ЗИМНЯЯ ПЕСНЯ (Франция, 2015)
Режиссёр: Отар Иоселиани.
В ролях: Рюфюс, Амиран Амиранашвили, Пьер Этекс, Матиас Юнг, Матье Амальрик, Энрико Гецци, Катя Рупе, Тони Гатлиф.
Жанр: драма с элементами абсурда, сюрреалистической сатиры и слэпстика.
Иногда сходство выглядит пугающим. Например, между виконтом, казнённым во времена террора, и армейским капелланом, который, как на конвейере, благословляет всех подряд - солдат, мародёров, насильников. Между парижским бродягой, попавшим под каток, и торговцем оружием, который одновременно служит консьержем в большом жилом доме. И в этом же доме пересекаются многочисленные герои из разных эпох. Но внутри этого столпотворения остаётся место для мечты, любви, настоящей дружбы. А это вселяет надежду, что завтрашний день будет лучше, чем сегодняшний…
Новая картина Отара Иоселиани, классика советского кино, грузинского режиссёра, давно живущего в Париже. Он родился 2 февраля 1934 года в Тифлисе. В 1962 году Иоселиани поставил короткометражную ленту «Апрель», а в 1964 году снял документальный фильм «Чугун», показав в нём один день работы металлургического завода. Уже для этих фильмов был характерен оригинальный режиссёрский стиль, который ярко проявился в его первой полнометражной картине «Листопад» (1966), удостоенной в Каннах приза ФИПРЕССИ и приза Жоржа Садуля за лучший дебют. Режиссер Отар Иоселиани начал путь в кино с документальных короткометражек, но успех пришел лишь с первой полнометражной картиной «Листопад» (1966), получившей приз Жоржа Садуля и приз ФИПРЕССИ на фестивале в Каннах. Помимо «Листопада», Иоселиани снял в СССР ещё два полных метра - «Жил певчий дрозд» (1970) и «Пастораль» (1975, приз ФИПРЕССИ на Берлинском МКФ). С 1984 года живёт и работает во Франции, куда иммигрировал из-за проблем с советской цензурой. С тех пор создал фильмы «Фавориты луны» (1984, Специальный приз жюри на МКФ в Венеции), «И стал свет» (1989, Специальный приз жюри на МКФ в Венеции), «Охота на бабочек» (1992), «Разбойники. Глава VII» (1996, Специальный приз жюри на МКФ в Венеции), «Истина в вине» (1998), «Утро понедельника» (2001), «Сады осенью» (2006) и «Шантрапа» (2010).
Снималась французская «Зимняя песня» в Грузии (на студии «Грузия-фильм») и Париже. В производстве активное участие принимало не только Министерство культуры Грузии, но и министерство обороны этой страны, выделив режиссёру несколько десятков пехотинцев и военную технику.
При просмотре может сложиться впечатление, что кадры в картине не имеют структуры и сняты случайно, однако, по утверждениям режиссёра, к каждому эпизоду у него была подробнейшая раскадровка, тщательно подготовленная за много месяцев до начала съёмок.
В «Зимней песне» весьма необычный и разношёрстный актёрский состав. Здесь и масса «людей с улицы», и французский актёр и юморист Рюфюс (снимался у Жана-Пьера Жене почти во всех его французских картинах), и итальянский критик Энрико Гецци, и цыганский режиссёр Тони Гатлиф, и великий французский комедийный актер, режиссёр и сценарист Пьер Этекс, немало поработавший с самим Жаком Тати и снимавшийся аж в далёком 1959 году у Брессона в «Карманнике». На ничтожно малую роль согласился в «Зимней песне» один из самых востребованных французских актёров - Матье Амальрик, кстати, дебютировавший в кино как раз у Отара Иоселиани в «Фаворитах луны». Сам Иоселиани тоже на миг появится на экране в своей новой картине.
«Зимняя песня» участвовала в конкурсе последнего МКФ в Локарно. В России Иоселиани лично представил фильм на премьерном показе 27 апреля в московском кинотеатре «Пионер».
ОТАР ИОСЕЛИАНИ:
«Я снимал притчу о существовании недоступного нам мира, который есть результат наших поступков. Каждое действие человека меняет жизнь. После совершенных ошибок мы способны проморгать самое главное. Например, идёт человек по улице, вдруг в стене открывается дверь в райский сад, он встречает там важного для себя человека, но не останавливается и спешит дальше. Воришки крадут сумки не только для наживы: так они протестуют против буржуазного общества, в котором растут, против полиции и видимого порядка. В картине, даже когда человек попадает под каток, в буквальном смысле становится папье-маше, это воспринимается окружающими как несчастье, проблема, которую надо решить, и раздавленного человека по просьбе доктора просовывают под дверь, словно не замечая в нём человека. Это кино построено на старых музыкальных формах сонаты, контрапункта и симфонии человеческих отношений - дружбы, верности и прощения. Для меня картина о том, как течёт наша буржуазная, несчастная, порой неприятная жизнь, в которой мы все одиноки. Мне хочется, чтобы по этому поводу кто-то вздохнул вместе со мной».
«Я хотел показать, как мы давно смотрим за безобразиями вокруг нас, в том числе историческими. В «Зимней песне» есть два героя - старики, один из них бывший виконт, у него нет средств, чтобы содержать замок, и государство сносит здание. Этот человек живёт не в своём времени, именно со временем у него конфликт, он воюет против того общества, в котором оказался. Проследить историю человеческих отношений всегда сложно, она никогда не собрана в одном времени. Моя картина не про то, как Мария любила Пьера, Анна - Ришара, а Ришар полюбил, например, Марию, - это я называю драматургией. И я никогда не буду заниматься такой драматургией. Фильм, который выстроен с помощью подобной драматургии, смотреть второй раз неинтересно… Чтобы понять хаос, надо вернуться к моменту его зарождения… Ради бога, не смотрите этот фильм, думая: а что же будет дальше? Дальше будут переплетения странных событий, эту картину надо смотреть два раза, как, например, фильмы Бориса Барнета или Жака Тати». (сравнивая «Зимнюю песню» с «Фаворитами Луны») «Тот фильм состоял из 600 склеек. В новом же 166 склеек. Я стал снимать длинные куски и попытался рассказывать о том, что происходит внутри одного фрагмента».
«Вообще-то в идеальном для меня кино не говорят. Произнося что-то, надо что-то сказать, вы понимаете? Не просто говорить «Здравствуйте!» или «До свидания!», «Как поживаете?», «Чего вы дурака валяете?», «Я вас люблю» или «Я вас ненавижу». Это всё и так видно по пантомимике. Надо сказать что-то важное. Говорить просто так - какой в этом смысл?»
ПРЕССА:
«Зимняя песня» – фильм, сделанный в очень узнаваемой стилистике. Это кино без конца и начала, сцены, выхваченные из жизни, мозаика эпизодов, которые, если хотите, можно уложить в общий смысловой ряд и пофилософствовать за стаканчиком бургудского. Наблюдая за своими персонажами, Отар Иоселиани в очередной раз рассказывает нам притчу о высших человеческих ценностях: жизни, любви, дружбе и страсти к хорошему вину. Здесь и знаменитый неспешный темп, называемый французами «non-chalant», и особая пластика камеры и персонажей внутри кадра. Иоселиани не выделяет в картине одного героя, а следит сразу за несколькими сюжетными линиями, которые пересекаются во дворе одного парижского дома… Режиссёр спокойно и без истерик вскрывает нарывы больных мест современного общества: власть, деньги, скоротечность времени. Не придавая большого значения содержанию диалогов, он при помощи интонаций, мелодий и ярких жестов рассказывает незатейливые истории, за которыми можно понаблюдать как за жизнью вокруг, стоит лишь оторваться от экранов смартфонов» (Ксения Константинова-Раго, «5 республика»).
«Как всегда в фильмах Иоселиани, смешное тут идёт под руку с невесёлым. Однако в начале «Зимней песни» невесёлое превращается уже прямо-таки в совсем страшное… Абсурдистский юмор всегда был ключевым приёмом Иоселиани (особенно парижского периода), так же как и очевидные симпатии к разнообразной пролетарско-левацкой шантрапе. В основной - «парижской» - части фильма этих типов предостаточно… Если перечислять все шутки и гэги «Зимней песни», не хватит и полутора часов (фильм длится два). Снова отталкиваясь от слэпстика Бастера Китона и вовсю используя вселенную сюрреалистической сатиры Жака Тати, Иоселиани снимает своё, очень узнаваемое, кино: минимум диалогов, приёмы немого кино, конфликт буржуазии и пролетариата и классическая музыка как приемлемый фон для весёлой анархии. Но в «Зимней песне» есть и забавное новшество - это удивительно поставленная хореография городского спектакля. Невозможно буквально уследить за всем происходящим в кадре… Всё же кажется, что с возрастом Иоселиани расширил регистр бунюэлевской абсурдности собственных фильмов, соединив истинно трагический и жестокий реализм («грузинский» пролог) с ироничным сюрреализмом. Чёрный юмор стал ещё мрачнее, куда-то ушла задумчивая романтичная поэзия более ранних фильмов, которые, что уж таить, действовали усыпляюще. Но в «Зимней песне» сумасшедшая симфония жизненных неурядиц организована не только эпически, но и попросту увлекательно. Заснуть на «Зимней песне» уже никак не получится» (Наталья Серебрякова, colta.ru).
«Почтенный грузинский классик Отар Давидович Иоселиани любит дураков на экране. Не просто любит, а с упоением разворачивает богатое полотно человеческих несовершенств. Дураки, по его мнению,- это все живые люди: они очаровательны в лучшем случае, а в худшем за ними просто интересно наблюдать. Иоселиани нежен без разбору, но при этом его юмор может быть диким и крайне злым. Попавшие к нему в кадр черепа и музыкальные инструменты, не говоря о животных, к которым он всегда был неравнодушен, имеют не меньше собственного мнения, чем люди, которые, в свою очередь, предельно окарикатуриваются, в основном бурча себе под нос общие фразы или нечленораздельно хмыкая… Перед нами мир, в котором высокое и низкое не только входят в контакт друг с другом, но в какие-то моменты становятся единым целым. Это мир ужаса и абсурда, в котором война всегда оказывается где-то под поверхностью цивилизации. Но в нём есть и постоянный фоновый шум - достаточно радостный,- в котором человеческая глупость и меланхолия смертности смягчаются дружбой, алкоголем или пением, а также спасительной поэзией аккуратных гэгов. Иоселиани остаётся мастером жанра, которым в наше время владеет только он,- а раньше занимался тот же Этекс. Это почти забытое киноискусство, притом совершенно замечательное,- философский слэпстик» (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»).
«Многие фильмы Иоселиани рождают в зрителе желание, которое почему-то не пробуждается от более совершенных работ других авторов: хочется лично поблагодарить режиссёра. Сегодня - ещё и за то, что классик, ведущий сибаритски-богемный образ жизни на второй родине, в Париже (по меньшей мере создающий такое впечатление), в свои 82 года продолжает снимать кино. Моментально опознаваемое, элегантное, стильное, вызывающе старомодное. При этом старческой усталости в «Зимней песне» не чувствуется совсем. Нет и ощущения самоповтора… Фильм настолько визуально выразителен, что вполне мог быть немым. Собственно, саундтрек не случайно напоминает ненавязчивое сопровождение тапера. Громкой и яркой музыки автор не переносит… Почему же в названии песня, отчего она зимняя? И зима-то - что грузинская, что парижская - на зиму в нашем представлении мало похожа… Разгадка элементарна. Всю жизнь обожавший другое время года, от раннего «Листопада» до поздних «Садов осенью», Иоселиани снимает не о зиме как сезоне, а о зиме как смерти» (Антон Долин, «Афиша daily»).
«Отар Иоселиани остается верен себе. Мы видим всё тех же «фаворитов луны», пасынков судьбы, дорогих сердцу режиссёра клошаров, всякого рода бродяг, злобных старух, выпивох-старичков, бездельников всех мастей и прочую шантрапу. Посмотришь любой фрагмент - тут же установишь авторство, почувствуешь фирменный почерк Иоселиани» (Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец»).
«В «Зимней песне» Иоселиани занимается ровно тем, чем положено заниматься человеку в его положении, патриарху. Показывается кратко, но во всей красе… Иоселиани действительно не растерял всего того обаятельного раздолбайства, за которое его нельзя не любить. Трюки всё так же трогательны и минималистичны. Молодые апаши всё так же обаятельны. Старики всё так же копаются в книгах и тайком прикладываются к фляге. Средний план всё так же выразителен… Никаких конфликтов и драматических напряжений. Здесь всё кажется логичным и правильным, спокойным и естественным. Действие течёт без акцентов и ударов - всё, что можно к ним отнести, сдвинуто в первые десять минут картины. Распитие напитков, кражи, уличные погони, разгоны клошаров с насиженных мест - просто трогательная суета. Что с ней делать ещё, если не наблюдать. Просто ещё один слепок чудесного мирка, который Иоселиани придумал и научился собирать на экране. Мирка, который нужен только ему и его зрителям. Которых он, кажется, должен бы знать поименно - настоящих буддистов на свете очень немного» (Иван Чувиляев, «Искусство кино»).
«Зимняя песня» не станет сюрпризом для тех, кто знаком с творчеством режиссёра, в ней есть буквально все основные составляющие киноязыка Иоселиани: кочующие из фильма в фильм простодушные клошары, уличные музыканты, проститутки, неприглаженные фактуры парижских подземок, пейзажи Грузии, поэзия городского «дна», ностальгия по медленным ритмам и по идеализированному благородству прошлого… Однако, есть и нечто новое: изменился контекст всей этой традиционной кинополифонии. В большой степени «Зимняя песня» фильм-разговор о войне, тошнотворной, реальной или символической, а также о старости и о месте обычного человека в наши «мутные» времена… В одном из интервью режиссёр объяснял, что «Зимняя песня» - это название старого грузинского песнопения, в котором есть такие слова: «Пришла зима, листья отцвели, но ничто не заставит нас прервать песню». Иоселиани с упрямством романтика предлагает продолжать (жить, стоить, петь, - нужное подчеркнуть). Мы можем быть несогласны с его взглядами, но бесконечно рады, что вместо точки в новом фильме у него - многообещающее многоточие. Это даёт надежду» (Ольга Воробьева-Шабри, afficha.info).