ЛОЖНЫЕ ПРИЗНАНИЯ
(«Les fausses confidences», Франция, 2016)
Режиссёр: Люк Бонди.
В ролях: Изабель Юппер, Луи Гаррель, Бюль Ожье, Ив Жак, Жан-Пьер Мало, Манон Комбэ, Бернар Верле, Фред Улисс.
Жанр: комедия.
Прекрасный, но бедный юноша Дорант (Гаррель) безнадёжно влюблён в богатую вдову Араминту (Юппер). Социальная пропасть между ними кажется неодолимой, однако слуга, добрый гений, приходит на помощь юноше и устраивает влюблённого к Араминте управляющим. В то же время дядя Доранта намерен женить племянника на Мартон, деловитой компаньонке вдовы. А мать Араминты, мечтающая о том, чтобы состоятельная дочь вошла ещё и в аристократические круги, хочет выдать её за графа Доримона…
Экранная версия знаменитого спектакля парижского театра «Одеон» по пьесе Мариво, увидевшей свет в XVIII веке и с тех пор многократно ставившейся на театральной сцене. В данной постановке действие перенесено в современный Париж. Декорациями в фильме стали великолепные интерьеры театра «Одеон».
Постановщик и спектакля, и фильма - Люк Бонди. Известный швейцарский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель, актёр, он родился 17 июля 1948 года в Цюрихе в литературной семье: его отцом был швейцарский писатель, журналист и литературный критик Франсуа Бонди, дедом - швейцарский писатель и переводчик Н. О. Скарпи. Детство Люк провел во Франции, учился в Париже у мима Жака Лекока. В 1969 году начал работать в гамбургском театре «Талия», а в 1985-м стал главным режиссёром берлинского театра «Шаубюне», сменив на этом посту Петера Штайна. Бонди известен своими оперными постановками Моцарта, Верди, Рихарда Штрауса и других композиторов в Metropolitan Opera, «Ла Скала», Парижской опере, Зальцбурге, а также спектаклями по пьесам Шекспира, Мольера, Ионеску, Беккета в драматических театрах Германии и Великобритании, постановками русской классики, в том числе в России. В 2001 году он представлял свой спектакль «Чайка» на Чеховском фестивале в МХТ им. Чехова, а в 2014-м ставил «Иванова» в Театре Наций. Его «Ложные признания» в июле 2015 года закрывали Чеховский фестиваль. Бонди несколько раз выступал в кино в качестве сценариста («Порнография», 2003), актёра («Свинцовые времена» Маргарет фон Тротта, 1981) и кинорежиссёра («Далекая страна», 1988, по пьесе Артура Шницлера, «Не делайте этого», 2004). Он являлся членом Берлинской академии искусств, был лауреатом Большой премии немецкой критики, Театральной премии Берлина, премии Станиславского, Нестроевской театральной премии. Люк Бонди скончался 28 ноября 2015 года в возрасте 67 лет от пневмонии в Париже, где он с 2012 года возглавлял театр «Одеон».
Главную женскую роль в «Ложных признаниях» исполнила Изабель Юппер (1953 г. р.) - выдающаяся французская киноактриса, дебютировавшая в кино в 1972 году. Юппер работает в основном с режиссёрами французского и европейского «авторского кино», авангардными театральными режиссёрами и почти не появляется в фильмах развлекательных массовых жанров. О её карьере говорят её награды: премия BAFTA «Открытие года» («Кружевница»), приз за лучшую женскую роль на МКФ в Канне («Виолетта Нозьер»), два Кубка Вольпи за лучшую женскую роль на МКФ в Венеции («Женское дело» и «Церемония»), приз лучшей актрисе на МКФ в Москве («Мадам Бовари»), приз за лучшую роль от Каннского МКФ и Европейской киноакадемии («Пианистка»), приз за выдающиеся артистические достижения в составе актёрского ансамбля на Берлинском МКФ и от Европейской киноакадемии («8 женщин»), премия за выдающиеся персональные достижения от МКФ в Сан-Себастьяне, специальный «Лев» Венецианского МКФ, приз имени Константина Станиславского «Я верю» за выдающееся актёрское мастерство на МКФ в Москве, специальный приз за выдающийся вклад в мировое кино от МКФ в Карловых Варах. Во Франции Юппер лишь однажды получила премию «Сезар» как лучшая актриса («Церемония»), но зато имеет ещё целых 14 «сезаровских» номинаций («Алоиза», «Кружевница», «Виолетта Нозьер», «Лулу», «Безупречная репутация», «Женское дело», «Разрыв», «Школа плоти», «Дочери короля», «Пианистка», «8 женщин», «Габриэль», «Любовь», «Долина любви»). Юппер - одна из четырёх актрис, награждённых призом за лучшую женскую роль Каннского МКФ дважды. Она была членом жюри Каннского кинофестиваля 1984 года и председателем жюри этого фестиваля 2009 года. На счету актрисы самое большое количество фильмов, представленных в официальной программе Канна – 16 (самый свежий – «Она» Пола Верховена). Изабель Юппер живёт столь же замкнуто и сдержанно, как большинство её героинь. Она не любит давать интервью, умалчивает о личной жизни и не рассказывает о планах на будущее.
Партнёром Юппер выступил Луи Гаррель (1983 г. р.) - известный французский актёр, родившийся в кинематографической семье (отец - режиссёр Филипп Гаррель, мать - актриса Брижит Си, сестра Эстер Гаррель - тоже актриса, актёрами также были дед и прадед). Луи снимался у отца-режиссёра с шести лет, но первый успех ему принесла роль синефила, эротомана и бунтаря Тео в «Мечтателях» Бернардо Бертолуччи. В 2006 году Луи Гаррель получил престижную премию «Сезар» за роль в фильме своего отца «Постоянные любовники» в номинации «Самый многообещающий актёр». Он был в центре внимания Каннского МКФ 2007 года: в фильме Валерии Бруни-Тедески «Сон предыдущей ночи» Гаррель-младший сыграл любовника сорокалетней актрисы, а в мюзикле Кристофа Оноре «Все песни только о любви» предстал героем бисексуальной мелодрамы, исполняя все песенные партии своего героя. Другие фильмы с участием Луи: «Граница рассвета», «Парижская история», «Прекрасная смоковница», «Моя девочка не хочет…», «Воображаемая любовь», «Возлюбленные», «Замок в Италии». В 2015 году состоялся полнометражный режиссёрский кинодебют Гарреля - с фильмом «Друзья».
ИЗАБЕЛЬ ЮППЕР:
(о своей героине) «Мне кажется, что хрупкой её делает не шаткое социальное положение, а любовь. Как это ни странно, она впервые открывает для себя любовь. Когда она понимает, что её статус и привычная жизнь мешают её счастью, всё становится трагичным. У неё невозможная мать, которая навешивает на неё ужасные социальные обязательства. Лёгкие, забавные, простые отношения становятся вдруг трагичными. Фильм, в общем, рассказывает о том, что из-за различных жизненных обстоятельств мы запросто проходим мимо своего счастья».
ЛУИ ГАРРЕЛЬ:
«Я уже три раза работал с Бонди. Его раздражает, когда режиссёрская идея или театральная форма навязываются артистам, не дают им импровизировать. С первой же репетиции мы почувствовали его настроение: он хотел, чтобы все актёры тоже принимали участие в создании фильма. Люк по большей части опирался не на театральные образы, а на знакомые ему киноработы».
ПРЕССА:
«С точки зрения кинематографа фильм «Ложные признания» сделан достаточно просто и вместе с тем элегантно. Декорациями стали великолепные интерьеры театра «Одеон»… Из операторской работы можно отметить интересные ракурсы сверху. В основном мизансцены выстроены практически по-театральному, камеры работают чаще в статике, для съёмки диалогов используется классическая «восьмёрка». При монтаже отснятый материал был обработан цветовыми фильтрами, в результате получилось очень сдержанное по цвету изображение в серо-жёлтых тонах. Музыкальное сопровождение композитора Брюно Куле прекрасно: основная барочная канва прошита изящными модернистскими стежками… Вся интрига раскручивается вокруг матримониальных планов и вопросов светского приличия (стал бы сейчас хоть кто-то заморачиваться подобными пустяками). На память тут же приходит масса подобных сюжетов: от «Собаки на сене» до «Слуги двух господ». В рамках лёгкого комедийного жанра всё предсказуемо: плутоватые слуги, любовные страдания, забавные интриги и счастливый финал. Однако стоит только принять эту условность, вникнуть в переживания героев, им начинаешь совершенно искренне симпатизировать. Всё-таки человеческие чувства и эмоции не так уж сильно подвержены влиянию времени… Русский зритель иногда считает, что классическая пьеса - это что-то страстно-трагическое, что из неё обязательно надо извлечь мораль, сделать выводы, начать сопереживать героям, кого-то заобожать до полусмерти, кого-то осудить за низость помыслов. Если вы отправляетесь смотреть «Ложные признания» - надо срочно отбросить такие стереотипы. Лёгкая, стильная комедия, обаятельные персонажи, остроумные диалоги - смотрите, получайте удовольствие. И не вздумайте отсюда мораль извлекать» (Анна Кравченко, ivi).
«Тонкая, изумительная, ансамблевая игра актёров, воплощает кружева и переплетения пьесы, подчёркивает блеск текста Мариво. Это очень смешной Мариво… Изабель Юппер блистательна в роли Араминты, которая обычно предстаёт печальной вдовой» («Figaroscope»).
«Режиссёр Люк Бонди чувствует себя словно рыба в воде или прозорливый и ловкий маркиз в своём салоне. Он с лёгкостью справляется, забавляясь, и с глубинными пластами текста Мариво, и с его остроумной лёгкостью. Он совершенно не старается соблюдать исторические каноны. Он переносит действие в наше время, наслаждаясь тем, как перекликаются реалии утончённого XVIII века с грубыми реалиями века сегодняшнего» («Le Point»).