О, Интернет! Грезы цифрового мираО, ИНТЕРНЕТ! ГРЕЗЫ ЦИФРОВОГО МИРА
(«Lo and Behold, Reveries of the Connected World», США, 2016)
Режиссёр: Вернер Херцог.
Жанр: документальный фильм.

Вернер Херцог погружается в прошлое, настоящее и будущее виртуального мира. С немецкой дотошностью и романтичностью он рассказывает историю интернета, от его пионеров из Калифорнийского университета до современных визионеров вроде Илона Маска. Однако Херцога интересует не только научно-технические достижения или, напротив, апокалиптические прогнозы, связанные с развитием мировой паутины, но прежде всего, как и почему интернет настолько кардинально изменил и продолжает менять нашу жизнь. Херцог исследует цифровой пейзаж с той же страстью и самоотверженностью, с которыми он раньше пересекал дикие ландшафты Амазонии, Сахары или Антарктиды, и рассказывает о взаимном влиянии двух миров: сетевого и реального, который теперь, после появления интернета, никогда уже не будет прежним.

Знаменитый 74-летний немецкий киноклассик Вернер Херцог, снявший более сорока фильмов (среди них – «Агирре, гнев божий», «Каждый за себя, а Бог против всех», «Носферату – призрак ночи», «Войцек», «Фицкарральдо», «Там, где мечтают зелёные муравьи», «Зелёная кобра», «Крик камня», «Далёкая синяя высь», документальные ленты «Мой любимый враг», «Человек-гризли», «Встречи на краю света») выступает и режиссёром, и одним из продюсеров, и интервьюером этого документального проекта.

Среди прочих в фильме участвуют калифорнийский профессор Леонард Клейнрок; самый авторитетный в мире хакер Кевин Митник; Боб Кан, вместе с Винтом Сёрфом написавший первые протоколы для интернета; мыслящий метафорами Тед Нелсон, одержимый идеей всеобщей связи всего в природе; миллиардер, основатель и глава частной компании «SpaceX» Илон Маск, планирующий заранее отправлять людей на Марс как на запасную планету (поскольку в разрушении матери-Земли мы уже преуспели).

«О, Интернет! Грезы цифрового мира» впервые был показан на кинофестивале «Сандэнс».


ВЕРНЕР ХЕРЦОГ:
«Есть существенная разница между журналистикой и интернетом. В интернете «никто не знает, что ты собака»: здесь можно не просто высказываться, а высказываться анонимно. И как раз эта анонимность и пробуждает в людях самые отвратительные, уродливые черты. Конечно, интернет здесь не виноват: вся проблема в людях».
«По-моему, чем больше возможностей для коммуникаций появляется у человека, тем более одиноким он себя чувствует. Можно даже сказать, что ХХI век рискует оказаться веком одиночества. Вам, наверное, кажется, что здесь есть парадокс. Но я - я так не думаю».


ПРЕССА:

«Открытие интернета в фильме сравнивается с открытием Нового света. Пересекшие 477 лет назад великий океан люди, увидев землю, не могли представить себе того, чего достигли. Вернер Херцог, у которого, говорят, даже нет мобильного телефона, пытается осмыслить это явление в разных аспектах. Картина разбита на десять разнородных глав, начиная с ностальгического воспоминания о первой передаче сообщения из Калифорнийского университета в Стэнфорд 29 октября 1969 года. Рассматривается и апокалиптический сценарий: что будет, если интернет вдруг перестанет существовать… Умные головы говорят, что в этом случае будет катастрофа, потому что мы совсем разучились жить без интернета, на который завязано абсолютно всё… Складывающаяся на наших глазах позиция автора, который ничуть не старается строить из себя знатока, стерескопична. Херцог восхищается необъятными возможностями интернета; умиляется маленьким роботам-футболистам (с лучшим игроком под номером 8 по имени Роналду), которые обещают - устами их создателей - обыграть в 2050 году сборную мира; теряется перед варварством сетевого сообщества, оголтело травящего семью девушки, погибшей в автоаварии; иронизирует над буддистскими монахами, вместо медитации сидящими в твиттере, или над южно-корейскими геймерами-марафонцами, играющими в подгузниках, чтобы не терять время… Один из собеседников Херцога сравнил нынешнюю фазу развития интернета с тёмными веками средневековья. Что ж, стало быть дальше – ренессанс» (Нина Цыркун, «Искусство кино»).

«Вернер Херцог - великий баварский режиссёр, открывший миру экстатическое безумие Клауса Кински и снимающий лучшие документальные фильмы на свете. Из последних можно вспомнить «Встречи на краю света», «В бездну» и «Пещеру забытых снов 3D». В каждом из этих фильмов увлекает не только тема (Антарктида, смертная казнь, первобытные картины), но и авторский взгляд, выхватывающий самые неожиданные детали, из которых тем не менее складывается максимально достоверная картина. С новым фильмом ситуация ещё более интригующая: у Херцога нет телефона, виртуальной реальности он предпочитает пешие прогулки и бумажные книги, о чём регулярно рассказывает в интервью. «О, Интернет» спродюсирован компанией «NetScout», и режиссёра уже успели обвинить в продажности, но это, разумеется, полнейшая чушь: 74-летнему классику, объехавшему весь мир и побывавшему в самых затейливых передрягах, просто стало интересно… Режиссёр всегда говорил, что не делает различий между игровым и документальным кино, и здесь едва ли не впервые это особенно заметно… Временами бросается в глаза, как кропотливо выбраны персонажи (некоторые похожи на Херцога чисто внешне), как тщательно выстроено окружение говорящих голов. Но вызвано это вопросами исключительно выразительности. «О, Интернет», как и прочие фильмы автора, - это картина в первую очередь про него самого, его восприятие, а уже потом - про мир будущего, контуры которого режиссёр, впрочем, рисует вполне уверенно… Херцог всматривается даже в самые ужасные варианты развития цивилизации, убеждая в том, что бояться неизбежного просто нет никакого смысла. А вспышки на Солнце - это прежде всего красиво» (Ярослав Забалуев, Газета.ru).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта