ОнаОНА
(«Elle», Франция-Германия-Бельгия, 2016)
Режиссёр: Пол Верховен.
В ролях: Изабель Юппер, Анн Косиньи, Шарль Берлинг, Лоран Лафитт, Виржини Эфира, Йонас Блоке, Жюдит Магр, Кристиан Беркель, Алис Исааз, Вимала Понс.
Жанр: психологический триллер с элементами чёрной комедии.

Мишель (Юппер) - состоятельная парижанка, владелица крупной компании по разработке видеоигр. С мужем в разводе, у сына своя, взрослая, жизнь. А у Мишель необременительный роман с мужем подруги. Однажды в её дом врывается мужчина в чёрном, жестоко избивает её и насилует. Когда он исчезает, Мишель не заявляет в полицию. Страшная история пробуждает в ней детские психологические травмы и скрытые инстинкты, связанные с её отцом, серийным убийцей. С этого момента она в каждом мужчине из своего окружения начинает видеть насильника. Она хочет найти его, но вовсе не для того, чтобы сдать полиции…

Экранизации романа Филиппа Джиана «О…», удостоенного премии «Интералье». Филипп Джиан - французский писатель армянского происхождения, родился 3 июня 1949 года в Париже. Первый крупный успех ему принес роман «37,2? по утрам» (1985), экранизированный в 1986 году Жан-Жаком Бенексом, и вслед за тем переведённый более чем на двадцать языков. К настоящему времени написал более 20 романов, снискал славу «самого непредсказуемого писателя Франции», сочетая бальзаковскую традицию с приёмами американского кинематографа. Другие экранизации книг Джиана: «Голубой цвет ада» (1986, режиссёр Ив Буассе), «Неоконченный роман» (2011, режиссёр Андре Тешине), «Крокодил» (2013), «Любовь - это идеальное преступление» (2013).

Изначально планировалось снимать картину в США, перенеся действие из Парижа в Чикаго или Бостон. Но продюсер Саид Бен Саид столкнулся с трудностями, причём не только финансовыми, но и творческими. На главную роль рассматривались Николь Кидман, Дайан Лэйн, Шэрон Стоун, но ни одна американка не согласилась. Для Голливуда сюжет и повороты судьбы главной героини оказались слишком радикальными. Тогда Саид Бен Саид предложил снимать во Франции, тем более, что участие Изабель Юппер помогло найти финансирование.

В качестве режиссёра был приглашён Пол Верховен (точнее Паул Верхувен) - нидерландский кинорежиссёр, долгое время работавший и в Голливуде. Он родился 18 июля 1938 года в Амстердаме. Во время учёбы в университете посещал курсы Нидерландской киноакадемии. Снимал пропагандистские фильмы для морской пехоты Нидерландов, а в 1960-е, после перехода на телевидение, снимал документальные и игровые короткометражные фильмы. В 1969 году молодой режиссёр знакомится с Рутгером Хауэром - актёром, который на несколько лет становится его визитной карточкой. Начиная с картины «Турецкие сладости» (1973, выдвигался на «Оскар») Веховена «записали» в список скандалистов, обнажающих пороки современного общества, описывающих его шокирующую действительность. Среди прочих Верховен снимает фильм о Второй мировой войне в Нидерландах «Оранжевый солдат» (1977), экранизирует роман известного нидерландского писателя Герарда Реве «Четвёртый мужчина» (1983), а его первый англоязычный фильм «Плоть и кровь» (1985) становится последней работой режиссёра так называемого «нидерландского периода». В середине 1980-х годов Верховен перебирается в США и начинает снимать коммерческие блокбастеры с интеллектуальной начинкой: «Робот-полицейский» (1987), «Вспомнить всё» (1990), «Основной инстинкт» (1992), «Шоугёлз» (1995), «Звёздный десант» (1997), «Невидимка» (2000). В 2006 году выходит снятый в Нидерландах о последних месяцах Второй мировой войны фильм «Чёрная книга», становится абсолютным рекордсменом по кассовым сборам в Нидерландах и получает три высшие национальные кинонаграды, в том числе в номинациях «лучший фильм» и «лучший режиссёр».

Ни одна из американских актрис не отважилась сниматься в «вызывающе безнравственном фильме», но благодаря этому в картине появилась Изабель Юппер (1953 г. р.) - выдающаяся французская киноактриса, дебютировавшая в кино в 1972 году. Юппер работает в основном с режиссёрами французского и европейского «авторского кино», авангардными театральными режиссёрами и почти не появляется в фильмах развлекательных массовых жанров. О её карьере говорят её награды: премия BAFTA «Открытие года» («Кружевница»), приз за лучшую женскую роль на МКФ в Канне («Виолетта Нозьер»), два Кубка Вольпи за лучшую женскую роль на МКФ в Венеции («Женское дело» и «Церемония»), приз лучшей актрисе на МКФ в Москве («Мадам Бовари»), приз за лучшую роль от Каннского МКФ и Европейской киноакадемии («Пианистка»), приз за выдающиеся артистические достижения в составе актёрского ансамбля на Берлинском МКФ и от Европейской киноакадемии («8 женщин»), премия за выдающиеся персональные достижения от МКФ в Сан-Себастьяне, специальный «Лев» Венецианского МКФ, приз имени Константина Станиславского «Я верю» за выдающееся актёрское мастерство на МКФ в Москве, специальный приз за выдающийся вклад в мировое кино от МКФ в Карловых Варах. Во Франции Юппер лишь однажды получила премию «Сезар» как лучшая актриса («Церемония»), но зато имеет ещё целых 14 «сезаровских» номинаций («Алоиза», «Кружевница», «Виолетта Нозьер», «Лулу», «Безупречная репутация», «Женское дело», «Разрыв», «Школа плоти», «Дочери короля», «Пианистка», «8 женщин», «Габриэль», «Любовь», «Долина любви»). Юппер - одна из четырёх актрис, награждённых призом за лучшую женскую роль Каннского МКФ дважды. Она была членом жюри Каннского кинофестиваля 1984 года и председателем жюри этого фестиваля 2009 года. На счету актрисы самое большое количество фильмов, представленных в официальной программе Канна - 16. Изабель Юппер живёт столь же замкнуто и сдержанно, как большинство её героинь. Она не любит давать интервью, умалчивает о личной жизни и не рассказывает о планах на будущее.

В романе Мишель работала в сценарном отделе, но это слишком скучная сфера для фильма, в ней было мало «кинематографического». Когда Верховен был в Лос-Анджелесе с семьей и думал, что же с этой проблемой делать, его дочь, художник, спросила: «А как насчёт того, чтобы они делали видеоигры?» Видеоигру, которую согласно сюжету фильма «Она» производит компания Мишель создавать с нуля было бы слишком дорого. Поэтому авторы картины использовали уже существовавшую французскую видеоигру, только «подстроили» её под сюжет.

«Она» снималась в Париже в начале 2015 года. В 2016 году картина стала участником основной конкурсной программы Каннского МКФ.


ПОЛ ВЕРХОВЕН:
«Идея  принадлежит продюсеру Саиду Бен Саиду. Он прислал мне роман, я прочитал и понял - это интересно. Для нас обоих было ясно, что это хороший материал для фильма, но мне нужно было подумать, как это сделать… Действие предполагалось перенести из Парижа в Бостон или Чикаго, и все актёры, соответственно, должны были быть американскими. Но возникли сложности - и с творческой стороны, и с финансовой. Мы поняли, что ни одна из американских актрис не согласится сниматься в таком аморальном фильме. Даже те, с которыми я хорошо знаком, никогда бы не согласились на эту роль, в то время как Изабель Юппер, с которой я встретился ещё на подготовительном этапе, проявила большой интерес к фильму. Через полгода работы Саид мне сказал: «Почему мы так боремся за то, чтобы снимать в Штатах? Это французская история, Изабель Юппер готова сниматься. Какие же мы бестолковые!» И он был прав. Я понял, что нам ни за что не сделать этот фильм в Америке с необходимым уровнем достоверности».
«Во Франции проявляют больше уважения к фильмам и режиссёрам. Гораздо больше, чем в Голландии или Америке. Не было никаких проблем, кроме одной - с моей головой! Незадолго до начала работы у меня появились ужасные головные боли, которые мой доктор не мог объяснить. Но когда я приехал в Париж и начал снимать, они чудесным образом исчезли. На самом деле они появились из-за страха - страха неизвестности, страха погружения в другую культуру и другой язык. Через несколько парижских недель мой мозг «осознал», что я смогу сделать фильм и примирился с этим необыкновенным приключением. После двадцати пяти лет работы в Голландии и 15 - в Штатах, это действительно был шаг в неизвестность - с квази-экзистенциальной точки зрения. Всё было для меня новым - актёры, группа, натура. Это замечательно. Когда вы бросаетесь в неизвестность, это пробуждает в вас невероятную креативность и вдохновение. Я чувствовал то же самое, когда много лет назад поехал из Голландии в Америку снимать «Робокопа».
«Для меня очень важно было сделать роман киноисторией. Очень подробно мы обсуждали это с Дэвидом Бирком, который писал «американский» сценарий. Я никогда не пишу первый вариант сам - это дело сценариста. На этом этапе всё ещё возможно: идеи вырисовываются постепенно. Как скульптура. Мое дело как режиссёра - последовательно входить в историю. Этап раскадровки - важнейший для меня, поскольку здесь роман приобретает визуальную сторону».
«Шесть или семь лет назад фильм «Турецкие сладости» показывали во французской синематеке, и Изабель его представляла. Она сказала, что посмотрела его в молодости, и он стал одной из причин, по которым она стала актрисой. Изабель - бесстрашный человек. Ничто не может стать для неё проблемой. Она испробует всё, она феноменально дерзновенная».
«Когда Изабель Юппер посмотрела фильм, она сказала мне: «Самый интересный аспект - бесконечная неоднозначность». Она права. Её героиню трудно понять до конца. В истории всё постоянно меняется и всё переплетается… Я уже делал подобное в своем фильме «Вспомнить всё» - в абсолютно другом жанре - через объединение сна и реальности. В конце вы не знаете, что думать. Возможны любые варианты. И мне это нравится. Так же как в жизни, вы никогда не знаете, что, например, человек скрывает за своей улыбкой. Или знаете… Конечно, ничего не надо разъяснять. Объяснение - это дело зрителей, которым вы предоставляете историю, не вынося ей собственной оценки».

ИЗАБЕЛЬ ЮППЕР:
«Да, я прочитала роман Джиана. Филипп сказал, что писал его не для меня, но думал обо мне в разные моменты работы. Книга, по мнению многих, была похожа на сценарий».
…«Турецкие сладости». Там главная героиня - полная противоположность Мишель, можно сказать, современная Дама с камелиями. Это была своего рода пронзительная и трагическая волшебная сказка - последнее, что вы ожидаете от Верховена. «Она» тоже в какой-то степени волшебная сказка. С этой точки зрения, Верховен и Джиан идеально совпали. Это какая-то ловкость рук, но они оба умеют заставить нас принимать всё за чистую монету, хотя не добавляют в свои истории психологизма или эмоций. В сказке ведь не нужно объяснять какие-то вещи, не надо их чем-то оправдывать… Повторю: этот фильм - сказка. Сказка приводит к воображению. Реальность меняется и перекраивается. В сказке всё преувеличено и всё возможно. Морали здесь нет места».
«Мишель - женщина, никогда  не любившая. Никогда. Она разная: циничная, щедрая, ласковая, холодная, независимая, зависимая, проницательная. Её можно назвать какой угодно, но не сентиментальной. Жизнь её бьёт, но Мишель не ломается. Верховен точно так же трактовал образ героини, и не собирался свою точку зрения менять. Суть героини - это внутренняя сила, неординарность и современность. Она никогда не ведёт себя как жертва, даже в тех обстоятельствах, когда для этого есть причины. Как правило, при создании женских образов, даже если они сильные личности, всегда есть искушение свернуть к сентиментальности… Сделать Мишель мягкой было бы серьёзной ошибкой. Но, опять же, с Верховеном для этого и никаких шансов не было! Только один раз я позволила намёк на эмоции - в сцене, где Мишель навещает свою мать в больнице».
(о Верховене) «Он вроде энтомолога, работает с грандиозной тщательностью. Его внимание к мельчайшим деталям просто умопомрачительное. Вы чувствуете себя рядом с ним абсолютно свободно и можете предлагать тысячи идей. Съёмки были словно гонка по шоссе со скоростью 300 миль в час. Я снималась практически в каждой сцене - в течение 12 недель. Я наслаждалась этим бесчеловечным ритмом. Казалось, это никогда не закончится, и напряжение было такое, будто вы всё время стоите на кончиках пальцев. Какое-то опьяняющее состояние. Пол умеет увлечь всю группу. Они готовы сделать для него всё. Он никогда не устаёт, и ничто не может его остановить. Мы заканчивали съёмочный день абсолютно выжатыми, а он после этого ещё несколько часов  работал… Он обладает чувством ритма и движения. Он без колебаний нарушает правила, чего бы это не касалось - создания портрета женщины, образа общества или жанра фильма… Во всех своих фильмах Верховен постоянно играет с кодами, разрушает их, использует, когда в них нуждается, а потом отбрасывает. Он никогда не попадает в ловушку своего фильма, не идёт проторенной дорогой без возможности возврата».


ПРЕССА:

«Голландский постановщик Пол Верховен снова исследует мир сексуальных пристрастий, как в «Основном инстинкте» и «Шоугёлз». После выхода его «Чёрной книги» прошло десять лет, и теперь он триумфально возвращается после долгого перерыва с первым фильмом на французском языке, который имеет все шансы стать хитом европейского проката… Мишель - женщина, которая никогда не сдаётся и никогда не проигрывает. Она циничная, щедрая, независимая, отстранённая - в ней сочетается несочетаемое. Точно так и с фильмом Верховена: ждёшь драмы о жертве насилия, а получаешь комедийный психологический триллер. Абсолютно несочетаемые, казалось бы, вещи. И тем не менее, юмор в картине включен на полную мощность. Безусловно, это чёрный юмор, но кто сказал, что это плохо?» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).

«О новом фильме Пола Верховена хочется рассказывать и рассказывать в мельчайших деталях - но прикусываешь язык: обидно лишать зрителей удовольствия пережить его самостоятельно. В тех же Каннах «Она» шла на ура, под постоянные взрывы хохота и овации. Можно было бы добавить, что смотрели как дети. И правда, что-то инфантильное, в лучшем смысле слова, в Верховене было всегда, а публика по-заговорщицки делила с ним радость хулиганства, наглости, безбашенной мальчишеской отваги. Да только фильм «Она» - зрелище строго «18+», уже не просто эротический, а откровенно непристойный. Иные добавят, что ничего хорошего в такой непристойности нет… Однако подобные правила на Верховена не распространяются. Для него нарушение социальных и культурных табу - не хобби, а основа творческого метода… Если разобраться, то вся террористическая программа режиссёра-провокатора стала ещё радикальнее. Он рвёт в клочья и дробит на мелкие фрагменты лицемерную мораль современного социума, обнажая его скрытые психозы с поистине садистским наслаждением, которое трудно не разделить. Здесь невольно вспомнятся многие классики - например, сатирик и сюрреалист Бунюэль. Но прежде всего «Она» - ближайшая наследница «Пианистки» Михаэля Ханеке, только лишённая холодного ригоризма австрийского режиссёра, наполненная жизнью, плотью и смехом… Солирует Юппер, но и вокруг неё потрясающие актёры. Вообще, кажется, ансамбля такого класса у Верховена не бывало ещё ни разу. Режиссёр берет бешеный ритм, не дающий тебе выдохнуть; важная и редкая его способность - умение развлекать публику, отнюдь не считая ее тупой… Невозможно видеть в его фильме всего лишь безупречно развлекательный и провокационный триллер. Здесь большее: диагноз, поставленный даже не современной Европе, а всему цивилизованному миру XXI века. В нём не осталось ничего запретного и невозможного, и самые непредставимые кошмары больше не расцениваются как отклонение от нормы (поскольку само понятие нормы упразднено)… Впрочем, говоря о таких сложных категориях, Верховен наотрез отказывается впадать в морализаторство. Его оружие - злой юмор, позволяющий сохранить холодную голову даже в самых травматичных обстоятельствах» (Антон Долин, «Афиша daily»).

«Микст голливудского и европейского кино. От Голливуда - жёсткий сценарный каркас, саспенс: история ежеминутно держит интерес. От европейского - недосказанность, многосложный ребус отношений» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).

«Фильм «Она» веха в творческой биографии не только режиссёра, но и исполнительницы главной роли Изабель Юппер. Она успешная, востребованная актриса, но такие роли попадаются не часто. В данном случае мы имеем счастливое совпадение масштаба роли и актёрского диапазона Юппер. Постепенно раскрывая темные стороны своей героини, не снижая накала игры в течение двух часов, актриса переходит из одного состояния в другое прямо в кадре» (Нина Ромодановская, proficinema.ru).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта