МОНАХ И БЕС
(Россия, 2016)
Режиссёр: Николай Досталь.
В ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Роман Мадянов, Никита Тарасов, Сергей Барковский.
Жанр: фантастическая комедия.
Россия, первая половина XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович (Трибунцев). Но вместе с монахом в монастырь проникают тёмные силы, которые материализуются в лице демона в человеческом обличии по имени Легион (Фетисов). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана…
Идея фильма родилась в 2011 году у кинорежиссёра и сценариста Николая Досталя. Досталь - Народный артист России (2008), Заслуженный деятель искусств РФ (1997), лауреат престижных кино- и телевизионных премий. В 1971 году окончил факультет журналистики МГУ, в 1981 году - Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Георгия Данелии). Среди фильмов режиссёра - «Человек с аккордеоном», «Облако-рай», «Мелкий бес», «Коля - перекати поле», «Петя по дороге в царствие небесное», телесериалы «Гражданин начальник», «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол».
Написать сценарий Досталь предложил Юрию Арабову, с которым уже работал на сериале «Завещание Ленина». Юрий Арабов - известный кинодраматург, писатель, поэт и эссеист. Родился в Москве в 1954 году. В 1980 году окончил ВГИК. Его дебютной работой в кино стал «Одинокий голос человека» (1978, выпущен в 1987 году) Александра Сокурова, с которым Арабов впоследствии сделал целый ряд картин. Юрий Арабов - один из основателей Поэтического клуба Москвы (1986). Называет себя поэтом «мета-метафористом». Обладатель премии Пастернака (2005). С 1992 года возглавляет сценарную кафедру ВГИКа. Обладатель приза за лучший сценарий Каннского кинофестиваля («Молох», 1999). Автор сценариев множества художественных фильмов и сериалов («Дни затмения», «Господин оформитель», «Молох», «Телец», «Солнце», «Юрьев день», «Чудо», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Фауст», «Орда», «Орлеан»).
Первоначально Фонд кино выделил на картину 30 миллионов рублей, то есть 1 миллион долларов, а требовалось порядка 4 миллионов долларов. Год-полтора режиссёр со студией «Православная энциклопедия» пытались найти дополнительные средства, но так и не нашли. А потом продюсеры вернули средства Фонду кино, поскольку съёмки так и не начались, а это - штрафные санкции. Тогда Досталь с Арабовым, подключив к проекту опытного продюсера Игоря Толстунова, пошли к министру культуры Владимиру Мединскому. Им дали 50 миллионов, но бюджет фильма к тому времени тянул на 120 миллионов. Начали работать, по ходу съёмок добирая сильно урезанный бюджет, и как-то умудрились снять картину… По словам режиссёра: «Это чудо, что я снял фильм. А то, что четыре года не мог снимать, - бесовщина. Мне так и говорили: «А чего вы хотите? Бесы и крутят».
Главные роли в «Монахе и бесе» исполнили актёр театра «Сатирикон» Тимофей Трибунцев («Остров», «Орлеан», «День выборов-2», сериалы «Родина» и «Тихий Дон») и ранее не снимавшийся в больших ролях в кино Георгий Фетисов.
Съёмки фильма начались в 2015 году и в основном прошли в Кирилло-Белозерском заповеднике около Вологды. Кстати, в этом месте в 1994 году Досталь снимал «Мелкого беса». А всего в Вологодской области режиссёр теперь снял уже четыре картины – плюс к упомянутым ещё и «Завещание Ильича», и «Раскол». Кроме того «Монах и бес» снимался в Иордании, а вот в Иерусалиме снять не получилось из-за нехватки бюджета, вместо этого работы велись в Крыму.
«Монах и бес» принял участие в основной конкурсной программе 38-го Московского Международного кинофестиваля, по итогам которого стал обладателем приза зрительских симпатий - награды по итогам рейтингового голосования представителей Федерации киноклубов России.
ЮРИЙ АРАБОВ:
«Режиссёр дал мне почитать житие одного Киево-Печерского старца, которого чёрт принёс в Иерусалим. Разрабатывая фабулу, я вспомнил концепцию Оригена, в I веке нашей эры писавшего о том, что любовь Божья и беса вылечит. В его гностической философии все существа, в том числе и демоны, проходят череду перевоплощений по «лестнице иерархий». Примерно к той же мысли пришёл и М. Булгаков в «Мастере и Маргарите» - о том, что тёмные силы существуют для некоего высшего плана, недоступного пониманию человека. Также в сценарии есть отсылки к «Фаусту», к искушениям святого Антония, житиям святых, в частности к житию Никиты Новгородского, через молитву «перевоспитавшего» чёрта».
«Режиссёры и писатели берутся за духовный материал, движимые честолюбием, но засада в том, что духовный материал почти никогда не получается. На экране невозможно впрямую показать святость. Надо очень осторожно подбирать интонацию. Я бы сказал, можно выехать только за счёт юмора и сбивания пафоса».
«В современном контексте жанр религиозной притчи в чистом виде не работает. Это моралите с претензией на духовность, нужны дополнительные актуальные краски и смыслы. Поэтому я условно поместил фабулу в мир Лескова. Так что явление государя-императора - это на самом деле отсылка к его известной повести «Левша».
«Художественное кино не может дать адекватную историческую картину, не может и не должно побуквенно следовать всем церковным канонам и традициям, которые отстаивает глава РПЦ. Хотя, разумеется, во время работы над сценарием и фильмом мы консультировались с духовными отцами. Учение об исправлении Сатаны церковь считает еретическим, тем не менее это красивая идея, дающая всем нам надежду».
НИКОЛАЙ ДОСТАЛЬ:
«Монах и бес» основан на двух житиях. Телефильм «Раскол» я снимал отчасти в Нило-Сорской пустыни в Вологодской области и там узнал об Иване Семёновиче Шапошникове. Это подвижник первой половины XIX века, несший послушание в этом монастыре и работавший там на кухне. Моего героя зовут Иван, Семенов сын. А посетив Великий Новогород, я узнал об Иоанне Новгородском, святом XII столетия. Однажды он молитвой поймал беса в рукомойнике... Бес взмолился: отпусти! «Отпущу, - сказал Иоанн, - если ты меня донесёшь в одну ночь в Иерусалим ко Гробу Господню». Бес так и сделал, а потом стал мстить: подбрасывать святому в келию женские вещи - будто он греховодник. Братия монастырская соблазнилась, посадила Иоанна на плот и пустила по реке: дескать, плыви от нас подальше. Но плот поплыл против течения, доказав невиновность подвижника. И вот я стал думать, кому бы предложить написать сценарий на основе этих двух жизнеописаний. Кто бы смог передать драматургически всю эту гоголевскую чертовню? Я решил, что никто, кроме Юрия Арабова, с которым я уже работал над «Завещанием Ленина»… Когда я Арабову предложил этот проект, он попросил посмотреть его «Орлеан». Я прочитал роман и сказал: «Не моё. Мне нужна гоголевская чертовня. А кто, кроме тебя, это может? Давай!»
«Сценарий «Монаха и беса» был напечатан в журнале «Искусство кино». Я уже сам что-то дорабатывал с согласия Юрия Арабова. Он мне, правда, сказал: «Я не верю, что ты снимешь это кино». Так оно и было поначалу. Год прошёл, два, три… И вдруг, спустя почти четыре года, я ему позвонил: «Начинаем!» «Не может быть!» - ответил он. Может!»
«У меня был один артист, с которым пришлось расстаться по разным не очень хорошим причинам. А потом, на моё счастье, театр «Сатирикон» закрылся на ремонт, и Тимофей Трибунцев оказался свободен. Мне нужен был артист, готовый поехать в Кириллов, отпустить бороду… И Тимофей оказался лучше своего предшественника. Это стопроцентно его роль, к тому же на сегодняшний день - лучшая в его фильмографии… Образ Ивана Семеновича соответствует внутренней архитектонике этого артиста».
«Для Георгия Фетисова, раньше игравшего в театре Анатолия Васильева, роль беса по имени Легион стала первой большой ролью в кино. И он справился с поставленными задачами. Мне было важно, чтобы зритель увидел неизвестный лик искусителя, ни в коем случае не медийное лицо».
«Я чувствовал, что никого этим фильмом не обижу. До начала съёмок дал почитать сценарий многим представителям Церкви. Уже готовый фильм показал совершенно разным людям, среди которых, скажем, отец Тихон Шевкунов, протоиерей Всеволод Чаплин и протодиакон Андрей Кураев. Взгляды их разнятся, но, к моей радости, в целом они восприняли картину позитивно».
«Одну из своих первых наград я получил за фильм «Облако-рай» с формулировкой «За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех». Я снимаю фильмы для зрителей. К этой последней на данный момент картине у меня особое отношение. Может, потому что не припомню фильма с подобным сюжетом в отечественном прокате. Может, потому что проект рождался в непростых условиях и мне даже говорили, мол, это всё бесы крутят, не дают снимать. Сразу скажу, к подобным заявлениям отношусь с юмором. Хотя необъяснимое в нашей жизни присутствует».
«Юмор, гротеск и даже фарс - вот жанровые составляющие картины. Многие события в фильме покажутся неправдоподобными, однако, читая жития русских праведников и старцев, веришь в вероятность этих «чудес». Конечно, воспроизвести их на экране возможно только с помощью спецэффектов, выполненных на высоком профессиональном уровне».
«Говорить о серьёзном надо с улыбкой, иронией. Даже в отношении такой сложной и вечной темы, как борьба с бесами, сидящими в каждом из нас».
ИГОРЬ ТОЛСТУНОВ, продюсер:
«Эта история привлекательна не только сюжетом и языком повествования, но и глубоким содержанием. Мы надеемся, что фильм будет интересен широкой аудитории, ведь такие извечные философские вопросы, как противостояние добра и зла, искушения и силы духа, поднимаются в лёгкой, почти комедийной форме».