СТРОГО НА ЗАПАД
(«Slow West», Великобритания-Новая Зеландия, 2015)
Режиссёр: Джон Маклин.
В ролях: Майкл Фассбендер, Коди Смит-Макфи, Бен Мендельсон, Карен Писториус, Эдвин Райт, Эндрю Робертт, Брайан Серджент, Брук Уильямс, Эдди Кемпбелл, Кен Блэкберн, Алекс Маккуин, Рори Маккэн, Стюарт Боуман, Калани Кейпо, Аорере Паки, Хейден Фрост, Киран Чернок, Джозеф Пасси.
Жанр: вестерн.
1870 год. Американский Дикий Запад. Авантюрист по имени Сайлас (Фасбендер), оставив позади бурное прошлое в одной из многочисленных банд, путешествует в поисках случайных заработков. Он из тех, кто стреляет хорошо и стреляет быстро, и предпочитает зарабатывать себе на жизнь именно этим умением. В «беспокойных лесах Колорадо» он неожиданно встречает 16-летнего шотландского аристократа Джея Кавендиша (Смит-Макфи), ищущего свою возлюбленную Роуз, которая вместе со своим отцом была вынуждена бежать в Америку. Сайлас берётся сопровождать Джея в опасном путешествии вдоль всей американской границы. Они пересеклись случайно, одинокий волк, отбившийся от волчьей стаи и заяц, оказавшийся в волчьем логове. Первый мог дать умереть второму, мог убить, но не вцепился в горло, а пошёл с ним по следу, помогая найти затаившуюся где-то любовь, провожая через поля ненависти и леса страха, твёрдо, не решив, что делать дальше с ним и с собой…
Джон Маклин во время работы в шотландской инди-рок-группе «The Beta Band», основателем которой он являлся, обнаружил у себя страсть к съёмочному процессу, став сначала клипмейкером, а затем и сценаристом и кинорежиссёром. Свой первый короткометражный фильм «Человек на мотоцикле» он полностью снял на мобильный телефон. Картину показывали на Лондонском кинофестивале, где она получила восторженные отзывы критиков - журнал «Sight and Sound» даже назвал её шедевром. Вторая картина Джона - «Кража в кромешной тьме» - была признана лучшей короткометражной лентой года и получила награду BAFTA в этой категории. «Строго на запад» - полнометражный дебют Маклина, который, по собственному признанию, искал вдохновения в прозе Марка Твена, Натаниэля Готорна, Амброза Бирса и Лоры Инглз Уайлдер, где можно было найти впечатления от первого лица, описания жизни поселенцев и их отношения к коренным американцам. Он также смотрел классические вестерны («Железный конь», «Шейн», «Красная река», «Ровно в полдень») и современные вестерны Сэма Пекинпа, «Маккейб и миссис Миллер» Роберта Олтмана, а также ознакомился с некоторыми японскими и русскими фильмами. Искушенный зритель, конечно же, заметит в фильме «Строго на запад» отголоски коэновских «Железной хватки» и «Старикам тут не место». Маклин не скрывает их влияния: «Я просто восхищаюсь братьями Коэн, их умением держать тон, их способностью сочетать юмор и жестокость». Свой полнометражный режиссёрский дебют Маклин мечтал снять на 35-миллиметровую плёнку, но скромный бюджет заставил автора обратиться к цифровой камере.
Фильм «Строго на запад» в большой степени обязан своим появлением на свет взаимоотношениям между Джоном Маклином и актёром Майклом Фассбендером (ирландский актёр немецкого происхождения, наиболее известный своим сотрудничеством с режиссёром Стивом Маккуином в картинах «Голод», «Стыд» и «12 лет рабства», а также ролью Магнето в фильмах «Люди Икс: Первый класс» и «Люди Икс: Дни минувшего будущего», кроме того снимался в фильмах «300 спартанцев», «Бесславные ублюдки», «Джейн Эйр», «Опасный метод», «Нокаут», «Прометей», «Советник», «Макбет», «Стив Джобс»). Маклина с Фассбендером связывает долгая дружба и совместное творчество. Фассбендер сыграл в двух предыдущих короткометражных работах Маклина («Человек на мотоцикле», «Кража в кромешной тьме»), роль Сайласа в «Строго на запад» была написана специально для Фассбендера, и актёр включился в проект на ранних этапах его становления, выступив ещё и в качестве исполнительного продюсера картины.
Основным партнёром Фассбендера по работе в кадре стал девятнадцатилетний австралийский актёр Коди Смит-Макфи («Впусти меня», «Дорога», «Конгресс», «Ромео и Джультетта», «Планета обезьян: Революция»).
За исключением дебютанта Маклина «Строго на запад» создавала поистине титулованная команда. Это продюсеры Эйн Каннинг и Эмиль Шерман - обладатели премии «Оскар» за фильм «Король говорит!». За роль в предыдущей совместной работе с Каннингом и Шерманом – фильме «Стыд» - Майкл Фассбендер получил приз за главную мужскую роль на Венецианском МКФ. Художник-постановщик Ким Синклер известен своей работой над фильмами «Последний самурай», «Легенда Зорро», «Вертикальный предел», «Человек из стали», а наибольшую известность ему принёс «Аватар» Джеймса Кэмерона (премии «Оскар» и BAFTA). За спецэффекты в картине отвечала известная британская студия «Blue Bolt», работавшая над спецэффектами в сериале «Игра престолов», фильмах «Шерлок Хомс» и «Шерлок холмс: Игра Теней» Гая Ричи, «007: Координаты «Скайфол», «Облачный атлас», «Принц Персии: Пески времени», «Агенты А.Н.К.Л.». Оператор «Строго на запад» Робби Райан - частый соратник Андреа Арнольд и позднего Кена Лоуча, обладатель Веницианского «Льва» за фильм «Грозовой перевал».
Британско-новозеландская компания «See-Saw Films» помогла организовать проект «Строго на запад» как британо-новозеландскую копродукцию, чтобы оптимизировать съёмки на локациях в Шотландии (немного) и Новой Зеландии (в основном). Среди продуктов компании «See-Saw Films», например, известный телесериал Джейн Кэмпион «Вершина озера», снятый на локации в Новой Зеландии.
«Строго на запад» - победитель фестиваля «Сандэнс» 2015 года в категории «Драматический фильм» (программа «Мировое кино») и номинант на премию Европейской киноакадемии в категории «Приз ФИПРЕССИ - Европейское открытие года».
ЭЙН КАННИНГ, продюсер:
«Было забавно взять всё лучшее из исторического представления Голливуда о вестерне и добавить туда европейского привкуса. Это Америка, которая стала такой, потому что в ней оказалось множество разных людей из совершенно разных уголков земного шара. «Строго на запад» это показывает: у нас есть ирландец Сайлас, шотландец Джей, и Пэйн - американец в двух поколениях. Это история тех, кто прибыл сюда первыми. И ещё, в некотором роде, это история взросления Американского запада».
«Мы прочитали почти законченную версию сценария и влюбились в него. Мы искали смелые истории, рассказанные интересными кинематографистами, и «Строго на запад» - однозначно попадает в эту категорию. Это было простое решение, поскольку у Джона были все качества, которые мы искали в режиссёре: уникальное видение, несколько сделанных ранее талантливых работ и интересная история, которую хотелось рассказать».
ДЖОН МАКЛИН:
«В фильме идёт рассказ о путешествии юноши в поисках любви, а всё остальное присутствует фоном. Проблемы того времени не лезут на глаза, но они там есть. Если вы изучите, что происходило тогда в Америке с коренными американцами, вы увидите, как страшно обстояли дела. Поэтому это нетипичный вестерн. Мне был больше интересен сюрреализм и сказка, которые я могу вместить в вестерн, так что, я надеюсь, мне удалось избежать большинства клише этого жанра. Мне кажется, по сути, это роуд-муви».
«Мы много обсуждали сценарий, и у Майкла было несколько клёвых идей. Он участвовал и в написании сценария. С ним здорово работать. Сценарий нужно было выковать на самом высоком уровне. Майкл не просто актёр, он хочет знать об истории всё, и с ним приходится поднимать планку. Его типичный персонаж - это архетип мачо, немногословный, но надёжный. И Сайлас мог бы быть таким персонажем, но Майкл сделал его более тонким и уязвимым. Он - суровый и жёсткий человек, но Майкл наделил его всеми оттенками серого. Все персонажи фильма имеют и положительные и отрицательные стороны, и именно взаимоотношения Сайласа с Джеем меняют его. Он думал, что знал, как жить, как выживать, а потом герой Майкла открыл, что он выживает, но не живёт».
МАЙКЛ ФАССБЕНДЕР:
«Я хотел сделать этот фильм, потому что мне нравится работать с Джоном. Мы сделали вместе пару короткометражек и мечтали о большом совместном проекте, так что идея витала в воздухе несколько лет… Было здорово задумывать этот проект и реализовывать его. Я с детства хотел поучаствовать в вестерне, так что я благодарен за возможность реализовать эту мечту».
«Я нутром чую, какие роли мне подходят. Мне нравятся герои с недостатками, потому что у всех нас есть недостатки. Люди - сложные натуры. Наше поведение по отношению друг к другу - странная штука. Поэтому мне нравится открывать что-то новое в этом направлении. Сайлас - интересный персонаж. Он охотник за головами, одиночка, у него не так много тепла в жизни в смысле любви или дружбы, и почти нет радости. Поэтому он стал таким циничным и мрачным, но его знакомство с Джеем меняет его взгляд на мир, наполняя его надеждой и энтузиазмом. Он понимает, что в мире есть нечто более важное, чем деньги».
«Сначала меня познакомили с конём по кличке Осом («Потрясающий»), но на нём я чувствовал себя не очень потрясающе, поэтому мне дали Арни, чей характер был намного покладистей, так что, ездить на нём было гораздо легче. Он компенсировал моё неумение ездить верхом. Было весело».
«Это история о земле, на которой мы живём. Америка здесь - ещё один персонаж. Это реальность Дикого Запада, той границы, где заканчивается железная дорога и начинается пустошь, населённая разными персонажами. Сайлас прекрасно выживает в этой пустоши, но Джей точно не выживет, поэтому они объединяются и им приходится чему-то учиться друг у друга».
«Главный герой фильма - юный мечтатель, поэтому мы хотели найти молодого актёра, который мог бы это передать: наивность и первую любовь, такую глубокую, что заставила бы его совершить такое путешествие - путешествие в другую страну, где ему пришлось бы искать свою возлюбленную на широких просторах. Коди идеально подошёл на эту роль».
КОДИ СМИТ-МАКФИ:
«Это необычный, оригинальный вестерн, но это также очень мрачная история с кровью, стрельбой и так далее. Но главное, что не часто встречается в вестернах - это эмоции. Здесь вестерн показан с точки зрения молодого парня, так что это идеальный гибрид из эмоций и экшена».
КИМ СИНКЛЕР, художник-постановщик:
«Мы все пытались отказаться от стереотипов, потому что по структуре это напоминает роуд-муви, с новым, необычным взглядом на Запад. Сценарий был необычен, и рассказывал удивительную историю, и я сразу понял, что хочу участвовать в его оформлении, потому что персонажи были такими живыми, что сходили с листа бумаги. Так что было забавно искать локации».
ПРЕССА:
«Этот маленький британский инди-вестерн в два раза короче «Выжившего» - и в два раза интереснее… «Запад», конечно, не столько честное упражнение в корневом американском жанре, сколько сновидение на заданную тему, экскурсия по воображаемому континенту в сопровождении гида: Майкл Фассбендер не только ведёт шотландского паренька через опасности фронтира, но и сдержанно комментирует действие за кадром в безыскусно литературной манере, которая с самого начала придает фильму характер народной сказки… Человек, который в 2015 году может поставить десятиминутную перестрелку так, как не ставил прежде никто, в любом случае не зря получает зарплату. Но «Запад» стоит посмотреть не только ради его лучшей сцены. Тон фильма, несмотря на всё насилие и все экзистенциальные вопросы, неуловимо ернический - напоминающий то братьев Коэн, то «Мертвеца» Джармуша, пусть и в более легкомысленной, хипстерской, что ли, аранжировке. «Запад» почти не уходит в прямую комедию, но всё время держит с материалом ироническую дистанцию. Это могло бы раздражать - особенно в сочетании с броской, вылизанной картинкой, - однако отчего-то выглядит вполне очаровательно. Во-первых, на освежающем контрасте с массивом свинцово серьёзных вестернов, который всё время маячит на заднем плане и от которого очевидно эрудированный Маклин, собственно, отталкивается (разумеется, он не ставил себе задачу снимать пародию). А во-вторых, когда нужно, фильм преодолевает эту свою позу, и его энергия как раз рождается из трения между циничным постмодернистским пижонством и совершенно искренним, даже наивным романтизмом: замечательный альянс Фассбендера и Смита-Макфи символизирует это столкновение стилей и мировоззрений максимально наглядно» (Станислав Зельвенский, «Афиша daily»).
«Как и положено «вестерну здорового человека», «Строго на запад» начинается со слов «Once upon a time», а завершается грандиозной перестрелкой, но две точки - начальная и конечная - это всего лишь оболочка, внутри которой скрывается нечто более интересное, нежели простое роад-муви или гангстерский триллер. Маклин в сравнительно тесные 84 минуты хронометража упаковал столько событий, сколько другой режиссёр смог бы «размазать» на пару полнометражных картин: здесь есть место и чёрному юмору, и добротному экшену, и философским измышлениям о природе жестокости и истории Штатов. Но самой жирной линией сквозь сюжет бежит весьма необычная романтическая линия - молодой человек спешит к своей возлюбленной, преодолевая препятствия, засады и перестрелки, превращаясь по пути из мальчишки в настоящего мужчину» (Евгений Ухов, film.ru).
«Несмотря на некоторый недостаток динамики, обозвать фильм затянутым язык просто не поворачивается. И не столько благодаря нетипичному для современного кино полуторачасовому хронометражу, сколько за счёт отличной режиссуры, завораживающей операторской работы (не стыдно было бы показать самому Эммануэлю Любецки) и, конечно, классной актёрской игре… «Строго на Запад» - фильм не только неглупый, но и удивительно красивый. Малосимпатичные реалии Дикого Запада, снятые в Новой Зеландии, изображены настолько эстетски, что это порой, кажется, начинает граничить с пижонством. Но взгляд оторвать от экрана невозможно ни на секунду, так что простить создателям фильма можно было бы и не такое - а другие недостатки в фильме найти не так-то просто… Наверное, американские киноделы должны почувствовать себя униженными: никому не известный англичанин утёр им нос на их же поле, поставив своего первенца в один ряд с такими шедеврами, как «Железная хватка» и «Джанго» (Дмитрий Сосновский, «Российская газета»).
«Как любой хороший вестерн, «Строго на запад» источает постоянную угрозу насилия - но режиссёра-дебютанта Джона Маклина в жанре интересует прежде всего его мифологический заряд. Всё здесь пропущено через наивную призму взгляда главного героя - и особенно роскошная камера оператора Робби Райана, которая скользит по реалиям самой жестокой главы в американской истории с ускользающей невинностью влюбленного» (Дэвид Эрлих, «Time-Out»).
«Так мог бы выглядеть вестерн, снятый Уэсом Андерсоном, если выкинуть оттуда половину пёстрых персонажей и дизайнерские мелочи. В сущности, «Отель «Гранд Будапешт» был схожим путешествием по Европе первой половины XX века. Маклин с такой же трагикомической искренностью повествует о цене, которую приходится платить за новое начало и своеобразный семейный рай в шалаше, не забывая про многочисленные тропы, исхоженные бизонами жанра за более чем столетнюю историю фильмов про фронтир, ковбоев и стрельбу с двух рук. На Дикий Запад он пришёл не с очередной попыткой аутентичности и гиперреализма, или ироничным рассказом про столкновение закона юридического и правила «быстрый или мертвый», или развенчанием героических мифов, которые уже четверть века как похоронены (начиная с «Непрощённого»). В «Строго на запад» они уживаются практически через запятую, уступая место консенсусу: в столкновении сурового мира и наивного романтика рождается гармония на костях, уют над пропастью во ржи, которому прожжёного бродягу высокогорных равнин научил нелепый юноша-шотландец» (Алексей Филиппов, kino-teatr.ru).
«Прошлый год оказался богат на вестерны, но самыми удачливыми реаниматорами жанра оказались, как ни странно, не тяжеловесы Алехандро Гонсалес Иньярриту и Квентин Тарантино, а двое дебютантов с музыкальным прошлым, - С. Крейг Залер с «Костяным томагавком» и Джон Маклин со «Строго на запад». Секрет успеха их фильмов прост: Залер и Маклин не пытаются подыграть мёртвому жанру, впадая в тяжёлую глубокомысленность, как Иньярриту, или в самовлюблённый постмодернизм, как Тарантино, а выходят за рамки, в которые вестерн был зажат словно в тиски. Залер мешает «Искателей» с хоррором про каннибалов, а Маклин возвращает вестерну мудрую созерцательность и простоту интонации: его фильм, снятый в Новой Зеландии, фантастически красив и сбалансирован как хорошее оружие. «Медленный запад», как он называется в оригинале, на деле оказывается не таким уж и медлительным… Дикий Запад, как дорога из жёлтого кирпича, разворачивается прихотливым серпантином странностей. Джей Кавендиш открывает его как череду удивительных встреч и открытий… Дикий Запад не ценит жизни, у него свои законы. Дикий Запад - это череда случайных смертей и случайных встреч, ведущих к ним. За это мы его и помним» (Анна Сотникова, «Сеанс»).
«От начала и до конца «Строго на запад» - стройная, очень красивая метафора об освоении Америки, крае мечты, который никого не любит. У Маклина и одного из лучших современных операторов Робби Райана (вся Андреа Арнольд и поздний Кен Лоуч) запад хоть и дикий, но невероятно красивый. Кажется, ещё никогда в этих кинопрериях не было такого буйного цветения. Но это обманчивая красота цветка-хищника. Как беспомощной мошкарой, он питается чистыми душами идеалистов, идущих за мечтой. К чести режиссёра он не зарывается в импрессионизм. В «Строго на запад» хватает остроумно придуманных сцен с практически комиксовой иронией и энергетикой, которые крепко держат фильм в рамках заданного жанра… Определённо, вестерн не собирается умирать в XXI веке. В первую очередь потому, что давно является частью мифологии - не только американской нации, но и мирового кинематографа. «Строго на запад» (и «Костяной томагавк» вместе с ним) делает для этого значительно больше, чем кажется на первый взгляд. Маклин и Залер заливают в топливные баки жанра правильное топливо - рефлексию. Двадцать с небольшим лет назад именно этой субстанцией Клинт Иствуд воскресил жанр в своём «Непрощённом» (Дмитрий Гнедич, kinomania.ru).
«Строго на запад» нельзя назвать ни типичным роуд/бадди-муви, ни типичным вестерном, ни такой же любовной историей. Ото всех устоявшихся жанров его отделяет игривая манера повествования с высокой концентрацией иронии как к самим героям, так и к автору… Каст, состоящий преимущественно из британцев или австралийцев, и новозеландские пейзажи тем более отпугивают американский дух вестернов, но в этом даже есть своё преимущество: фильм разительно отличается от толпы побратимов, да и те самые пейзажи с британцами жутко красивы… Такие фильмы не становятся классикой и не получают наград, но в данном случае - игра стоит свеч, прежде всего, потому что Майкл Фассбендер и его сигара получают воображаемую премию «Иствуд года», а лучшая медвежья шуба в этом сезоне у Бена Мендельсона. Всё это - уже отличный повод для похода в кино» (Дайана Левченко, cinemaholics.ru).