КАПИТАН ФАНТАСТИК
(«Captain Fantastic», США, 2016)
Режиссёр: Мэтт Росс.
В ролях: Вигго Мортенсен, Джордж Маккэй, Саманта Ислер, Анналиса Бассо, Николас Хэмилтон, Шри Крукс, Чарли Шотуэлл, Кэтрин Хан, Трин Миллер, Стив Зан, Фрэнк Ланджелла.
Жанр: драмеди.
Вдали от цивилизации, в лесах Тихоокеанского Северо-Запада Бен (Мортенсен) воспитывает шестерых детей. Его дети не посещают школы и не развлекаются после уроков с друзьями. Чтобы найти себе пищу, они охотятся на животных, ориентируясь на местности по растущему на деревьях мху и расположению звёзд. Несмотря на такой образ жизни, они говорят на нескольких языках, разбираются в квантовой физике, вместо Рождества отмечают день рождения Ноама Хомского, способны обоснованно рассуждать о древнекитайской и современной французской философии и анализировать «Лолиту» с точки зрения влияния на Набокова Эдгара По. Всему этому их обучает отец. Всё семейство устраивает такая жизнь. Но однажды Бен узнаёт, что его жена покончила жизнь самоубийством в больнице. Это означает, что ему вместе с детьми предстоит отправиться в большой город, чтобы похоронить её. Но готово ли к этому семейство, выросшее в лесу? Как дети отреагируют на все радости цивилизации, когда на них обрушится мир гаджетов и социальных сетей? Кроме того, неизвестно, как отнесутся к Бену родственники, узнав о его необычных методах воспитания…
Изначально фильм апеллирует к книге американского поэта и мыслителя Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854). Мнения критиков в отношении книги разделились. Современники Торо приняли её прохладно. Но в XX веке книга заняла место в ряду наиболее знаменитых произведений американской литературы, а её автор - в ряду американских классиков и культурных героев страны. Книгой восхищались и Хемингуэй, И Роберт Фрост, и Апдайк.
«Капитан Фантастик» - вторая полнометражная картина американского актёра Мэтта Росса, наиболее известного по роли Альби Гранта (сериал «Большая любовь»). В качестве режиссёра он создал короткометражный фильм «Человеческие ресурсы» и полнометражную драму «28 спален» (2012).
Главную роль в ленте «Капитан Фантастик» исполнил американский актёр датского происхождения Вигго Мортенсен (1958 г. р.). Он дебютировал в кино поздно - в 26 лет. В течении 1990-х годов карьера актёра складывалась на ряде второстепенных ролей («Путь Карлито», «Дневной свет», «Солдат Джейн», «Идеальное убийство»). Мировой славы актёр добился в начале 2000-х годов, когда новозеландский кинорежиссёр Питер Джексон предложил ему роль Арагорна в кинотрилогии «Властелин колец». После огромного успеха фильма, актёру начали поступать предложения от различных кинорежиссёров, самыми заметными считаются «Идальго», «Капитан Алатристе», проекты Дэвида Кроненберга «Оправданная жестокость», «Порок на экспорт» и «Опасный метод», а также постапокалиптическая драма «Дорога» Джона Хиллкоута, (2006). Вершиной его актёрского мастерства подавляющим большинство авторитетных критиков признана роль русского мафиози Николая Лужина в криминальной драме «Порок на экспорт». Мортенсен является номинантом на многочисленные престижные награды и кинопремии («Оскар», «Золотой глобус», премия Британской киноакадемии). В 2010 году королева Дании Маргрете II посвятила Мортенсена в Рыцари Ордена Данеброг. Помимо своей актёрской деятельности, Мортенсен известен как художник, фотограф, поэт и музыкант. Мэтт Росс отправил Вигго целую стопку книг (в том числе, знаменитый «Гид по выживанию в диких условиях» Тома Брауна, труды философа Ноа Хомского и многие другие), которые, как он полагал, должны подготовить актёра к роли. Но оказалось, что Мортенсен почти со всеми текстами уже был знаком. «Это было великолепно, вдруг обнаружить, что мы нашли кого-то, обладающего таким же интеллектуальным запасом, как и наш герой Бен. Оказалось, Вигго давно всё это прочёл», – вспоминает Росс. К тому же Мортенсен застал создание декораций на натуре и дал много дельных советов. «Я даже пожил там немного, – признаётся актёр. – Большинство книг, которые вы увидите в фильме, я принёс из дома. Там и моё каноэ, несколько велосипедов, кухонная утварь, немного одежды. Я притащил даже растения». Также Мортенсен не только предложил использовать для фильма «Капитан Фантастик» музыку, которую сам написал, но и внёс несколько дополнений в сценарий.
Найти актёров на роли детей было сложно. Возраст героев - от 7 до 18 лет. Они должны были уметь взбираться на горы, охотиться, драться, изучать иностранные языки и ещё много всего, а также схватывать всё на лету, работать как в жанре драмы, так и комедии, и быть друг другу как семья. В результате масштабного кастинга было найдено шесть молодых актёров.
Съёмки фильма проходили в окрестностях Сиэтла и в Вашингтоне. Художник Рассел Бренд практически «с нуля» выстроил поселение семьи Кэш. Весь лесной лагерь продуман до мелочей. Неожиданно для съёмочной группы, к лагерю начали ходить туристы, настолько органичен и невероятен он был.
В этом году Мэтт Росс за фильм «Капитан Фантастик» был удостоен призов за режиссуру на Каннском МКФ (программа «Особый взгляд») и на МКФ в Палм Спрингс.
МЭТТ РОСС:
«Для меня история, рассказанная в фильме, глубоко личная. Моя мать интересовалась альтернативными способами воспитания, когда я был ребёнком. Мы жили в коммунах в Северной Калифорнии и Орегоне: неизвестно где, без телевидения, интернета и прочих современных возможностей познания мира. Во время взросления это было особенно сложно, так как я совсем не знал ничего о своих сверстниках и их интересах. Я не имел ни малейшего представления, как познакомиться с девушкой и ей понравиться».
ВИГГО МОРТЕНСЕН:
«Я вырос на ферме в Аргентине, в 11 уже ездил верхом на лошадях, ловил змей и птиц, готовил еду на костре, пил мате. И мечтал о приключениях. Отец читал мне перед сном скандинавские саги. В нашем доме не было ни телефона, ни телевизора. Зато я учился рисовать и фотографировать. Потом меня отдали в пансион, и это был концлагерь. Я не мог найти общего языка со сверстниками, меня называли «лесным человеком».
«Каждый должен сам выбирать свой путь. Конечно, тот путь, который избрал мой герой, довольно экстремальный и многим покажется неприемлемым. Но посмотрите: его дети, несмотря на то, что прожили всю жизнь в лесу, на редкость образованны. Они способны объяснить разницу между теориями Фрейда и Юнга и могут к месту процитировать Маркса и Троцкого. Они обсуждают теории глобального потепления и спорят о поправках в Конституции США. Они сами вправе выбирать для себя, во что верить в религиозном аспекте. Что мне лично импонирует в этой семье, так это то, что в ней все предельно откровенны и невероятно любознательны. Они умеют слушать друг друга».
«Да, мы в течение нескольких недель занимались совместным лазанием по скалам, боевыми искусствами, музыкой. Две старшие девочки даже проходили специальный курс по разделыванию туш животных. Хочется верить, что эти дети в случае чего и в реальности не пропадут, оказавшись среди дикой природы. Иногда по вечерам возле костра я читал им стихи, иногда собственные, иногда что-нибудь из Блэйка или Уитмена. Я ведь в юности увлекся стихосложением, воображая себя как раз Уолтом Уитменом».
«С Каннами никогда ничего не знаешь наверняка. Даже когда после окончания фильма люди аплодируют, то вполне возможно, они делают это просто из вежливости. Хотя, бесспорно, это лучше, нежели когда фильм освистывают или демонстративно покидают зал во время просмотра. Формальная премьера нашего фильма состоялась на фестивале «Сандэнс», там совсем другая публика, я ей гораздо больше доверяю. Когда на «Сандэнсе» аплодируют стоя несколько минут – я понимаю, что это значит. В Каннах это может означать все что угодно. Мы понятия не имели, как примут фильм за пределами Штатов. Все-таки «Капитан Фантастик» - это очень американская история.
«Для нас важнее были не овации в Каннах, а те дискуссии, которые возникли после просмотра «Капитана Фантастик». Люди говорили об иммиграции, влиянии корпораций на правительства и, конечно же, о семье и её значении в развитии нынешнего общества. И если фильм поднял такую волну общественных обсуждений, то сняли его не напрасно, разве не так?»
«Когда мы говорим о демократии в глобальном смысле, отдаём ли мы себе отчёт, что это скорее процесс, чем устойчивое состояние? Когда люди в Европе и в США разобщены, а их мнения поляризованы настолько, что они не способны говорить друг с другом, существует опасность того, что некоторые политики используют всё это для достижения собственных целей. И цели эти всем ясны - власть и деньги. Мне кажется, что наш фильм, не преследуя идеологических целей, заставляет зрителей на примере наших персонажей задуматься о диалоге внутри общества».
ПРЕССА:
«Сразу после просмотра «Капитана Фантастика» Мэтта Росса хочется побежать в Министерство образования с написанным по пути прошением включить данный фильм в программу всех ВУЗов вне зависимости от направления обучения. Потому что эта крайне оригинальная история не просто является образцовым примером важности школы жизни, но и наглядно показывает, к чему нужно стремиться в воспитании и подготовке детей ко взрослой жизни, а что лучше не повторять за главным героем фильма… «Капитан Фантастик» - обаятельное роуд-муви с большим сердцем, наполненное пестрящими, словно их наряды в церкви, персонажами. Утопическое кино, воспевающее жизнь, Ноама Хомского и семейный институт в самом его эксцентричном воплощении» (Вадим Богданов, «Новый Взгляд»).
«Эта милая, искренняя, спорная и трогательная картина отличается специфическим привкусом фестиваля «Сандэнс» (так что, если у вас аллергия на честный американский инди, считайте, мы вас предупредили) и превосходным кастингом. Дети поражают своей естественностью и переигрывают всех, включая Вигго Мортенсена. И нет, это не сентиментальная слезовыжималка, как можно решить из синопсиса, режиссёру и сценаристу Россу не занимать иронии и сарказма» (Артем Мельников, «InterMedia»).
«По всей видимости, своей второй полнометражной режиссёрской работой актёр второго эшелона Мэтт Росс хотел сказать слишком многое и в результате запутался в двух нехитрых, но конфликтующих между собой тезисах: капитализм - это плохо, а жить в лесу - опасно. Потому и вывод у него получился до обидного невнятный: лучше на ферме вести натуральное хозяйство или избрать другие формы бесконфликтного дауншифтерства. Ну прямо как у классика: один шаг вперед, два шага назад» (Алексей Литовченко, «Российская газета»).
«Капитан Фантастик» - классический роуд-муви, задорный, яркий, с песнями у костра, местами трогательный до слёз, местами - до слёз смешной. С самого начала он мёртвой хваткой цепляется за какую-то особенно нежную струну в душе и дёргает за неё снова и снова… Фильм попадает в разряд «где-то я уже такое видел» сразу после того, как скупые слёзы высохнут на щеках последнего из зрителей. Стоит только включить критическое мышление, как становятся очевидными провалы в сценарии, безграничная наивность и утопичность всего действа, а также абсолютная невозможность приторного финала. Казалось бы, чем это кино заслужило 10-минутные овации в Каннах? Не иначе, как в каждом из смотревших живёт десятилетняя грустная девочка, которой очень хочется верить в сказку. Или же (что более вероятно) все так устали от суровой реальности, шума мегаполисов и вечной свистопляски, что такое утопичное искусство становится тихой гаванью, дарующей долгожданный отдых телу, мыслям и нервной системе» (Валерия Высокосова, «Умная Россия»).
«Конечно, обязательно найдутся те, кого «Капитан» как минимум взбесит. Всё странное часто вызывает недоумение у здравомыслящей прослойки человечества, а «Капитан» - произведение дьявольски странное. И при этом - едва ли не лучшее, что случалось с американским независимым кинематографом за последние годы. Картина Росса абсолютно первобытна по своей стихийной, внутренней силе, но её языческие буйства насквозь пропитаны мудрой восточной философией самопознания и гармонии с окружающим миром… На первый - поверхностный - взгляд, «Капитан» - кино вполне зрительское, уютная инди-мелодрама о семейственности и задорном анархическом буйстве нового поколения young americans. Но из общей непринужденности, подобно распахивающемуся навстречу солнцу бутону цветка, каждую минуту вырастают десятки вопросов. Где грань между отцом-сумасбродом и отцом-тираном? Между свободой и чуть ли не антиутопической замкнутостью среды обитания его детей? Между искренней верой в правильность своего пути и фанатичной одержимостью? Бесчисленные «где», «как» и «зачем» закручивают разум в небольшой торнадо, но это не промывка мозгов, а деликатный расслабляющий массаж. Зрителю всегда приятно, когда его считают умным… «Капитан Фантастик» - редчайший фильм, после которого - без единой задней мысли - нестерпимо хочется жить» (Алексей Комаров, «Rolling Stone»).