С 20 по 22 июня «Орлёнок» представляет в «Специальном показе» документальные «Кольца мира» (Россия, 2015) – официальную картину Олимпийских игр 2014 года в Сочи, масштабный и ошеломляющий фильм-событие, авторское откровение одного из главных документалистов современности, обладателя премий «Эмми», «Ника» и «ТЭФИ» Сергея Мирошниченко и его команды мастеров киноискусства. Их объёмная и трудная работа велась от первого до последнего всполоха Олимпийского огня Сочи. Уникальная оптика, сложнейшая звуковая аппаратура, симфония страстей и невероятные признания величайших спортсменов века раскрывают перед нами Игры в невиданной до сих пор глубине - как грандиозную метафору самой жизни.
Сергей Валентинович Мирошниченко (родился 24 июня 1955 года в Челябинске) - советский и российский кинорежиссёр-документалист и сценарист, педагог, профессор. Заслуженный деятель искусств России (1993). Обладатель премий «Эмми» («Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР»), «Ника» («А прошлое кажется сном…», «Убийство императора. Версии», «Рожденные в СССР: 21 год») и «ТЭФИ» («Георгий Жженов. Русский крест», «Река жизни»). Лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (за фильм «А прошлое кажется сном…» и за вклад в развитие отечественного документального кино). Слово мастеру, который лучше всего расскажет о своём фильме:
«Почти все фильмы про Олимпиады построены одинаково: изображение и дикторский текст. Всё обычно начинается с парада, который длится 25-30 экранных минут, и все там долго идут с флагами под музыку. А мы сразу придумали другую концепцию, которая в итоге и осталась в финальной версии. Можно спорить, плохая она или хорошая. Мы сразу заявили, что это будет картина о философии спорта».
«Когда мы собирали команду, я впервые осознал, в какой степени разрушена наша индустрия документального кино. Её просто нет. Когда Юрий Озеров снимал фильм об Олимпиаде 1980 года, он опирался на лучших специалистов «Мосфильма», на него работала вся ЦСДФ, весь «Лендок», вся Рижская киностудия. Талантливейшие операторы, режиссёры, ассистенты - весь персонал в блестящей форме, готовый к работе любой сложности. Целая армия. У него было 64 оператора. У меня – 18… Мне говорили, что я просто их не найду, потому что их в России нет, и что придётся их приглашать из-за рубежа. Я почти уже согласился на это. Но потом я решил, что тогда моя совесть будет нечиста перед российскими коллегами, и мы стали со всей страны вызывать самых лучших операторов, даже тех, кто уже перестал активно снимать по возрасту. Мы объясняли им, насколько сложно будет работать, что придётся стоять далеко от событий, самим переводить вручную фокус. Когда на вас несётся конькобежец, он за пару секунд преодолевает огромное расстояние, как пуля. Надо эту «пулю» зафиксировать и хотя бы какое-то время «вести» в фокусе. У меня один оператор работал на 1600-ом объективе и снимал хоккей, к вечеру он ощущал себя, как космонавт после тренировки. Он ложился, его тошнило, ему приходилось оказывать медицинскую помощь. Ведь хоккеисты мало, что носятся на бешеной скорости, у них ещё и нет заданной траектории, её нужно просто ловить. Поэтому я считаю, что можно как угодно оценивать мою работу на этом фильме, но то, что сделали операторы, - это выдающийся результат, заслуживающий всех «Орлов» и «Ник» наравне с игровым кино и даже больше».
«Мы берём интервью у тренера «Детройт Ред Уингз», в которой играет Павел Дацюк, капитан нашей сборной на Олимпиаде. Он очень подробно отвечает на наши вопросы и вдруг спрашивает: «А вы что, всем такие вопросы для этого фильма задаёте?» - «Да». - «Мне очень приятно, что у нас получается такая беседа. Я сейчас позвоню Кросби и остальным, скажу, чтобы обязательно соглашались на интервью!»… Нашу команду передавали буквально из рук в руки. НХЛ с нас не взяла за эти интервью денег, они видели, как мы разговариваем, и поняли, что мы делаем важное дело, в том числе, и для них, для спорта… Наши вопросы открывали нам двери. Сначала нам давали пять минут, потом продлевали это время на десять и больше. Я понял, что спортсмены - далеко не идиоты, как нам иногда представляют. Они мыслят парадоксально, они личности высокого уровня. Они давно поняли, что в их деле тело - это не единственное, что нужно для победы. Они ищут источники для сверхусилий, занимаются всевозможными техниками внутреннего самосовершенствования. К спорту они подходят очень основательно».
«У нас было секретное оружие - исполнительный продюсер Ольга Кучменко. Она фантастически обаятельна и привлекательна, при этом очень скромная и порядочная. Ей достаточно было появиться, улыбнуться, засмеяться - и все спортсмены-мужчины сразу открывались и начинали говорить очень свободно. А потом я тихонько садился у неё за спиной и начинал задавать свои вопросы. Когда они понимали, в какую попали ловушку, было уже поздно. С девушками-спортсменами «работали» операторы - они у нас все очень обаятельные, как молодые, так и «ветераны». Поэтому нерешаемых проблем с раскрепощением у нас не было. А некоторые истории и спортсмены, с которыми мы столкнулись, могли бы сами стать отдельными фильмами».
«Обычно говорят, что спорт - это мышцы. Я считаю, что современный спорт - это интеллект. И моя задача - сделать кино о мысли и о высоких технологиях в спорте. Мне бы хотелось, чтобы всем было ясно, что ненависть и войны - это не лучшее применение силы и мысли».