В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
(«Spotlight», США, 2015)
Режиссёр: Томас Маккарти.
В ролях: Марк Руффало, Рэйчел Макадамс, Майкл Китон, Лив Шрайбер, Джон Слэттери, Стэнли Туччи, Билли Крудап, Лен Кариу, Джейми Шеридан, Пол Гилфойл, Брайан Д’Арси Джеймс, Елена Стайтелер, Джин Аморозо, Даг Мюррэй.
Жанр: драма.
В редакцию газеты «The Boston Globe» из анонимного источника поступила информация о якобы имевших место случаях педофилии, которые происходили в течение нескольких десятилетий в местной митрополии. Однако доказательств нет, и ведущие журналисты газеты приступают к расследованию. Редактор отдела (Китон) и его команда (Макадамс, Руффало) понимают, каким провалом это может для них обернуться, но всё же пытаются найти общий язык с нежелающими общаться свидетелями, давно подросшими жертвами и адвокатом пострадавших (Туччи). И постепенно журналистам становится ясен масштаб этих преступлений, намного превосходящий то, что они вообще могли себе представить…
Сценарий картины был написан Томасом Маккарти совместно с Джошом Сингером и основан на реальной истории о расследовании одного из самых громких в истории США секс-скандалов, проведённом журналистами газеты «The Boston Globe» и приведшим к отставке кардинала Бернарда Лоу. Сценарий «В центре внимания» попал в «Чёрный список» 2013 года - перечень лучших из потенциально успешных сценариев, по которым в том году так и не был снят фильм.
Постановщиком «В центре внимания» стал Томас Маккарти (1966 г. р.) - американский актёр, сценарист и режиссёр, снявшийся в фильмах «Знакомство с родителями», «Доброй ночи и удачи», «Флаги наших отцов», «Милые кости», «2012», а также в сериалах «Прослушка» и «Закон и порядок». Маккарти - один из представителей американского независимого кино. В частности, он является режиссёром и сценаристом фильмов «Станционный смотритель» (2003, приз зрительских симпатий в категории «Драматический фильм» на кинофестивале «Сандэнс») и «Посетитель» (2008, номинация на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» - Ричард Дженкинс). В 2010 году Маккарти был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» за мультфильм «Вверх» студии «Pixar». Режиссёр «В центре внимания» признался, что осуществлял этот проект под влиянием следующих фильмов: «Гражданин Кейн» (1941), «Туз в рукаве» (1951), «Телесеть» (1976), «Вся президентская рать» (1976), «Вердикт» (1982), «Поля смерти» (1984), «Теленовости» (1987), «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991), «Свой человек» (1999), «Доброй ночи и удачи» (2005), «Фрост против Никсона» (2008).
Сотрудники газеты «The Boston Globe» очень помогли создателям фильма во всём, что касалось сценария, игры актёров, костюмов и декораций. В интервью Национальному Общественному Радио режиссёр Томас Маккарти заявил, что многие занятые в фильме актёры познакомились с прототипами своих героев и что журналисты газеты проводили много времени на съёмочной площадке, где были выстроены кабинеты редакции «The Boston Globe». Причём, когда журналисты, о которых рассказывалось в фильме, впервые посетили место съёмок, каждый прошёл к «своему» рабочему столу и начал перекладывать на его поверхности вещи так, как они обычно располагаются в реальной жизни.
Когда Майкл Китон получил роль, ещё до того, как познакомиться с реальным Уолтером Робинсоном, актёр начал наблюдать за журналистом без его ведома. В его распоряжении были также видео и аудиоматериалы с записями Робинсона. В их первую встречу Уолтер даже испугался и спросил Майкла, откуда он столько знает о нём, ведь они только что познакомились. Впоследствии Майкл Китон, чтобы добиться максимального сходства со своим персонажем, проводил много времени с реальным Уолтером Робинсоном, и когда Робинсон приехал на съёмочную площадку, он был очень впечатлен, что Майкл Китон выглядит его точной копией: сидит, поджав губы, и печатает двумя пальцами, глядя сквозь очки на старенький, образца 2001 года, монитор. Майкл Китон о своём герое: «Уолтер Робинсон — человек очень прямой и временами жёсткий, но если не выводить его из себя, вполне добродушный и уживчивый. С другой стороны, он очень скрытен, когда дело касается его источников. Он не выделывается, он их просто защищает. Наблюдая за ним, я убедился, что у меня самого в определённой мере присутствуют некоторые его манеры поведения». Уолтер Робинсон об игре Майкла Китона: «Я будто смотрю на себя в зеркало, но не могу контролировать своё отражение… Это называется похищение личности. Ограбь Майкл Китон банк, полицейские пришли бы за мной».
Роль Майкла Резендеса изначально предполагали отдать Мэтту Дэймону, однако досталась она Марку Руффало. Когда Руффало приехал на первую встречу к Резендерсу, он привёз с собой ноутбук и iPhone, чтобы записать голос журналиста для последующего изучения его речевых особенностей. Иногда во время перерыва в съёмках Руффало просил Резендеса произнести для него свои реплики, а однажды Марк обратился к Резендесу со следующей просьбой: «А вы не могли бы на кого-нибудь наорать, чтобы я посмотрел?»
По словам Марка Руффало, большинство реальных журналистов «The Boston Globe», которые принимали участие в расследовании этого скандала, сами являются прихожанами Римско-католической церкви.
Экранное оформление «В центре внимания» (название фильма, титры) выполнено шрифтом «Miller», который в газете «The Boston Globe» обычно используют для заголовков и основного текста.
Премьера фильма «В центре внимания» состоялась в рамках внеконкурсной программы на 72-м Венецианском МКФ в сентябре 2015 года. По итогам проката фильм получил положительные отзывы критиков. На сайте «Rotten Tomatoes» картина заработала рейтинг 97% на основе 35 рецензий со средним баллом 8,6 из 10. «В центре внимания» является одним из основных фаворитов «Оскара» - фильм номинирован на премию в шести категориях: «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая актриса второго плана» (Макадамс), «Лучший актёр второго плана» (Руффало), «Лучший монтаж». Кроме того картина была трижды номинирована на «Золотой глобус» (лучший фильм (драма), режиссура и сценарий) и премию BAFTA (лучший фильм, лучший оригинальный сценарий, лучшая мужская роль второго плана - Руффало) и получила премию Национального совета кинокритиков США в категории «Лучший фильм» и «Лучший сценарий».
ТОМАС МАККАРТИ:
«Я был воспитан католиком, я с уважением и пониманием отношусь к этому институту. Я очень обеспокоен тем, как сдала расследовательская журналистика по сравнению с тем, что мы имели 15 лет назад. Для меня этот проект был возможностью показать на конкретном примере, какие события могут происходить, когда у нас есть хорошо финансируемая профессиональная журналистика».
ПРЕССА:
«Нет смысла выдумывать другую первую строчку для вводного абзаца: «В центре внимания» – шедевр» (Брайан Труитт, «USA Today»).
«Если быть честным и не пускаться на уловки вроде ненужного проливания крови в кадре, журналистская работа - не самое киногеничное занятие на свете, кроме того, планка триллеров про газетные расследования находится где-то в запределье «Всей президентской рати». Тому Маккарти, тем не менее, удалось сделать по-хорошему старомодный и крайне показательный образец жанра. Эта нарочито скромная, поступательная, очень плотная производственная драма работает не хуже любого хоррора: начинаясь размеренно и деловито, быстро берёт темп и превращается в настоящий разговорный триллер. Дело тут в стремительно нарастающем ощущении паранойи. Зло оказывается не только в случайной газетной заметке, а повсюду - в доме твоих знакомых, на соседней улице, в церкви, куда каждое воскресенье ходит твоя мать… Это кино, говорящее об очень важной теме показательно неважным тоном. Звёздный актёрский состав работает так слаженно, что кажется, будто звёзд здесь нет вовсе. Собственно, главная звезда этого фильма – «The Boston Globe». Это редкая журналистская драма, в которой восхищение профессией исходит из настоящего понимания журналистики как профессии, убедительно доказывая, что люди с блокнотами в руках занимаются по-настоящему важным и нужным делом» (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»).
«В центре внимания» Тома Маккарти - это не внутрицеховая история из жизни реально существующей авторитетной американской газеты. И не социальная сатира на тему деградирующей церкви. В фильме не раз повторяется слово «система»; и сюжет его - анатомия порочного устройства определенного рода системы как института. Поэтому вместо церкви могла бы фигурировать любая другая структура, функционирующая по тем же самым правилам авторитарного контроля и взаимовыгодного укрывательства. Однако роль журналистики-расследования, рожденной Джозефом Пулицером в конце позапрошлого века, в фильме первостепенна. И поскольку она - в силу многих причин - сегодня уходит с исторической сцены, сам фильм несёт в себе изрядную долю ностальгии» (Нина Цыркун, «Искусство кино»).
«Маккарти снял классическую историю журналистского расследования - западная критика уже взахлёб сравнивает фильм со «Всей президентской ратью» Алана Пакулы и с «Зодиаком» Дэвида Финчера. Его умение работать с актёрами было видно ещё в «Посетителе» , где он дал главную роль гению второго плана Ричарду Дженкинсу, и это была блестящая роль. Маккарти методично прослеживает рутинную работу своих персонажей. Это триллер, очень скрупулезно показывающий, как сильно было влияние церкви на общество в Бостоне. Но всё же это кино не про церковь, а про журналистику» (Марина Латышева, proficinema.ru).
«В центре внимания» - один из лучших фильмов о журналистике в истории кино, захватывает с первых минут и достоверно всё отражает. Он улавливает не только общую картину, но и мелкие детали журналистского процесса, например, вид офиса или реакцию штата на нового босса» (Мик Лясалль, «San Francisco Chronicle»).
«Как всякий стоящий социально-политический фильм, сделанный на основе реальных событий, «В центре внимания» - изумительный источник знаний. И не только о педофильских нравах в римско-католической церкви… Интересно, профессионально интересно, как по-иному, в отличие от нашей, действует система качественной американской журналистики. Люди, находясь в штате и на окладе, могут по нескольку месяцев, без показной отдачи, раскапывать громкое дело - зато потом выдать в течение года на четверых около шестисот статей. Интересно, что у них нет-таки запретных тем, хотя наша пропаганда уверяет, будто это враки. Потопить президента - это во многих странах раз плюнуть. Но вот покуситься на церковь - пусть и одну из американских церквей, но в Бостоне основную - это для нас нечто невиданное… «В центре внимания» - фильм ещё и о глупости быть журналистом. И о счастье им быть. Потому что только журналисты, по крайней мере на Западе (наши при ограничении свобод на подобное сейчас неспособны), горазды вскрывать секреты Полишинелей… и выволакивать наружу правду, которая вроде бы лежала на поверхности, но никогда не стала бы без их стараний достоянием общественности» (Юрий Гладильщиков, «Forbes»).
«Год ещё не закончился, а у меня уже есть любимый фильм 2015 года. Это работа Томаса Маккарти - блистательный, внушающий доверие, захватывающий и незабываемый «В центре внимания» (Рекс Рид, «New York Observer»).
«В центре внимания» приковывает к экрану не хуже шпионского триллера или мистического хоррора. Чем? Богатством характеров и увлекательной фактурой… Крайне специфическое, но очень воодушевляющее зрелище, представленное режиссёром и актёрской командой, наверняка станет одним из триумфаторов грядущей церемонии награждения премией «Оскар». Впрочем, даже вне наград эта работа впечатляет. Прежде всего тем, что хорошее кино не обязательно должно лопаться от обилия спецэффектов, достаточно ручки и листка бумаги, чтобы управлять миром» (Евгений Ухов, film.ru).