В 1947 году 93-летний Шерлок Холмс живёт в Суссексе вместе с домработницей миссис Манро и её сыном Роджером. Легендарный сыщик давно отошёл от дел и погрузился в неторопливую сельскую жизнь: разводит пчёл, ведёт дневник и иногда рассказывает Роджеру о своей былой жизни. Однако ему по-прежнему не дают покоя воспоминания об одной женщине и её тайне, так и оставшейся нераскрытой. Во что бы то ни стало Холмс решает найти разгадку дела, заставившего его уйти в отставку больше 30 лет назад. Но перед ним встаёт проблема - возраст неотвратимо берёт своё и из-за частичной потери памяти он не может воссоздать случившееся в своей голове…
Фильм основан на романе американского писателя Митча Каллина «Пчелы мистера Холмса» (опубликован в 2005 году). Каллин за свою карьеру выпустил семь романов. Славу ему принес, прежде всего, роман «Страна приливов», который лёг в основу одноимённого фильма Терри Гиллиама. О том, что планируется снять фильм по роману «Пчёлы мистера Холмса», было объявлено в сентябре 2013 года. Тогда же стало известно, что главную роль в фильме исполнит Иэн Маккеллен, а режиссёром станет Билл Кондон. Адаптацией романа в сценарий занялся Джеффри Хэтчер, сценарист фильма «Казанова» и сериала «Менталист». Вначале фильм собирались назвать «Пчёлы мистера Холмса», но затем создатели фильма предпочли более простое название «Мистер Холмс».
Уильям «Билл» Кондон (1955 г. р.) - американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, лауреат премии «Оскар» (1999) за лучший адаптированный сценарий к картине «Боги и монстры». Самые значительные его кинопостановки: «Боги и монстры», «Девушки мечты», «Сумерки. Сага: Рассвет» (две части), «Пятая власть».
В роли Шерлока Холмса снялся 75-летний Иэн Маккеллен - британский актёр театра и кино, получивший широкое признание как мастер шекспировского репертуара, а мировую славу снискавший благодаря участию в крупнобюджетных международных кинопроектах (Магнето в серии фильмов «Люди Икс», Гэндальф в кинотрилогиях «Властелин колец» и «Хоббит»). Он так написал о своей роли в Твиттере: «Более 70 актеров играли Шерлока Холмса. Теперь ему 93 года. Настала моя очередь». Готовясь к съёмкам в фильме, Маккеллен не стал перечитывать рассказы о своём персонаже. Он как-то сказал, что с него хватило работы в трилогии «Властелин колец», когда он внимательно ознакомился с текстом романа, а затем в процессе съёмок никак не мог сосредоточиться на роли, когда сюжетная линия хоть в чём-то отступала от первоисточника. Зато Маккеллен усердно посещал курсы пчеловодства, организованные «London Honey Company». И в процессе съёмок его не ужалила ни одна пчела. Актёр заявил, что ему было несложно представить себе Шерлока Холмса в жизни, так как события фильма в основном разворачиваются в годы его собственной жизни, поэтому он вполне мог бы встретиться с сыщиком в 1947-м, когда был ещё, как Роджер, ребёнком.
В фильме «Боги и монстры» (1998) Билл Кондон уже снимал Иэна МакКеллена в роли старика, старающегося возродить былую остроту ума. «Мистер Холмс» - четвёртая совместная работа актрисы Лоры Линни и Кондона.
Интересное «сближение»: Иэн Маккеллен снялся в трилогии «Хоббит» вместе с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фрименом, которые исполнили роли Шерлока Холмса и доктора Джона Ватсона в сериале «Шерлок». К тому же Камбербэтч исполнил главную роль в предшествующей «Мистеру Холмсу» постановке Билла Кондона - фильме «Пятая власть» (2013).
Музыку к «Мистеру Холмсу» написал знаменитый американец Картер Беруэлл - постоянный композитор братьев Коэн, Спайка Джонза и самого Билла Кондона.
Лёгкая ирония: в фильме «Леди в сером» (на самом деле не существующем), который по ходу действия смотрит Шерлок Холмс, его роль исполняет Николас Роу - тот самый, что на самом деле играл его в «Молодом Шерлоке Холмсе» Барри Левинсона, но было это в 1985 году.
Съемки «Мистера Холмса» стартовали 5 июля 2014 года и продолжались семь недель в Лондоне и на южном побережье Англии. Премьера фильма состоялась на 65-м Берлинском МКФ в феврале 2015 года. После выхода в прокат картина получила хорошие отзывы кинопрессы: на сайте «Rotten Tomatoes» со средним баллом 6,8 из 10 фильм получил оценку 85 %, а на сайте «Metacritic» - оценку 63 балла из 100. В России «Мистер Холмс» осенью 2015 года стал хитом фестиваля «Новое Британское кино».
БИЛЛ КОНДОН:
«В нашем фильме легенда сыграла роль легенды. Иэн невероятно умён, и для нас всех было верхом наслаждения смотреть за тем, как он работает».
ИЭН МАККЕЛЛЕН:
«Я не могу вспомнить, когда я услышал о Шерлоке Холмсе - мне кажется, я всегда знал о нём. У вас нет подобного ощущения? Вспомните ли вы день, когда к вам в руки неожиданно попала книга о нём? Как вы произнесли это… «Шерлок…»? Я всегда знал о Шерлоке Холмсе, а вы?»
«Персонаж Холмса, как мне кажется, выявляет лучшее, что есть в актёре. Не припомню, чтобы я когда-нибудь встречался с плохим Шерлоком. Это не трудная роль, не очень мудрёная».
«В «Мистере Холмсе» главная фишка в том, что Холмс реальный человек… Наш сценарий завязан на его личности, в то время как большинство других сценариев сосредоточены на делах, которые он разгадывает. В этой картине Шерлок будет разгадывать самого себя. Вот так вот. Это очень редкая роль - мне было интересно производить кое-какие расследования и одновременно играть обычного парня, усталого и нуждающегося».
«Играть 93-летнего героя было очень интересно, потому что не часто встретишь на большом экране историю о пожилом человеке. Учитывая мой возраст, я, разумеется, проявляю самый живой интерес к тому, каково это быть стариком, пережить своих друзей, заводить новые знакомства, пытаться переосмыслить происходящее в мире, который неожиданно становится для тебя чужим. Это отнюдь не вымышленный, а вполне себе реальный мир».
ПРЕССА:
«Стоит сразу предупредить зрителей, что «Мистер Холмс» - это не детектив. Собственно, на само расследование здесь приходится около трети экранного времени. В первую очередь это очень трогательная драма об одиночестве, а также о старении и эгоизме. На склоне лет Холмс пытается разобраться в себе и понять, почему же он один, а также снять с себя бремя ответственности за прежние ошибки. Пожалуй, можно смело утверждать, что это лучшая роль Иэна Маккеллена. Когда актёр умудряется выражать эмоции, играя лишь мимикой, движением глаз или лёгким жестом, приходит понимание, что он словно создан был для того, чтобы воплотить на экране именно такого, спокойного и аскетичного Холмса. Шерлок Холмс - персонаж настолько легендарный, что в последнее время его не столько экранизируют, сколько переосмысляют. И правда, не снимать же по тысячному разу одни и те же сюжеты, которые многие уже наизусть помнят. «Мистер Холмс» вряд ли заинтересует зрителей, ищущих увлекательные загадки и запутанные преступления. Зато любителей сложных характеров и драм картина порадует. Несмотря на некоторые постмодернистские ходы (а как иначе назвать сцену, где пожилой Шерлок в кинотеатре смотрит экранизацию повестей доктора Ватсона о самом себе?), персонаж оказался неожиданно логичным продолжением легендарного образа, созданного сэром Артуром Конан Дойлем. И за этот прощальный поклон великого сыщика сложно не испытать к его создателям благодарность» (Павел Соломатин, «Новый Взгляд»).
«Казалось бы, уже невозможно всерьёз (пишу это слово и не знаю «всерьёз» ли я сам?) снимать фильмы о Шерлоке Холмсе. После всего, что было, после всех этих «элементарно, Ватсон», Камбербэтча, туристов на выдуманной Бейкер-стрит. Но у Кондона супергерой вдруг становится живым. Достаточно поместить его на порог смерти, в момент, когда человек становится болтовней за стеной. Пару раз пошутив по поводу холмсомании («слава богу, Ватсон так и не написал в книгах наш настоящий адрес»), режиссёр возвращает герою викторианского палпа вполне реальные пропорции… «Королева правит, ей помогают трутни, а рабочие пчёлы трудятся, как положено» - говорит главный герой и, кажется, именно этим принципом руководствуется режиссёр Билл Кондон, главная заслуга которого в том, что он знает своё место, давая актёрам играть, траве в кадре зеленеть, а пчёлам что-то подозревать. На выходе - почти чудо: лаконично оркестрованная история, в которой, как в хорошем детективе, улики рассыпаны между строк, а тайна, разгадка которой вроде бы лежит на поверхности, будоражит до самого финала» (Василий Степанов, «Сеанс»).
«Оператор Тобиас Шлисслер снял картину так, будто вертел перед камерой гипнотизёрским маятником. Лента изобилует яркими кадрами, но ярки они как-то по-викториански, размеренно и с подобающей Англии чопорностью. Атмосфера благородной страны и национальная принадлежность буквально осязаемы… И что бы ни находилось в данный момент в кадре - волны на побережье, окуриваемые ульи, респектабельный клуб для настоящих джентльменов, железнодорожная станция, скамья на вековом английском газоне - ты ощущаешь, что смерть где-то рядом. Что она была, есть и будет. И что весь фильм - вовсе не рассказ о Холмсе-маразматике, а размышление о переходе человеческого бытия в небытие. И об одиночестве. Маккеллену, конечно, повезло с ролью. После ходульного Гэндальфа сыграть спокойную, естественную трагедию, ожидающую всякого человека, не потерявшего рассудок и осознающего неизбежность ухода из жизни, тонко нарисовать её полуэмоцией, полужестом, ускользающей мимикой - означает доказать, что ты действительно большой актёр» (Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»).
«Все заметные Шерлоки последних лет - чрезвычайно успешный сериал BBC с Камбербэтчем и многобюджетный аттракцион Гая Ритчи - знатно переворошили наследие Конан Дойля, пытаясь как-то осовременить героя, с трудом отделимого от конца позапрошлого века. «Мистер Холмс» конечно же тоже ревизия, и хотя сыщику тут вернули более традиционный облик, не факт, что его поклонникам этот вариант придётся по душе. Режиссёра Билла Кондона не слишком волнуют традиционные холмсовские приключения. Формально в фильме целых две детективных линии или, как минимум, загадки… Обе на поверку оказываются кусочками более сложной головоломки - в центре расследования Холмса впервые находится он сам, и это дело закономерным образом выходит не детективом, а элегией… В остальном это идиллически снятая, плавно скользящая по переливам музыки Картера Беруэлла и, наверное, не слишком обязательная картина - не более чем все последние истории про сыщика. За неё не стоит браться, рассчитывая на остросюжетное разрешение здешних загадок, - их масштаб примерно равен размеру холмсовской пасеки. Тем не менее она странным образом вписывается в прослеживающуюся в последние два года тенденцию возрождения знаковых кинематографических мифов вроде «Звёздных войн» или «Рокки». Эти фильмы будто бы населены поклонниками тех вселенных, которые напрямую взаимодействуют с мифологическими героями, помогая им обрести новый смысл существования» (Василий Миловидов, «Коммерсантъ Weekend»).
«Предмет фильма - не чулан Шерлока Холмса и не его дедуктивный метод, а его мировоззрение, убеждения, если угодно. И это красиво: взять образец человеческой породы, известный именно своей уникальностью, причудливостью, радикализмом, и на его основе сделать некие обобщающие наблюдения о людях в целом. И конечно, Шерлок Холмс в маразме - превосходная, очень богатая идея сама по себе (фильм, надо сказать, далеко не исчерпал её потенциал). Супергерой, лишившийся - не до конца, впрочем, - своей суперсилы. Сыщик, который раскрыл преступление, но не может вспомнить, кто был жертвой, а кто - преступником. Кондон не давит на жалость, но и не срывается в комедию, аккуратно проходя где-то посередине - благодаря, в первую очередь, деликатной и выразительной игре Маккеллена: его Холмс остаётся монументальной, полной чувства собственного достоинства фигурой, даже превратившись в бабушку, ищущую очки, которые лежат у неё на лбу. Наверное, это слишком отполированный, слишком культурный и слишком сентиментальный фильм, чтобы оставить по-настоящему глубокое впечатление: он ни минуты не скучен, но оказывает несколько убаюкивающее воздействие своим ровным ходом… Холмс, похоронивший Ватсона, Майкрофта, миссис Хадсон, как-то проживший две мировые войны, увидевший Хиросиму, не только увядает, но и освобождается, перестает быть проекцией чужих фантазий: одна его половина, во многом вымышленная, отлита в бронзе, другая, реальная, ухаживает за пчёлами в Суссексе, и единственная нить, которая их как-то соединяет, память, вот-вот окончательно порвётся. Фильм примирительно подводит к тому, что помнить на склоне лет и нужно совсем немного, только главное. А после тебя всё равно останется одна выдумка, и слава богу» (Станислав Зельвенский, «Афиша daily»).
«Холмса всегда (все последние фильмы это отражают) считали личностью полезной, талантливой, обаятельной - и в то же время опасно непредсказуемой. Худший вариант его оценки: социопат-наркоман. В новом фильме (трактую именно его, а не роман-первоисточник) особый поворот, который, к моему изумлению, не замечают многие рецензенты. Это фильм не о старости и не о потере памяти. Это фильм о роковом неизбывном непоправимом одиночестве» (Юрий Гладильщиков, «Forbes»).
«Вот вопрос - зачем нам такой мистер Холмс? Этот герой ведь как кошка в Эрмитаже. Он нужен не для красоты, а для ловли мышей. Если Шерлок Холмс не расследует преступления на пару с доктором Ватсоном, то фильм о нём - это обман публики. Потому что зрители-то ждут детектива! Может быть, психологического и душевного, но всё же детектива. То есть истории о героическом разоблачении лжи и установлении правды. А фильм Кондона посвящён совсем иному, прямо противоположному. В сущности, это предательство персонажа и одновременно попытка нажиться на его популярности. Да, в картине есть кое-какие намёки на детективную интригу, но они смехотворны даже по меркам мультиков вроде диснеевского «Великого мышиного сыщика» (Борис Иванов, film.ru).
«Если кратко суммировать, о чём «Мистер Холмс», то я бы так сказала: когда изменяют память, ум и логика, на смену им приходит мудрость, питающаяся неубиваемой памятью сердца. Внезапные вспышки этой сердечной боли провоцируются случайными, казалось бы, вещественными свидетельствами и событиями… В сущности, в новой реинкарнации присутствует всё, что мы знали о характере и привычках детектива-рационалиста, но всё это выступает в необычном качестве, освещённом новыми смыслами, на которые падает тень близящейся смерти… На наших глазах великий человек, известный своей непогрешимой логикой, демонстрирует пример того, как следует завершать земные дела и что именно должно дирижировать финалом. Можно было бы сказать, что «Мистер Холмс» - достойное завершение холмсианы, но об этом нечего и думать - этот образ надолго останется кладезем сюжетов и всяческих спин-оффов, неизменно привлекательным, потому что тайна его остаётся неразгаданной, сыграй его хоть ещё семьдесят артистов» (Нина Цыркун, «Искусство кино»).