С 26 мая по 1 июня «Utopia Pictures» и «Future Shorts Russia» представляют в «Орлёнке» новую программу международного фестиваля короткометражного кино и анимации «Future Shorts» «ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ-2016». Это великолепная семёрка лучших короткометражек весны - весёлых и грустных, стремительных и задумчивых, в рок-н-ролльных и блюзовых ритмах, про любовь и странности. Деликатная лирическая комедия из Нидерландов делится простыми радостями, колумбийский обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля берёт за душу правдой жизни, французский мультфильм и издевательски, и трогательно показывает непреходящее значение семейных обедов, американский сатирический док находит суперменов среди нас, смешное и мудрое британское музыкальное видео отправляет в незабываемую автомобильную поездку, изысканная франко-голландская элегия сочиняет киностихотворение о юности, остроумная британская анимация бодрит фирменным чёрным юмором.
ДОМ, МИЛЫЙ ДОМ («Home Suite Home», Нидерланды-Франция, 2015)
Режиссёр: Йорун Хубен.
300 дней в году Людвиг проводит в отелях; каждое утро он встречает в новом номере - не потому что любит путешествовать, а потому что такова его работа. Он инспектирует гостиницы, проверяя соответствие качества услуг количеству звёзд; его придирчивый взгляд мигом замечает расхождение между ресторанным меню и реальным положением дел в тарелке - и не замечает многих прекрасных вещей вокруг. Но случайная встреча с красавицей Стеллой нарушает привычный порядок…
В маленьком и очаровательном фильме играют настоящие звёзды голландского кино: основательный Джин Бервутс известен как актёр-талисман мэтра чёрных комедий Алекса Ван Вармердама и постоянный участник поздних фильмов Йоса Стеллинга, в фильмографии Теклы Рейтен несколько международных хитов, включая «Американца» и «Залечь на дно в Брюгге». В крошечной роли гостиничного портье снялся француз Слиман Дэзи, в активе которого «Прорк» и «Выживут только любовники». Филигранные актёрские работы обеспечивают этой комедии пятизвёздочное качество. Невозможно устоять и перед её искренним и обаятельным посылом: чтобы наслаждаться каждым новым утром необязательно разбираться в вине и смотреть на всё строгими глазами критика. Просто радуйтесь - это легко.
Лейди с младенцем и вечно озабоченной матерью живёт на окраине Боготы, в горном районе, близко к облакам - вот только любоваться небом девушке недосуг: у бедняков много забот. А помощи ждать неоткуда, ведь даже отец малышки всё время где-то пропадает - то ли играет с дружбанами в футбол, то ли шабашит на подсобных работах. Сегодняшним утром Лейда хочет во что бы то ни стало его отыскать...
В 2014-м году эта сильная реалистическая драма сразила жюри каннского фестиваля с великим иранским режиссёром Аббасом Кьяростами во главе. «Лейди» получила «Золотую пальмовую ветвь» - за честность и простоту, эмоциональность и красоту. Никакого искусственного нагнетания страстей и ложного драматизма, в кадре только нормальная повседневная жизнь. Но запечатлена она с необычным для дебютанта мастерством (Симон Меса Сото - выпускнинк Лондонской киношколы). И с редкой человеческой теплотой. И эпическим дыханием, позволяющим в четверть часа уместить вечность.
ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД («Le Repas dominical», Франция, 2015)
Режиссёр: Селин Дево.
Для Жана традиционный обед в кругу семьи рискует стать неизбежным еженедельным злом: мама готова пустить слезу, вспоминая о безвозвратно ушедшей молодости, тетушки с их назойливым воркованием будут страшно раздражать папу, а на самого Жана всем, похоже, глубоко плевать - уж его-то бойфренда на эти посиделки точно не пригласят. Но какой же замечательной комедией может обернуться это адское испытание, если дать волю фантазии!
Именно безудержная фантазия, воплощенная в удивительных анимационных образах, выделяет «Воскресный обед» из плеяды мультфильмов о блеске и нищете семейных ценностей. Участник Каннского фестиваля 2015 года фонтанирует сарказмом и нежностью - грань между ними едва ощутима. Оцените и шикарный закадровый комментарий - озвучил картину Венсан Макань, один из самых востребованных французских комиков наших дней, симпатичный увалень, только что сыгравший в хитовой драматической комедии Луи Гарреля «Друзья».
СОВЕРШЕНСТВО НАВСЕГДА («Perfection Is Forever», Румыния-Великобритания-США, 2015)
Режиссёр: Мара Трифу.
«Вы видели «Убить Билла»? Обе части? Там на примере Супермена/Кларка Кента всё чётко рассказано о нашем несовершенстве». Своими открытиями с камерой делится простой лос-анджелесский работяга, каждый день отправляющийся к голливудским холмам на обычном автобусе. Он работает имперсонатором Супермена: каждый день давно уже взрослый дядя напяливает синие трико и красный плащ, чтобы веселить туристов и детвору. Странное занятие - но каких только профессий не бывает: параллельно с историей этого «актёра» фильм фиксирует будни другой «голливудской достопримечательности» - трансвестита, выступающего под сценическим именем Монализа Думсдей.
Самый забавный документальный фильм года, незлобливая сатира, рассказ об «одиноких душах», пребывающих в вечном поиске - себя, любви, совершенства, от которого все мы так далеки. Или это расстояние преодолимо? Румынский режиссёр Мара Трифу отправляется на родину американской мечты, чтобы увидеть венец творения в чудаках.
ДЫРА В МОЁМ СЕРДЦЕ
(«Un creux dans mon coeur», Нидерланды-Франция, 2015)
Режиссёр: Мис Пайненбург.
Он совсем юн, но чувствует только пустоту, тишину и одиночество. Он не видит смысла ни в чём и ни в ком - ни в семье, ни в друзьях. Что могло произойти с обычным французским школьником из небольшого городка? И что сможет вернуть его жизни краски?
Тонкий чёрно-белый фильм, снятый на севере Франции с непрофессиональными актёрами и официально выдвинутый Нидерландами на соискание премии «Оскар» в короткометражной категории, - пример абсолютной кинематографической поэзии. Девять минут блюза, сладкой печали и чистого кино, в котором не важен сюжет, а чувства и атмосфера - первостепенны.
Идиллический лес среди снежных альпийских вершин - красота и покой. Вот только этим волшебным утром в глади лесного озера отражаются не только гордые олени: в свой очередной день рождения сюда пришёл Эдмонд, и мысли его совсем не праздничные. Эдмонд хочет покончить с собой - по причинам, истоки которых кроются в глубоком, как озеро, прошлом...
Многоуровневый мультфильм, сделанный с помощью нечасто используемого в анимации материала - войлока, достойно пополняет антологию британского чёрного юмора. И смеётся лауреат кинофестиваля «Сандэнс»и национальной английской премии BAFTA не только над табуированой темой - смертью. Другая мишень, в которую метко стреляет «Эдмонд» - психоанализ, способный вывернуть любые мозги набекрень.
Лаконичная ночная сказка о человеке за рулём и танцующих полицейских. Мимолетная иллюзия в стиле рок. Видеоклип молодой английской группы «Rationale», сделанный режиссёром, работавшим с такими артистами и коллективами, как Сэм Смит, Азилия Бэнкс, «Disclosure», «Flatbush Zombies» и A$AP Rocky.