ДАМА ПИК
(Россия, 2016)
Режиссёр: Павел Лунгин.
В ролях: Ксения Раппопорт, Иван Янковский, Мария Курденевич, Игорь Миркурбанов, Наталья Коляканова, Алексей Колган, Владимир Симонов, Дмитрий Куличков, Беник Аракелян, Евгений Зеленский.
Жанр: триллер.
Оперная дива София Майер (Раппопорт) после долгих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена поставить «Пиковую даму» Чайковского на сцене, где когда-то дебютировала. Потерявшая былую славу звезда благодаря грандиозной постановке надеется вернуться на театральный пьедестал. Спектакль, без сомнения, станет событием сезона, а все актёры постановки проснутся знаменитыми. О славе и деньгах мечтает молодой певец оперной труппы Андрей (Янковский), и «Пиковая дама» для него шанс достичь желаемого. Он готов на всё, чтобы получить роль Германна, и это не остаётся незамеченным Майер, оставившей для себя роль Графини. Оперная дива начинает жестокую и коварную игру, в которую будут вовлечены все участники спектакля…
«Дама Пик» снята на основе повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» и одноимённой оперы Петра Ильича Чайковского, но действие картины происходит в наши дни. По словам сценариста и режиссёра Павла Лунгина, картина стала попыткой совместить классическую оперу и мистический триллер, где вместо игорного дома - современное казино. Изначально «Даму Пик» хотели делать на английском языке с прицелом на международный прокат, сценарий писал обладатель «Оскара» за «Король говорит!» Дэвид Сайдлер, Лунгин уже договаривался с Умой Турман о роли дивы, но потом за голливудским коллегой всё пришлось переписывать нашему драматургу Валерию Печейкину, а на главную женскую роль позвали Ксению Раппопорт.
Павел Лунгин родился 12 июля 1949 года в Москве в семье сценариста Семена Лунгина и филолога Лилианы Лунгиной. В 1971 году окончил отделение математической и прикладной лингвистики МГУ, а в 1980 году - Высшие сценарные курсы, где занимался в мастерской М. Львовского. В кино Павел Лунгин дебютировал как сценарист в 1976 году фильмом «Всё дело в брате». Затем по его сценариям были поставлены такие приключенческие фильмы, как «Конец императора тайги» (1978) и «Непобедимый» (1983). В 1990 году он дебютировал как режиссёр, поставив по собственному сценарию фильм «Такси-блюз» (приз за режиссуру на Каннском МКФ). С начала 1990-х годов Павел Лунгин живет во Франции. Фильмы снимает в России при участии французских продюсеров. Интерес зрителей и критики вызвали такие его ленты, как «Луна-парк» (1992) и «Линия жизни» (1996), «Свадьба» (Специальный приз жюри Каннского МКФ-2000 за лучший подбор актеров), «Олигарх» (один из лидеров проката 2001 года), «Бедные родственники» (главный приз фестиваля «Кинотавр-2005»), многосерийный телефильм по мотивам произведений Н. В. Гоголя «Дело о «Мёртвых душах». В 2006 году большой резонанс вызвал фильм «Остров» (6 премий «Золотой орёл», 6 премий «Ника», приз зрительских симпатий и приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Онфлере), ставший официальным фильмом закрытия 63-го Венецианского фестиваля и официальным фильмом открытия фестиваля «Кинотавр-2006». Фильм «Царь» участвовал в программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд» (2009), официально открывал XXX Московский МКФ и получил 2 премии «Ника». В 2012 году Лунгин снял драму «Дирижёр», а в 2015 году на телеэкраны вышел сериал «Родина» - российская версия знаменитого американского сериала. Павел Лунгин - офицер ордена Литературы и искусства во Франции (2005), в 2008 году ему присвоено звание Народного артиста РФ, а совсем недавно посол Франции в России Жан де Глиниасти вручил ему знаки офицера Ордена Почетного легиона как великому художнику и гуманисту, отметив, что фильмы Лунгина имеют большой международный успех и добавив, что талант режиссёра перебросил мост между Россией и Францией.
Главные роли в «Даме пик» исполнили Ксения Раппопорт («Незнакомка», «Юрьев день», «Двойной час», «Два дня», сериалы «Ликвидация», «Исаев», «Белая гвардия», «Ладога»), сын режиссёра Филиппа Янковского и актрисы Оксаны Фандеры, а также внук великого Олега Янковского - Иван Янковский («Индиго», «Без границ», «Тряпичный союз», «Ночные стражи»), Игорь Миркурбанов («Вдох-выдох», «Многоточие», «Монтана», «Generation П»), Владимир Симонов («Прорва», «Свадьба», «Раскалённая суббота», «Страна ОЗ») и молодая актриса студии Сергея Женовача Мария Курденевич. Все исполнители главных ролей брали уроки вокала у главы молодёжной студии Большого театра Дмитрия Вдовина.
В записях саундтрека фильма участвовали до 80 солистов Большого театра, а главные партии исполнили молодые артисты Агунда Кулаева, Арсений Яковлев, Ирина Чурилова.
Съёмки фильма (бюджет $3 500 000) проходили с марта по июль в Москве, в общей сложности съёмочный процесс занял 60 дней. Два первых съёмочных дня прошли 8 и 9 марта на берегу заледеневшего озера, основные же съёмки возобновились 22 апреля на «Мосфильме» и завершились 19 июля.
Для съёмок «Дамы Пик» было задействовано 20 локаций: для картины специально построили на «Мосфильме» театр, а на Плющихе возвели казино. Съёмки также проходили у Большого театра, на Белорусском вокзале, на Пушкинской площади, в частном особняке в Жуковке и на других площадках.
Специально для сцен в театре и казино большую часть декораций выполнили вручную. Кроме того, в качестве консультантов были привлечены профессиональные крупье.
В процессе съемок было использовано пять манекенов-дублёров Раппопорт/Майер и один Курденевич/Лизы. Чтобы добиться зеркального сходства и придать реальную мимику манекенам, художник-гримёр Елена Фомичева работала более 45 дней.
Для героев фильма было сшито 150 костюмов, помимо этого для массовки было сделано 50 футболок с изображением вымышленной звезды оперы Софии Майер.
Премьера «Дамы Пик» состоялась на церемонии открытия международного кинофестиваля короткого метра «Короче», который проходил в Калининграде в августе 2016 года.
ПАВЕЛ ЛУНГИН:
«Это триллер о постановке «Пиковой дамы» в театре, история молодого певца, который хочет петь партию Германна и готов на всё ради этого. История страшно современная. Молодой человек, талантливый, красивый, бедный. Он хочет жить сейчас, немедленно. Дайте деньги, славу, возможность проявить себя. Такой вполне себе герой нашего времени».
«Вообще, в каком-то смысле «Дама Пик» о том, что нельзя, невозможно выиграть у жизни в карты, о неизбежности трагической расплаты. А почему «Дама Пик» возникла сейчас? Потому что действительно мы видим вокруг массу молодых людей, которые хотят обыграть судьбу. Которые прямо лопаются от желания жить сегодня, сейчас, от того, что они полны здоровья, секса и вокруг них этот богатый, роскошный мир, но он где-то там, за витринами, куда их не пускают. Они, конечно, готовы не то что как Германн - на всё готовы, чтобы попасть туда, по ту сторону этого стекла. И я даже понимаю этих молодых поджарых ребят в рваных джинсах, искусственно рваных».
ПРЕССА:
«Сразу к главному - это не экранизация повести Пушкина и не постановка по опере Чайковского. Лунгин снял жирный триллер о том, как на московских подмостках люди вгрызаются друг в друга, ставя эту самую оперную «Пиковую даму»… Да, перипетии героев рифмуются с пушкинским сюжетом. Да, фраза «Что наша жизнь? Игра!», конечно, прозвучит. Но будьте готовы увидеть здесь кавказские и азиатские группировки, словно выпрыгнувшие из сериала «Салам Масква»; подпольное казино, работающее под прикрытием супермаркета; нынешнего олигарха в исполнении крутейшего Игоря Миркурбанова, который, конечно же, наследует мотивы из другого лунгинского фильма. Тем, у кого есть бзик на том, как в каждом фильме преподносится образ Москвы, здесь будет к чему прицепиться, но это неважно - оператор Леван Капанадзе и балабановский художник-постановщик Павел Пархоменко конструируют не пространство конкретного города, но условное пространство триллера. Тут действительно есть задел для сравнений с фильмами вроде «Чёрного лебедя», «Одержимости» и «Неонового демона» - кино Лунгина жмёт на те же зрительские кнопки, но со своими нюансами… Ксении Раппопорт не впервой играть оперную певицу, но актриса делает это с нескрываемым удовольствием, граничащим с наглостью: ещё чуть-чуть - и свалится в самодовольство, но это лишь работает на образ… Что касается злодейства, то основная партия безумств взвалилась на плечи Ивана Янковского, внука Олега Янковского, сыгравшего свою последнюю роль тоже у Лунгина. На самом деле, над Янковским-младшим повисла тяжёлая родовая печать высоких ожиданий, которые он пока не очень оправдывает… Поэтому Ивану как раз впору вся эта угловатая спесь и роль сумасбродного артиста, который хочет больше, чем он может. Кроме того, по ходу сценария Лунгин подставляет 25-летнему актёру множество бодрящих эмоциональных подпорок вроде откровенных сцен с актрисой, которая намного его старше. В том числе из этого высекается нужная искра. Как недавний «Неоновый демон» был о том, что красота - это страшная сила, так и «Дама Пик» нагоняет хмарь и разводит кровавые лужи вокруг сцены… После сериала «Родина» на режиссёра Лунгина пала тень автора, который якобы уже не очень понимает, что творит. На контрасте и на удивление «Дама Пик» - очень выверенное, собранное кино, в котором режиссёр демонстрирует мастерство и бодрость духа. Это вовсе не значит, что фильм стремится понравиться потенциальной аудитории, наоборот, новый фильм Лунгина как настоящий триллер постоянно терроризирует, теребит, цепляет и бесит зрителя. От размеренного начала до буйного финала «Дама Пик» - это эмоциональные горки, по которым не всем людям в зрительском зале (да и на экране) удастся проехаться с достойным лицом, но любопытно будет точно» (Максим Сухагузов, «Афиша daily»).
«Искушенному зрителю будут резать слух прямолинейные фразы, настойчиво объясняющие детали сюжета и отношение персонажей друг к другу, а интрига с постановкой «Пиковой дамы» на сцене московского оперного театра покажется бледной копией «Чёрного лебедя»… «Дама Пик» разгоняется к финалу, когда на авансцену всё-таки выходят Пушкин и Чайковский, заслоняя собой условности и натяжки сценария… «Ты превратила оперу Чайковского в балаган, в китч!» - возмущается в адрес Майер Головин, в то время как именно актёрская игра Ксении Раппопорт не позволяет сказать то же самое о фильме Лунгина. Юный тенор с повадками паренька из спального района, оперная дива, путешествующая по миру с восковыми куклами-двойниками, невесть откуда взявшиеся к финалу китайцы, развлекающиеся подпольными поединками в русскую рулетку - герои «Дамы Пик» существуют в параллельном мире, далёком от реальности. Возможно, именно так фильм и стоит воспринимать - как фантазию режиссёра о молодом и жаждущем лёгких денег и славы поколении» (Дарико Цулая, «КиноПоиск»).