КОЛЛЕКТОР (Россия, 2016)
Режиссёр: Алексей Красовский.
Главная и единственная роль в кадре: Константин Хабенский.
Голоса за кадром: Евгений Стычкин, Ксения Буравская, Полина Агуреева, Кирилл Плетнёв, Валентина Лукащук, Александр Тютин, Игорь Золотовицкий, Никита Тюнин, Татьяна Лазарева, Дарья Мороз, Марина Лисовец.
Жанр: психологический триллер.
Артур (Хабенский) - мастер своего дела, циничный и хладнокровный банковский коллектор, работающий с крупными должниками. В своём деле он добивается успеха, используя не насилие, а изощрённые методы психологической обработки должника. Артур умеет виртуозно перевоплощаться, сбивать с толку, выводить из равновесия, и так допекать своих клиентов, что они готовы вернуть всё, только бы никогда больше не слышать его голос. Но однажды Артур сам становится мишенью: в сети появляется скандальное видео с его участием, и от него мгновенно отворачиваются друзья и коллеги. Под угрозой оказывается не только его репутация, но и жизнь. Теперь у коллектора есть всего одна ночь чтобы найти того, кто загнал его в угол…
Идея фильма принадлежит Алексею Красовскому, который и написал сценарий, и поставил «Коллектора». Алексей Красовский родился 20 декабря 1971 года в Горьком. По образованию врач. Участвовал в написании сценариев сериалов «Общая терапия» и «Общая терапия-2», «Петровка, 38. Команда Петровского», «Откровения» и «Откровения. Реванш», «Военный госпиталь», «Метод Фрейда», «Цена жизни». Как постановщик работал над сериалом «Откровения» (2011), снял короткометражный фильм «Задержи дыхание» (2014). «Коллектор» - его дебют в качестве режиссёра в полном метре.
Фильм обладает небольшим бюджетом (размер пока не разглашается); многих потенциальных инвесторов отпугнула скандальная тема работы коллектора. Настороженность вызывал фильм и у коллекторских агентств, к которым режиссёр обращался с просьбой рассказать о нюансах этого бизнеса. Но всё же, после ознакомления со сценарием, «Первое коллекторское бюро» оказало консультационную помощь съёмочной группе, а также предоставило 200 килограмм бумаг для реквизита. Консультантом фильма выступил Павел Михмель. Он внёс необходимые правки и помог группе с реквизитом: большинство документов в кадре подлинные или скопированные с настоящих.
Персонаж Константина Хабенского является фактически единственным появляющимся в кадре; другие персонажи присутствуют в виде собеседников главного героя в телефонных разговорах или оставаясь за кадром, а также в виде мимолётных силуэтов. Из-за небольшого бюджета и плотного графика Хабенского была всего репетиция.
Кроме Хабенского, на съёмочной площадке была только актриса Ксения Буравская, которая сыграла всех остальных персонажей, кроме охранника - несмотря на то, что они не появляются в кадре, эта работа актрисы была нужна для того, чтобы помочь съёмочной группе и главному герою в ходе съёмок представить образ остальных персонажей. В финальной версии фильма голосом Буравской говорит только Наталья. Остальные актёры на съёмочной площадке не появлялись, а озвучили свои роли уже в студии. Кроме того, в титрах фильма было указано около двух десятков человек массовки - они были приглашены через «Фейсбук» с задачей постоять под окнами помещения, в котором происходит действие фильма, и «поненавидеть Хабенского»; в кадр эти люди попали общим планом сверху буквально на пару мгновений.
Перед съёмками Алексей Красовский с оператором Денисом Фирстовым за две недели прошли все сцены в режиме «пристрелки». В итоге 74-минутный «Коллектор» был снят за 84 часа, за семь ночных смен. Фильм снимали в хронологическом порядке, что обычно не принято в кинопроизводстве.
Премьера «Коллектора» состоялась 2 июля 2016 года на Открытом Российском кинофестивале «Кинотавр». В Сочи фильм получил сразу две награды: приз за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский) и приз за лучшую операторскую работу (Денис Фирстов). Фильм также был удостоен приза зрительских симпатий на МКФ «Меридианы Тихого» во Владивостоке и специального приза жюри федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья «Fedeora» на МКФ в Карловых Варах.
АЛЕКСЕЙ КРАСОВСКИЙ:
«До того, как делать «Коллектора», я делал телесериал, в котором было два актёра и одно место действия. То есть в каждой серии оставался Кирилл Пирогов, но менялся его партнёр. И логично было следующим сделать фильм, в котором будет только один актёр. Но перед этим мы сделали короткометражку, в которой вообще не было актёров, тем самым, пропустив эту фазу. Но идея создать фильм, в котором будет действовать только один актёр, меня не отпускала».
«А «Коллектор» родился в медицинском кабинете, где я проходил гастроскопию. В меня засунули длинную трубку, которой смотрят содержимое желудка. И в момент, когда доктор производила эти манипуляции, ей кто-то позвонил. Медсестра пыталась донести до человека на другом конце линии, что доктор никак не может подойти. И пока сначала медсестра, а потом и врач разговаривали по телефону, трубка оставалась во мне. Секунды растянулись в бесконечность, во время которых я подумал, а что если бы это звонили не для того, чтобы поговорить с доктором, а чтобы достать меня… Врачу мог позвонить не его знакомый, а мой, которому я задолжал, и он таким образом решил намекнуть, что пора рассчитаться. Так появился коллектор Артур, мастер уговоров. Первый вариант сценария был написан буквально за три дня».
«Труднее всего было найти спонсоров. Мне не хотелось обращаться за поддержкой в Министерство культуры, притворяясь социально-значимыми, поэтому мы искали инвесторов в банках и среди сотовых операторов. Однако слово «коллектор» всех почему-то пугало, многие отказывали, даже не вникая в сюжет. И это очень «мило», учитывая, сколько сами коллекторы тратят на сотовую связь. Получается, брать у них деньги нормально, а рассказывать про них лучше не надо… Очень многие ставили условие, что они дают деньги, но и выбирать режиссёра и актёра будут они. Мне это не подходило… К счастью, мы всё же нашли партнёров в других областях».
«Константин Хабенский один из немногих актёров, который не боится трудностей и авантюр. Таких людей бесполезно соблазнять большими деньгами, но всегда можно подкупить сложной ролью. В театре у Константина уже есть спектакль, который он играет в одиночку. Наверное, ему было интересно повторить этот подвиг в кино… Я отправил ему сценарий, он перезвонил, мы встретились и сразу стали обсуждать, как мы будем это делать. Сложнее было уговорить его агента, чтобы согласовать сроки. Это, пожалуй, главная сложность - скоординировать процесс, чтобы и актёры, и мы совпадали по графику».
«У меня очень хорошая память на голоса актёров. И в ряде случаев я страшно переживаю, когда актёру в дубляже достаётся голос, не очень-то ему подходящий… И я при подборе актёров хотел, чтобы голоса создавали не только характер, но и давали возможность этого персонажа представить, как и мир, который его окружает. Потому что многие персонажи у нас перемещаются в течение той ночи. Весь мир, окружающий героев, меняется, а вместе с ним и тембр, и манера диалога. Я очень давно хотел пригласить Полину Агурееву хоть куда-нибудь, потому что очень люблю её, как актрису, а теперь и как человека. Она сыграла у нас очень нежную женщину. Нужны были актёры, не уступающие Хабенскому, потому что перед ними ставилась куда более сложная задача, потому что их не видишь, но им нужно раскрыться».
«Когда у тебя в кадре один актёр - нет возможности перебиться другими планами, кадрами. Это одно место действия. Это одна ночь, почти непрерывное действие. И это было дебютом почти для всей съёмочной группы… Я хотел, чтобы кино снималось ночью, чтобы пространство, окружающее героя, было шире и таинственнее, интереснее. Чтобы человек не упирался взглядом в стену или какие-то предметы, а ощущал атмосферу, в которой герой находится. Меня, как сценариста, интересовали не только перемены главного героя, но и то, как будут меняться люди, которые ему звонят. Потому что это и их история тоже… И хочется надеяться, что уже на шестой-седьмой минуте зритель забудет, что у нас в кадре есть только один герой - Константин Хабенский. На самом деле там значительно больше людей».
«Мы снимали по хронологии. Это ужасно неудобно с точки зрения производства. Зато комфортно актёру и режиссёру. Поскольку здесь было важнее создать психологический рисунок роли, мы решили идти последовательно».
«Оператору было труднее всех, потому что средств было мало, а задач много: мы с ним договорились, что света постепенно будет становиться всё меньше и меньше. То же касалось и пространства, которое как бы сжималось вокруг героя. Словом, для него это была непростая задача, но, по-моему, он блестяще с ней справился».
«Мы не пытались быть на кого-то похожими. Хотя я очень люблю монофильмы и стараюсь не пропускать их. Разумеется, я видел и «Лока», и «Погребённого заживо», и «Не угаснет надежда». Мне нравятся персонажи, умеющие в одиночку решать непростые задачи. Теоретически любую историю можно рассказать с помощью одного героя. Главное, найти подходящий момент, чтобы он мог сильнее раскрыться».
КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ:
«Это был вызов самому себе и, наверное, чуть-чуть коллегам. В кино существуют сцены в одиночку, но всё-таки они длятся не так долго. Здесь большая история - нужно весь фильм удерживать внимание».
«Это интересная история - не просто сюжет о передвижении финансовых средств, трафиках, графиках и так далее. А история о человеке в момент его остановки и переосмысления каких-то ценностей. Понимаете, мы далеко не всегда находим в себе смелость задать себе вопросы: «Что ты делаешь? С кем ты рядом? Нужны ли тебе эти люди?» Для героя фильма наступил как раз такой болевой момент, момент принятия решений».
«Хирург тоже режет человека по живому, но он же делает это не для того, чтобы причинить боль, а наоборот, чтобы убрать что-то лишнее из организма. Мой герой с фантазией относится к своей работе, но на деле он просто говорит людям: «Вы взяли деньги, пожалуйста, верните». Фактически он призывает просто к ответственности за свои поступки. Это хороший человек? Давайте поймём, каковы люди, которые призывают нас отвечать за свои слова и тем более за свои дела. Мне кажется, плохими их не назовёшь».
ПРЕССА:
«Картина уже удостоилась сравнений с «Локом» Стивена Найта, поскольку это тоже монофильм - на экране, за исключением Хабенского и его нескольких телефонов, никого нет. По этой причине «Коллектор» тоже получился немного театральным и не вполне определившимся с жанром, балансируя между разговорной драмой и детективом. Чуть более чёткая интрига пошла бы фильму только на пользу, но больше ему предъявить особенно нечего. Причина успеха, разумеется, сам Хабенский. Разобравшись с образом героя в кризисе среднего возраста в триумфаторе одного из прошлых фестивалей - картине «Географ глобус пропил», артист перешёл к возрастным ролям, которые ему исключительно идут. И это действительно выдающаяся актёрская эволюция: от пьющего мента из «Убойной силы» через Колчака к героям в духе лучших некомедийных работ Жан-Поля Бельмондо» (Ярослав Забалуев, Газета.ru).
«Всё, что касается режиссуры, выполнено хорошо: нескучная картинка, холодеющая и теплеющая, когда надо, обусловленная происходящим переменчивая длина планов, бодрый монтаж, точно поставленные актёрские задачи - всё это качественно собрано под аккомпанемент ударных а-ля «Бёрдмен» и обещает какую-то феерию. Но феерии нет. Нет по сути второго акта. Того, где мир безвозвратно рушится. До последнего Хабенский будет чистеньким и его остановка-перерождение проходит тихо, глубоко, как-то вроде и без помощи желчных шефов и телефонных маньяков» (Ольга Касьянова, «Сеанс»).