1999 год. На стене висит газета с неоспоримым заголовком «Бекхэм - лучший в мире». Перед камерой - мало кому известный 17-летний пацан, который заявляет: «Английский футбол - дерьмо». Это нападающий шведского клуба «Мальмё» Златан Ибрагимович, огромное самомнение которого равно его футбольному таланту, только талант этот ещё надо раскрыть… С 6 по 8 июня «Орлёнок», предваряя старт чемпионата Европы по футболу, в «Специальном показе» представляет шведско-итальянский документальный фильм «ЗЛАТАН. НАЧАЛО» (2015). Лента Фредрика и Магнуса Герттенов покажет, откуда взялся самый харизматичный игрок современного футбола, который кого-то злит, а кого-то восхищает, в том числе и такими словами: «Принято считать, что до самой смерти мы не можем стать легендами. Мне кажется, что это не так. Я – живая легенда».
Златан Ибрагимович (родился 3 октября 1981 года в Мальмё) - шведский футболист боснийско-хорватского происхождения. Считается одним из самых непредсказуемых и мастеровитых нападающих своего поколения. Выступал за «Мальмё», амстердамский «Аякс», туринский «Ювентус» и миланский «Интер», за «Барселону» и «Милан», за французский «Пари Сен-Жермен». В 2001 году дебютировал за сборную Швеции. Сыграл на трёх чемпионатах Европы (2004, 2008 и 2012) и на двух чемпионатах мира (2002 и 2006). Лучший бомбардир в истории национальной сборной Швеции. По версии газеты The Guardian, Ибрагимович занял третью строчку лучших футболистов мира за 2013 год. По версии шведского журнала Dagens Nyheter, Златан занял второе место в списке лучших спортсменов государства всех времён. В шведском языке в честь Златана Ибрагимовича появился новый глагол «zlatanera», который добавлен в словари и обозначает «доминировать на поле и за его пределами, делать что-то с силой».
История восхождения на футбольный олимп enfant terrible от футбола шведского футболиста Златана Ибрагимовича рассказывается на экране через редкие архивные материалы, в которых ещё юный Златан прогуливает уроки в школе ради тренировок, едко шутит и даёт советы тренерам. Самое ценное здесь - невероятные архивные съёмки из Швеции: клубный оператор «Мальмё», снимающий с расстояния вытянутой руки, ходит за Златаном и в раздевалку, и в автобус, и к нему домой, где он режется в приставку, а также показывает, как дети выпрашивают у него бутсы, а девушки - номер телефона. В фильме запечатлены его дебют в клубе «Мальмё», сложный период в амстердамском «Аяксе» и первый прорыв с «Ювентусом» в середине нулевых. Ранний этап его карьеры не обходится без трудностей, но Ибрагимович расправляется с ними примерно так же убедительно, как в 2016-м выбивает английский «Челси» из Лиги чемпионов.
Вот несколько «свидетельских» пресс-показаний тех, кто картину уже посмотрел.
«Златан не имеет никакого отношения к этому фильму. Это не авторизованный байопик вроде того слащавого и поблескивающего кино о Роналду с миллионом наигранных сцен, и даже не «Класс 92», ради которого создатели фильма устроили интервью с бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Разумеется, и в том, и в другом подходе есть свои плюсы и минусы, но, по крайней мере, одну вещь мы знаем наверняка: в фильме о Златане мы увидим именно то, что происходило в реальности, а не то, что хотели бы в нём увидеть его многочисленные PR-менеджеры и пресс-атташе» (Виталий Суворов, sports.ru).
«Трудно представить другого футболиста, про которого подобный фильм в принципе возможен: не парадный портрет, не нарезка лучших голов и говорящих голов, а внимательный взгляд на один далеко не самый яркий, давно забытый всеми, кроме фанатов, этап карьеры. Если русское прокатное название весело отсылает к комиксам, то в оригинальном шведском, ещё более простом - «Молодой Златан», - чудится почти религиозный трепет. Речь идёт не о супергерое, а о сверхчеловеке, становление которого достойно того, чтобы быть рассмотренным под микроскопом - достойно, если угодно, видеоповтора» (Станислав Зельвенский, «Афиша daily»).
«Каким мы представляем Златана? Высокомерный игрок, называющий себя богом и легендой? Самовлюбленный хам? Да, он такой, но не только. В фильме мы видим другого Ибрагимовича: он искренне смеется, шутит, расстраивается, злится. Он не отворачивается от людей, которых уважает, и не срывается на всех подряд. После того, как Мидо чуть не ранил Златана ножницами, кто заступился за него? Да, это был Ибрагимович. После просмотра вы поймёте: то, что мы знаем о нём из его интервью, далеко не полная картина… Посмеяться вам придётся не раз: над словами юного Златана, над его девушкой и друзьями… Сам молодой Ибрагимович смеётся не переставая, и его улыбка - это, кстати, то, ради чего стоит сводить на фильм свою девушку… Мы очень редко видим по-настоящему классное документальное кино. Наши фильмы в этом жанре, как правило, очень пафосны. Интервью с родителями, первыми тренерами и завершения вроде: «И он имеет право на любовь…» - это то, что вызывает слёзы умиления, но отвлекает от сути. В фильме про Златана мы почти не слышим про его семью и детство, а единственная жалоба - «мы часто переезжали». Нет акцента на том, что он из бедной семьи (хотя это и прозвучит), нет ничего такого, что заставит разрыдаться. В фильме нет интервью мамы и папы и даже самого взрослого Ибрагимовича. Но за полтора часа зритель проходит эти пять лет рядом со Златаном, переживает, задаётся вопросами, ищет ответы и делает выводы сам» (Татьяна Кокорина, spb.sovsport.ru).