани). На самом деле «Рай» изначально вдохновлён легендами французского Сопротивления, в котором участвовали русские эмигрантки с трагической судьбой… Кончаловскому удаётся вписать свой рискованный эксперимент в контекст современного кино, хотя и ценой огрубления художественной фактуры. Режиссёр и оператор Александр Симонов прибегают к чёрно-белому изображению, но, в отличие от Озона во «Франце», используют его не как стилизаторский приём, приближающий реалии давнего времени, а наоборот - как отчуждающий, доводящий атмосферу фильма до гротескного саспенса» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«Рай» полон сюрпризов. Настраиваешься на исторический кинороман, а попадаешь в полистилистичное (но при этом цельное) произведение - с мистикой, парадоксами, провокациями. Строгий, жёсткий и энергичный фильм; в то, что его автору 79, поверить крайне сложно… Также раскован Кончаловский и в монтаже идей… В финале Кончаловский позволяет отчаянно сентиментальный ход, раздражающе резкий - по контрасту с предшествующей эмоциональной сдержанностью. Даже если это изъян, хорошо, что он есть» (Вадим Рутковский, «Сноб»).
«Банальную и не раз изложенную в кино историю Кончаловский предваряет долгой завязкой, оставляя время зрителю на то, чтобы насладиться формой и поскорее забыть о содержании. «Рай» снят в монохроме, игровые сцены в нём чередуются с видеоинтервью с главными героями, где каждый из них рассказывает о своём детстве и юности, семейной жизни, профессии, обстоятельствах выбора той или иной воюющей стороны. Однако эта задача оказывается не решена. В первую очередь из-за актрисы Юлии Высоцкой, которой не хватает мастерства для создания нужных образов - от бесстрашной и модной эмигрантки до униженной и оскорблённой узницы концлагеря… Душевные муки режиссёр, раньше тонкий и изобретательный, в «Рае» показывает слишком прямолинейно, к концу и вовсе добираясь до удивительно пошлых акцентов, казалось бы, уже совсем невозможных в современном кино о войне после «Иды» Павликовского, «Сына Саула» Немеша, «Милого Ханса» Миндадзе (актёр Якоб Диль, сыгравший главную роль в этом фильме, есть и в «Рае») и нынешнего «Франца» Озона» (Мария Токмашева, «КиноПоиск»).
«Трагическое, но жизнеутверждающее повествование «Рая» подано в нарочито старомодном визуальном стиле - «квадратная» картинка, чёрно-белое изображение, традиционная операторская техника. Фильм как бы встраивается в ряд военного и послевоенного кино, но также придаёт приёмам былых времен новое художественное значение. Так, «квадратность» картинки подчеркивает давящую замкнутость, тюремность мира, в котором вынуждены существовать герои, а чёрно-белая бесцветность изображения одновременно отражает мертвенность военной эпохи и обилие моральных оттенков серого между чернотой Зла и белизной Добра. Что можно сказать об актёрской игре картины? Что она достаточно сильна и убедительна, чтобы два часа удерживать зрительское внимание в почти исключительно разговорном кино с редкими и короткими вспышками насилия. Кончаловский не смакует концлагерные ужасы, но он показывает достаточно, чтобы понять, сколь жутки были лагеря смерти - даже для тех, кто их содержал. Юлии Высоцкой пришлось радикально преобразиться для лагерных сцен, и контраст между её обычным гламурным обликом и её экранной внешностью разительный и шокирующий» (Борис Иванов, film.ru).
«Чехов особенно дорог Кончаловскому, ставившему все его пьесы на сцене, и «Рай» тоже своего рода пьеса, почти театр. У каждого из трёх главных героев есть свои монологи перед мистической камерой - очевидно, установленной на том свете. Хотя рай ли это, или раем покажется любое пространство по контрасту с адом Холокоста, понять до конца невозможно. Строгое чёрно-белое изображение, эмоционально чуть подкрашенное ностальгической музыкой Брамса за кадром, довершает тему рая на земле как утопии не только неосуществимой, но и смертельно опасной. Неоднозначное и даже провокационное решение важнейшей для современного кино темы сразу выводит Кончаловского в ряды вероятных претендентов на призы. Тем более что картин такого масштаба - речь больше о замысле, чем об интимном пространстве фильма - в его творчестве не было уже много лет» (Антон Долин, «Вести FM»).
«Рай», безусловно, найдёт своего зрителя. Столь оригинального подхода фильмы о войне и Холокосте уже давно не видели, без повторений и нотаций, но с глубокой идеей и с безупречным монохромным исполнением. Кино Андрея Кончаловского опустошает после просмотра, эмоционально выматывает, позволяя прочувствовать героев, а заодно и скорбь всего человечества. Оно не ставит целью пересказ событий, а напоминание о них. Посему «Рай» не просто замечательно срежиссированное и прописанное кино, оно попросту необходимое» (Вадим Богданов, «Новый взгляд»).