ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ КОНЕЦ СВЕТА
(«Juste la fin du monde», Канада-Франция, 2016)
Режиссёр: Ксавье Долан.
В ролях: Гаспар Ульель, Натали Бай, Венсан Кассель, Марион Котийяр, Леа Сейду.
Жанр: драма.
34-летний успешный драматург Луи (Ульель) летит в самолёте и размышляет о грядущей встрече с семьей. Он не был дома 12 лет, там его ждёт мать (Бай), младшая сестра Сюзанн (Сейду) совсем выросла, старший брат Антуан (Кассель) женился на красавице Катрин (Котийяр), у них двое детей. А возвращается в родной дом Луи для того, чтобы объявить о своей болезни и скорой смерти. Прибытие Луи вызывает переполох, но не всегда радостный. Сестра нервно курит траву. Брат покрикивает на жену. Катрин не знает, как звать новоявленного родственника - на «вы» или на «ты». Рассказать о своей смерти Луи пытается в отдельном разговоре с каждым из родных. Получится ли? Скажет ли? Или семья и так всё поймет без лишних слов?
Фильм снят по мотивам одноименной пьесы Жана-Люка Лагарса, который считается одним из величайших французских драматургов конца ХХ столетия. Он вместе с несколькими «восьмидесятниками» открыл французскому зрителю совсем другой театр: в нём основное внимание уделяется открытому обсуждению общественных проблем и табу. Это театр, ищущий новые формы самовыражения, максимально приближенный к реальности, переносящий зрителя в альтернативные экзистенциальные плоскости. К сожалению, Жан-Люк Лагарс умер в 38 лет в середине 90-х от СПИДа.
Поставил картину «Это всего лишь конец света» любимец фестивалей Ксавье Долан («Я убил свою маму», «Воображаемая любовь», «И всё же Лоранс», «Том на ферме», «Мамочка»). По большому счёту киномир узнал о нём в 2009 году, когда канадский сценарист и режиссёр представил на фестивале в Каннах свой полнометражный дебют «Я убил свою маму». Тогда Ксавье было всего 20 лет. Сегодня Долана можно назвать каннским ветераном: здесь были четыре его ленты, драма «Мамочка» поделила приз жюри с лентой самого Жан-Люка Годара «Прощай, речь», не осталась без наград и новая работа режиссёра. «Это всего лишь конец света» - уже второй фильм Долана, снятый по мотивам пьесы. Первым был «Том на ферме» (2013) по пьесе канадского драматурга Мишеля Бушара. Впервые пьеса Лагарса попала в руки Долана ещё в 2010 году. О ней ему рассказала Энн Дорваль, актриса, которую он неоднократно снимал в своих фильмах. «Она сказала мне, что никогда раньше не играла в пьесах такого толка и была поражена её мастерством, - говорит режиссёр. - Я даже получил от неё личную копию сценария. Но честно говоря, после прочтения мне не удалось испытать и доли того восторга, с которым Энн вспоминала пьесу. Может, у меня сработала какая-то интеллектуальная блокада, но я не смог проникнуться героями и сюжетом». Долан поставил пьесу на полку в своей библиотеке, и они с Дорваль больше никогда не вспоминали о ней. После съёмок «Мамочки» режиссёр наткнулся на манускрипт в синей обложке, и решил перечитать его. Тогда в конце 2015 года Ксавье набирал актёрский состав в свой первый англоязычный проект, но решил притормозить и снять камерную ленту по пьесе Лагарса: «Я понял, что это будет мой следующий фильм. Он стал моим первым фильмом не мальчика, но мужа - я наконец-то понимал, о чём говорят герои, понял их эмоции, молчание, нерешительность, небезупречность».
Это первый фильм Ксавье Долана, в котором снялись только французские актёры. До этого у него снимались только канадцы. В актёрском ансамбле - цвет современной французской актерской школы: «сам» Венсан Кассель, Гаспар Ульель («Долгая помолвка», «Ганнибал: Восхождение», «Сен-Лоран. Стиль - это я»), Марион Котийяр («Долгая помолвка», «Жизнь в розовом цвете», «Начало», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», «Два дня, одна ночь») и Леа Сейду («Прекрасная смоковница», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», «Жизнь Адель», «Красавица и чудовище», «Лобстер», «007: Спектр»). Ну, а муза Трюффо и Годара Натали Бай - просто живая легенда. Кстати, Венсан Кассель в последний момент заменил в кадре актёра Реду Катеба, не сумевшего совместить графики съёмок. По словам Касселя, он согласился на участие без раздумий, так как давно хотел поработать с Доланом. Кассель и Гаспар Ульель уже снимались вместе в фильме «Братство волка» (2001). Гаспар встречался с младшей сестрой Венсана, Сесиль Кассель, с 2005 по 2007 год. Сесиль Кассель также одна из лучших подруг Марион Котийяр. А Котийяр уже снималась с Ульелем в фильме «Долгая помолвка» (2004) и с Леа Сейду в фильме «Полночь в Париже» (2011). При этом в этих картинах у нее не было с ними общих сцен. Сейду же снималась вместе с Касселем в фильме «Красавица и Чудовище» (2014) и вместе с Ульелем в фильме «Сен-Лоран. Стиль - это я» (2014).
Картина «Это всего лишь конец света» на Каннском МКФ 2016 года (основная конкурсная программа)была удостоена Гран-при жюри и приза экуменического (христианского) жюри. Канада выдвинула фильм на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
КСАВЬЕ ДОЛАН:
«В текстах Жан-Люка Лагарса особенно притягательно то, насколько нервные у него персонажи и как часто они говорят о каких-то совершенно ненужных или поверхностных вещах. Они говорят о чём угодно, только не о том, что они на самом деле чувствуют».
«Мне хотелось, чтобы слова пьесы говорились в фильме так, будто их на самом деле думают. Без компромиссов. Разбавлять его текст означало бы упростить его, а меня это не устраивало. Конечно, многие скажут, что от фильма несёт театральщиной. Но меня это не волнует. В конце концов, почему бы и нет?»
«Я раньше ничего подобного не снимал. Это мой первый фильм о семье, а не только об отношениях между матерью и сыном. Здесь чувствуется напряжение между родственниками, а также горечь, одиночество и неумение слушать любимых людей».
ПРЕССА:
«Новое семейное кино Долана, как почти все его предыдущие работы, разворачивается в камерной обстановке одного дома… Режиссёр не отказывается от театральности, продиктованной литературной основой - пьесой Лагарса, но использует камеру, чтобы усилить эффект той самой удушающей, клаустрофобной обстановки и навести фокус… Здесь есть и классический Долан - в красивых вставках-клипах, цветастых флэшбеках, снятых в рапиде под попсовый саундтрек. Вместе с тем «Это всего лишь конец света» - безусловно, самый взрослый, зрелый его фильм. Критики, когда-то ругавшие киновундеркинда Долана, получившего свой первый каннский приз в 20 лет, за вычурность, пустоту, незрелость, теперь, кажется, недовольны тем, что чудо-мальчик вырос - в Канне-2016 картину приняли более чем холодно. А он и правда вырос - как режиссёр - даже формально, отказавшись от самолюбования в пользу выдающейся актёрской игры, смелых крупных планов, мрачной, тёмно-синей, почти монохромной цветовой палитры. В пользу кино многословного, но тонко обходящего прямые разговоры о смерти, геях, СПИДе - табуированные темы зашифрованы в тексте Лагарса и всё тех же долановских флэшбеках, которые накатывают на Луи, стоит ему прикоснуться к своим старым, забытым вещам, дотронуться щекой до матраса на своей детской кровати, посмотреть в глаза суровому брату и нежной матери. Берясь за чужой (и даже, может быть, чуждый) материал, Долан впервые отказывается ещё и от собственной юношеской бескомпромиссности (сейчас режиссёру 27 лет). Впервые снимает фильм о взрослых людях, не наделяя их подростковым максимализмом, как это было, например, с героями картины «И всё же Лоранс», а просто принимая их несовершенство, нерешительность, страх и гнев. Это не конец света, но, безусловно, конец детства» (Наталия Григорьева, «Независимая газета»).
«Для основного действия Долан использует синюю и чёрную палитру, давая цвету разыграться только во флэшбеках Луи, когда он чувствовал себя счастливым. Большую часть картины камера фокусируется на лицах актёров: тонет в васильковых глазах Марион Котийяр, вырисовывает геометрическую стрижку Натали Бай, показывает растерянную улыбку Леа Сейду, подчёркивает яростную складку на лбу Венсана Касселя… Ульель играет своего Луи очень мягко, с горькой улыбкой. Ему приходится много слушать, но не всегда реагировать на сказанное. Долана больше интересует то, что остаётся за кадром, а это прекрасно можно понять, присмотревшись к лицам героев… Герметичный кошмар, в котором задыхаются персонажи фильма «Это всего лишь конец света», будет хорошо знаком всем, кто испытывает проблемы с коммуникациями в семьях» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Несмотря на многословность и страсть, с которой герои бросаются друг в друга гадостями, никто из них не говорит то, что на самом деле думает, и уж последнее, чего они хотят, - услышать то, что пытается сказать Луи. При всей преувеличенной театральности текст максимально приближен к живой речи - герои оговариваются, не могут подобрать слова и сами комментируют свои ошибки. Разыграно всё это мастерски, если заранее принять, что каждый персонаж призван вызывать раздражение в своём уникальном ключе. Другой задуманный эффект - клаустрофобия. Во-первых, почти всё действие фильма происходит в одном доме; во-вторых, Долан пытается по максимуму обойтись крупными планами лиц главных героев, не давая никакого ощущения свободы ни им, ни зрителям. На контрасте с этим - несколько ярких клиповых флешбэков, один из которых на полном серьёзе снят под известный всем хит группы «O-Zone» - «Numa Numa». Реакция на две эти крайности является залогом зрительского отношения к фильму, да и ко всему творчеству Долана в целом. «Конец света» - прекрасно снятая тонкая драма, которая ничего не стесняется и потому способна вызывать мало с чем сравнимое раздражение» (Василий Миловидов, «Коммерсантъ Weekend»).
«Несмотря на обилие тихих и шумных истерик, которые поочередно закатывают популярные французские артисты (лучше всего это получается у Котийяр и снимавшейся ещё у Годара с Трюффо Бай, а больше всех позорится, как обычно, Кассель), наиболее подходящее фильму определение - это, пожалуй, «ленивый». Долан никогда не слыл мастером тонкостей, но «Это всего лишь конец света» - с его утомительными крупными планами, томными взглядами в камеру, бьющей по ушам музыкой и заглушающим её белым шумом - банален даже по его меркам. Не исключено, что это умышленный ход - в конце концов, довольно сложно поверить, что автор, которого принято считать большим, без фиги в кармане начинает с монтажа дороги и еды и заканчивает самой дубовой из метафор, которая может быть в фильме о смерти. Но если Долану правда хочется нравиться всем (на что отчасти намекает и его грядущий англоязычный дебют с ещё большей концентрацией звёзд), то лишённый всякой оригинальности, инертный и впустую растрачивающий имеющиеся у него достоинства «Это всего лишь конец света» - шаг назад» (Сергей Степанов, «ELLE»).
«Конец света» слегка переполнен страдальческим молчанием и запечатлёнными на крупных планах трагичными взглядами, не говоря о чрезмерно затянутых сценах и невнятных диалогах. Но пусть первым бросит в Долана камень тот, кто сам не опускает глаза и не мямлит нечто маловразумительное, когда ему предстоит сказать или сделать что-то важное. А что может быть важнее и страшнее, чем сообщить матери, что её сын скоро умрет? В понимании сегодняшнего Долана (или его героя) только прошлое может быть светлым и красочным, настоящее же - тесная ржавая клетка, и ты отчаянно бьёшься о её прутья, пока не сломаешь либо их, либо шею. «Это всего лишь конец света» лишён привычного для лент Долана воздушного изящества, он слишком искусственный, взрослый и строгий... Но только таким и может быть фильм, главный герой которого - живой труп, а единственное утешение его - в глазах незнакомки. И трудно признаться ему в чём-то ином, чем призналась Луи его мать. «Я тебя не понимаю. Но я тебя люблю» (Алексей Комаров, «Rolling Stone»).
«Долан подарил нам возможность наблюдать игру пяти лучших актеров Франции под микроскопом. Он ловит каждую эмоцию, малейшее движение мускулов, и даже когда герои не говорят в кадре ни слова, в одном только взгляде удаётся прочитать всё то, о чём они хотят сказать. Довольно трудно выделить кого-то из всего каста: актёры все до единого открываются с новой стороны, но особенно хороша Марион Котийяр, доселе известная в основном по ролям утончённых и волевых женщин. Энергия Касселя и Сейду выходит за границы киноплёнки и бессовестно бьёт по вашим чувствам, Натали Бай удаётся привнести что-то новое в архетипичный для Долана персонаж, а король меланхолии Гаспар Ульель здесь выдаёт непредсказуемо много в привычной для него роли грустного красавца» (Дайана Левченко, cinemaholics.ru).
«Это всего лишь конец света» - не фильм о СПИДе или о нетрадиционных отношениях, а о том, как в современном мире потеряны коммуникации, о криках, которые, по сути, молчание, о стене между близкими людьми, о музыке, которая стала вульгарностью, об апокалипсисе, который стал обыденностью и который никто уже не замечает. Кроме человека, стоящего на черте миров… Режиссёрский дар Долана не зря отметили в Каннах. Он и в том, что о театральной основе совсем не думаешь - настолько этот глубоко личностный фильм цепляет с первой до последней минуты. Не зря сам режиссёр (он же сценарист, монтажёр и продюсер) назвал его своей лучшей картиной» (Наталья Боброва, «Труд»).
«В случае с картиной «Это всего лишь конец света» нельзя не поразиться тому, как поразительно Долан чувствует возраст, время и опыт. Нет ничего удивительного в том, что матёрые режиссёры снимают кино о детях или молодёжи - в конце концов все мы были юны, в каждом остались ощущения лёгкости и безграничных перспектив, а на этой закваске можно снимать долго, много и успешно. Но чтобы в сравнительно юном возрасте говорить о тяжести прожитых лет, о житейской мудрости и тяготах, неизбежно сопровождающих долгую жизнь большой семьи, здесь нужен особый талант. Им как раз и обладает Долан. Пусть его Луи и не так стар, но остальные персонажи картины – это не просто герои, это прожитые жизни, каждая из которых как минимум длине жизни постановщика не уступает. Можно возразить, что Долан взял за основу сценария известную пьесу, так что транслировать ему пришлось не собственный опыт и переживания. Но только посмотрите, как эта экранизация сделана. Постановщик ведь говорит со зрителями не только репликами героев, которые, кстати, Долан намеренно оставил неизменными, дословно переведя текст с бумаги на экран. Орудия режиссёра - это свет, кадр, решение мизансцен, саундтрек, наконец. И в этих компонентах Долан великолепен. Его сверхкрупные планы, его закатные краски в финальной сцене, его кружащаяся в воздухе пыль, сквозь которую проглядывают нечёткие воспоминания героя о детстве и юности, бесподобны. Даже если бы герои при этом ничего не говорили, а фильм был немым, он говорил бы о многом, и достаточно глубоко… Разумеется, подобное кино не подходит для спонтанного просмотра, оно не подразумевает случайного похода в кинозал, не потерпит невнимательности и незаинтересованности. Как и многие постановки, основанные на компактных пьесах, «Конец света» выстроен очень плотно, в нём нет места долгим вздохам или отвлечённым размышлениям. Энергетикой фильм близок «Резне» Романа Полански или «Августу» Джона Уэллса, но в фильме Долана больше внутренних переживаний, чем внешних. Персонажи «Конца света» чаще глядят внутрь себя, а не вовне» (Евгений Ухов, film.ru).