Лето 1910 года. Один за другим исчезают туристы, забредающие в тихую бухту на живописном побережье Ла-Манша, где среди прочих рыбаков живут Брефоры - дебильноватая полунищая семейка паромщиков. Неподалеку в собственном особняке каждое лето проводят ван Петегемы (Бинош, Бруни-Тедески, Лукини), буржуа с претензией на декаданс, но с явными признаками психических отклонений у всех членов семьи. Семейки явно недолюбливают друг друга, но юные Малют Брефор (Лавьевиль) и Билли ван Петегем (Раф) внезапно ощущают влечение друг к другу. История усугубляется тем, что Брефоры - каннибалы, втихую поедающие одиноких путников, а ван Петегемы - просто идиоты! Свою долю хаоса добавляют придурковатые инспектор Машан (Деспрес) и его заместитель Малфой (Риго), прибывшие расследовать таинственные исчезновения…
Фильм поставлен известным французским кинорежиссёром и сценаристом Брюно Дюмоном (1958 г. р.). Будучи философом по образованию и по первому роду занятий (преподаватель), он с 1986 года начал снимать рекламные ролики. В 1993 году дебютировал в кинорежиссуре короткометражным фильмом «Париж» (Париж). В 1997 году его полнометражный дебют «Жизнь Иисуса» был удостоен особого упоминания жюри приза «Золотая камера» Каннского МКФ, премии «Открытие года» Европейской киноакадемии и номинации на премию «Сезар» за лучший дебютный фильм. Дальнейшие работы Дюмона: «Человечность» (1999, Большой приз жюри Каннского МКФ), «Двадцать девять пальм» (2003, участие в Венецианском МКФ), «Фландрия» (2006, Большой приз жюри Каннского МКФ), «Хадевейх» (2009), «Вне Сатаны» (2011), «Камилла Клодель, 1915» (2013, участие в Берлинском МКФ). В 2014 году четырёхсерийный комедийный детектив «Малыш Кенкен», снятый Дюмоном, собрал у телевизионных экранов 1,4 миллиона зрителей и был признан лучшим французским фильмом года по версии журнала «Кайе дю синема». В большинстве ролей Дюмон снимает непрофессионалов. Среди повлиявших на него кинорежиссёров он называет Росселлини, Антониони, Пазолини, Бергмана, Брессона, Вендерса и Киаростами.
Музыка в картине «В тихом омуте» не самая обычная. Дюмон: «Я открыл для себя бельгийского композитора Гийома Лекё, который жил в конце XIX века и умер в 24 года. Его музыка показалась мне очень красивой, романтичной, с налётом ностальгии. Она похожа на Вагнера и Малера, но звучит довольно современно». Кстати, одна из журналисток на Каннском фестивале приняла работы Лекё за темы из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона».
БРЮНО ДЮМОН:
«Я давно хотел сделать комедию, правда, не определившись в каком ключе. Но эту идею пришлось отложить на долгое время, за которое я снял несколько фильмов в других жан¬рах. Затем канал «Arte» предложил мне снять мини-сериал. Они предоставили мне возмож¬ность делать то, что я хочу. Я снял детектив, в некотором смысле экспериментальный. Чувствуя, что сюжет может взбодрить юмор, использо-вал то, что умею делать - добавил бурлеска и гротеска. Успех «Малыша Кенкена» придал мне уверенности, и я решил продолжить в том же духе, только использовав изобразительные и прочие преимущества большого экрана. Я хотел, чтобы фильм «В тихом омуте» получил¬ся «кинематографичным», очень смешным, далёким от натурализма, которого от меня ждут».
«Я искал смешную историю, которая могла бы происходить на Атлантическом побережье - в месте, где я живу и которое хорошо знаю. Однажды мне попались на глаза старые от¬крытки, начала XX века, на которых были изображены люди, перевозившие отдыхающих буржуа с одного берега реки на другой. Это и стало отправной точкой фильма. Отсюда «пошли», с одной стороны, Брефоры, с другой - ван Петегемы, а также любовная история и загадочные исчезновения. Когда я писал сценарий для «Кенкена», то не был уверен, по¬лучится ли это действительно смешно, а здесь сознательно делал акцент на комическом. Структура комедии особая, она предполагает «мгновенную эффективность», и этим от¬личается от драмы. Поэтому снимать комедию гораздо сложнее».
«История разворачивается в течение лета 1910 года. С позиции сегодняшнего дня мы по¬нимаем, что такое начало XX века - развитие капитализма, классовое противостояние. И знаем, что этот мир вскоре станет с ног на голову - вспыхнет Первая мировая война. Впервые мне при¬шлось создавать ландшафт, который давно исчез (те самые открытки мне очень помогли). Когда работа над сценарием уже шла полным ходом, я всё думал, что же может стать наглядным символом безумия того вре¬мени. И, наконец, вспомнил про поместье Typhonium в Виссане, построенное в неоегипетском стиле. Это воплощённое безумие. Его я и держал в голове, пока придумывал историю. Владельцы поместья не очень-то обрадовались нашей просьбе пустить к себе на съёмки. Но через год всё-таки согласи¬лись. Там мы снимали только снаружи дома, а интерьеры - в другом поместье, не менее причудливом».
«Моим главным эталоном в кино был Макс Линдер, комик с внешностью буржуа, слегка нелепый. Я также пересмотрел фильмы Лорела и Харди - мне нравится их головотяпство и путаница ситуаций, в которые они попадают. Дуэт - инспектор Машан и его помощник - сделан в том же ключе: малыш и толстяк, одежда - чёрные костюмы и котелки, и, наконец, Машан, который всё время падает, скатывается по наклонной плоскости и даже летает по воздуху. Да и все персонажи постоянно спотыкаются, падают, скачут и даже парят над землей».
«Я не рассматриваю профессиональных и непрофессиональных актёров как противопо¬ложности. Меня их статус не волнует. Любой актёр создаёт своего героя, каждый по-своему. Я со всеми работаю одинаково, но некоторые роли требуют более тонкой настрой¬ки, для чего нужны артисты, способные на большее с точки зрения внесения нюансов и готовности к сумасбродству. Здесь для ролей семейства ван Петегем мне понадобились виртуозы. Фабрис Лукини был первым, о ком я подумал, в связи с ролью Андре. Я с ним встретился заранее, чтобы убедиться, пойдёт ли он на радикальные изменения внешности, необхо¬димые для персонажа. Его ремесло заключается в том, чтобы превратиться в другого че¬ловека - не имеющего ничего общего с ним самим. Он должен был измениться и внешне, чтобы зрители его не узнали с первого взгляда. А ещё изменил манеру говорить, добавил акцент. То же самое с Бинош и Бруни-Тедески. Я провоцировал их, чтобы выявить в них новые возможности. Это было захватывающе - наблюдать, как они создают своих экс-центричных героинь и борются со своими опасениями. После «Камиллы Клодель» я знал, что Жюльет Бинош может всё. Если бы я попросил её сыграть Поля Кло¬деля, она бы сыграла, и очень убедительно. Поэтому, естественно, роль Од была её. Некоторое время мы с ней искали правильную интонацию для героини - между снобизмом и эмоциональным «излишеством». В моём представлении был очень точный «прототип» - трагик из фран¬цузского театра 50-х годов прошлого века. В сочетании с обликом Бинош это очень смеш¬но. Но Жюльет пришлось много поработать. А Валерия Бруни-Тедески полностью поняла и приняла свою героиню. Мне кажется, она идеально подошла для роли Изабель».
ПРЕССА:
«Действие комедии Брюно Дюмона «Ма Лют», или «В тихом омуте» происходит на побережье Ла-Манша в 1910 году, и что ни персонаж - то праздник, что ни жест - то балаган. Люди примерно так и выглядят в фильмах того времени: толстые полицейские то и дело падают, дамы и господа без передышки машут руками и закатывают глаза, дети бегают и не могут иначе, простолюдины напряжённо или бессмысленно пялятся в камеру. Если вспомнить старинные слэпстики, к примеру, с Роско Арбэклем, то Дюмон практически списал своё кино с запечатлённой натуры, со старых плёнок, добавив цвет и звук - в основном, экстатические вопли и диалектную невнятицу» (Вероника Хлебникова, «Культпросвет»).
«Дюмон с наслаждением играет одновременно в ар-брют и в немую комедию, не гнушаясь самыми примитивными гэгами и поднимая при их помощи самые серьёзные вопросы - от классовой борьбы до моральных ограничений и рушащей эти ограничения любви. Фильм и чересчур простой, и слишком сложный для анализа, он определённо сбивает с толку - но и даёт простое зрительское наслаждение… За это же его уже обвинили в безыдейности и пустоте, и напрасно. Как минимум одна важная и современная мысль здесь налицо: ностальгия по старым добрым временам так же опасна, как умиление честной деревенской бедностью или, напротив, городским шиком. Люди прежде всего животные, где и когда бы ни жили» (Антон Долин, «Афиша daily»).
«Фильм снят на берегу бухты Сан-Мишель с её зыбучими песками, мистическими приливами и отливами. На этом фоне обретают органику и сумасшедшие жанровые перепады, и вкрапления самого безбашенного гротеска. Именно в таком ключе работают приглашенные режиссёром национальные звезды - Фабрис Лукини, Валерия Бруни-Тедески и полностью уходящая в отрыв Жюльет Бинош» (Елена Плахова, «Сеанс»).
«Вообще в этом фильме слэпстик правит бал: здесь запинаются, падают, смешно ходят, забавно говорят, хлопают лицами (особенно это удается Бинош), а под конец и вовсе начинают летать. Последнее, правда, к слэпстику не относится, но добавляет ещё одну нотку абсурда в картину… Начало XX столетия - время появления индустриализации, капитализма, буржуазии и, как следствие, классовой борьбы. Однако у Дюмона работяги-рыбаки гораздо опаснее глуповатых богачей ван Петегемов и могут буквально откусить руку. Сказать, что режиссёр занимает чью-то сторону, нельзя. Он просто находит смешное в макабре, творящемся на экране» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Ma Loute» притворяется злой пародией на эпоху Люмьеров, когда технический прогресс казался панацеей от всех бед, а лучшие умы искренне верили, что изобретение всевозможных удобств сведёт на нет классовое неравенство и революция ограничится электрификацией… Мизантропии в «Ma Loute» в меру, иногда Дюмон откровенно забывается и выдаёт настоящего Тати, а в помощь ему - актёрский ансамбль (прежде - до «Камиллы Клодель» - не желавший и не умевший работать с «настоящими» актёрами, Дюмон вполне успешно профессионализировался). Не очень понятно, как ему удалось отучить Фабриса Лукини от интеллектуальных камланий и разлучить с внутренней драмой Жюльет Бинош, но такой игры французское кино не видело давно» (Зинаида Пронченко, colta.ru).
«Дюмон увлечённо осваивает новый для него жанр абсурдистской комедии, явно ориентируясь на дивный старофранцузский стиль времен Жака Тати. Придумывает смешные приколы. Азартно работает со звуком, отчего каждый шаг толстяка отзывается в зале таким мощным хрюканьем, что уже становится весело. Он верен своему принципу соединять в одном кадре профессиональных актёров с натурщиками - и добивается фантастического по контрастам ансамбля. Среди профессионалов выделяются Валерия Бруни-Тедески и Жюльет Бинош в роли приехавшей на виллу экзальтированной тётушки. Все актёры и неактёры обдуманно педалируют и комикуют, каждый трюк и каждый гэг отрабатывая честно, на двести процентов. Но когда в зале пройдёт первое изумление от раскрывшегося перед тобою мира, и когда ты окончательно примешь предложенные режиссёром залихватские условия игры, действие начинает буксовать, абсурд перестаёт развиваться и становится монотонным, и хотя комедия ещё идёт, смех в зале утихает. Вырулить к финалу с честью становится проблематичным, но Дюмон с этим справляется» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«В тихом омуте» чаплиниада (персонажи то и дело валятся с ног, как ваньки-встаньки, сталкиваются лбами и т. п.) соединяется с сюрреализмом а-ля Рене Магритт (герои летают над пляжем, как воздушные шарики) и с пародией на театральные водевили (с завываниями и обмороками)… По ходу сюжета выясняется, что в семье туристов-аристократов давно процветают инцестуальные связи, что является причиной всеобщей «придурошности», а заодно и гендерных фокусов, как они выражаются. Тут изысканность эксцентрической конструкции достигает апогея: всё происходящее становится блистательной клоунской пародией на «Гибель богов» Висконти. Со всеми висконтиевскими темами вырождения и выживания, ангелов и дьяволов. Главный французский киножурнал «Кайе дю синема» написал про Дюмона: «Что за чудо его фильм - это всё равно, как если бы Тарковский и Бергман вдруг сняли простодушные комедии, оставаясь при этом на высоте своего философского анализа бытия» (Марина Дроздова, «Санкт-Петербургские ведомости»).