КоммунаКОММУНА
(«Kollektivet», Дания-Швеция-Нидерланды, 2016)
Режиссёр: Томас Винтерберг.
В ролях: Ульрих Томсен, Трине Дюрхольм, Фарес Фарес, Джули Аньет Ванг, Лизе Койфоэд, Ларс Ранте, Оле Дюпон, Хелена Рейнгорд Ньюманн, Мэдс Ретер, Адам Фишер, Марта София Валльстрём Хансен, Себастьян Грённегор Мильбрат.
Жанр: драма.

Действие разворачивается в 70-е годы прошлого века. В огромной вилле, расположенной в фешенебельном районе Копенгагена, Эрик и его жена Анна, воплощая давнюю мечту, создают коммуну близких по духу людей, готовых жить под одной крышей. Общие интересы, беседы, вечеринки полны эйфории и дарят ощущение подлинного единства. До тех пор, пока Эрик не приводит в дом свою новую возлюбленную…

Датский режиссёр Томас Винтерберг родился 19 мая 1969 года в Копенгагене. В девятнадцать лет поступил в Датскую национальную киношколу, которую с успехом закончил в 1993 году. Его дипломный проект - короткометражный фильм «Последний раунд» получил награду продюсеров и приз жюри на международном студенческом кинофестивале в Мюнхене, а также первый приз на фестивале в Тель-Авиве. Вскоре Томас стал соавтором (вместе с Ларсом фон Триером) манифеста «Догма-95», а чуть позднее режиссёром первого фильма, снятого по правилам «Догмы», - картины «Торжество» (1998), получившей на МКФ в Канне Спецприз жюри. Другие известные картины Винтерберга: «Всё о любви» (2002), «Дорогая Венди» (2004), «Субмарино» (2010). Его фильм 2012 года «Охота» с Мадсом Миккельсеном (приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Канне-2012) завоевал премию Европейской киноакадемии за лучший сценарий и был номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». В 2015 году Винтерберг осуществил новую экранизацию романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы». «Основано на реальных чувствах» - так Томас Винтерберг описывает свой девятый полнометражный фильм «Коммуна», вдохновленный его детством и юностью в интеллектуальной коммуне в доме на севере Копенгагена со своими родителями и их друзьями. Проект зародился в 2011 году как сценическая постановка для Венского Бургтеатра. Тогда Винтерберг подключил к написанию сценария Тобиаса Линдхольма - они вместе работали над «Субмарино» и «Охотой» - и сценарий начал довольно сильно отличаться от пьесы, действие в которой происходит лишь в одной комнате.

«Коммуна» представляет собой семейное воссоединение не только с точки зрения сюжета - она вновь собрала вместе Винтерберга, Томсена и Дюрхольм, которые объединились впервые после их совместной работы над «Торжеством» в 1998 году. Эмму, молодую любовницу, которую Эрик приводит в дом, сыграла жена Винтерберга - Хелена Рейнгорд Ньюманн. Интересно, что Хелена была той самой женщиной, к которой Томас ушёл от своей первой жены.

Подготовка актёрского состава «Коммуны» происходила тремя способами. С двумя самыми молодыми актёрами, Себастьяном Грённегор Мильбратом и Мартой Софией Валльстрём Хансен режиссёр работал вместе с «актёрским волшебником» Джерри Терманом, про которого говорит: «Он очень строгий учитель, но в конце концов им понравилось». С Трине Дюрхольм и Ульрихом Томсеном Винтерберг провёл напряжённую встречу длиной в 48 часов: «Эрик и Анна хорошо прописаны уже на страницах, им не нужно было двух недель репетиций, это только создало бы лишнее нетерпение». И затем вся коммуна, чтобы стать «очаровательной семьёй», провела вместе десять дней: «Мы выпивали, репетировали, обсуждали сцены. И, под конец, устроили двухчасовой ужин, все в своих ролях и костюмах. Это было потрясающе».

На МКФ в Берлине-2016 на счету «Коммуны» - «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль. Приза была удостоена Трине Дюрхольм.


ТОМАС ВИНТЕРБЕРГ:
«Когда мне было 7 лет, родители решили перебраться в коммуну, взяв с собой меня и сестру. Я знаю, что в Америке к подобным сообществам относятся как к сектам, чему-то религиозному, или же думают, что там обитают хиппи, которые уезжают за город и жуют овощи. Но это, конечно же, не так. В коммунах жили учёные, телевизионщики и другие образованные люди. Мой отец работал кинокритиком. Никакой дикости там не было и в помине. Мы были атеистами, исповедовали немного левацкий образ жизни. Никакой «свободной любви» или наркотиков, разбросанных по квартире. В воздухе витала приятная дружеская атмосфера. Разве что пива, может, было многовато… Стоило мне за рубежом произнести слово «коммуна», как мне тут же советовали снять об этом фильм. Когда я работал над театральной постановкой по мотивам «Торжества» в венском Бургтеатре, директор сказал мне: «Тут собрались лучшие в мире актёры, разыграй «Коммуну» с ними». Это я и сделал. И увидев, как зрители льют слёзы, смеются и плачут одновременно, я почувствовал теплоту своего детства. Моим источником вдохновения была ностальгия».
«Коммуна» - больше не фильм о моём детстве, это вымысел, драма… Я хотел показать обе стороны медали: подарить тёплые воспоминания и поговорить о трагических последствиях, когда вам приходится делиться друг с другом слишком многим. Как и в «Охоте», мы исследуем общество и его отношение к отдельному человеку».
«Мир меняется. В 1975 году за столом не было лишнего места, и каждый платил за аренду столько, сколько мог себе позволить. Бывало и так, что парень, который зарабатывал больше всех, покрывал всю сумму! Но в 1980-м ценности и отношение к таким понятиям, как свобода и индивидуализм, изменились, и это стало началом конца. Тогда коммуны перестали казаться чем-то новым, связанным с сексом. Возможно, их эпоха ещё вернётся. Некоторые подростки в возрасте моей дочери перебираются в апартаменты и живут вместе. Да и люди постарше готовы порой тряхнуть стариной… Я долго размышлял о современных датчанах, которые часто оказываются совершенно одинокими. Даже влюблённые парочки живут отдельно. Многие люди чувствуют себя брошенными, и именно об их одиночестве я хотел рассказать».
«Каждый день, смотрясь по утрам в зеркало, я вижу эту историю. Люди умирают, любовь проходит, потом появляется снова - жизнь идёт вперёд. С этим ничего не поделаешь. В ситуации, которая описана в фильме, есть элемент жестокости. Да, человека можно заменить. Это жестоко. Но я сам так поступал и знаю это. Мы живём в западном обществе, где существует культ молодости и красоты, хоть об этом и не принято говорить. Я только что вернулся из Лос-Анджелеса. Там люди прооперированы с головы до ног. Конечно, фильм касается и этой темы».
«Каждый фильм о коммуне всегда использовал хорошо продающийся стереотип о хиппи, который в реальности больше похож на карикатуру. В своём фильме я пытался копнуть глубже и одновременно описать явление более чётко, создать настолько честный портрет того времени, насколько это возможно. Он о любви, о смехе, о чувстве единения и о боли. Это история о том, что каждый заменяем и как ужасно это осознавать. Но, рассказывая её, я подчёркиваю, как важна для нас любовь, как покоряюще привлекательна она для нас».


ПРЕССА:

«В этом сюжете вдребезги разлетевшихся иллюзий читается история не только отдельной семьи, но и общества, цельность которого с ходом времени стала распадаться: Винтерберг сделал картину о том, как меняется время и с ним уходит то, чем жили целые поколения… Воспоминания о коммуне ностальгичны: сейчас, считает автор фильма, настал век одиночества. Люди чувствуют себя покинутыми, даже когда они вместе» (Валерий Кичин, «Российская газета»).

«Ностальгия режиссёра проявляется не только в визуальной составляющей картины, но и в располагающей, свободной атмосфере. В «Коммуне», как и в одной из своих предыдущих работ («Охота»), режиссёр исследует социум и его взаимодействие с отдельным человеком. Коммуна в фильме представляет собой некую аллюзию на общество. На примере этого коллектива Винтербергу удаётся показать, наверное, самую удивительную и необъяснимую вещь, которая происходит в нашей жизни: пары расходятся, на смену старой любви приходит новая, люди умирают, родные покидают нас, и как бы мы это ни переживали, общество продолжает функционировать как ни в чём не бывало. С этим парадоксом ничего не поделаешь, поэтому режиссёр как бы намекает на то, что нужно просто продолжать жить дальше» (Катерина Карслиди, cinemaholics.ru).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта