Не успели мы объявить мартовский репертуар, как уже вносим в него коррективы. Ничего страшного – просто плюсуем ко всему хорошему ещё один фильм. 14-16 марта «Специальный показ» обогатит наших зрителей опытом созерцания картины «ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ». Почему так «вдруг»? А потому что чаша положительных откликов на фильм таки переполнилась благодаря восторженным реакциям с недавно прошедшей московской премьеры ленты Михаила Местецкого. То есть к февральским свидетельствам о «Союзе», например, кинокритика Валерия Кичина о том, что он «ещё не видел на Берлинале столь живой и бурной реакции зрителей» и «битком набитый зал взорвался аплодисментами и восторженным свистом», теперь добавились, опять же например, резюме Андрея Плахова - «Энергия и драйв так и прыщут из этого дебюта» и информация об Антоне Долине, который «посмотрел самый обаятельный российский дебют года и сразу захотел на дачу».
Так что же это за «Тряпичный союз»?
Коротко – фильм 2015 года производства российской кинокомпании «Коктебель». Режиссёр и сценарист - Михаил Местецкий. Жанр - трагикомедия.
Содержание картины глазами критика (Андрей Карташов, «Сеанс»): «Жили были три друга-балбеса, брата-акробата с неоконченным высшим, а то и неначатым; трое умных, а вот четвёртый, Ваня, был дурак, хотя это ещё как посмотреть. Все они состояли в боевой революционной организации, правда, один был коммунист, другой, по собственным словам, кровавый либертарианец, третий - непонятно, а Ваня ещё не определился, и поэтому был назначен идеологом. Всё шло по плану, только плана не было».
А вот официальная аннотация: «Жизнь тихого подростка Вани меняется после знакомства с тремя очень странными парнями. Спортсмены, хулиганы, мечтатели, они называют себя «Тряпичный Союз» и верят, что изменят весь мир. Очарованный новой дружбой, Ваня поселяет парней у себя на даче и всеми силами пытается стать частью их «величайшей организации». Но у соседской девочки Саши свои планы на эту компанию».
Теперь самое время предъявить автора. Михаил Местецкий родился в 1980 году в городе Калинин (Тверь). В 2003 году окончил филологический факультет РГГУ, а в 2006-м - Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Михаил автор более 10 короткометражных фильмов, завоевавших множество призов по всему миру. В 2012 году организовал музыкальную группу «Шкловский», которая активно концертирует, записывает альбомы и снимает популярные клипы. В 2013 году в соавторстве с Николаем Куликовым написал сценарий к фильму «Легенда № 17». Фильм стал хитом кинопроката, а его сценаристы были отмечены премией «Золотой орёл». «Тряпичный Союз» - дебют Местецкого в полном метре. Фильм стал участником основной программы 26-го Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр», актёрский ансамбль картины получил приз «За лучшую мужскую роль». Также фильм получил несколько наград на 5-м Сахалинском МКФ, среди которых приз «За лучшую режиссуру» и специальный «Приз почётного президента фестиваля Аллы Суриковой». В 2016 году картина представляла Россию на 66-м Берлинском МКФ в программе «Generation 14plus».
А начинался «Тряпичный союз» давным-давно.
Михаил Местецкий: «Я, по-моему, с этим сюжетом в школу пошёл. Сначала я хотел написать такой роман, потом рассказ, потом хотя бы песню, потом хотя бы пост в ЖЖ. Ну и, в конце концов, возник сценарий. Ради этого пришлось даже отучиться на режиссёра. Там очень много автобиографического, в фильме. Но главное - это воспоминание о встрече в конце 90-х с арт-группой РАДЕК, дикими художниками-акционистами, потрясающими ребятами. Мне всегда хотелось как-то описать вот этот замес творческого поиска, становления и взросления художника в сочетании с полным идиотизмом, свойственным 20-летнему возрасту. Про буйство удивительных идей, которые будоражат человека именно в этом возрасте - и про его неспособность решить самые элементарные бытовые, социальные задачи. Короче, снять кино про Великих Придурков».
В творческую «топку» картины также пошли «все эти фильмы конца 90-х», «Бойцовский клуб», «Кустурица ранний, Терри Гиллиам - это всё вещи, которые в крови», идея кризиса больших идей, «и этот замес арта, левачества, русского дачного мира, который тоже очень важен для этого фильма».
Местецкий носился с этим проектом много лет, пока не встретил продюсера Романа Борисевича запустившего в своё время «новых тихих» Хлебникова, Сигарева и Попогребского.
Михаил Местецкий: «Короткометражка «Ноги-атавизм» победила в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» в 2012 году, - вот и всё. И мне сообщили, что Роман Борисевич ждёт меня в условленном месте. Я примчался, мы познакомились, и он произнёс заветную фразу: «У вас есть идеи на полный метр?». Кстати, о том, что я сценарист «Легенды № 17» никто тогда не знал - фильм ещё не вышел. И это хорошо: иначе Борисевич догадался бы, что я умею делать коммерческое кино и настоял бы на том, чтобы наши художники тоже играли бы в хоккей… Сотрудничество с Романом Борисевичем - чистое везение. Не понимаю, каким образом он поверил, что я не аферист и якобы знаю, как снять интересное кино про художников. Потому что это, в принципе, невозможно. Все фильмы про художников отвратительны. Хуже, наверно, только фильмы про писателей».
В «Тряпичном союзе» в главных ролях снялись Александр Паль (два «Горько!», «Всё и сразу», «Ёлки 1914», «Парень с нашего кладбища», «Без границ»), Иван Янковский («Индиго», «Без границ», внук Олега Янковского), Василий Буткевич (студент Школы-студии МХАТ), Павел Чинарёв (звезда спектаклей Константина Богомолова), Анастасия Пронина.
Михаил Местецкий: «Сашу Паля утвердили сразу: пришёл на пробы гениальный парень - почему бы его не взять? Ваня Янковский тоже сразу попал в свою роль. Главного героя искали практически до последнего момента, но внезапно появился Вася Буткевич, и всё заработало. Четвертый герой - это хитрое сочетание качка-умника, который может говорить очень сложные и парадоксальные вещи, а при этом завязывать кочергу в узел. Умозрительно это забавно, а в реальности невозможно найти человека, которому ты поверишь. На пробах могучие спортсмены, рассуждая о монашеской аскезе, в основном говорили «аксеза», и сразу было видно, что это не их слова. А питерскому интеллигентному парню Паше Чинареву я поверил. И дальше он качался, набирал физическую форму. Ну, и, конечно, выбрать классную девчонку - это всегда было для меня проблемой. Замечательную Настю Пронину нашли практически накануне съёмок».
Экранное лето, как это часто бывает в кино, снимали в сентябре.
Михаил Местецкий: «Уверен, бывают условия и посуровее. Но я чуть не сдох: это был самый холодный сентябрь за последние 100 лет, шли бесконечные ледяные дожди, посреди съёмок повалил снег, а актёры должны были полуголые отыгрывать летнюю жару. Все в бронхите, окоченевшие, а главное - у нас было много дебютантов: главные актёры, оператор, я, композитор… Группа молодая, все подошли очень ответственно, проявили себя перфекционистами, просто сходили с ума».
Но всё когда-нибудь заканчивается. Закончились и съёмки. Потом: «Монтировали долго. Потом перемонтировали. Потом ещё перемонтировали. Потом к нам присоединился Сережа Лобан - и ещё 10 раз всё перекроили». Но всё когда-нибудь… вы в курсе. И получился фильм.
Михаил Местецкий: «Собственно, «Тряпичный союз» - это в том числе разговор о бессмертии, как оно рождается из пыли каких-то ничтожных усилий… И понимание того, что великое - оно вот в этих песчинках, в этих маленьких людях, незначительных… тоже, мне кажется, должно быть в крови у человека XXI века, у культуры XXI века. Но я с удивлением слышу, как многие говорят о том, что в нашем фильме ничего не происходит. Типа «а если бы они по-настоящему начали менять мир…» Какой мир можно изменить по-настоящему?! О чём мы говорим? На это можно взглянуть только так: какие-то замухрышки, придурки, мир их и в лупу не разглядит, где-то у себя на даче пытаются решить какие-то глобальные проблемы человечества. И решают их!.. Мне кажется, в нашем фильме есть то, что в русских картинах встречается довольно редко: смесь жизнелюбия, иронии и критики - в самом широком смысле. Я бы хотел, чтобы с картины выходили бодрые, улыбающиеся люди, поглядывающие вокруг со скепсисом».
Первыми с картины, как водится, вышли кинокритики, у которых как раз со скепсисом всё в полном порядке. Небольшой подборкой их, тем не менее вполне оптимистичных, мнений и закончим рассказ о «Тряпичном союзе».
Ольга Шакина, colta.ru: «Тряпичный союз» - что-то вроде издевательского игрового ответа на гигантское количество документальных произведений о «Войне», «Pussy Riot» и других арт-объединениях, имеющих целью взорвать существующий миропорядок… «Тряпичный союз» поначалу… кажется этакой развесёлой штукой, которую автор, вдохновившись английскими саркастическими комедиями взросления от «О, счастливчик!» до «Субмарины», пытается растянуть на полный метр. На деле это очень важное произведение о том, что говорить, когда нечего говорить, о том, как существовать в постидеологическом пространстве, когда ты по старой человеческой привычке всё ещё жаждешь чего-то абсолютного, взыскуешь великих идей, которые все до одной давно себя скомпрометировали. «Тряпичный союз» - щемящая история о том, из чего собирать собственную идентичность, когда кирпичиков для её построения практически не осталось и любой поступок выглядит смешным: забрался ли ты на столб с парой гирь в руках, рубишь ли ты этот столб, чтобы спасти свихнувшегося друга, в буквальном смысле вернув его на землю, сочиняешь ли ты рецепт коктейля Молотова, объевшись ядовитых насекомых. Показательная бессодержательность фильма Местецкого, сочтённая многими критиками минусом, на деле есть художественное решение: мы живём в пространстве, где высказывание невозможно, и его высказывание - именно об этой невозможности. Впрочем, оно упаковано в такую заманчивую форму (мужское братство, шутки, гэги, острые политические ремарки), что у этой грустной по сути реплики есть большой зрительский потенциал».
Андрей Карташов, «Сеанс»: «Поскольку в умах у героев разброд, то и структура у фильма Михаила Местецкого лоскутная, иногда в ущерб общей стройности: цитаты из Вуди Аллена и шутки про Фейербаха монтируются с голой жопой, трэш-поп Татьяны Булановой - с Штраусом и Вагнером (которые, впрочем, используются не столько как музыка, сколько как поп-культурные знаки), драматичные, пусть тоже лукавые, эпизоды - с гэгами, и всё перечисленное, а также обильное неперечисленное, может быть, не идеально друг с другом складывается, но в этом пёстром фильме столько изобретательности, сколько за последние годы в российском кино мы видели разве что в «Шапито-шоу»… Как и в случае «Шапито-шоу», подкупает то, что режиссёр-сценарист не стыдится национального материала. У Лобана был Крым как место, где хранится память о советском (Артек, ковбои и индейцы, оживший Цой), у Местецкого - не менее значительный для русского духа хронотоп дачи (веранда, укроп, покойная бабушка) и вросшие в кожу осколочки интеллигентской культуры времён союза не тряпичного, но нерушимого. На наследии родителей и дедов наросли лопухи нового времени, а сверху поставили памятник работы Церетели, но наследие это живо, если не считать того, что его идеалы оказались смяты: лозунгом нового поколения стал панковский призыв «жри культуру» в рефрене одной из композиций группы «Шкловский». В остальном же старые времена вернулись, ведь мы опять собираемся на кухнях, повторяя историю как фарс. В конечном счёте деятельность Тряпичного союза больше напоминает не современный акционизм, а подпольное искусство советских времён».
Антон Долин, «Афиша daily»: «Из бесспорных талантов Местецкого-режиссёра - умение не просто работать с актёрами, но формировать блестящий ансамбль, в котором каждый участник выразителен и неслучаен… Действие фильма, конечно, не случайно происходит на даче: вся расстановка сил ужасно напоминает детскую ролевую игру. Каникулярная необязательность ежедневного дуракаваляния моментально передаётся зрителю, который автоматически отбивает ногой такт звучащих за кадром бодрых песен группы «Шкловский» (в ней играет сам Местецкий) и благосклонно наблюдает за тренировками «Тряпсоюза»… Многовекторность «Тряпичного союза» - и его сила, и слабость. Здесь и кино о поколении идеалистов-бездельников, и разговор о протестных стратегиях (артистической, политической, философски-религиозной), и ненавязчивая love story, и попросту комедия, и социальная антиутопия в духе «Бойцовского клуба», только облегчённого. Наверное, поэтому фильму не удаётся быть всем сразу, ограничивая каждое проблемное поле набором вполне поверхностных тезисов… Тем не менее «Тряпичный союз» живой и светится. Наверное, потому, что в вечном жанре романа воспитания (или фильма взросления) ему удается сказать что-то по-настоящему важное и небанальное… Когда все вокруг стонут от стремительной инфантилизации общества, Местецкий вдохновенно её воспевает. Валять дурака, носиться по берегу реки, устраивать самодельные взрывы и жрать жуков - это отлично. Более того, это и есть единственная эффективная стратегия протеста в мире надоевших взрослых. Остальное - имитация. Наверное, можно поспорить, но зачем? Не нравится - просто не вступайте в биоотряд. У них хватит желающих и без вас. Например, мой 13-летний сын после премьеры сказал мне: «Надеюсь, теперь они снимут «Деревянный союз».