Нью-Йорк 1950-х. Тереза Бэливе работает в универмаге, в который однажды заглянула Кэрол Эйрд в поисках рождественского подарка для своей дочери. Тереза очарована этой женщиной и начинает всюду следовать за Кэрол, чья жизнь домохозяйки из пригорода также рутинна, как и работа Терезы. Мимолетный проблеск влечения перерастает во всепоглощающее чувство, которое навсегда изменит их жизни. Но как довериться любви, если твоя судьба зависит от предрассудков безжалостного времени?
Фильм является экранизацией романа Патриции Хайсмит «Цена соли», вышедшего в 1952 году и подписанного псевдонимом Клер Морган. Продюсер фильма Тесса Росс рассказала, что билась за право запустить «Кэрол» в производство 11 лет, первый же вариант сценария к фильму Филлис Наджи написала ещё в 1996-м. Только в мае 2012 года было анонсировано, что Кейт Бланшетт и Миа Васиковска снимутся в фильме «Кэрол», при этом режиссёром станет Джон Кроули. В мае 2013 года Джона Кроули заменил Тодд Хейнс, а в августе стало известно, что вместо Васиковской в фильме снимется Руни Мара.
Тодд Хейнс (1961 г. р.) - американский кинорежиссёр и сценарист, видный представитель американского независимого кино. В его фильмографии: короткометражки «Убийцы: Фильм о Рембо» (1985) и «Суперзвезда: История Карен Карпентер» (1987, андеграундная классика), «Яд» (1991, гран-при фестиваля «Сандэнс» и приз «Тедди» Берлинского МКФ), «Безопасность» (1995, лента дала старт блестящей кинокарьере Джулианны Мур), «Бархатная золотая жила» (1998, приз за художественный вклад на МКФ в Каннах), «Вдали от рая» (2002, обладатель около 70 кинонаград и четырёх номинаций на премию «Оскар»), «Меня там нет» (2007, специальный приз жюри и приз за лучшую роль Кейт Бланшетт на МКФ в Венеции), мини-сериал «Милдред Пирс» (2011).
Кейт Бланшетт (1969 г. р.) - австралийская кино- и театральная актриса. Является обладательницей многочисленных наград, в том числе двух премий «Оскар», трёх «Золотых глобусов» и трёх премий BAFTA (за фильмы «Елизавета», «Авиатор», «Меня там нет» и «Жасмин»). Удостоена именной звезды на «Аллее славы» в Голливуде. Известна также по роли Галадриэль в трилогиях «Властелин колец» и «Хоббит», а также по фильмам «Шарлотта Грей», «Рай», «Вавилон», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Золушка». «Кэрол» - уже вторая экранизация книг Патриции Хайсмит, в которой сыграла Бланшетт. Первой была «Талантливый мистер Рипли».
Руни Мара (1985 г. р.) - американская актриса, ставшая известной благодаря роли Нэнси в ремейке фильма ужасов «Кошмар на улице Вязов», а также роли Лисбет Саландер в фильме «Девушка с татуировкой дракона», за которую номинировалась на премии «Золотой глобус» и «Оскар». Другие заметные фильмы с её участием: «Социальная сеть», «Побочный эффект», «Она», «Пэн: Путешествие в Нетландию».
Для воссоздания атмосферы Нью-Йорка начала 1950-х годов режиссёр Тодд Хейнс привлёк к работе таких выдающихся мастеров, как оскароносная художница Сэнди Пауэлл, автор костюмов к фильмам Джармена и Скорсезе, и композитор Картер Беруэлл, постоянный соавтор братьев Коэн, Спайка Джонза и Билла Кондона. Великолепный саундтрек к «Кэрол» построен на мелодиях эпохи и дополнен оригинальными композициями Беруэлла.
Премьера «Кэрол» состоялась на Каннском МКФ 2015 года, где фильм завоевал приз за лучшую женскую роль (Руни Мара). В дальнейшем картина получила 5 номинаций на премию «Золотой глобус», 9 номинаций на премию BAFTA и 6 номинаций на премию «Оскар». И во всех этих номинациях неизменно фигурировали: лучшая женская роль (Кейт Бланшетт) и лучшая женская роль второго плана (Руни Мара). Правда, никаких премий «Кэрол» не получила, но зато была высоко оценён кинокритиками. На сайте «Rotten Tomatoes» лента имела рейтинг 93 % на основе 201 рецензии со средней оценкой 8,6 из 10. На сайте «Metacritic» фильм имеет оценку 94 из 100 на основе 15 рецензий критиков.
КЕЙТ БЛАНШЕТТ:
(о съёмках эротической сцены) «Мы говорили с Руни об этой сцене и оказалось, что между нами очень высокое чувство доверия друг к другу. Вообще наши героини немного изолированы - не только из-за тех чувств, которые они испытывают (любовь к женщине), но и из-за разницы в возрасте. Они проходят через вулкан самых разных чувств, и та сцена с Руни для меня стала облегчением. В конце концов, мы должны были быть с ней вместе. Как актриса я не чувствовала себя некомфортно, зажато - я была очень спокойна».
РУНИ МАРА:
«Работать с Кейт для меня было мечтой. Она очень щедрая актриса и суперподготовленная, но в то же время она очень живая и умеет наслаждаться настоящим моментом. Не знаю, может это всем известно, но Кейт очень весёлая - это прекрасное австралийское чувство юмора и остроумие всегда при ней».
ПРЕССА:
«Было бы странно, если бы «Кэрол» взялся экранизировать кто-то другой, а не Тодд Хейнс. Он автор близкой по теме и атмосфере ретромелодрамы «Вдали от рая», где сюжет «Кэрол» как бы перевёрнут: там семья рушится из-за гомосексуальной измены мужа. И в том фильме чрезвычайно важен ядовитый контекст эпохи: в 1957-м едва ли не большим грехом, чем однополая любовь, считалась связь с чернокожим, а именно это позволила себе оскорблённая супруга. Впрочем, в обоих случаях Хейнс не формулирует политическое высказывание; в отличие от «Горбатой горы» и «Жизни Адель», его стилизованные фильмы не погружены ни в социологию, ни даже в саму бурную стихию чувства. Если «Кэрол» и песнь запретной любви, то начисто лишённая пафоса и сентиментальности, эпатажа и надрыва. С другой стороны, даже несмотря на достаточно откровенную эротическую сцену, фильм ни в малейшей степени не кажется физиологичным: он весь построен на психологическом саспенсе с налётом нуара - то есть на том, на чём зиждется литературный приём Патриции Хайсмит» (Елена Плахова, «Искусство кино»).
«Округлые, уютные, бесконечно привлекательные с точки зрения эстетики 1950-60-е не могли оставить фильмов, совпадающих с психическими настройками современного человека; выходит, надо снимать новые - такие, как «Madmen». И да, на том же приёме была построена и сверхуспешная «Оттепель» Валерия Тодоровского - новое вино в старых мехах, стилизация формы и современное содержание. Можно назвать это разновидностью ретрофутуризма, когда атрибуты сегодняшнего дня и сегодняшней психологии инсталлируются в прошлое, теперь исправленное и дополненное. «Кэрол» в ещё большей степени, чем «Оттепель» или «Вдали от рая» относится к этому поджанру «психологического ретрофутурзима» - лесбийская связь здесь не становится для окружающих шоком, фактором стигматизации, никто не обсуждает именно гомосексуализм, не придают значения тому, что по идее должно считаться в этом мире страшной перверсией» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).
«Кэрол», в конце концов, был скорее романом взросления и историей первой любови, в которой разнице в возрасте и социальном статусе уделено не меньше внимания, чем половой принадлежности. Это же верно и в отношении фильма. Нюанс в том, что детективный мастер Хайсмит вела своё повествование из головы Терез, рифмовав незрелую влюбленность с социопатией, одинаково полными эгоцентризма и одержимостью. Режиссеру Тодду Хейнсу приходится обходиться визуальными средствами, а учитывая, что героини редко говорят начистоту, вместо прямого текста использовать многозначительность взглядов и мимики. В довесок к этому автор, как последовательный стилист, не отказывает себе в праве навести на экране подобающую ситуации красоту. В его руках «Кэрол» получается визуально эффектной картиной про красивых людей, томящихся в красивых комнатах под музыку Картера Беруэлла. Из-за этого есть риск проглядеть, что на экране происходит что-то ещё, и решить, что режиссёр занимается чисто декоративным искусством; полюбить или возненавидеть фильм по одним и тем же неверным причинам. Но вечный исследователь масок и поверхностей, сам Хейнс никогда не был поверхностным режиссёром и, хотя часто снимал обманчиво простые фильмы, никогда не ходил в простаках… Изучавший в институте семиотику, Хейнс всегда заставлял свои игривые фильмы играть скорее со скрытыми смыслами. Так и «Кэрол», полная зеркал, залитых дождём стекол и играющих придуманные кем-то роли персонажей, на деле выходит фильмом про постепенно настигающее умение видеть других людей - сквозь фасады, маски и собственные фетиши. Смелость Хейнса - в решении показать это, не произнеся почти ничего вслух, когда в первоисточнике об этом говорится всю дорогу. Зрителю, таким образом, приходится учиться видеть фильм так же, как Терез постепенно учится видеть Кэрол. Другое дело, что такое прозрение уже вряд ли вписывается в понятие счастливого конца и едва ли сулит всем душевный покой» (Василий Миловидов, «Коммерсантъ Weekend»).