ВЫСОТКА («High Rise», Великобритания, 2015)
Режиссёр: Бен Уитли.
В ролях: Том Хиддлстон, Джереми Айронс, Сиенна Миллер, Люк Эванс, Элизабет Мосс, Джеймс Пьюрфой, Кили Хоуз, Рентон Скиннер, Сиена Гиллори, Энцо Чиленти, Питер Фердинандо.
Жанр: антиутопия.
В новой элитной высотке в современном микрорайоне можно найти абсолютно всё, что нужно для жизни: супермаркеты, салоны красоты, фитнес-клубы и даже начальную школу. Здесь можно получить всё, что угодно, не выходя на улицу - это «коммунальный» рай будущего. Но есть здесь и свои минусы: разные социальные уровни и их близкое соседство приводит к настоящей классовой войне - богатые считают, что современный дом не место для малообеспеченных, последние, в свою очередь, громогласно заявляют о всеобщем равноправии. Зависть, соперничество, жажда острых ощущений постепенно разжигают открытую вражду между жителями, заставляя забыть о законах морали даже лучших из них. Замкнутый мир высотки превращается в джунгли, а секс и насилие распространяются по этажам со скоростью инфекции. Молодой доктор Роберт Лэнг (Хиддлстон) познаёт свои тёмные стороны, постепенно уступая своим слабостям и страстям, становясь с каждым днём всё больше похожим на окружающих…
Фильм основан на одноимённом романе 1975 года Джеймса Грэма Балларда. Роман «Высотка» считается заключительной частью трилогии Балларда, в которую также входят «Автокатастрофа» (экранизирована Дэвидом Кроненбергом) и «Бетонный остров». Права на экранизацию «Высотки» были выкуплены почти сразу после выхода книги в свет. С тех пор роман много раз пытались перенести на экран, однако продюсеры постоянно встречали разные преграды. В какой-то момент «Высотку» даже нарекли неэкранизируемой. Вот и у продюсера Джереми Томаса желание снять фильм по этой антиутопии появилось более 30 лет назад. Тогда место постановщика занял Николас Роуг («Человек, который упал на Землю»). Сценарий сочинил Пол Майерсберг, но в итоге продюсер и Роуг занялись другими проектами. В 2010-м Томас вернулся к идее, рассчитывая в качестве режиссёра на канадца Винченцо Натали (режиссера «Химеры», «Лимба» и телевизионного «Ганнибала»), но в итоге эта почётная миссия выпала на долю британца Бена Уитли («Доктор Кто», «Убийство - дело семейное», «Список смертников», «Раз! Два! Три! Умри!», «Доктор Кто: Глубокий вдох»), одного из самых многообещающих молодых кинематографистов Туманного Альбиона, создателя мрачных пугающих фильмов. Сценарий для новой картины написала Эми Джамп - жена Уитли.
С самого начала Уитли хотел позвать на роль Роберта Лэнга Тома Хиддлстона («Тор», «Полночь в Париже», «Боевой конь», «Мстители», «Тор-2: Царство тьмы», «Выживут только любовники», «Мстители: Эра Альтрона», «Багровый пик»). Для подготовки к роли актёр провел много времени в обществе известного патологоанатома и перенял от него прагматичное отношение к происходящему. Другие заметные роли исполнили Джереми Айронс («Изнанка судьбы», «М. Баттерфляй», «Крепкий орешек-3: Возмездие», «Лолита», «Предел риска», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», сериал «Борджиа»), Сиенна Миллер («Казанова», «Звёздная пыль», «Снайпер», «Чёрная месса», «Шеф Адам Джонс»), Люк Эванс («Неотразимая Тамара», «Мушкетёры», «Ворон», «Форсаж-6 и 7», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Дракула», «Хоббит: Битва пяти воинств») и Элизабет Мосс (сериалы «Безумцы» и «Вершина озера»).
Действие фильма Уитли совершенно справедливо поместил в семидесятые, снабдил актёров усами и своеобразными причёсками, одел актрис по моде того времени. Для «Высотки» графические художники Майкл Итон (работал над четырьмя сезонами «Игры престолов» и фильмом «Геракл») и Фелисити Хиксон (была графическим художником картины «Шпион, выйди вон» и арт-директором «Марсианина») придумали шрифты для каждой локации, дизайн большого количества реквизита, начиная с книг (они печатали новые обложки для большинства книг и заворачивали в них уже существующие тома) и пачек сигарет и заканчивая полностью продуманной продукцией супермаркета. Им пришлось работать над самой высоткой (супермаркетом, тренажерным залом, спа-салоном и бассейном) и многими другими деталями. Для того, чтобы выполнить эту работу они исследовали фотографии Андреаса Гурски, изображения старых телефонных книг, руководств по применению и наборов игрушек, рассматривали обложки книг, журналов, комиксов, конверты для пластинок или смотрели телепрограммы из 70-х.
Для фильма «Portishead» записали кавер на песню ABBA «SOS». Перепеть поп-шлягер 1975 года (а это ещё и год выхода антиутопии Балларда, так что выбор песни едва ли случаен) бристольцев подбил композитор фильма Клинт Мэнселл. Кавер «Portishead» как бы играет роль злого брата-близнеца - до того в ленте можно услышать инструментальную версию, аранжированную самим композитором. «Идея была в том, чтобы пустить сначала версию песни для вечеринки, а потом версию «Portishead», и таким образом дать наглядное звуковое представление о деградации системы», - поясняет Мэнселл. - «Мой вариант родился из музыки для свингерских тусовок, струнной аранжировки современной песни, а потом вы услышите «Portishead», уже совсем с другим настроением».
Премьера «Высотки» прошла на МКФ в Торонто. Лента также была участником конкурсной программы МКФ в Сан-Себастьяне.
ДЖЕРЕМИ ТОМАС, продюсер:
«Почему Бен Уитли? Мой сын позвонил мне и сказал, что Бену понравилась книга. И тогда я на правах продюсера подумал: «А каким получится фильм по этому роману? Уитли в режиссёрском кресле, Эми Джамп в качестве сценариста… Звучит неплохо. Мне нравится эта идея, и я бы хотел такой фильм посмотреть».
БЕН УИТЛИ:
«Это очень важная книга, которая была написана в 70-е. В ней всё пропитано духом наступающего будущего, в котором мы сейчас живём. В каком-то смысле она о наших родителях, о том поколении. Мы же - новая версия 70-х. Если подумать, мало что изменилось с тех пор, всё как бы возвращается на круги своя».
«Мы с Эми вырезали лица знаменитостей, которые, как нам казалось, подходили на роль. Лицо Тома, как бы настораживающе это ни звучало, долго висело на доске у нас на кухне. Он выглядит пугающе. Без понятия, знает ли он об этом, но это так. Он первым прошёл в каст».
«Я предвкушаю воссоздание атмосферы 70-х: британский кинематограф в то время был великолепен. Я много всего пересмотрел, обратил внимание на дизайн и моду и слушал много музыки, написанной в то время. У меня есть огромный плейлист треков 1975 года».
ТОМ ХИДДЛСТОН:
«Думаю, Джеймс Баллард всегда, и особенно в случае с «Высоткой», был очарован крайностями и тем, что происходит с людьми в наиболее экстремальных - физически и эмоционально - ситуациях. По сути, маска цивилизации сделана из тонкой фанеры. Мы всего лишь в одном маленьком шаге от всеобщего хаоса, убийств и возвращения в джунгли. Я и правда думаю, что он всегда серьёзно относился к доведению дела до финальной точки. Никогда не переходя границы хорошего вкуса».
«Сама структура фильма и то, что мы снимались каждый день с восьми утра до шести вечера - всё это находилось под строгим управлением. Мы ни разу не повторялись, потому что Бен экономил деньги для визуальных эффектов и создания экстерьера здания. Так что для актёра это было странной регулярной работой. Мы приходили и сходили с ума, а потом собирались и шли домой… Сниматься было невероятно весело - очень много вечеринок без комплексов, с танцами и шалостями. Было похоже на очень озорную съёмочную площадку. И знаете, многие вещи мы придумывали прямо на ходу. Мы знали, например, что Лэнг и Ройал должны играть в сквош. Но мы не вполне понимали, как это снимать, пока не провели день на корте, играя в него. И я обожаю эту сцену. Вы никогда такого не видели. Никогда не видели такой постановки».
ПРЕССА:
«Высотка - это желанный вспрыск адреналина в кровь. Кинобезумие, которого нам так не хватало!» («Independent»).
«Режиссёр Бен Уитли проделал выдающийся труд, адаптируя роман Балларда… Политический привкус темы классовой борьбы разбавлен юмором, а эффект от сцен насилия сглажен благодаря потрясающей, сюрреалистической операторской работе» («Digital Spy»).
«Высотка»» - это невероятно смешной и абсурдный взгляд на эпоху слепого потребления и межклассовую вражду» («Film School Rejects»).
«Уитли во всём контролирует заданную им тональность, он осмысленно эксплуатирует очевидную метафору. Его фильм оживает благодаря поведению людей, которое порой гиперболизировано и до ужаса стилизовано, но фильм выглядит живо, он отличается от многих других лент и брызжет энергией» (Дрю Макуини, «HitFix»).
«Редко столько классных ингредиентов сливаются в слабую, скомканную, «многоэтажную» неразбериху. Конечно, всегда лучше сделать амбициозный провал, чем буднично добиться успеха. Это настоящий фильм-катастрофа во всех смыслах, «Высотка» - амбициозный, яркий провал» (Стивен Долтон, «The Hollywood Reporter»).
«Том Хиддлстон просто потрясающий: без особых усилий, поразительно красивый, искусно демонстрируя свой талант, рассказывает нам так много столь малым количеством слов» («GQ Magazine»).
«Доктор Лэнг мог быть несимпатичным и неприятным, сыграй его, кто угодно другой. На сегодняшний день - это лучшая актёрская работа Тома Хиддлстона» (Movies.com).
«Чертовски безумно. Не ждите триллера, который заставит вас елозить в кресле… Ерзать вы будете по другим причинам. «Высотка» - это смелая, верная оригиналу адаптация Балларда, который изобразил устройство стран «первого мира» (Нев Пирс, «Empire»).