СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ
(«Cafe Society», США, 2016)
Режиссёр: Вуди Аллен.
В ролях: Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Стив Карелл, Блейк Лайвли, Паркер Поузи, Кори Столл, Кен Стотт, Дженни Берлин, Пол Шнайдер, Анна Кэмп, Джуди Дэвис, Тони Сирико, Сари Ленник, Стивен Канкен, Макс Адлер, Дон Старк, Грегг Бинкли.
Жанр: драмеди.
Тридцатые годы прошлого века. Молодой уроженец Бронкса Бобби Дорфман (Айзенберг) в надежде найти более интересное занятие бросает работу в ювелирном магазине своего отца и отправляется в Лос-Анджелес к дяде Филу (Карелл) - влиятельному голливудскому агенту, чья жизнь похожа на сказку: он бесконечно летает по всей стране, вечера проводит на вечеринках у бассейна с коктейлем в руке и в окружении звёзд. На племянника, имени которого он толком и не помнит, у него нет ни минуты. Фил перепоручает родственника своей ассистентке Вонни (Стюарт). Вскоре Бобби обнаруживает себя в самом центре водоворота бурной светской жизни и событий, определивших дух того времени. К тому же он влюбляется…
47-ая по счету картина классика мирового кино Вуди Аллена, выпускающего по фильму в год, ценящего только классическое кино (любимые фильмы - «Расемон», «Большая иллюзия», «Похитители велосипедов»), и никогда не пересматривающего своих фильмов и не читающего на них рецензий.
Оригинальное название фильма («Cafe Society») отсылает нас к концу XIX - началу XX веков, когда в самых модных кафе и ресторанах Нью-Йорка, Парижа и Лондона собирались сливки общества - аристократы, светские львы и львицы, люди искусства. Термин стал популярен в Нью-Йорке в 30-е годы, после окончания эры сухого закона. Тогда же резко выросла популярность таблоидов, взахлёб писавших о жизни и досуге завсегдатаев «cafe society». В Нью-Йорке в ту пору насчитывались десятки подобных клубов - о масштабах некоторых из них можно судить по числу оркестрантов: до 50 участников!
Главные роли в «Светской жизни» исполнили популярный молодой актёр и драматург Джесси Айзенберг («Кальмар и кит», «Добро пожаловать в Zомбиленд», «Социальная сеть», «Римские приключения», «Иллюзия обмана», «Двойник», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Громче, чем бомбы», «Иллюзия обмана-2») и голливудская звезда Кристен Стюарт («Комната страха», «В диких условиях», «В стране женщин», «Однажды в Голливуде», франшиза «Сумерки», «Белоснежка и охотник», «На дороге», «Зильс Мария»). Это уже третий раз, когда Стюарт и Айзенберг снимаются вместе. Ранее они сыграли в фильмах «Парк культуры и отдыха» (2009) и «Ультраамериканцы» (2015). Айзенберг ранее уже снимался в фильме Вуди Аллена «Римские приключения» (2012).
Стив Карелл («Сорокалетний девственник», «Маленькая мисс Счастье», «Эван Всемогущий», «Напряги извилины», «Безумное свидание», «Эта – дурацкая – любовь», «Охотник на лис», «Игра на понижение») заменил Брюса Уиллиса после того, как съёмки «Светской жизни» уже начались. Сперва сообщалось, что причиной ухода Уиллиса стала занятость в другом проекте, но позже выяснилось, что его уволили, поскольку Вуди Аллен и вся съёмочная группа больше не могли терпеть его поведение и неспособность запоминать свои реплики. Это вторая совместная работа Карелла с Алленом, ранее он снялся у режиссёра в фильме «Мелинда и Мелинда» (2004).
В «Светской жизни» не в первый раз работают с Вуди Алленом также Джуди Дэвис, Кори Столл, Паркер Поузи и Тони Сирико.
А вот впервые Вуди Аллен работает с оператором Витторио Стораро, в первую очередь известном широкой публике благодаря своей операторской работе в фильмах «Последнее танго в Париже» и «Последний император» Бернардо Бертолуччи, «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. За работу над этими картинами Стораро трижды удостаивался «Оскара» в номинации «Лучшая операторская работа». «Светская жизнь» - первый фильм Вуди Аллена, снятый в формате 2:00:1. Такое соотношение сторон обычно используется оператором Витторио Стораро. Примечательно, что и для Аллена, и для Стораро «Светская жизнь» стала первым фильмом, снятым цифровым способом. По словам Стораро, он много лет экспериментировал с «цифрой», пока не пришел к выводу, что эти технологии достигли того уровня, когда с их помощью можно добиться более чем приемлемого результата. Каждому из трёх «миров-пространств», где происходят события фильма, присуща собственная эстетика. «В Бронксе господствуют блёклая, ненасыщенная цветовая гамма и свет, наводящий на мысли о зимнем вечере, - рассказывает Стораро. – В Голливуде царят яркие основные цвета в тёплой гамме и много солнца. По возвращении Бобби в Нью-Йорк тамошняя атмосфера становится гораздо ярче и красочнее. В особенности это касается сцен в клубах. По мере развития сюжета соотношение между визуальными элементами в двух городах становится более сбалансированным». По большей части фильм снят в широкоугольном формате - в духе картин того времени - и на статичную камеру, однако в сценах с участием рассказчика Стораро и Аллен задействовали стэдикам. «Рассказчик не представляет какую-то определенную эпоху, место или время, - поясняет Стораро. - Это фигура совершенно абстрактная. Поэтому мы посчитали, что у него должна иметься собственная точка зрения, и решили, что лучше способа подчеркнуть это, чем стэдикам, не найти. Благодаря ему рассказчик обретает большую индивидуальность и свободу в изложении».
Мировая премьера «Светской жизни» состоялась 11 мая 2016 года в рамках внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля. Тем самым, Вуди Аллен стал первым режиссёром, фильмы которого три раза были показаны на открытии Каннского фестиваля (в 2002-м здесь на открытии показывали «Голливудский финал», а в 2011-м - «Полночь в Париже»). Премьера фильма в России состоялась 30 июня 2016 года на закрытии 38-го Московского МКФ.
«Светская жизнь» получила в целом положительные отзывы критиков. На сайте «Rotten Tomatoes» 73 % критиков из 37 дали киноленте положительную оценку. На «Metacritic» фильм имеет рейтинг 68 % на основании 10 рецензий.
ВУДИ АЛЛЕН:
«Когда я писал сценарий этого фильма, то намеренно придал ему романную структуру. Как и при чтении книги, вы на некоторое время останавливаетесь на той или иной сцене - вот главный герой со своей подружкой, вот мы видим его родителей, вот сцена с его сестрой и братцем-гангстером. Далее следует сцена с голливудскими звёздами и мошенниками, а ещё чуть погодя - описание светского общества: политиков, плейбоев, дебютанток… и просто людей, изменяющих своих жёнам и мужьям. Эта история всегда виделась мне рассказом не о ком-то одном, а сразу о многих людях… История любви Бобби - тот каркас, на котором всё держится. Все остальные персонажи создают атмосферу происходящего и, так сказать, формируют полотно».
«Отличительной особенностью лос-анджелесских клубов была роскошь. Таковы, например, были «Коконат Гроув» или «Трокадеро». Самих заведений было не очень много, открывались и закрывались они раньше, чем в Нью-Йорке, а люди были одеты куда легче и приезжали в клубы на машинах. В целом здесь было больше гламура, поскольку в Лос-Анджелесе были кинозвёзды, зато в Нью-Йорке было больше утончённости, которой Голливуду недоставало… Эта эпоха всегда завораживала меня. Это один из самых замечательных периодов в истории города, когда кипела и театральная, и клубная, и ресторанная жизнь. Куда бы вы ни подались - вниз или вверх по Манхэттену, весь остров ходил ходуном от ночных развлечений».
ДЖЕССИ АЙЗЕНБЕРГ:
(о работе с Вуди Алленом) «Приходишь на работу в шесть утра, что как раз в порядке вещей, но ты-то рассчитываешь до восьми вечера сниматься, а в полдень уже оказываешься дома. Он нестандартно работает. Видимо, в связи со сверхспособностями к режиссуре он обычно снимает одну сцену одним кадром. То есть Вуди практически никогда не доснимает планы с разных точек… У актёров при этом ощущения двойственные. С одной стороны, постоянно кажется, что ты где-то не дотянул, потому что быть дома в двенадцать дня - это подозрительно. А с другой стороны, в таком методе есть спонтанность, которая напоминает работу на сцене. Каждый актёр знает, что должен быть убедительным каждую секунду - потому что этот дубль и останется в фильме. Никто ничего тебе потом не подмонтирует. Опыт в общем интересный - одновременно вдохновляющий и пугающий».
«Люди типа меня должны быть благодарны Вуди за возможность абсолютно неправдоподобных отношений в кино. Благодаря ему у меня в фильме может быть роман с Кристен Стюарт, и мы выглядим как бы нормальной парой. Хотя она самая красивая женщина на планете, а у меня осанка как у маленькой буквы «r». Вуди Аллен - пионер в этой области, это он доказал, что люди типа меня при наличии шарма тоже могут нравиться красивым женщинам. Он создал героя, которого раньше в кино не было. Изменил наше представление о том, в каком качестве в фильме может быть задействован умный, смешной парень, маленький еврей из Нью-Йорка. И я как маленький еврей из Нью-Йорка думаю, что это очень круто».
(о Кристен Стюарт) «Я пришел к выводу, что просто она пугающий человек. Кристен такая очень подлинная, и это пугает кого-то типа меня, кому хочется быть непосредственным, но обычно всё заканчивается жалкими заигрываниями в попытке понравиться. Она не пытается этого делать. Она уверенная в себе и не пытается ни с кем заигрывать. И это выглядит пугающе. Большинство из нас держится за свои маски на публике, а у неё нет такой потребности. В кино это тоже видно. Ты видишь её на экране, и она кажется уверенной… Съёмки в кино - достаточно интимный процесс, узнаёшь друг друга за очень короткий промежуток времени. Потом, правда, съёмки кончаются, и вы разъезжаетесь по домам. Но я бы сказал, что мы с Кристен дружим. Нам нравится вместе работать, у нас похожее чувство юмора, общее отсутствие интереса к ярмарке тщеславия. Я не смотрю на себя на экране, мне всё равно, как я там выгляжу. Кристен красавица, но ей это тоже неинтересно».
КРИСТЕН СТЮАРТ:
«Жизнь похожа на складывание огромной мозаики, только за раз видишь всего один камешек. Тебе не дано увидеть всю картину целиком. Ты в ответе за решения, которые принимаешь, но никогда не знаешь, к чему приведут эти решения. Сквозь всё наше кино красной нитью проходит мотив «что, если…», и это приводит меня буквально в экстаз - потому что именно такова жизнь. Ты вечно спрашиваешь себя, правильно ли ты поступил».
ПРЕССА:
«Прокатчики сперва думали перевести «Cafe Society» немудрящим словосочетанием «Красивые люди», но в последний момент передумали и изменили его: теперь фильм Аллена называется по-русски «Светской жизнью». Хотя и с красивыми людьми бы, честно говоря, не промахнулись. Ни Стюарт, хоть полмира и втрескалось в неё после «Сумерек», ни Айзенберг, даже в демоническом амплуа Лекса Лютора, никогда не были так прекрасны, как в объективе камеры Витторио Стораро, оператора-ветерана, снимавшего лучшие фильмы Бертолуччи и Копполы… В конечном счёте «Светская жизнь», как большинство поздних лент Аллена, комедий или драм (на этот раз для разнообразия love story), - о том, как наслаждаться моментом и не слишком переживать по поводу собственных или чужих прегрешений. Достойная философия для постепенного завершения выдающейся карьеры. Как сказано в самом фильме, набитом под завязку разнообразными bon mot, «проживай каждый день как последний, и рано или поздно твой день действительно окажется последним». Попробуй поспорь» (Антон Долин, «Афиша daily»).
«Временно оставив привычную для себя мизантропию (хотя побочная юмористическая линия «Светской жизни» связана исключительно с убийствами), Вуди Аллен в пандан к достоевскому «Иррациональному человеку» снял кино почти толстовское. Главная же бинарная оппозиция непосредственно связана с немудрящей моралью фильма, в которой приземлённые радости типа спагетти с тефтелями постоянно сравниваются с роскошью того образа жизни, который принято называть светским. Вуди Аллен, как и полагается всеобщему дядюшке, плохого не посоветует: любовь важнее богатства, Нью-Йорк лучше Лос-Анджелеса, а самой эффективной эстетической стратегией и в 1930-е, и в 2010-е был и остаётся нормкор» (Андрей Карташов, «Сеанс»).
«Хотя действие происходит в 1930-е годы, это абсолютно вуди-алленовская история не слишком уверенного в себе и в своих любовных чувствах еврейского мужчины, в котором борются прагматизм и темперамент… Один из первых фильмов такого рода назывался «Манхэттен», там Аллен играл самого себя - 45-летнего невротика; теперь он уже стар для таких исповедальных ролей и передоверяет главную мужскую Джесси Айзенбергу… В фильме много достоинств, включая комедийные репризы, диалоги и операторские мастер-классы Витторио Стораро, но в целом это «дедушкино кино», скалькулированное и выполненное по старым лекалам» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«Светская жизнь», снятая одним росчерком, - вечное повторение, ставшее уже классикой. Коллизия фильма разворачивается в 1930-х годах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, точках притяжения американской киноиндустрии, да и культурной жизни вообще; понятно, на стороне какого из мегаполисов находятся симпатии автора. Голливуд тут изображен вполне в духе коэновских пародий, от «Бартона Финка» до недавнего «Да здравствует Цезарь!», разве что Аллену не нужна гипербола, чтобы подчеркнуть тщетность наших усилий. Мир непредставим без ипохондрии Аллена, но он своё отмучился и теперь снимает жизнь других: встречи, расставания, ответные и безответные влюблённости. Двойником Аллена в «Светской жизни» работает Джесси Айзенберг, впрочем, его герой - лишь отзвук оригинального протагониста алленовских фильмов. В «Светской жизни» нет неврастеников-интеллектуалов, превращающих любой пустяк в предмет психоанализа… Вслед за персонажем Кори Столла, отвергнувшим иудаизм в пользу обещающего загробную жизнь христианства, Аллен покончил с душевными терзаниями и всяческой саморефлексией, от которых - цитата - «гибнет больше народу, чем от туберкулеза» (Зинаида Пронченко, colta.ru).
«Мне очень нравится Вуди Аллен. Он даже не то чтобы близкий мне режиссёр - он близкий мне человек. Мне нравится его вид остроумия, его метод думанья, его тип начитанности, его музыкальный вкус. И мне очень-очень нравится его позиция - заниматься своим делом в первую очередь для себя самого, без оглядки на других… Для меня фильмы Аллена (ну, может быть, за исключением самых знаменитых шедевров вроде «Энни Холл» или «Пурпурной розы Каира») сложились практически в один длиннейший нарратив, вернее в один длинный разговор, темы которого время от времени меняются, но интонация - никогда. Комментировать реплики этого разговора - какая из них точнее, какая остроумнее - занятие на грани бессмысленности. Люди ходят не на «фильм Вуди Аллена», люди ходят на «Вуди Аллена» просто. Он из тех художников от кого никто не хочет ничего неожиданного, - пусть, пожалуйста-пожалуйста, остаётся собой. Но если все же этим заняться, то про его новый фильм надо сказать вот что… Это скорее «Аллен облегченного типа». Ура-звёздный состав (Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Блейк Лайвли, Стив Карелл), 30-е годы, немного Лос-Анджелеса, немного (ура!) Нью-Йорка, наряды, машины, гангстеры, еврейские родители, время от времени переходящие на идиш, джаз и закадровый голос (на этот раз принадлежащий самому Вуди Аллену). Boy meets girl, мальчик встречает девочку, вместе им быть не суждено, но это не трагедия, а так, повод для мечтательности, как ничто не трагедия в этом подлунном мире, включая измену и смерть. И если, помимо развлечения (которое гарантировано), ожидать от этого фильма ещё какого-нибудь высказывания, то оно - то же самое, что у Аллена всегда. Быть живым - это и есть быть счастливым, а печаль и даже страдание - только часть этого счастья» (Анна Наринская, «Коммерсантъ Weekend»).