Под покровом ночиПОД ПОКРОВОМ НОЧИ
(«Nocturnal Animals», США, 2016)
Режиссёр: Том Форд.
В ролях: Эми Адамс, Джейк Джилленхол, Айла Фишер, Майкл Шеннон, Аарон Тейлор-Джонсон, Лора Линни, Арми Хаммер, Карл Глусман, Элли Бамбер, Кристин Бауэр, Нил Джексон, Роберт Арамайо, Джена Мэлоун, Мария Зырянова, Андреа Райсборо, Майкл Шин.
Жанр: драматический триллер.

У Сьюзен Морроу (Адамс) роскошная жизнь в Лос-Анджелесе, супруг-красавец и собственная арт-галерея. Но однажды она получает посылку от бывшего мужа Эдварда Шефилда (Джилленхол). Он хотел бы встретиться, но сначала просит прочитать и оценить рукопись его первого большого романа «Ночные животные», который скоро будет напечатан. Когда-то Эдвард мечтал стать писателем, Сьюзен - художницей, но она быстро сориентировалась и решила стать, как она сама это называет, реалисткой. Супруги не виделись много лет. Она никогда не верила в его писательский потенциал, а он вдруг написал и посвятил ей книгу, да ещё какую. Главный герой произведения профессор математики Тони Гастингс отправляется с семьёй в обычный отпуск, но неожиданно все они оказываются в смертельной опасности. Читая роман, Сьюзен увлекается, возвращается в прошлое и переосмысливает свои отношения с Эдвардом. Книга полна намёков и загадок, адресованных непосредственно ей. Сьюзен понимает: всё в рукописи выдумано, но и всё - чистая правда. Самая интимная, стыдная и страшная…

Фильм снят по мотивам опубликованного в 1993 году романа Остина Райта «Тони и Сьюзен». Остин Райт был писателем, литературным критиком, а также почётным профессором английского языка университета Цинциннати, где он преподавал более 23 лет. Его первый роман – «Camden's Eyes» – был опубликован в 1969 году и получил немало восхищённых отзывов от коллег-писателей. Однако настоящая слава пришла к Райту лишь посмертно после переиздания в Англии в 2010 году его романа «Тони и Сьюзен». Книга была дружно названа литературными критиками «потерянным шедевром». Восторженные отклики прессы и читательский успех заново открыли миру великолепного писателя, мастера стиля и захватывающей сюжетной интриги.

Оригинальное название фильма - «Nocturnal Animals» («Ночные животные»), но российское отделение «Universal» предпочло название «Под покровом ночи».

Автором сценария и постановщиком картины «Под покровом ночи» выступил американский дизайнер и режиссёр Томас Карлайл Форд (1961 г. р.), получивший широкую известность во время работы в доме моды «Gucci». Его новаторский взгляд на модную индустрию получил признание как со стороны широкой общественности, так и со стороны коллег. Совет модных дизайнеров Америки в 1996 году признал Тома Форда дизайнером года. В 1997 году журнал «People» назвал Тома Форда в числе 50-ти самых красивых людей мира. В настоящее время по всему миру существует 49 бутиков «Tom Ford», в том числе в таких крупных городах и столицах как Милан, Токио, Лас-Вегас, Цюрих, Нью Дели, Шанхай и Москва. В 2008 году Форд дебютировал как кинорежиссёр, сняв за 21 день ленту «Одинокий мужчина». Некоторые критики называли фильм провальным, но режиссёр привез его на Венецианский МКФ 2009 года, а потом «Одинокий мужчина» был номинирован на «Золотой глобус», премии BAFTA и «Оскар». Свои киноискания дизайнер объясняет просто: «В год у меня было по 16 коллекций и восемь показов на дефиле, где ты постоянно должен заново изобретать колесо: новую обувь, новую сумку, новую вещь, а это всё такое одноразовое. Теперь у меня другой бизнес: я успеваю делать упор на качество… Я просто боюсь, что если снова суну ногу в это болото, меня засосёт, и следующие 30 лет пролетят со свистом мимо. После меня останется только гора платьев в музее, а у меня не будет времени на подлинную жизнь». В фильме «Под покровом ночи» Форд полностью отказался от вещей собственного бренда. Художником по костюмам, как и в «Одиноком мужчине», стала Арианна Филлипс. Решение Форда Филлипс объяснила так: «Том не хочет, чтобы картина выглядела как реклама его собственного бренда».

Главные роли в картине «Под покровом ночи» исполнили Эми Адамс и Джейк Джилленхол, которые ещё раньше должны были сниматься вместе - в фильме под названием «Ezekiel Moss», но проект был отменён по причине смерти его режиссёра Филипа Сеймура Хоффмана.

Эми Адамс (1974 г. р.) - американская актриса и певица, пятикратная номинантка на «Оскар» («Июньский жук», «Сомнение», «Боец», «Мастер», «Афера по-американски»). Обладательница двух премий «Золотой глобус»: за главную роль в трагикомедии «Афера по-американски» (2013) и за главную роль в драме «Большие глаза» (2014). Другие заметные фильмы её участием: «Поймай меня, если сможешь», «Зачарованная», «Как выйти замуж за 3 дня», «Кручёный мяч», «Человек из стали», «Она», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». В этом году на Венецианский МКФ Эми Адамс приехала сразу с двумя кинолентами - картиной Тома Форда и фантастическим триллером «Прибытие».

Американский актёр Джейк Джилленхол (1980 г. р.) начал сниматься в 11 лет, так как вся его семья была занята в киноиндустрии. Джейк - сын режиссёра Стивена Джилленхола и сценаристки Наоми Фонер, а также младший брат актрисы Мэгги Джилленхол. Первый успех Джейка – главная роль в культовом фильме «Донни Дарко» (2001). Далее последовали драма «Миля лунного света» (2002), блокбастер «Послезавтра» (2005) и военная драма «Морпехи» (2005). В том же 2005 году он исполнил роль бисексуального ковбоя в высоко оценённом кинокритиками фильме «Горбатая гора» и был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, а также выиграл премию BAFTA в той же номинации. Другие заметные фильмы с участием Джилленхола: «Зодиак», «Версия», «Принц Персии: Пески времени», «Исходный код», «Патруль», «Враг», «Пленницы», «Левша», «Стрингер», «Эверест», «Разрушение».

Съёмки фильма «Под покровом ночи» начались 5 октября 2015 года в Лос-Анджелесе, а закончились 5 декабря 2015 года. Весь фильм снят на 35-мм киноплёнку, несмотря на всеобщую тенденцию перехода на цифровые технологии. Оператор Шеймас Макгарви выбрал такую технику из-за её гибкости в наиболее сложных съёмочных ситуациях.

На кинорынке МКФ в Каннах-2016 компания «Focus Features» купила права на мировую дистрибуцию ленты «Под покровом ночи» за 20 миллионов долларов. Это самая большая сумма, когда-либо отданная за фильм на фестивале.

Премьера фильма «Под покровом ночи» состоялась в 2016 году на 73-м Венецианском МКФ в рамках основной конкурсной программы. Картина получила в Венеции Гран-при жюри.


ТОМ ФОРД:
«Эдвард написал и послал книгу экс-супруге, словно пытаясь сказать: «Вот что ты сделала со мной!». Но ему понадобилось столько лет, чтобы сказать это! Для меня это произведение о выборе, который мы делаем в жизни. И о том, как долго мы иногда ждём, чтобы сделать его».

МАЙКЛ ШЕННОН:
«Это удивительный, совсем не типовой фильм. В нём много уникальности, потому что он показывает то прошлое, то будущее двух противоположных миров.  Это две истории, одна из которых разворачивается в Лос-Анджелесе, а другая - в Техасе».


ПРЕССА:

«В начальных титрах, которые вы, увидев однажды, не забудете: замедленная съёмка необъятных и абсолютно обнажённых немолодых женщин в блестках, воплощённое сновидение то ли Феллини, то ли Зайдля, то ли Линча. Эмоциональная музыка поляка Абеля Коженевского напоминает о Бернарде Херрманне (от тени Хичкока отделаться не получится, но Форд и не пытается)… Одежда и нагота, выдержанность дизайна и буйство плоти - на этом контрапункте строится вся картина, с язвительной иронией вгрызающаяся в штампы современного искусства. По-настоящему сильно Форда интересует вовсе не стиль, а то, как пробиться сквозь него и обнажить хрупкость и уязвимость человека. Его лейтмотив - голый герой или героиня, в ванне или под струями душа, в неизменном одиночестве, без защиты и маски, наедине со своими страхами. Каждый из многочисленных сюрпризов фильма - одни из них лежат в плоскости формальных решений, другие связаны с сюжетными поворотами - держит в таком напряжении, что ломать его пересказом не хочется. Поражает простота и выразительность в изобразительной стратегии картины (оператор - ирландский виртуоз Шеймас Макгарви, знакомый по лентам Джо Райта), снайперская точность монтажа и, конечно, костюмы (монтажёр Джоан Собель и художница по костюмам Арианн Филлипс работали с Фордом ещё над «Одиноким мужчиной»). Очередную пугающе выразительную роль сыграл Майкл Шеннон… И особенно приятно, что другие маститые актёры согласились на крохотные эпизоды, каждый из которых делает свой вклад в тревожную и интимную атмосферу фильма: Лора Линни, Андреа Райсборо, Майкл Шин, Аарон Тейлор-Джонсон. Одновременно постмодернистский многослойный ребус о влиянии искусства на реальность и обезоруживающая психологическая драма об одиночестве - «Ночные животные» ускользают от определений, растворяются во тьме подсознания автора или зрителя. Это и делает фильм Тома Форда настолько дискомфортным, будоражащим и незабываемым. Только на первый взгляд кажется, будто он про какого-то выдуманного Тони и не менее выдуманную Сьюзен. На самом деле про нас самих, и только» (Антон Долин, «Афиша daily»).

«Восприятие себя и окружающих у Сьюзен начинает меняться после того, как бывший муж Эдвард присылает ей свой роман «Nocturnal Animals», посвящённый собственно Сьюзен и вдохновленный их отношениями. С этого момента картина Форда обретает сложную трёхмерную структуру, где настоящее героини Эми Адамс сменяется сценами из романа, написанного её бывшим мужем, и собственными воспоминаниями Сьюзен об отношениях с Эдвардом. Причём Форду в целом удаётся компилировать, казалось бы, несочетаемые вещи: стерильное закрытое пространство дома успешной Сьюзен, романтичный Нью-Йорк, в котором завязываются отношения героев Адамс и Джилленхола, и жёсткий криминальный роман, каким неожиданно оказывается литературный дебют Эдварда. Последняя часть получилась, пожалуй, самой яркой в фильме модника Тома Форда - с отличными актёрами (Аарон Тейлор-Джонсон в неожиданной роли мерзкого гопника с немытыми волосами и Майкл Шеннон в роли чёткого, не без иронии, копа) и мрачной атмосферой Техаса, где происходят события рукописи» (Мария Токмашева, «КиноПоиск»).

«Спасшему когда-то «Гуччи» от краха крёстному отцу «нового шика» удалось, казалось бы, невозможное - снять настоящую драму без всяких «но». Вопреки ожиданиям, никакой гламорамы. Форма здесь на побегушках у содержания… Ещё в своём первом фильме Том Форд с удивительной деликатностью обошёлся с литературным первоисточником (а когда экранизируешь хорошую прозу, всегда есть соблазн перегрузить сценарий текстом). Остин Райт, по которому сняты «Животные», конечно, не Кристофер Ишервуд, саспенса у него больше, чем экзистенциальных рассуждений, однако в «Nocturnal Animals» выдержана идеальная пропорция между southern gothic триллером и классической драмой, вызывающей в памяти - вы не поверите - Антониони» (Зинаида Пронченко, Сolta.ru).

«Вот в чём загвоздка: всё, к чему призывает Форд в своём кино - к искренности, верности чувствам - в его случае как режиссёра совсем не сработало. Всё получилось наоборот, как-то неуклюже, топорно, что больше напоминает игру в классика (в Дэвида Линча, например), а не искреннее высказывание о наболевшем. Получается, что как художник, даже очень современный, он как раз предательством и занимается, предаёт себя и своих близких и лояльных зрителей. «Одинокий мужчина» хоть и не получил каких-то высоких критических оценок, но тем не менее стал культовым для понимающих, для эстетов, для тех, кто с ним одним воздухом дышит. Но на этот раз именно магии кино не случилось. На выходе - пустое, холодное и расчётливое кино, как показанный им арт-мир, с кучей штампов и эстетических просчётов» (Денис Катаев, «РБК Стиль»).

«Произведение Тома Форда напоминает одновременно о «Шоссе в никуда», «С широко закрытыми глазами» и «Исчезнувшей», впрочем, аналогий в голове вертится сразу несколько. Это и сатирическая насмешка над буржуазией, и портрет злосчастного семейного быта, и психо-эротический триллер. Да что говорить, Джейк Джилленхол и Эми Адамс бесподобны, а Майкл Шеннон вообще не нуждается в комментариях - актёр великолепен, как и всегда… А про фильм - в нём и жизнь, и слёзы, и любовь, и надежда, и ненависть, и одиночество. Том Форд не злоупотребляет гламурными кадрами ради кадров. Эстетически кино убойное. Оператор Шеймас Макгарви и композитор Абель Коженевски делают повествование сказочно сновиденческим и хичкоковским. Глянцевые, гнетущие кадры не используются в избытке, напротив, показывают, что страдания могут быть красивыми, а красота - страдальческой. Возможно, в глубине души каждый человек - ночное животное, несмотря на попытки это скрыть» (Артур Завгородний, «Lumiere»).

«Сложная композиция романа обусловила многослойную структуру картины: в единый поток экранного действия на равных вошли сцены настоящего и прошлого, события, реально происходящие, - и вымышленные романистом. В сущности, фильм Форда продолжает игры с подсознанием и со временем, которыми всё чаще увлечено серьёзное кино… Две роли - героя романа Тони и его автора Эдварда - играет Джейк Джилленхол, показывающий чудеса перевоплощения. Вместе с режиссёром он ухитряется передать не только терпкий вкус кровавых событий, протекающих параллельно с гламурной рутиной, но даже разную природу действа кинематографического и литературного. Это чувствуешь не только в разительных контрастах облика двух персонажей, но и в ритме их существования, в разной мере условности этих жизней - реальной и вымышленной… Новая работа Тома Форда в кино, думаю, выводит его в ряды первых мастеров современного экрана. При всей классической традиционности киноязыка она без манифестов и рекламной суеты внедряется в такие психологические бездны человека и его мира, каких достигали редкие шедевры киноистории» (Валерий Кичин, «Российская газета»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта