ЛАЙФ («Life», Великобритания-США-Германия-Канада-Австралия, 2015)
Режиссёр: Антон Корбейн.
В главных ролях: Дэйн ДеХаан, Роберт Паттинсон, Бен Кингсли, Джоэл Эдгертон, Алессандра Мастронарди, Стелла Шабель, Майкл Ферриаулт, Келли Маккрири, Эва Фишер, Джек Фултон, Кейси Ли, Питер Лукас, Лорен Гэллахер, Джон Блэквуд, Кэйтлин Стюарт, Николас Рич, Фил Хэйс, Ив Кроуфорд, Рон Уайт, Кристиан Бруун, Эмма Педерсен, Эмили Харсон, Элисон Бреннан.
Жанр: драма.
Фотограф Деннис Сток получает задание сделать для журнала «Life» фотосессию восходящей голливудской звезды Джеймса Дина. Дин ещё не стал звездой и идолом эпохи. Америка ещё не переоделась в джинсы и майки, чтобы быть похожим на своего кумира. До премьеры картины «К востоку от рая», ставшей культовой и принесшей Джимми мировую славу, остаются считанные дни. Задание редакции оказывается совсем не простым. Дин вроде бы и не против общения с Деннисом, но вот только на снимки совсем нет времени. То актёр внезапно бежит из Голливуда в Нью-Йорк, то уезжает к семье в Индиану. Сток везде следует за Джимми и пытается понять, какой же тот на самом деле…
Фильм основан на реальных событиях. Сценарий «Лайф» был написан австралийским поэтом, романистом и сценаристом Люком Дейвисом. Он рассказывает о путешествии Джеймса Дина и фотографа Денниса Стока, в ходе которого Деннис сделал канонические чёрно-белые портреты Джеймса. Выпуск фильма был приурочен к шестидесятой годовщине смерти Джеймса Дина, который погиб 30 сентября 1955 года в автокатастрофе, когда ему было всего 24 года. Из фильмов, принесших Дину славу - «К востоку от рая», «Бунтарь без причины» и «Гигант» - только первый вышел на экраны при его жизни. Посмертно Джеймс Дин стал лауреатом премии «Золотой глобус» (1956) и дважды посмертно номинировался на премию «Оскар» (1956, 1957). Трагическая смерть, легенды и мифы, окутавшие его жизнь, создали культовый статус его личности.
Сюжет «Лайф» в чем-то перекликается с биографией постановщика картины - нидерландского кинорежиссёра и фотографа Антона Корбейна, не раз снимавшего популярных исполнителей. Он родился в 1955 году в Голландии в семье протестантского священника и медсестры. В 1979 году Корбейн переехал из Нидерландов в Лондон и посвятил себя созданию фотографий, графики и видеоклипов для новых британских групп (прежде всего, «Depeche Mode» и U2). Широко известны его клипы для «Нирваны» («Heart-Shaped Box») и для «Depeche Mode» («Personal Jesus»). То, как мы ощущаем и представляем себе британскую музыкальную сцену 1980-90х годов, в значительной степени определено именно работами Корбейна. В 2007 году Корбейн дебютировал в большом кино, сняв биографический фильм «Контроль» о Яне Кёртисе, лидере группы «Joy Division». В 2010 году вышел его второй фильм, триллер «Американец», а в 2014-м - третий, политический триллер «Самый опасный человек».
Роль Джеймса Дина исполнил американский актёр Дэйн ДеХаан (1986 г. р.), известный по телесериалу «Пациенты» и ролям в фильмах «Хроника», «Самый пьяный округ в мире», «Место под соснами», «Убей своих любимых», «Новый Человек-паук. Высокое напряжение». Денниса Стока играет Роберт Паттинсон (1986 г. р.), прославившийся как исполнитель роли Седрика Диггори в экранизации книг Джоан Роулинг про Гарри Поттера и роли Эдварда Каллена в вампирской саге «Сумерки». Другие важные ленты в актёрской фильмографии Роберта: «Переходный возраст» (главный приз Страсбургского фестиваля за лучшую мужскую роль), «Помни меня», «Воды слонам!», «Милый друг», «Космополис», «Ровер», «Звёздная карта».
Оператором фильма «Лайф» была Шарлотта Брюус Кристенсен. Датчанка по происхождению, одна из самых лучших молодых операторов современности. Человек не публичный, известно о ней весьма немного. Замужем, имеет маленького сына. Именно она была оператором нашумевшего фильма «Охота» Томаса Винтерберга. Во время съёмок «Охоты» Шарлотта была на восьмом месяце беременности, при том, что большая часть планов была сделана с плеча. Впоследствии Шарлотта продолжила сотрудничество с Томасом Винтербергом – на его картине «Вдали от обезумевшей толпы».
Съёмки фильма «Лайф» проходили с февраля по апрель 2014 года в Торонто и Лос-Анджелесе. Мировая премьера ленты состоялась на 65-ом Берлинском МКФ в рамках специального показа «Berlinale Special Gala» 9 февраля 2015 года.
АНТОН КОРБЕЙН:
«После «Контроля» мне предлагали кучу байопиков о мёртвых молодых идолах, но я всегда отказывался, я не хочу быть каталогизированным. Смерть витает, конечно, и над «Лайф», как она парила над «Контролем», потому что знаешь, сидя в зале, что исход будет трагическим. Но на этот раз, смерть остаётся за кадром».
«Я не знал многих вещей ни о Джеймсе Дине, ни о работе Денниса Стока… Я вижу «Лайф», как историю человека, Денниса Стока, который возвращается к жизни».
«Я в самом деле ставил вопрос о чёрно-белой съёмке. Но, сделав это, я бы рисковал обесценить работу Стока. Надо было, чтобы зритель смог оценить тонкость его работы, его искусство света и контрастов. И для этого я должен был показать мир таким, каков он есть: цветным. Иначе это было бы слишком легко».
«Любому актёру всегда сложно влезть в шкуру другого актёра и сыграть его - особенно Джеймса Дина. Но Дейн ДеХаан великолепно справляется. И Роберт Паттинсон тоже. Ему было очень интересно сыграть фотографа, ведь его самого не перестают преследовать папарацци. А мне было важно снять фильм о фотографе, модель которого имела сильный образ. Это немного похоже на мою историю».
«Сток испытывает удовольствие работать с Джеймсом Дином… Я не знаю, можно ли назвать это дружбой, скорее, что этим двум нравится вместе работать и проводить время вместе. Я знал это с «Depeche Mode», U2 или с Томом Уэйтсом. Это были хорошие фотографии. В особенности, это сравнимо с началом моей карьеры, в 70-е годы, когда я фотографировал одного приятеля, пианиста с именем Герман Броуд. Спустя несколько лет он стал самой большой рок-звездой в Нидерландах. Мои фотографии с ним стали, в конечном итоге, известными, их рейтинг поднялся. И, в одночасье, все остальные фотографы страны хотели, чтобы мой приятель стал их целью. У меня было ощущение, что у меня украли мою тему. Это то, о чём рассказывает «Лайф».
ПРЕССА:
«Фильм «Лайф» Антона Корбейна… неназойливо говорит нам о том, что останется в нашей жизни, если убрать из неё шумиху и суету. О том, что жизнь гораздо короче, чем мы предполагаем… Автор сценария фильма Люк Дейвис выбрал именно этот эпизод с фотосессией – «наблюдение за наблюдателем». Работу фотографа без имени со звездой без имени. Что было главным в этом эпизоде их жизни - научиться отстаивать свою интуицию, своё видение. Фотограф долго уговаривает Дина на съёмку, сидит без денег, не соглашается на более выгодные предложения своего агента… Фотограф сомневался, нервничал, но стоял на своём, жертвуя временем для своей семьи и маленького сына. Ужасен ли он? И да, и нет. Ведь для него в профессии важно нечто живое, настоящее - и в этом ещё один смысл названия фильма «Лайф»… Дин настоящий оказывается артистом настоящим, не манекеном-моделью с красной дорожки. Слава, популярность не то, что притягивает его в профессии. Дин не торопится жить, хотя жить ему остаётся немного. Он просто ценит каждое мгновение… Фотографии, сделанные Стоком, в фильме «Лайф» покажут лишь на титрах. Оторваться от них невозможно. Фильм, конечно, не соперник прибыльным киноаттракционам, а что-то переворачивает внутри. Как это так - взять и выпасть из бессмысленной суеты? Как это - взять и прожить, не лицемеря, наплевав на пафос и вранье? Как это - просто прожить? Может, это и невозможно, если нет таланта. Как у Джеймса Дина» (Сусанна Альперина, «Российская газета»).
«Проблема в том, что, кроме мимики, жестов и интонаций, авторы так и не смогли найти для главного героя историю… Драма в фильме - в общем-то, абсолютно не нужная для Дина-архетипа, - заключается в том, что он скучал по дому и умершей матери, а затем сам погиб слишком молодым. Можно было бы подумать, что Корбейн - сам бывший фотограф, снимавший U2, «Depeche Mode» и прочих знаменитостей, - сделает «Лайф» фильмом про своего коллегу. Но история Стока банальна и так же брошена на произвол судьбы, как и история Дина. Паттинсону хотя бы не приходится заниматься имперсонацией, но он всё равно оказывается не на своём месте, играя самого флегматичного целеустремленного фотографа на свете. Корбейна явно не интересует профессиональная кухня или тема взаимоотношений автора и объекта. Фильм единственный раз выжимает из себя эмоцию в сцене съёмки знаменитого кадра на Таймс-сквер, но и то, кажется, из чисто драматургических нужд. В остальном герои будто бы живут в двух разных картинах. Самым же показательным, пожалуй, является то, что на фильм, снятый талантливым фотографом и клипмейкером про взаимоотношения другого талантливого фотографа с одним из самых киногеничных актёров всех времен, попросту неинтересно смотреть» (Василий Миловидов, «Коммерсантъ Weekend»).