6 и 7 февраля «Орлёнок» в «Специальном показе» представит нижегородцам британский полнометражный документальный фильм «БОЛЬШОЙ ВАВИЛОН» режиссёра Ника Рида и сорежиссёра и продюсера Марка Франкетти о самом драматичном и криминальном сезоне в истории Большого театра. Впервые в истории Большой театр разрешил съёмочной группе полный и неограниченный доступ за кулисы. Фильм расскажет о жизни танцоров и руководства театра на протяжении нового балетного сезона, когда они стараются справиться с последствиями и восстановить статус ведущего театра в мире балета после жестокого нападения на художественного руководителя театра в январе 2013 года и сопутствовавших этому шокирующих событий.
В январе 2013 года на художественного руководителя Большого театра, бывшего солиста Сергея Филина было совершено жестокое нападение - неизвестный плеснул ему в лицо кислотой. Это происшествие привлекло всеобщее внимание к тому, о чём уже давно знали внутри театра: легендарный Большой переживает кризис, вызванный личностными противоречиями и профессиональной ревностью. Кстати, именно после этого прогремевшего на весь мир преступления Ник Рид и Марк Франкетти, уже снявшие «Приговорённых» - документальный фильм о российской тюрьме строгого режима, в которой содержат только убийц, решили делать кино о Большом театре, рассчитанное на массового западного зрителя.
Через несколько недель после нападения на Филина по обвинению в этом преступлении был арестован танцор Павел Дмитриченко. Несколько артистов сами приняли решение покинуть театр, другие были уволены. Руководство страны, в отчаянной попытке восстановить хрупкий мир в прославленном российском театре, назначило нового директора. Сезон 2013/14 обещал пройти под знаком переоценки ценностей и болезненных перестановок. Фильм «Большой Вавилон», для съёмок которого был получен беспрецедентный доступ к внутренней кухне театра, прольёт свет на многочисленные личные и политические разногласия между танцорами, менеджерами и персоналом театра, в период, когда театр пытается успокоить уязвлённое самолюбие, сгладить противоречия в разобщённом коллективе и восстановить статус ведущего театра в мире балета. В картине (в порядке появления на экране) участвуют: Александр Будберг (председатель попечительского совета), Мария Аллаш (ведущая балерина), Роман Абрамов (ценитель балета), Анастасия Меськова (первая солистка), Борис Акимов (балетмейстер), Мария Александрова (балерина), Владимир Урин (генеральный директор), Сергей Филин (художественный руководитель), Николай Цискаридзе (бывший солист), Дмитрий Медведев (премьер-министр России).
Впрочем: «Криминальным сюжетом, поединком честолюбий и театрально-государственными проблемами зрителя не допекают. Динамичный монтаж взвинчивает и без того живой ритм повествования, заманчивое закулисье пленяет экзотикой. Крупные планы обливающихся потом «лебедей»; смешные на сторонний слух реплики кордебалетных девушек («Сегодня меняем ноги»); балеринские ножки, разминающие пуанты; проезды камеры по увешанным костюмами театральным коридорам, обжитым гримёркам, по вагонам метро, в котором балерины, совсем как простые граждане, ездят на работу. И ещё - эмоциональные, честные, отважные, часто остроумные комментарии балерин - всё это делает «Большой Вавилон» фильмом увлекательным, не без оснований претендующим на серьёзный мировой успех. Несмотря на весьма выразительные портреты, поступки и высказывания действующих лиц, спрессованные из 140 отснятых часов в 85 минут таким образом, чтобы вызвать вполне определённую оценку зрителей, создатели фильма настаивают на собственной объективности. В фильме нет авторского текста, даже фактические ошибки в цитируемых телерепортажах тут не исправлены. Режиссёры считают, что они не должны принимать чью-либо сторону, понимать, кто танцует лучше, кто - хуже, и вообще разбираться в балете. Похоже, главное для них - уникальность фактуры, реальность жизни искусственного театрального мира. То, что так цепляет любого зрителя» (Татьяна Кузнецова, «Коммерсантъ»).
И немного о создателях фильма. Лондонский режиссёр и оператор-постановщик Ник Рид - британский кинематографист, прославивившийся созданием экспериментальных документальных фильмов, съёмки которых нередко проходили в сложных или опасных условиях. Ник работал более чем в 60 странах, удостоен множества журналистских и кинематографических призов и премий. Продюсер и сорежиссёр Марк Франкетти - московский корреспондент лондонской газеты «Sunday Times», свободно говорящий на пяти языках. Он получил премию «British Press» как лучший иностранный коррепондент, освещавший захват заложников в московском театре (дважды входил в захваченное здание, чтобы взять интервью у террористов). Он также получил премию «Foreign Press Association» за репортажи об обвинениях американских морских пехотинцев в издевательствах над гражданскими лицами в Ираке. Марк широко освещал события в России и бывшем Советском Союзе, военные конфликты в Чечне, Косово, Ираке, Афганистане и Грузии, создал несколько праймтаймовых телевизионных документальных фильмов.