УЧЕНИК (Россия, 2016)
Режиссёр: Кирилл Серебренников.
В ролях: Пётр Скворцов, Виктория Исакова, Юлия Ауг, Александр Горчилин, Александра Ревенко, Николай Рощин, Антон Васильев, Светлана Брагарник, Ирина Рудницкая, Марина Клещева.
Жанр: драма.
Вениамину Южину (Скворцов) 15 лет. Он живёт вместе с матерью (Ауг) - немолодой, разведённой женщиной. Вениамин считает, что мир устроен неправильно. Много лжи и лицемерия. Добродетель поругана. Вера утрачена. Мир погряз во зле. Вениамину кажется, что он знает всё о моральных нормах, о том, что такое хорошо и что такое плохо, и поэтому он вступает в бой за свои убеждения, цитируя направо и налево строки из Библии. Его поведение становится серьёзным испытанием для окружающих. Главным его оппонентом становится учительница биологии Елена Краснова (Исакова). Чем кончится эта дуэль и где граница между моралью и нетерпимостью, свободой и вседозволенностью, проповедью и терроризмом, религией и манипуляцией?
В основу сценария фильма легла пьеса «Мученик» знаменитого немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Премьера оригинальной постановки «Мученика» состоялась в 2012 году в знаменитом берлинском театре «Шаубюне», а в 2014-м пьеса была поставлена Кириллом Серебренниковым в московском «Гоголь-центре» (по адаптированному самим Серебренниковым тексту - действие из Германии перенесли в российскую действительность). Спектакль «(М)ученик» получил пять номинаций на театральную премию «Золотая маска». После того, как кинопроект Серебренникова «Чайковский» по сценарию Юрия Арабова был заморожен, отношения с Минкультом у режиссёра стали напряжёнными, ему практически открытым текстом сказали: «В России снимать кино тебе не светит». Но когда продюсер Илья Стюарт поинтересовался у Серебренникова: какие есть идеи, тот предложил Стюарту посмотреть «Мученика». Илья поверил в эту идею и нашёл частных инвесторов. В итоге фильм «Ученик» был снят на средства среднего бизнеса, бюджет картины составил около миллиона евро. Серебренников второй раз переносит свой спектакль в кино (первым был «Изображая жертву»). В «Ученике» в главных ролях по преимуществу заняты те же актёры, что и в спектакле. Правда, исполнителя главной роли Никиту Кукушкина в фильме сменил Пётр Скворцов - больше похожий на старшеклассника. Но Виктория Исакова, Юлия Ауг, Александра Ревенко, Светлана Брагарник и Александр Горчилин остались на своих местах.
Кирилл Серебренников родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону, закончил среднюю школу с золотой медалью. Учился на физическом факультете Ростовского Государственного университета. Ещё во время учебы в 1991 году пришел работать на телевидение. Снимал рекламу, видеоклипы, документальные и игровые телефильмы. В это же время появились первые заметные постановки в ростовских театрах. Вскоре его творческая карьера продолжилась в Москве. Кирилл Серебренников - один из самых успешных российских театральных режиссеров. Он представил российским зрителям самых актуальных в середине нулевых авторов и облек в актуальную форму классику. Что бы Серебренников ни делал, его постановки вызывали волнение среди зрителей и противоречивые реакции критиков. В августе 2012 года Кирилл Серебренников стал новым художественным руководителем Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя. Вскоре после своего назначения он заявил о переформатировании театра в «Гоголь-центр» с тремя труппами-резидентами, программами кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий. «Гоголь-центр» был открыт 2 февраля 2013 года и стал одним из самых заметных культурных мест столицы. Серебренников умудряется ставить спектакли в Москве и за рубежом, преподавать в Школе-студии МХАТ, руководить театральным направлением молодежного проекта «Платформа», снимать авторское кино. Его фильм «Изображая жертву» получил Главный приз Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр-2006» и Гран-при первого Римского МКФ. Фильм «Юрьев день» (2008) был отмечен на кинофестивале «Кинотавр-2008» в номинации «Лучшая женская роль» (Ксения Раппопорт). В 2009 году Серебренников снял новеллу «Поцелуй креветки» для киноальманаха «Короткое замыкание». В 2012 году его картина «Измена» была включена в основной конкурс 69-го Венецианского МКФ.
Роль Вениамина исполняет молодой выпускник Школы-студии МХАТ Пётр Скворцов, а его оппонента учительницу биологии Елену Краснову играет одна из лучших на сегодняшний день российских актрис Виктория Исакова («Охота на пиранью», «Точка», «Остров», «Зеркала», сериалы «Оттепель» и «Родина»).
Съёмки фильма «Ученик» прошли в августе 2015 года в Калининграде.
После того, как фильм был готов авторы «Ученика» послали заявку в Канны на общих основаниях, а о том, что картина включена в каннскую программу, узнали из пресс-конференции организаторов фестиваля. Премьера «Ученика» состоялась в рамках программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2016 года, фильм был удостоен приза независимой французской прессы имени Франсуа Шале. После этого события картину купили для проката сразу несколько европейских стран. В июне 2016-го Серебренников за «Ученика» получил приз за режиссуру на Открытом Российском кинофестивале «Кинотавр», а в августе 2016-го фильм вошёл в лонг-лист из 50-ти фильмов-номинантов на получение премии «European Film Awards» Европейской киноакадемии.
КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ:
«Я слышал о спектакле, который сам Мариус поставил в «Шаубюне», и попросил его прислать текст. А прочитав, подумал: «Как интересно! Это же всё происходит у нас. С нами. Откуда он знал?» Майенбург - потрясающий драматург, один из лучших в мире сегодня. У него есть свойство предвидеть будущее. Но в Германии эта пьеса не смотрится столь остро, как у нас. Для них это притча про то, что будет, если некий клерикально настроенный «мальчик» придёт и всем укажет… Это наша реальность: всё больше «мальчиков», требующих наказания «неверных», либералов. Любой из них может подбросить голову свиньи в театр. Всё больше «мальчиков», которые могут убить человека только за то, что он - «нерусский», гей или недостаточно патриот».
«После истории с «Чайковским» мне стали отказывать и в финансировании других фильмов. Кто-то даже сказал «да тебе в России вообще не светит ничего снимать». Ну, думаю, значит, придётся снимать где-то в другом месте. А тут пришли молодые ребята-продюсеры и говорят: «Давайте снимать кино». Я предложил им несколько вариантов, среди которых был и «(М)ученик» как наиболее быстрый в реализации проект».
«Решение о том, что мы кино снимаем, принималось за месяц до начала съёмок. Это стало возможным только благодаря тому, что спектакль идёт в «Гоголь-центре» и артисты были более-менее готовы. И очень хорошая была команда - замечательные художники, прекрасный оператор Влад Опельянц. Только поэтому мы достигли высокого уровня в таких экстремальных обстоятельствах… Бюджет собирали наши продюсеры во главе с Ильей Стюартом. Уже шли съёмки в Калининграде, а он то и дело подходил и предлагал встретиться с новыми инвесторами. Они приезжали прямо на съёмочную площадку, видели, что процесс идёт, что это не обман, и давали деньги».
«Это действительно независимое кино. Впервые за долгие годы в Канны попал русский фильм, в котором нет ни копейки государственных денег. Ни одной строчки «при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Фонда кино»!.. Для нас само по себе участие фильма «Ученик» в Каннах было очень важным. Как сказали мне организаторы фестиваля, «поздравляем, вас выбрали из 1500 фильмов». Плюс к тому, выиграли премию Шале, серьёзную премию независимой французской прессы, о которой мы прежде даже не знали. Канны также известны своим потрясающим кинорынком. Ещё вчера про твой фильм не знали, а сегодня знает весь мир - это невероятная реклама… Наш фильм купили практически все страны Европы, и Америка серьёзно интересуется. Думаю, широкий зарубежный прокат начнётся уже в этом году».
«Страх, ущербность, острый детский травматизм вдруг превращаются во что-то иное, травма превращается в идеологию. То есть в основе тоталитаризма, любых человеконенавистнических идей всегда ищи страх, боль, проблемы в семье, ищи недолюбленного малыша. Психическая травма может привести в искусстве к созданию больших произведений, но в социальной сфере - часто к кошмару. Особенно на фоне существующего у нас тотально инфантильного сознания. Мы как общество не хотим взрослеть. И в нашем фильме взрослые герои - учителя, родители - тоже инфантилы, носители неразвитого, подросткового сознания. Бьются друг с другом, на самом деле не очень отличаясь в целом от своих же учеников».
«Остро ощутим дефицит главного. Того, что есть в нашей главной героине, учительнице биологии (Виктория Исакова). При всех её максималистских завихрениях, отчасти даже либеральном экстремизме, она пытается понять мир, разобраться в нём, она отстаивает сложную картину мира. Многообразие форм существования человека, природы… Наше заблудившееся общество - это редукция всего непонятного, странного, узаконенность простых решений, типа «отнять и поделить», или «всех расстрелять», или «Сталина на вас нету!»… Сколько у нас ценителей подобного «коллективного счастья», это так удобно. И в Советском Союзе всё, по их мнению, было прекрасно и по справедливости. Люди с «чувством глубокого удовлетворения» в это верили, вписывались в те клеточки, которые им отводило государство. Это тоже форма инфантилизма. Когда за тебя решали: как поступать, куда ходить, куда не ездить, кем быть, что читать, как одеваться, - это действительно комфортно. Людям ведь тревожно в одиночестве экзистенциального выбора перед миллионом сложных проблем. Перед запутанным, страшным миром. Единицы способны выдержать этот груз».
ПРЕССА:
«Ученик» - кино бесстрашное, критическое по отношению к текущему положению вещей в России. Оно сделано независимыми продюсерами, без помощи государства (государство больше помогает патриотическим блокбастерам, которые до Каннов добираются, только если режиссёр - Никита Михалков). Это фильм о сегодняшнем дне, он не прячется от действительности, даже если действительность - мракобесие, идиотские законы и нетерпимость… «Ученик», который родился из спектакля в «Гоголь-центре», очень театральный. Сцены последовательно следуют друг за другом, как в пьесе, кажется, что каждой мог бы соответствовать титр «явление такое-то, мама и Веня», «явление такое-то, Веня и Гриша». Единственный интересный с точки зрения именно кино переход – это сцена, в которой герой рисует себе над головой нимб. Актёры произносят слишком длинные и слишком театральные монологи. Причём некоторые и подают их тоже театрально. «Ученик» в большей степени высказывание, чем произведение искусства (что, впрочем, не хорошо и не плохо). Он крайне прямолинеен, персонажи тут тоже особенной многослойностью не отличаются - к ним приклеены определенные качества и идеи, их они и представляют» (Елена Смолина, «GQ»).
«Ученик» больше условный манифест, чем реалистичная психологическая драма. Изначально заданные координаты вполне театральны… Фильм прямолинеен и даже дидактичен, это своего рода наглядная (даже чересчур) демонстрация всех опасностей религии, частной или организованной. Однако художественные достоинства заметно сильнее редких недостатков. Актёры работают самоотверженно, а для Виктории Исаковой - она и есть психолог-биолог, которая в одиночку противостоит самоуверенному безумцу, - эта роль надолго может стать важнейшей за всю карьеру. Камера Владислава Опельянца буквально творит чудеса: продемонстрированную ещё в «Измене» страсть к длинным сложным планам здесь Серебренников доводит до предела. Но самое главное - беспримерная отвага режиссёра, который затрагивает здесь разом буквально все больные вопросы. «Ученик» - фильм прежде всего о фанатизме и «оскорблении чувств верующих», но ещё - о современной системе образования, об антисемитизме, о гомосексуализме, о лицемерии, обо всех формах тоталитаризма. В этом смысле «Ученик» - стопроцентно политическая картина, и второй такой в России за всё новейшее время снято не было» (Антон Долин, «Афиша daily»).
«Театральные корни фильма Серебренникова проявляются ещё и в операторской работе Владислава Опельянца. Длинные, изнуряющие для актёров дубли придают фильму эффект «здесь и сейчас». Актёры, в свою очередь, даже и не думают халтурить, пеняя на усталость. Особенно выделяется Виктория Исакова, её героине сопереживаешь больше всего, искренне сочувствуя. И даже лёгкие запинки молодого Петра Скворцова (Веня), заменившего в киноверсии Никиту Кукушкина из театральной постановки, выглядят не как следствие длинных дублей, а скорее как лишнее доказательство неуверенности, сомнения, касаемо его истинной финальной цели… Хоть и напрашиваются сравнения «Ученика» с двумя другими известными за рубежом российскими картинами, так или иначе связанными с «Оскаром» (одна на него номинирована, другая незаслуженно проигнорирована отечественной отборочной комиссией), работа Серебренникова не похожа ни на метонимичного по отношению к нашей действительности «Левиафана» Андрея Звягинцева, ни на метафоричного «Дурака» Юрия Быкова. «Ученик» представляет собой скорее саркастический взгляд на порочность повседневности, кино отнюдь не так радикально, как его протагонист. Это в первую очередь история, сильная и глубокая, а уже во вторую - современная притча о последствиях религиозного фанатизма, лицемерия, конформизма и других пороков (российского) общества» (Вадим Богданов, «Новый Взгляд»).
«История ученика-фанатика, рассматривающего Библию как руководство к действию, выступающего в крестовый поход против системы образования и атеистической учительницы биологии, выглядит не вполне реалистичной. Она написана для театра с его мерой условности и в кино на крупных планах часто тянет в сторону плакатности. Однако темперамент Серебренникова и его актёров побеждают и убеждают. Плюс юмор. Ученик-мученик, отказывающийся из идейных соображений раздеваться в бассейне на уроке плаванья, напомнил одного воцерковлённого русского режиссёра и актёра, забаррикадировавшегося на кинофестивале в Висбадене в немецкой бане (где принято находиться обнажённым) с криком: «Русские трусов не снимают!». А было это ещё двадцать лет назад» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«Полагаю, что Кирилл Серебренников, мастер умный и талантливый, прекрасно понимает особенности выбранного материала и неизбежные издержки его двойного переноса в другую географическую и эстетическую среду. Но он пошёл на эти компромиссы, справедливо считая фильм чрезвычайно своевременным и для судеб нашей страны - важным. Его премьера состоялась в Канне, но снят он, несомненно, для России - как предупреждение и повод серьёзно задуматься. Этот яростный диспут должна видеть и обсуждать вся страна» (Валерий Кичин, «Российская газета»).