ФРАНЦ («Frantz», Франция-Германия, 2016)
Режиссёр: Франсуа Озон.
В ролях: Пьер Нинэ, Паула Бир, Эрнст Штецнер, Мария Грубер, Йохан фон Бюлов, Антон фон Люке, Сирил Клер, Элис де Ланкесэ, Аксель Вандтке, Райнер Эггер.
Жанр: драма.
Анна и Франц жили в небольшом немецком городе, были молоды, влюблены друг в друга и собирались пожениться. Но в тихое счастье двоих вмешался большой сумасшедший мир - шла Первая мировая война, Франца отправили на фронт во Францию, где он, 23-летний скрипач, обожавший стихи Верлена, погиб. Война закончилась, а жизнь Анны теперь свелась к поддержке пожилых родителей любимого и посещениям кладбища. Однажды там она видит незнакомого человека, который принес цветы на могилу Франца. Он, Адриен, - француз, а, значит, враг. Но встреча с ним переворачивает её жизнь…
«Франц» снят по мотивам пьесы Мориса Ростана, которую в 1932 году уже экранизировал режиссёр Эрнст Любич в фильме «Недопетая колыбельная». Франсуа Озону понравилась и пьеса, и фильм, но играть в повторы он не захотел, и в итоге воспользовался «канонической» завязкой, но сильно изменил дальнейшее развитие событий.
Французский сценарист и кинорежиссёр Франсуа Озон родился 15 ноября 1967 года. Закончив учёбу во французской кинематографической школе «Ля Феми», Озон создал несколько короткометражных фильмов, в частности, «Маленькая смерть» (1995), «Летнее платье» (1996) и «Посмотри на море» (1997) - все три были выпущены в России единым сборником под общим названием «Нарцисс у кромки лета». Его первым полнометражным режиссёрским дебютом стала лента «Крысятник» (1998), которая была хорошо воспринята критиками и зрителями. Затем последовали «Криминальные любовники» (1999), адаптации пьесы Фасбиндера «Капли дождя на раскалённых камнях» (2000), «Под песком» (2000) с Шарлоттой Рэмплинг в главной роли, и, наконец, Озон снял фильм, который сделал его имя широко известным и за пределами Франции - «8 женщин», где сыграла плеяда таких звёзд французского кинематографа, как Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан и Эммануэль Беар. Этот фильм имел коммерческий успех во многом благодаря удачному сочетанию музыкальных номеров, детективной истории убийства и сценографии в стиле голливудских фильмов 1950-х годов. В 2003 году был выпущен фильм «Бассейн», в котором вновь снялась Шарлотта Рэмплинг. «Бассейн» стал первым англоязычным фильмом режиссёра. В 2004 году Озон завершил работу над фильмом «5x2», в котором показаны пять этапов разрушения брака двух людей. 2005 год ознаменовался выходом на экраны картины «Время прощания». Потом были: «Ангел» (2007), «Рики» (2009), «Убежище» (2009), «Отчаянная домохозяйка» (2010), «В доме» (2012, премия Европейской киноакадемии за сценарий), «Молода и прекрасна» (2013, участник конкурсной программы Каннского МКФ), «Новая подружка» (2014). Озон - любимец международных кинофестивалей. Его кинематограф сравнивают с кинематографом Бунюэля, Годара, Антониони. Его камерное кино всегда остроумно и даже сатирично, свободно и элегантно, но, в то же время, оно невероятно напряжённое.
В съёмочную группу «Франца» вошли постоянные партнеры Франсуа Озона – продюсеры Николас и Эрик Альтмайеры, работавшие с режиссёром над созданием фильмов «Отчаянная домохозяйка», «В доме», «Молода и прекрасна», «Новая подружка», оператор Паскаль Марти («Молода и прекрасна», «Новая подружка»), композитор Филипп Ромби («Криминальные любовники», «Под песком», «Бассейн», «5х2», «Ангел». «Рики», «Отчаянная домохозяйка», «В доме», «Молода и прекрасна», «Новая подружка»).
Главную мужскую роль во «Франце» исполнил французский актёр Пьер Нинэ, на счету которого премия «Сезар» за роль в картине «Ив Сен-Лоран». Также он известен по фильмам «LOL [ржунимагу]», «Чёрные небеса», «Анонимные романтики», «Притворись моим парнем», «Идеальный мужчина». Вторую главную роль в новом проекте Озона получила двадцатилетняя немецкая актриса Паула Бир, до этого снявшаяся в исторической драме «Людвиг Баварский» и вестерне «Тёмная долина».
«Франц» принял участие в основном конкурсе Венецианского МКФ 2016 года, где был удостоен премии Марчелло Мастроянни лучшей молодой актрисе (Паула Бир). Также картина была приглашена в программу престижного МКФ в Торонто.
ФРАНСУА ОЗОН:
«Сперва я открыл для себя пьесу Ростана, и мне очень понравилась история о молодом французе, который приносит цветы на могилу немецкого солдата. И уже в процессе работы над сценарием я узнал, что фильм по этой пьесе снимал в 30-х годах Любич. И тут же начал переживать - ну как вообще можно снимать фильм после Любича? И даже оставил на какое-то время сценарий и идею снять картину. Но, посмотрев «Недопетую колыбельную», я понял, что фильм хоть и очень хороший, но, во-первых, является во всех смыслах фильмом того времени, 30-х годов, а во-вторых, снят немецким режиссёром с точки зрения героя-француза. И мой фильм в этом смысле - ответ фильму Любича, потому что, будучи французским режиссёром, я здесь говорю от лица героини-немки. Мне было очень интересно взглянуть на историю именно с этой стороны, с точки зрения Германии, проигравшей войну, и глазами немецкой девушки - и показать, как живёт Германия после войны. Так что я довольно сильно изменил историю, рассказанную в пьесе Ростана и в фильме Любича».
«Поначалу предполагалось, что фильм будет цветным, но когда я искал место для съёмок, то понял, что «Франц» должен быть чёрно-белым. На востоке Германии нашлась идеальная натура, полностью соответствовавшая моим представлениям о том, какими должны быть декорации. Оказалось, что там есть места, не тронутые никакой реконструкцией, очень красивые, сохранившиеся в первозданном виде практически с начала века. К тому же я понял, что документальные свидетельства о Первой мировой войне - а таких архивных записей сохранилось немало - все они чёрно-белые. И мне показалось, что история будет выглядеть лучше и реалистичнее в таком цвете. К тому же чёрно-белый лучше всего передаёт дух этого времени - периода скорби и страдания. Но я, конечно, являюсь большим поклонником цвета, поэтому он всё-таки присутствует в фильме. В моменты, когда жизнь берёт верх и словно наполняет героев, течёт по их венам».
«Меня интересовала прежде всего не эпоха, а то, как ложь помогает людям выживать во времена кризиса. Как созданный ими вымышленный мир становится спасением от реальных проблем. Эта история прекрасна тем, что ложь в ней заразительна, она, как болезнь, поражает героев. Каждый из них врёт по разным причинам. И драматический контекст истории в данном случае служит оправданием для всей этой лжи. Зрители не только понимают её причины, но и принимают её. Потому что ложь в данном случае - результат сложившейся драматической ситуации. Герои врут, потому что страдают. И в этом случае исторический контекст играет всё же второстепенную роль».
«Конечно, это пацифистское и гуманистическое кино. Мне было важно показать, что Франция и Германия не сразу пришли к согласию - мы все знаем, что за Первой мировой последовала Вторая мировая война. Но ещё важнее для меня было продемонстрировать, как культура помогает людям узнавать и понимать друг друга - это, пожалуй, основная идея «Франца». Отсюда в фильме появляется и живопись, и музыка, то, что в реальной жизни на самом деле может помочь людям лучше понять друг друга. По той же причине я решил снимать картину на двух языках - французском и немецком, а не на английском. Мне было важно подчеркнуть это двуязычие, так как язык является ещё одним элементом, способным связать людей. Попытка услышать друг друга - единственный путь к единению».
«Я не хотел, чтобы фильм получился ностальгическим. Он хоть и рассказывает о прошлом, но это то прошлое, тот исторический период, который эхом отдаётся в настоящем. Сейчас мы наблюдаем, как поднимается новая волна национализма. Люди повсюду переживают в каком-то смысле кризис самоидентификации, откуда и появляется стремление укрепить, даже закрыть границы. И в этом смысле взгляд в прошлое может помочь лучше понять настоящее. Ведь история, как известно, повторяется. И фильм, действие которого происходит в прошлом, может быть полезен. Я не буду говорить, что «Франц» изменит мир и что кино в целом способно на это. Но хорошо, если оно заставляет людей размышлять и задаваться вопросами».
ПРЕССА:
«Новый фильм Озона - классическая мелодрама и при этом превосходно исполненная. Как таковая, она вызывает во время просмотра сильные чувства, которые неизбежно рассеиваются после окончания сеанса, заставляя расчувствовавшихся людей как бы даже стыдиться испытанных эмоций… Ни плакатности, ни публицистики в картине нет - только убийственно нежная человечность. Озон и раньше снимал картины о смерти, но «Франц» - пожалуй, первый его фильм, в котором он не боится предстать серьёзным и взрослым. При этом ни парадоксальности своего почерка, ни стилизаторского таланта, ни чувствительности, ни даже некоторого озорства он отнюдь не утратил. Картина снята абсолютным мастером: все компоненты - от идеального кастинга до безукоризненного изображения - подчинены рассказываемой истории» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).
«Использовав все имеющиеся в оригинале истины, Озон принимается за Любичем с Ростаном дописывать, и «Франц», до поры побыв мелодрамой, превращается в своеобразный детектив - и хоть в этом качестве он местами и буксует, но именно ради этого второго акта всё явно и затевалось. Две половинки «Франца» складываются в рифму, обнаруживающую, что история, которую рассказывает Озон, - грустная история про Зазеркалье. Франция и Германия здесь - два зеркальных королевства, между которыми ненадолго возникла трещина, когда у одного из героев пропало отражение, в то время как строгий порядок вещей остаётся незыблемым. Оригинальный фильм был высказыванием про искупление, ложь во благо и принятие врага. Озон всё это тоже имеет в виду, но этим не ограничивается. Он жёстко возвращает персонажей на предписанные им места. И его «Франц» скорее оказывается фильмом про переживание скорби через осознание своего места в миропорядке - очень пессимистичном осознании» (Василий Миловидов, «Коммерсантъ Weekend»).
«Надо отдать должное Озону: в годы планетарного кризиса и ощущения неизбежности войн он сделал пацифистский фильм о том, какой трагедией оборачиваются военные игры для каждой семьи и для целых народов. Это фильм о том, как противится нормальная натура идее враждебности между странами. И это фильм о чудаке, который ещё способен мучиться чувством вины так, что эта вина начинает вести его по жизни. Актёр Пьер Нинэ идеален для воплощения человека, одержимого «одной, но пламенной страстью». В век общего цинизма и пофигизма такой человеческий тип стал уникумом - вероятно, ещё и поэтому Озон углубился в антураж вековой давности. Его режиссура обдуманно наивна, много сбоев вкуса и подсказок зрителю. Это мелодрама избыточно сентиментальная и временами слащавая, но, судя по реакции зала, публика истосковалась по внятным чувствам и моральным выводам, сформулированным без затей, впрямую. А вывод из такого фильма прост и вечен: только бы не было войны» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Известный любитель выхолощенных до состояния пастиша стилизаций, Озон в этот раз снял кино, в котором герои льют совсем не глицериновые слёзы. Вечные соперники, друзья, соседи, враги - Франция с Германией, из-за сепаратистских интересов третьих лиц убивавшие друг друга четыре долгих года, нехотя и неуклюже пытаются сосуществовать на Земле, которая у них одна и политических границ не знает. Рецепт тут простой - христианское всепрощение. Первые пятнадцать минут фильма внушают опасение, что режиссёр замахнулся на описание тевтонских психозов и внезапно уподобился Михаэлю Ханеке. Но Озону совсем не интересно, как раскручивается маховик национального помешательства. «Франц» не о том, как отчаяние неизбежно переходит в ненависть, а о том, как жизнь берет своё, даже если ей сопротивляешься изо всех сил» (Зинаида Пронченко, colta.ru).
«Сдержанная и обаятельная Паула Бир и тонкошеий Пьер Нинэ с его глазами молодой лани составляют отличный экранный дуэт. Виды разрушенных войной и всё равно патриархальных Франции и Германии воссозданы с сусальной старательностью. Деликатные переходы от чёрно-белого изображения к пастельным краскам (в самые эмоциональные моменты), подкрашенные музыкой Шопена и Чайковского… Придраться не к чему. Только к желанию - без сомнения, искреннему - искусственно обеспечить чувственный опыт средствами стилизации, начисто вычистив из картины иронию, до того никогда не изменявшую Озону. Смирившись с выпадением постмодернизма из моды, режиссёр оказался в невыигрышном положении и решил тут же исправить ситуацию обращением к «большому стилю». А за его размашистостью - уютные банальности: война - это плохо, а мир - хорошо, любовь соединяет одиноких, разрушая границы и мосты» (Антон Долин, «Афиша daily»).