НЕОНОВЫЙ ДЕМОН
(«The Neon Demon», Франция-Дания-США, 2016)
Режиссёр: Николас Виндинг Рефн.
В ролях: Эль Фаннинг, Карл Глусман, Джена Мэлоун, Белла Хиткот, Эбби Ли, Десмонд Хэррингтон, Кристина Хендрикс, Киану Ривз, Чарльз Бэйкер, Джеми Клейтон.
Жанр: как бы триллер.
Провинциалка Джесси (Фаннинг), мечтающая стать супермоделью, едва окончив школу, отправляется покорять Лос-Анджелес. В Лос-Анджелесе у Джесси никого нет, она живёт в дешевом мотеле и позирует для фотографа Дина (Глусман), с которым познакомилась онлайн. Гример Руби (Мэлоун) обращает внимание на симпатичную инженю, и приглашает её на вечеринку. Там Джесси знакомится с двумя супермоделями - шедевром пластической хирургии Джиджи (Хиткот) и грустной Сарой (Ли)… Через тернии, но и через нужные знакомства, фотосессии, вечеринки - Джесси отправляется к звёздам. И вот это сладкое слово «слава» становится былью для юной красавицы. Но за стремительный карьерный взлёт придётся расплатиться…
«Неонового демона» снял датчанин Николас Виндинг Рефн. Он родился 29 сентября 1970 года в Копенгагене, в семье датского кинорежиссёра и монтажёра Андерса Рефна и кинооператора Вибеке Виндинг. Часть детства Рефна проходила в Нью-Йорке. В 1993 году он окончил Американскую академию драматических искусств. Первый полнометражный фильм Рефн снял в 1996 году - криминальный триллер «Дилер». После успеха картины Рефн был режиссёром ещё двух его продолжений, а прославили его два весьма неординарных фильма – «Бронсон» (2008) и «Валгалла: Сага о викинге» (2009). В 2011 году на экраны мировых кинотеатров вышел триллер «Драйв» с Райаном Гослингом в главной роли. За режиссуру картины Николас Виндинг Рефн стал обладателем приза за лучшую режиссуру на 64-м Каннском МКФ. Фильм был благосклонно воспринят кинокритиками и получил множество кинопризов и наград. Следующая работа Рефна - арт-хаусный триллер «Только Бог простит» (2013), вошедший в основную конкурсную программу 66-го Каннского кинофестиваля - была гораздо менее тепло принята мировой кинопрессой. В 2014 году Рефн вошёл в состав жюри 67-го Каннского МКФ.
Изначально фильм носил название «Я гуляю с мертвецом», а главную роль должна была исполнить Кэри Маллиган.
Для того чтобы придать квартету главных героинь большей убедительности, Рефн по¬звал на помощь для работы над сценарием двух писательниц - британку Полли Стенхам и американку Мэри Лоус.
Чтобы подготовить Эль Фаннинг («Загадочная история Бенджамена Батона», «Где-то», «Мы купили зоопарк», «Щелкунчик и Крысиный король», «Супер 8», «Малефисента», «Трамбо») к главной роли, Рефн предложил ей посмотреть ряд фильмов - и не только в жанре ужасов, но и, например, «Долину кукол» и «Изнанку до¬лины кукол». Как и её старшая сестра Дакота, Эль Фаннинг снимается в кино с раннего возраста - с двух лет. В картине Рефна актриса привнесла в роль многое от себя: «Ну, например, я из Джорджии, и мы решили, что Джесси тоже будет оттуда. Помню, когда впервые приехала в Лос-Анджелес, у меня было столько впечатлений! Как и у Джесси».
Карл Глусман ранее продемонстрировал свой талант в скандальном фильме «Любовь» друга Рефна - Гаспара Ноэ.
По слухам, «Неоновый демон» должен был быть снят с частотой 60 кадров в секунду (fps). Однако Николас Виндинг Рефн заявил, что он снял только одну такую сцену для эффекта замедленного действия.
Музыка всегда играет очень важную роль в фильмах Николаса Виндинга Рефна. Для озвучания «Неонового демона» режиссер снова обратился к Клиффу Мартинесу, с которым работал над «Драйвом» и «Только Бог простит». Рефн предложил композитору в качестве ориентира фраг¬менты из музыки Бернарда Херрманна к фильмам Хичкока («Психо», «Головокружение»). Мартинес: «Я был в недоумении - это оркестровая музыка, абсолютный анахронизм». Но Рефн быстро успокоил его: «Я не хочу, чтобы музыка была похожа, хочу, чтобы она про¬буждала похожие эмоции». В итоге бывший ударник «Red Hot Chili Peppers» Мартинес вдохновлялся музыкой Джорджо Мородера и написал композиции с упругим битом, которые хорошо бы вписались в эпоху пост-диско, переходящую к панк-року. Кроме этого в фильме использовано несколько оригинальных песен: «Waving Goodbye» ав¬стралийской певицы Сии, а также композиции «Mine» и «Demon Dance», написанные племянником режиссёра Джулианом Вин¬дингом (сыном брата Рефна Каспера и актрисы Бригит Нильсен). Кстати, автор саундтрека Клифф Мартинес назвал «Неонового демона» нечто средним между «Долиной кукол» и «Техасской резнёй бензопилой».
«Неоновый демон» вошёл в основную конкурсную программу Каннского МКФ 2016 года. В Каннах приз «Cannes Soundtrack Award» получил Клифф Мартинес как лучший композитор.
НИКОЛАС ВИНДИНГ РЕФН:
«Мне уже давно хотелось снять фильм о красоте, потому что я окружен ею. Вокруг меня много красивых женщин… Цена красоты никогда не упадёт. Мы развиваемся, живём дольше, но наша одержимость красотой не проходит, а лишь становится всё более экстремальной. И одержимость эта может привести к совершенно необычной форме безумия».
«Я раньше много снимал в Лос-Анджелесе для фэшн-индустрии. Конечно, вы скажете, что высокая мода - это, прежде всего, Нью-Йорк или Париж, но любая часть ин¬дустрии развлечений так или иначе связана с Лос-Анджелесом. Можно сказать, этот го¬род - шлюз между миром развлечений и всем остальным миром. Лос-Анджелес - очень дорогой для съёмок город. За те деньги, что у меня были, собрать группу было сложно. Я думаю, это заставило меня «покинуть зону комфорта» и работать с новыми дерзкими людьми, которые прокладывают свой путь в киноиндустрии. И это пошло на пользу фильму».
«Я обожал женские вещи, любил кукол, когда рос. Но сейчас нужно было найти идеальную девушку, и мне повезло, когда Эль Фаннинг решила зайти поприветствовать меня в новом доме в Лос-Анджелесе. Я посмотрел на неё и подумал: «Господи, да это же я!»… Мне кажется, Эль Фаннинг - это смесь великих актрис немого кино и лучших актрис современности. Она обладает великолепной способностью преображаться. И камера её очень любит».
«Поскольку я снимаю в хроноло¬гическом порядке, вижу, как фильм будет скла¬дываться в монтажном плане (а не только изобразительно), поэтому ещё во время съёмок могу вносить какие-то изменения, если они необходимы… Я так работаю всегда, потому что боюсь, что не пойму, каким получается фильм целиком, пока не закончу съёмки. Такой способ заставляет всех понимать: фильм - это существующий организм, который надо чувствовать. И который каждый день может ме¬няться. Эта ситуация одновременно очень пугает, но и бодрит».
ПРЕССА:
«Автор культового в отдельных кругах боевика «Драйв», ни разу не изменив своему покер-фейсу, замутил чернейшую комедию о «закулисье модной индустрии». Рефн снимает абсолютно дегуманизированное кино, в котором никого не жалко - ни анге¬лов, ни демонов (потому что они неоновые, а не из плоти и крови), где вроде бы нет места реальности, но при этом каким-то образом прорывается именно в эту реальность, где дела обстоят именно так. Рефн не боится предъявить свой абсолютно пессимистичный, оправданно циничный взгляд на людей. В его мире невозможны ни дружба, ни взаимная привязанность, ни любовь… При этом для тех, у кого есть (трагическое) чувство юмора, его кино окажется ужасно смешным: когда всё так чудовищно, то что ещё остается, как ни смеяться?» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).
«Эль Фэннинг, нет спору, хороша собой, но это не оправдание для превращения картины - по обыкновению для Рефна, кричаще-цветастой и вызывающе громкой - в затянутый сеанс фэшн-съёмки, полнометражный видеоклип с красивыми людьми (в их числе Кристина Хендрикс и Кеану Ривз в абсурдной роли брутального владельца дешевого отеля). Когда к финалу все эти гламурные чудища оказываются убийцами и каннибалами, вздыхаешь уже с облегчением, пусть они поскорее друг друга пожрут - и закончится это невыносимо скучное в своей выспренности дефиле» (Антон Долин, «Афиша daily»).
«Это - наглый плевок в сторону слишком правильного, слишком серьёзного, слишком умного кино. В сущности, это вообще не кино, а экранная инсталляция под гипнотическую музыку Клиф¬фа Мартинеса. А то, что в нём/ней много правды, могут подтвердить те, кто не понаслышке знакомы с нравами индустрии искусственной красоты» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«Но прежде всего это фильм о том, как тяжело быть женщиной в современном мире. Как ни странно, взяв в качестве фона индустрию моды, куда рвётся главная героиня, Рефну удалось показать её изнанку, не прибегая к сатире. Режиссёр предпочёл хоррор - и не ошибся: быть женщиной иногда просто ужасно… И да, в этом фильме очень много ярких цветов, электронной музыки, зашкаливающей красоты и крови. Без крови не обойдётся» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Демон» - больше дизайнерский объект, чем кинофильм… В современном кино у Рефна есть собрат - Гаспар Ноэ, ещё один режиссёр психоделического кинематографа, основанного на китче и категории B, явно тяготеющего к зрелищности в ущерб всему разумному… Это может не нравиться и действительно не всегда и не всем хорошо, но оба автора вызывают уважение как минимум тем, что развивают свой сугубо индивидуальный и при этом совершенно вопиющий стиль… «Неоновый демон» - запечатлённая галлюцинация, полностью оторванная от каких-либо смыслов, от какой-либо связи с реальностью. Кажется, что молчаливый фотограф - полубог этого странного мира - представляет в кадре режиссёра: наверняка тот хотел бы тоже работать в этой белой студии, которая будто представляет собой идеальную безвоздушную пустоту. Не удивлюсь, если следующий фильм Рефна будет полностью помещён именно в такое пространство… «Демон» заходит на территорию хоррора, но при этом он совершенно не заинтересован в том, чтобы спровоцировать у зрителя нервное возбуждение. Всё это для него - декадентские поэтические тропы, и пытливый интерес к извращённой сексуальности (такой эротической сцены, как в «Демоне», вы ещё не видели, это действительно новое слово), к крови и расчленёнке тоже относится исключительно к чистой эстетике. Что вы говорите, важна не только внешняя красота? Важно знать, что внутри? Ну, давайте посмотрим» (Андрей Карташов, «Сеанс»).