ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЦЕЗАРЬ! («Hail, Caesar!», США-Великобритания, 2016)
Режиссёры: Джоэл Коэн, Итан Коэн.
В ролях: Джош Бролин, Джордж Клуни, Олден Эйренрайк, Ченнинг Татум, Тильда Суинтон, Рэйф Файнс, Джона Хилл, Скарлетт Йоханссон, Фрэнсис Макдорманд, Кристофер Ламберт, Патрик Фишлер, Дэвид Крамхолц, Фишер Стивенс, Клэнси Браун, Роберт Пикардо, Эмили Бичем, Кейт Морган Чадвик, Дольф Лундгрен.
Жанр: комедия.
Добро пожаловать в Голливуд 1950-х - империю блеска, роскоши и порока. Здесь обитают кумиры миллионов. Что ни день - пиршество для светских хроникёров… Любую проблему студии «Capitol Pictures» решает Эдди Мэнникс (Бролин). Его день начинается с исповеди в половине пятого утра, после чего Эдди вытаскивает актрис из разных передряг, находит актёра на замену, отбрыкивается от назойливых сестриц-журналисток и должен найти мужа для забеременевшей вне брака звезды водных феерий. А тут ещё исчезает исполнитель главной роли в фильме «Аве, Цезарь: История Христа» Бэрд Уитлок (Клуни). Ни жена, ни многочисленные любовницы не знают, где он. И теперь Мэнникса ждёт весёлый денёк, ведь он должен найти звезду раньше репортёров…
Идея и название своего нового фильма были впервые высказаны братьями Коэн в июле 2004 года. По их задумке, фильм первоначально должен был рассказывать о труппе актёров, ставивших в 1920-х спектакль о Древнем Риме. В итоге же братья Коэн расписались в любви классическим голливудским фильмам - каждая картина, которая снимается в павильонах вымышленной киностудии «Capitol Pictures» (она уже фигурировала в «Бартоне Финке», ещё одном фильме братьев, действие которого разворачивается в Лос-Анджелесе), каждый показанный на экране актёр, имеет аналог и прототип в реальности.
«Да здравствует Цезарь!» - первый фильм после «Железной хватки» (2010), который оператор Роджер Дикинс снял для режиссёров Джоэла и Итана Коэнов на 35-мм плёнку. После того фильма Дикинс обратился к цифре и снял следующие свои пять фильмов на камеру «Arri Alexa». Коэны посчитали, что снимать фильм о Голливуде 1950-х годов будет уместнее на плёнку. «Да здравствует Цезарь!» для Дикинса 12-я совместная работа с братьями Коэн.
В актёрском составе фильма четверо лауреатов премии «Оскар» (Джордж Клуни, Фрэнсис Макдорманд, Тильда Суинтон и Фишер Стивенс) и трое номинантов (Джош Бролин, Джона Хилл и Рэйф Файнс).
Для Джоэла и Итана Коэнов это уже четвёртый совместный проект с Джорджем Клуни (до фильма «Да здравствует Цезарь!» были «О, где же ты, брат?», «Невыносимая жестокость» и «После прочтения сжечь»), третий совместный проект с Джошем Бролином («Старикам тут не место» и «Железная хватка») и уже восьмое сотрудничество с актрисой Фрэнсис Макдорманд, которая является женой Джоэла Коэна.
Персонаж Джоша Бролина Эдди Мэнникс - реальный человек, многолетний сотрудник компании MGM, который славился своей готовностью нарушать закон, чтобы решать студийные проблемы. Кстати, в 2006 году роль Эдди Мэнникса в фильме «Смерть супермена» сыграл Боб Хоскинс, а жену Мэнникса сыграла Дайан Лэйн. Интересно, что Лэйн была замужем за Джошем Бролином и Кристофером Ламбертом, актёрами, снявшимися в фильме «Да здравствует Цезарь!»
Ченнинг Татум играет «звезду типа Джина Келли». В реальной жизни актёр Джин Келли как и множество известных звёзд пострадал от «красной паники», ударившей по Голливуду - его жена Бетси Блэр была обвинена в сочувствии коммунистам, а он сам был одним из нескольких знаменитостей публично выступивших против Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Многие журналисты подмечали, что картину о Голливуде 1950-х невозможно было бы снять, не затронув темы «красной угрозы».
Героиня Скарлетт Йоханссон - прозрачный намёк на звезду 1940-х и 1950-х Эстер Уильямс, которая пришла в кино из водного спорта и прославилась как актриса «аквамюзиклов» со сценами синхронного плавания. А ещё Йоханссон играет актрису, забеременевшую прямо перед началом съёмок. Такое же случилось со Скарлетт в действительности. Она узнала, что беременна, за пару недель до начала съёмок фильма «Мстители: Эра Альтрона».
Художником-постановщиком фильма «Да здравствует Цезарь!» стал Джесс Гончор, уже 6 раз работавший с братьями и номинировавшийся на «Оскар» за фильм «Железная хватка». Он вдохновлялся работой легендарного художника Седрика Гиббонса, на счету которого за 32 года работы на MGM насчитывается более тысячи фильмов. Гончор и его команда вместе с художником декораций Нэнси Хэйг придумали «фильмы внутри фильма», в том числе классическую сцену с танцующим в баре моряком, поющим ковбоем на фоне ландшафта из вестерна и хоррор в духе картин про Франкенштейна. Гончор также воссоздал, основываясь на фильмах «Бен Гур» и «Камо грядеши» римские арки и коринфские колонны для вынесенного в название пеплума. Для сцены со Скарлетт Йоханссон Гончору разрешили воспользоваться бассейном компании «Sony», в котором когда-то снималась звезда «водного мюзикла» Эстер Уильямс. Большая часть трёхмесячных съёмок прошла на площадках студии «Warner Bros.». Придуманная студия «Capitol Pictures», по словам Гончора, должна была быть «похожа на MGM, которая подобно машине исправно выдавала фильм за фильмом. Мы очень постарались, чтобы антураж был похож на декорации фильмов 30-х - 50-х годов, и построили всё вручную. Вся эта работа было так старомодна, что казалось, что мы попали в 50-е». На съёмках также использовались винтажная камера и осветительные приборы. В фильме очень насыщенные цвета, начиная от контрастной картинки в сценах из «фильма в фильме» и заканчивая монохромом в сценах на съёмочных площадках.
«Да здравствует Цезарь!» уже вышел в американский прокат, но в Европе премьера картины состоялась на МКФ в Берлине, где лента Коэнов стала фильмом открытия (внеконкурсным) фестиваля. А по итогам проката «Да здравствует Цезарь!» в США на агрегаторе «Rotten Tomatoes» из 137 рецензий 79% оказались положительными со средней оценкой 7.1, почти как и на «Metacritic», где средний балл из 100 составил 73.
ИТАН КОЭН:
«Мы не жили в те времена, поэтому не можем испытывать ностальгию. У нас романтизированная версия Голливуда 1950-х. Мы, скорее испытываем к тому времени восхищение и любовь».
РОДЖЕР ДИКИНС, оператор:
«Точно не знаю, но, по-моему, в какой-то момент Итан говорил, что собирается снимать следующий фильм на цифру. Потом они передумали. Но обсуждали активно. Тогда я находился в Альбукерке, снимал «Убийцу», а они позвонили мне и спросили, не буду ли я против плёнки. Я сказал, что хоть на смартфон сниму, если им захочется. Мне всё равно».
ДЖЕСС ГОНЧОР, художник-постановщик:
«Мы взяли старую технику, и сняли всё предельно естественным образом, как любят Коэны… Мы попытались преувеличить реальность в картине, Коэны любят подталкивать своего зрителя, выбивать его из зоны комфорта… Один из огромных плюсов работы с братьями Коэн - они дают тебе полную свободу и не стоят за спиной. Это настоящее сотрудничество. И, честно говоря, то, что они предлагают, делает фильм только лучше».
ДЖОШ БРОЛИН:
«Они пускают меня в монтажную. Даже не знаю, почему я так нравлюсь братьям Коэнам. Но я не сижу там, приговаривая: «Ой, это не подходит, лучше побольше меня оставьте». Мне очень нравится сам процесс. У Итана и Джоэла всё с лёгкостью получается. Они никогда на тебя не давят. Возникает ощущение, что ты действительно являешься одним из участников процесса».
ДЖОРДЖ КЛУНИ:
«Братья постоянно зовут меня играть придурков, но я не ожидал, что буду играть такого идиота… Когда они прислали мне сценарий «После прочтения сжечь», там была приписка: «Мы сочиняли эту роль, думая о тебе!» Но мой герой - редкостный козёл! Мне всё время хочется спросить, парни, что с вами такое? Хотя мне всегда нравится то, как они издеваются надо мной».
ЧЕННИНГ ТАТУМ:
«Коэны прислали мне сценарий, где у меня было три реплики. По сюжету Мэнникс заходит на площадку, где снимают танец, и мой персонаж «подъезжает» к нему на коленях. И всё. Я подумал, ну, это я запросто! Смогу, конечно! А через пару встреч выяснилось, что мне нужно исполнить песню и станцевать номер на шесть минут! Тут я занервничал».
ДОЛЬФ ЛУНДГРЕН:
«Получилось довольно неожиданно… Коэны вдруг позвонили мне. Это фильм, действие которого происходит в 1950-е годы, под названием «Да здравствует Цезарь!» и он о студийной системе. В принципе, один из персонажей собирается сбежать в Советский Союз, потому что у них классная форма! В фильме его играет Ченнинг Татум, и они хотели, чтобы кто-то сыграл командира подводной лодки. Полагаю, они хотели кого-то знакового, когда зритель видит лицо и говорит: «Охренеть!». Так что на мне русская меховая шапка, и я на огромной подводной лодке в Малибу. Работать с ними было весело. Они очень хорошие ребята, и, конечно, я их большой поклонник, и я вовсе не ожидал, что когда-либо снимусь у братьев Коэнов, но похоже, что снялся!»
ПРЕССА:
«Да здравствует Цезарь!» формально завершает «идиотскую тетралогию» с Джорджем Клуни, начавшуюся в 2001 году фильмом «О, где же ты, брат?» (потом были «Невыносимая жестокость» и «После прочтения сжечь»), но по пафосу новый фильм братьев Коэн ближе всего «Бартону Финку» - при всей несхожести стилистики и тона повествования. Пафос же заключается в признании любви тому миру, о котором можно сказать словами главного героя: «Библия - это сильная вещь, но кино!..»… Когда был объявлен актёрский состав фильма, злопыхатели предрекали: раз Коэны делают ставку на звёзд, значит, с идеями просели. Ничего подобного: изобретательность по-прежнему на высоте, а что самое удивительное - здесь нет ни капли горечи или удручающего пессимизма. Кроме всего прочего, это оммаж старому Голливуду на этапе прощания с его новой инкарнацией, оммаж кино, которое продолжает твориться светом - как то сакральное, о чём снимается у Коэнов старо-голливудский эпос» (Нина Цыркун, «Искусство кино»).
«Да здравствует Цезарь!», конечно, местами заставляет смеяться до слёз (с Коэнами так всегда, даже если их фильм по сути трагичен), однако легкомысленным ретрофарсом о старом Голливуде лишь прикидывается. На самом деле это религиозное кино… речь в фильме - о разных системах координат и символах веры, вступающих друг с другом в противоречие. В игрушечном мире киностудии один шаг отделяет павильон с чинными декорациями декадентской гостиной от нарисованной на заднике прерии, а античный Иерусалим (тоже ненастоящий) - от фривольного бара. Ничто не мешает католику, православному и раввину собраться за одним столом и обсудить сценарий фильма о Христе. Устроитель судеб Эдди будет витать над почти древнеримской эклектикой как незаменимый ангел-хранитель. Ему равно чужды циничный капитализм и прекраснодушный коммунизм. Его единственная религия - поддержание утешительной иллюзии кинематографа, которая прекрасна своей бесполезностью и безыдейностью, а потому бессмертна. За неё и ставит свою свечку простой американский праведник» (Антон Долин, «Афиша daily»).
«Когда у голливудцев кончаются идеи, они снимают кино про кино». Эта поговорка работает почти безотказно, и она относится и к новому фильму братьев Коэн, создателей «Фарго», «Большого Лебовски» и многих других знаменитых лент. К сожалению, «Да здравствует Цезарь!» - одна из самых слабых коэновских картин. Но вот парадокс - это также одна из их самых изобретательных и восхитительных постановок. «Цезарь» - то редкое фиаско, которое стоит увидеть» (Борис Иванов, film.ru).
«Коэны в своём новом фильме предлагают праздничный, карнавальный взгляд на искусство. Единственный страдающий за всё кино-человечество - это их главный герой, агент гениальной системы, которой призывал восхищаться Андре Базен, ведь в ней могли творить десятки больших авторов, чьи эскапистские триллеры, мюзиклы и вестерны подчас были серьёзнее и утончённее «серьёзных драм». Коэны такую проверку «авторством» проходят» (Юля Гулян, «Сеанс»).
«Цезарь» - отнюдь не высшее достижение Коэнов, однако он хорош - чувствуется, что его вдохновила лёгкая муза. В фильме практически нет злости, тяжёлой иронии, экзистенциальной тоски, определившей настроение «Фарго», «Старикам тут не место» и других признанных шедевров братского дуэта… Зрителя «Цезаря» ждут несколько по-настоящему уморительных моментов (среди них встреча голливудского босса с православным патриархом, пастором и раввином на предмет религиозной политкорректности кинопроекта) и лаконичные мини-портреты персонажей эпохи… Ну а что касается более требовательного зрительского контингента, он, вполне возможно, прочтёт «Цезаря» как типично коэновскую притчу об амбивалентности добра, а также оценит аллюзии к атмосфере шпиономании и маккартизма - но и те освещены редкой для Коэнов лучезарной улыбкой» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).