СлужанкаСЛУЖАНКА
(«Agasshi», Южная Корея, 2016)
Режиссёр: Чхан Ук Пак.
В ролях: Мин Хи Ким, Тхэ Ри Ким, Джон У Ха, Джин Ун Чо, Дон Хви Ли, Хэ Сук Ким, Со Ри Мун, Гю Джон Ли, Ён Нё Ли.
Жанр: эротический триллер.

30-е годы прошлого столетия. Корея, оккупированная японцами. Мошенник по прозвищу Граф (Джон У Ха) предлагает бедной девушке Соке (Тхэ Ри Ким) поучаствовать в афере, обещая солидный заработок. План афериста следующий. В огромном поместье, не общаясь с внешним миром, живёт богатая японка Хидеко (Мин Хи Ким). Однако её дядя Казуки (Джин Ун Чо), контролирующий каждый шаг девушки, изредка устраивает приёмы для местных аристократов. Граф рассчитывает очаровать Хидеко, сбежать с ней в Японию, жениться, объявить её сумасшедшей, сдать в сумасшедший дом и завладеть всем богатством. А Соке должна ему помочь, нанявшись в услужение к Хидеко. Что она и сделала. Но внезапно идеальный замысел Графа оказался под угрозой…

«Служанка» снята по роману британской писательницы Сары Уотерс «Тонкая работа» (2002, номинация на Букеровскую премию), действие которого развивалось в викторианском Лондоне.

Южнокорейский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и бывший кинокритик Чхан Ук Пак (1963 г. р.), окончив университет, получил степень по философии, но задался целью снимать фильмы. Он вошёл в мир киноиндустрии, начав с самой нижней ступени: стал ассистентом режиссёра, работал в компании, осуществляющей импорт зарубежных фильмов, занимался переводами, распространял рекламный материал по кинотеатрам. Вскоре ему удаётся поставить малобюджетный фильм «Луна - мечта Солнца». Затем он работал кинокритиком, ведущим на радио- и телепрограммах. В 1997 году Чхан Ук Пак снимает свой второй фильм - криминальную комедию «Трио» и короткометражный фильм «Суд». Параллельно он обходит множество продюсеров, предлагая им необычный детектив «Сочувствие господину Месть», но все отказываются финансировать этот проект. Зато третий фильм Пака - «Объединённая зона безопасности» (2000) – наконец принёс ему известность, возведя его в ранг самых популярных режиссёров Кореи: фильм участвовал в конкурсной программе МКФ в Берлине, получил почти все премии корейской кинематографии, включая «Голубой дракон» за «Лучший фильм» и «Лучшую режиссёрскую работу». В 2002 году выходит четвёртый фильмы Пака - «Сочувствие господину Месть», который он давно мечтал поставить, а сделать это позволил ему огромный успех «Объединённой зоны безопасности». Фильм получил благоприятные отзывы на фестивалях, две награды «Korean Film Awards» и две награды «Pusan Film Critics Awards». В 2003 году Чхан Ук Пак ставит триллер «Олдбой» - по мотивам манги Цутии Гароны и Минегиси Нобуаки. На 57-м Каннском МКФ этой картине не хватило всего нескольких голосов до главного приза - «Золотой пальмовой ветви», и в итоге фильм получил Гран-при и массу комплиментов от председателя жюри Квентина Тарантино. В 2004 году Пак совместно с другими режиссёрами снимает фильм «Три… экстрима», а в 2005 - заключительную часть его «трилогии о мести» - «Сочувствие госпоже Месть» (на Венецианском МКФ Чхан Ук Пак получил «Серебряного льва» за режиссуру, а фильм - премию «CinemAvvenire»). Далее в фильмографии корейского мастера следуют «Я киборг, но это нормально» (2006, награда имени Альфреда Бауэра и номинация на приз «Золотой медведь» на Берлинском МКФ) и «Жажда» (2009, приз жюри 62-го Каннского МКФ). В феврале 2011 года Чхан Ук Пак с аншлагом представил на Берлинском МКФ снятую совместно с родным братом, медиахудожником Чхан Кьоном Паком, короткометражную киноленту «Ночная рыбалка» («Жизнь, полная взлётов и падений»). Особенностью фильма, бюджет которого составил 140 тысяч долларов, является то, что он полностью снят на iPhone 4. Братья завоёвывают «Золотого медведя» за лучший короткометражный фильм. В 2012 году Чхан Ук Пак дебютирует в англоязычном кино британо-американским психологическим триллером «Порочные игры».

Актёрский ансамбль «Служанки» составили: Мин Хи Ким (более десяти лет известна в Корее, благодаря работам в кино, на телевидении и в фэшн-индустрии), Джон У Ха (один из самых популярных корейских актёров последнего десятилетия, это его первая совместная работа с Чхан Ук Паком, и многочисленные фанаты того и другого с нетерпением ожидали, каким будет результат сотрудничества двух культовых людей), Тхэ Ри Ким (для роли Соке режиссер искал абсолютно неизвестное лицо и, пересмотрев не менее полутора тысяч актрис, остановился на 26-летней выпускнице журфака, сыгравшей до этого крохотную роль в любительской короткометражке и несколько раз снявшейся в рекламе, - Пака подкупила её абсолютная уверенность в себе, что было точным попаданием в образ героини) и Джин Ун Чо (одно из самых ярких имён в корейском кинематографе, в «Служанке» впервые преобразился в человека гораздо старше себя – перед каждым съёмочным днём ему приходилось три часа гримироваться, а, кроме того, он, готовясь к съёмкам, сбросил 18 кг).

Чхан Ук Пак хотел снимать «Служанку» на плёнку, но в итоге было принято решение взять цифровую камеру с анаморфическим объективом. «Нам было интересно посмотреть, как поведёт себя цифра в сочетании со старым объективом», - поясняет режиссёр. Результат, безусловно, получился потрясающий. Кстати, оператор-постановщик Чун Хкн Чун уже давно работает с Паком – он снимал ленты «Олдбой», «Три… экстрима», «Сочувствие госпоже Месть», «Я киборг, но это нормально», «Жажда», «Порочные игры».

«Служанка» была включена в основную конкурсную программу Каннского МКФ 2016 года.


ЧХАН УК ПАК:
«Это было, как с «Олдбоем». Продюсер Сид Лим, которому понравилась книга, дал её мне и спросил: «Что думаешь?» Уверен, что для всех читателей, и меня в том числе, финал в ней был абсолютным сюрпризом. Кроме этого, я влюбился в очень обстоятельный и яркий стиль автора. А главной причиной моего выбора стали две главные героини в центре сюжета - такие интересные! Одна - с тёмным прошлым, другая - живущая в безысходном настоящем, но обе - очаровательные и ярко выраженные личности».
«Дом - знаковое пространство. Дом Казуки отражает его преклонение и перед Японией, и перед Западом, сочетая оба стиля. Когда герои входят в «японскую» часть дома, они должны снимать обувь. Когда  проходят в «западное» крыло, должны снова её надеть. Своеобразие дома - это принципиально. Комната Хидеко - в «западном» крыле, она спит в кровати и живёт жизнью западной леди. По контрасту, следующая комната - для служанки, - в японском стиле. Соке живёт в оссире - раздвижном стенном шкафу для хранения постельных принадлежностей. Самое главное место с точки зрения художественного решения - библиотека. Внешне - это традиционное японское строение, а наполнение - западное. Внутри библиотеки есть японский садик с камнями, водой. Эти садики ведь воспроизводят мир в миниатюре - с горами и реками, озёрами и лесами. Так и Казуки создаёт собственный мир в своём царстве».
«Мои требования всегда вполне конкретны. Я не принадлежу к числу тех режиссёров, которые вручают артисту сценарий и говорят: «Давай сам». По сравнению с другими авторами я предлагаю актёрам очень чёткие рамки для «их работы». Но бывает, что очень талантливые актёры умеют так замечательно самовыразиться даже внутри этих рамок, что по-настоящему поражают меня. Я такого исполнения от актёров жду».
«Юмор в фильме возникает из-за того, что персонажи скрывают правду о себе и притворяются. Они скрывают свои настоящие чувства, думают одно, говорят другое. Надеюсь, зрители от такого юмора получат удовольствие».
«Это триллер, история об аферистах, драма с неожиданными поворотами сюжета, но в первую очередь - история любви».

МИН ХИ КИМ:
«На Хидеко очень сильно сказалось её воспитание. Она думает совершенно иначе, нежели другие люди. Она замкнута. Будучи под постоянным давлением, она не может жить, как обычный человек. Существуя в пространстве, где нет места любви и привязанности, она замуровала все эмоции внутри себя».

ТХЭ РИ КИМ:
«Режиссёрский метод Чхан Ук Пака? Очень театральный. Ему очень нравятся чрезмерные чувства и действия. Очень часто он мне повторял: «Этого недостаточно». Он требовал больше энергии. Больше энергии на экране. Он просил меня «ещё чуть-чуть добавить», и я думала: «Нет ли перебора в этом «чуть-чуть»? Это было очень сложно. Постепенно я научилась просто доверяться ему».

ДЖУН У ХА:
«Я впервые услышал об этом проекте от Пака, ещё снимаясь в «Убийстве». Мне всегда нравились его фильмы, и я очень хотел у него сниматься, поэтому был в восторге от предложения. Потом он выслал мне сценарий, я его прочитал за один присест, роль мне понравилась, а сюжет в целом показался крайне интригующим».

ДЖИН УН ЧО:
«Съёмки потребовали больших внутренних затрат. В конце мы, актёры, уже не просто исполняли свою работу, а чувствовали себя соавторами фильма. Пак, конечно, очень талантливый режиссёр. Но в группе были талантливы все: вы можете почувствовать это, обратив внимание на то, как выразительно сняты лица актёров, какое освещение в кадре, как сделаны декорации. Мы все работали вместе».


ПРЕССА:

«Служанка» Чхан Ук Пака порадует привычного к корейскому кино зрителя очередным осьминогом лишь в финальной сцене (это, пожалуй, спойлер, но неопасный). В остальном картина поначалу производит впечатление разочаровывающе традиционной для былого экстремала. Перфекционизм в изображении, богатые декорации, модельной внешности артисты и неоготический сюжет, позаимствованный из романа британской писательницы Сары Уотерс, но перенесённый в оккупированную Японией Корею 1930-х. Не беспокойтесь, всё это - тщательно поддерживаемая иллюзия. Как у Хичкока, талантливым учеником которого всегда был синефил Пак, многое здесь - совсем не то, чем кажется… «Служанка» состоит из трёх глав, и в каждой события рассказаны по-новому, от лица другого персонажа. Модель «Расемона» Пак использует изобретательно и остроумно. Отдавшись неторопливому развитию немаленького фильма, можно получить огромное удовольствие не только от того, как здорово он сделан (в этом корейцам равных нет), но и от того, о чём. «Служанка», конечно, никакой не ретродетектив. Это довольно-таки непристойный психологический триллер, в центре которого аллюзии на прозу маркиза де Сада и интрига с лесбийской любовью. А к финалу он вырастает и вовсе в феминистский манифест - истовый протест против патриархальной системы ценностей, которой (вроде бы) служит эксплуататорская эротика в первой половине фильма. Своего рода фильм-перевёртыш, полная иронии игра с жанровыми клише» (Антон Долин, «Афиша daily»).

«Эстетское, можно даже сказать, гламурное кино. Заявленная в его сюжете изощренная жестокость почти нигде не переходит в грубую физическую» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).

«Чхан Ук Пак, лауреат гран-при жюри Каннского фестиваля за ленту «Олдбой», приходит в себя после неудачного англоязычного дебюта «Порочные игры» и возвращается в отличной форме… «Служанка» изобилует невероятной красоты сценами - камера оператора Чун Чун Хуна скользит по роскошным пейзажам, по утончённым комнатам, не упуская из виду ни одной детали. Она ласкает обнажённые женские тела, приближает к нам героинь так, что кажется сейчас мы почувствуем их дыхание. Эротический накал в фильме иногда становится ощутимым физически, но при этом режиссёр умело разбавляет картину иронией и смешными моментами. «Служанка» не воспринимает себя серьёзно, смешивая жанры - от эротической драмы до триллера и хоррора с отрубанием пальцев, но при этом нет мысли, что режиссёр не знает, в какую сторону повести сюжет» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).

«Выдающийся корейский мастер Чхан Ук Пак, автор культового «Олдбоя», создал картину, которую я бы мог характеризовать как идеальное кино. Не больше и не меньше» (Игорь Игрицкий, lenta.ru).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта