28 ПАНФИЛОВЦЕВ
(Россия, 2016)
Режиссёры: Андрей Шальопа, Ким Дружинин.
В ролях: Александр Устюгов, Яков Кучеревский, Олег Фёдоров, Алексей Морозов, Азамат Нигманов, Алексей Лонгин, Антон Кузнецов, Максим Белбородов, Дмитрий Мурашев, Виталий Коваленко, Алексей Шутов.
Жанр: военная драма.
Осенью 1941-го года немецкие части, стоявшие возле Волоколамска, отделяло от Москвы каких-нибудь два часа езды по шоссе. Но на этом шоссе стояла 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова. Этот военачальник обладал настолько высоким авторитетом среди личного состава, что бойцы дивизии сами называли себя панфиловцами. А дивизию - панфиловской. 16 ноября 1941 года 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии, которые держали оборону у разъезда Дубосеково, вступили в бой с прорывавшимися к Москве немецкими танками…
С лёгкой руки военного корреспондента Василия Коротеева, написавшего заметку для газеты «Красная звезда», панфиловцы превратились в символ стойкости московской обороны. Статья сообщала, что на разъезде Дубосеково 28 бойцов 136-й дивизии несколько часов сдерживали атаку немцев и уничтожили 18 танков. При этом все погибли. Именно эта версия со словами политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда!» вошла в учебники истории. Что на самом деле произошло 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково? Это интересный вопрос, но волновать он должен только специалистов и любителей военной истории. 28 панфиловцев давно перестали быть одними из множества солдат, защищавших Москву в те страшные дни. Их пример – не важно, реальный или преувеличенный – вдохновлял солдат по всей стране. Главная военная прокуратура СССР несколько раз признавала эту историю художественным вымыслом. При этом выводы исследования прокуроров многократно критиковались и ставились под сомнение обществом.
Инициатором, сценаристом, продюсером и режиссёром фильма о 28 панфиловцах является Андрей Шальопа. Он родился 19 февраля 1972 года в Ленинграде. В 1998 году окончил Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Сменил несколько профессий и в результате стал сценаристом, реализовав свою детскую мечту. Дебютировал в кино в 2008 году с независимым мокьюментари-хоррором с элементами чёрного юмора «Поймать ведьму», в котором Шальопа выступил в качестве режиссёра, сценариста, продюсера и исполнителя главной роли. Написал сценарии к фильмам и сериалам: «Сквот», «Любовь и 1000 мелочей», «Рыжая», «Слово женщине», «Черкизона. Одноразовые люди» и ряда других. Был режиссёром на сериалах «Сквот» и «Море по колено». «Эталонными» фильмами о Великой Отечественной войне считает ленты «У твоего порога», «Они сражались за Родину» и «На войне, как на войне».
Разработкой идеи фильма о 28 панфиловцах Андрей Шальопа занимался с 2009 года, был написан сценарий, после чего начался поиск средств на создание фильма. Но инвесторы, Минкульт и различные фонды отказали в финансировании: русское кино и так чаще всего убыточно, а патриотическое и подавно. И тогда Шальопа решил пойти в народ. Сначала он сделал и выложил на Youtube тизер картины - рекламный ролик, не содержащий ни одного кадра реального фильма, - и заручился поддержкой одного из самых популярных интернет-ресурсов о кино - сайта oper.ru Дмитрия «Гоблина» Пучкова. Затем сбор средств осуществляется с помощью краудфандинга - на платформе «Boomstarter». Собрав более 30 миллионов рублей, фильм стал одним из наиболее удачных краудфандинговых проектов в российском кинематографе. Съёмочная группа обсуждала совместную работу над картиной с внучкой генерала Ивана Панфилова — Айгуль Байкадамовой. По её мнению, в работе над фильмом должны участвовать казахи (136-я дивизия была многонациональной с бойцами из Казахстана, Киргизии, Украины). Съёмки начались 4 октября 2013 года в павильонах на «Ленфильме». Основная часть съёмок состоялась зимой 2014/15 года, зимние сцены снимались под Санкт-Петербургом и в Иваново. В фильме задействованы как профессиональные актёры, так и добровольцы-любители. Военный консультант - руководитель военно-исторического клуба «Ленинград-900» Артём Кокин. Для съёмок первых сцен фильма директор Военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев безвозмездно передал реквизит и униформу бойцов РККА, также помощь с реквизитом оказал Военно-технический музей в Черноголовке. В декабре 2014 года проект «28 панфиловцев» выиграл грант от Министерства культуры РФ в размере 30 миллионов рублей. Также фильму была оказана финансовая помощь (80 миллионов тенге, что составляет порядка $287 тысяч), техническая помощь и помощь в организации массовок от правительства Казахстана. В результате бюджет картины составил $1 700 000. С 29 апреля 2015 года российский разработчик компьютерных игр «Gaijin Entertainment», который больше года до этого оказывал финансовую поддержку создателям фильма, принимал участие также в технических и организационных вопросах съёмок. При их поддержке был подготовлен и опубликован официальный тизер фильма. 15 ноября 2015 года был представлен трейлер фильма, который сразу привлек к себе весьма большой интерес - более трёхсот тысяч просмотров за считанные часы с вечера воскресенья, когда он был опубликован, до утра понедельника. Это беспрецедентный случай для российских видеороликов такого рода. Прокатчиком картины выступит «Universal Pictures Russia».
Создатели картины объявили, что сюжет «28 панфиловцев» будет полностью сосредоточен на подвиге советских солдат без отвлечения на второстепенные сюжетные линии: «настоящее кино о настоящих героях великой страны». Андрей Шальопа признаётся, что «Панфиловцы» всё же ближе к «300 спартанцам», чем к «Они сражались за Родину». Михаил Мягков, научный руководитель РВИО: «Когда снимают фильмы о 300 спартанцах, никому не приходит в голову рассуждать о том, что их было больше. Миф о 300 спартанцах вошёл во все каноны. У нас есть свои 28 героев. Со всеми выжившими (это пять человек) встречались историки. Они подтверждали, что бой был, что это не выдумка, не «газетная сплетня».
АНДРЕЙ ШАЛЬОПА:
«Я с детства, как, думаю, и большинство моих сверстников, люблю фильмы про войну. Для русского человека это, по-моему - такой полноценный жанр. Великая Отечественная война - это самое значимое событие в нашей истории. И самое важное в нём то, что мы победили. Мне кажется, что фильм о войне хотели бы снять большинство режиссёров. В моей семье воевали оба деда и бабушка».
«Мы не собирались целиком собирать бюджет с помощью краудфандинга. Мне это вообще не казалось возможным. Попробовать меня уговорил мой друг Михаил Фёдоров. Он всё и организовал. Поэтому результат этого сбора - во многом его победа. Неожиданный резонанс, который возник благодаря тому, что информацию о проекте разместил на своем на сайте Дмитрий «Гоблин» Пучков, поменял наши представления и планы. Его помощь оказала огромное влияние… Сбор средств на «Бумстартере» изменил все отношение к нашему проекту. Он получил негласный статус народного кино… Почему наш проект вызвал столько откликов и собрал средства? Первое объяснение - потребность в утраченных идеалах, голод, который испытывают россияне по подобному кино. А испытывают они его потому, что нет продукта, который бы его утолил. Весь продукт на рынке - коммерческий, мёртвый. Хорошего фильма о войне не было последние лет тридцать. Был неплохой «В августе 44-го», потому что это экранизация хорошей книги, а больше и не было… «Предстояние» и «Цитадель» - фильмы вообще не о войне. Это режиссёрское видение, совершенно не историческое кино. У Михалкова стояла задача сделать творческий продукт с огромным количеством метафор. Мне не понравилось. «Сталинград» - тем более, не о войне и не про Сталинград. Это ведь сказочная история, многократно рассказанная людьми друг другу. Если бы он назывался по-другому, то раздражения было меньше. Та же проблема у замечательного фильма «Битва за Севастополь». Это один из лучших фильмов о войне. Но почему за Севастополь?.. Там же вообще ничего про Севастополь. Чтобы созвать людей на первый уикенд, создается гнусный обман. А режиссёр, я уверен, ни при чём. Это чистое кино. А Бондарчук и Михалков знали, что делают… «Штрафбат» я не досмотрел, как и «Сволочи». Война - это набор очень конкретных целей, которые очень просты: есть то, что нужно защищать, и те, с кем нужно воевать. Явно видно своих и чужих. Фронтовики ведь вспоминали эту простоту: есть враг, которого нельзя пускать за линию фронта, потому что позади Родина. Это очень просто».
«Фильм - абсолютно художественный. Подвиг панфиловцев - это канва, рассказанная в легенде. Я имел абсолютный карт-бланш, чтобы воссоздать эту историю в деталях. Нас там не было, никого в живых не осталось - мы можем только придумать эти детали… Это важный, но фольклорный элемент. Как евангельские истории. Каждый имеет право интерпретировать легенду так, как он её видит. Нынешние историки лезут с исторической меркой в то, что принадлежит культуре. Большинство подвигов не может быть подтверждено. У них есть исторические основы, но у этих подвигов другая миссия. Наш фильм - как учебник. По этим деталям можно будет изучать историю. Мы обязаны воссоздать канву так, как это было тогда. Раньше фильмы о войне смотрели фронтовики - какая им разница, насколько аутентичны самолёты, летающие, когда «в бой идут одни старики». Неужели для Чухрая, снявшего «Балладу о солдате», имело значение, какой он снимает танк - он сам в танке воевал. А сейчас эти детали имеют значение, потому что поколение, которое это видело и помнило, ушло. Мы не знаем, дословно ли за политруком Клочковым записали фразу «велика Россия, а отступать некуда - позади Москва», но вероятность того, что политработник, который был должен поднимать солдат в бой, мог произнести что-то похожее или ровно то же, крайне высока».
«28 панфиловцев» - опорный подвиг нашего народа… Я надеюсь, что люди придут второй раз, чтобы после первого просмотра в мыслях было не «какой ужас: кровь, грязь, кишки, оторванные головы». Чтобы вышли из зала и чувствовали гордость, удовлетворение, катарсис».