ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ
(«The Big Short», США, 2015)
Режиссёр: Адам Маккей.
В ролях: Кристиан Бэйл, Брэд Питт, Райан Гослинг, Стив Карелл, Карен Гиллан, Мелисса Лео, Мариса Томей, Финн Уиттрок, Макс Гринфилд, Трейси Леттс, Хэмиш Линклэйтер, Байрон Манн, Рейф Сполл, Джон Магаро, Джереми Стронг, Билли Магнуссен, Аль Сапиенса, Селена Гомес, Марго Робби, Энтони Бордейн.
Жанр: драмеди.
Действие картины начинается в 2005 году. Финансовый гений, управляющий хедж-фондом Майкл Барри предчувствует, что американский рынок ипотечных кредитов может скоро лопнуть. В связи с этим он страхует около миллиарда долларов своих клиентов через кредитный дефолтный своп. Уолл-стрит реагирует на эти действия, которые поначалу выглядят для остальных игроков на рынке странными. Несколько финансистов, разобравшись в чём суть тактики Барри и поняв, что мировая экономика летит в тартарары навстречу кризису, решают сыграть против остального рынка. Они полагают, что могут не только выжить в надвигающейся финансовой катастрофе, но даже заработать на ней деньги…
Сюжет фильма «Игра на понижение» основан на книге Майкла Льюиса «The Big Short: Inside the Doomsday Machine» (в России выходила под названием «Большая игра на понижение: Тайные пружины финансовой катастрофы»). Это документальное исследование о причинах кризиса 2007-2008 годов и описание нескольких персон, предвидевших крах на рынке ипотеки и решивших заработать на своей прозорливости. На основе этой книги Чарльз Рэндольф и Адам Маккей написали сценарий - анамнез события, который очевидцы назвали «концом капитализма» и преддверьем средневековья.
Это первый фильм режиссёра Адама Маккея (постановщик фильмов «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди», «Рики Бобби: Король дороги», «Сводные братья», «Копы в глубоком запасе», «Телеведущий 2: И снова здравствуйте», сценарист картины «Человек-муравей»), в котором ни одну из ролей не исполняет Уилл Феррел. Майкл Льюис рассказал в одном из интервью, что студия «Paramount» дала Маккею добро на съёмки «Игры на понижение» только в обмен на обещание снять продолжение комедии «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди».
Актёрский состав фильма включает четверых обладателей (Кристиан Бэйл, Брэд Питт, Мелисса Лео, Мариса Томей) и двух номинантов (Стив Карелл и Райан Гослинг) на премию «Оскар» разных лет. По словам автора оригинальной книги, ради участия в проекте Брэд Питт, Райан Гослинг и Стив Каррел согласились уменьшить свой гонорар.
Кристиан Бэйл исполнил роль Майкла Барри - чуть аутичного металлиста и гениального аналитика, который первым, ещё в 2005-м, просчитал обвал рынка и понял, как на нём заработать, не выходя из офиса. Интересно, что сам финансовый гений на несколько секунд появляется на экране в одном из эпизодов «Игры». Хотя у многих персонажей фильма есть реальные прототипы, герой Бэйла - единственный, кто фигурирует в картине под собственным именем. Кстати, за время съёмок Бэйл ни разу не видел ни одного из других исполнителей главных ролей в «Игре на понижение».
Брэд Питт принимал участие в экранизации другой книги Льюиса – в проекте Беннетта Миллера «Человек, который изменил всё» (2011) он выступил как продюсером, так и исполнителем главной роли, причём за эту работу Питт получил номинацию на премию «Оскар».
«Игра на понижение» - второй фильм, где вместе снимаются Райан Гослинг, Мариса Томей и Стив Карелл. Ранее они сотрудничали в мелодраме «Эта - дурацкая - любовь» (2011).
В некоторых местах «Игра на понижение» выводит на экран приглашенных знаменитостей вроде певицы Селины Гомес, актрисы Марго Робби или шеф-повара Энтони Бордейна, чтобы те проиллюстрировали наиболее головоломные части экранного финансового урока.
Съёмки фильма проходили с марта по май 2015 года в Новом Орлеане и Нью-Йорке. Рабочие кабинеты обанкротившейся инвестиционной компании «Lehman Brothers» были «воссозданы» в вестибюле здания Управления финансовых услуг штата Нью-Йорк на Манхэттене.
«Игра на понижение» номинирована на пять «Оскаров» в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший актёр второго плана» (Бэйл) и «Лучший монтаж».
АДАМ МАККЕЙ:
«Люди, которые меня знают, не удивлены, что я взялся за «Игру на понижение». Это тема, за которой я всегда слежу: политика, финансы и экономика».
«Мои персонажи - парни, которые никогда раньше не относились к числу баловней судьбы. Они не могут сделать себе стрижки за тысячу долларов. И не носят костюмы за шесть тысяч. Если вы находитесь в одной комнате вместе с ними, то можете даже их не заметить. Они - невидимки и стараются не встречаться с вами взглядом. Ни в коем случае не кинозвёзды. Ну, разве что роль Карелла требовала от него немного больше шума и криков, чем от всех остальных. Поэтому я благодарен всем: Брэду Питу, Кристиану Бэйлу, Райану Гослингу, Максу Гринфилду, Стиву Кареллу, Финну Уиттроку. Они сделали именно то, что нужно. Не были совершенными в плане внешнего вида. Нам не требовались ребята из «Goldman Sachs» или «Forbes». Мы искали типаж ребят из маленьких компаний с маленькими гонорарами. Просто однажды им было нечто вроде гениального откровения. И они воспользовались им, хотя абсолютно не желали меняться. В принципе, я снимал историю этих персонажей, а не историю кризиса. Если такой простой парень может сделать шаг вперёд и получить многое, то почему нам всем надо бояться совершить то же самое? За великими делами всегда стоят люди. Далеко не всегда они обладают громадными счетами в банке и носят идеальные причёски. Иногда они вообще - посторонние. Ведь моим героям пришлось уговаривать известного банкира, чтобы их допустили к торгам на Уолл-стрит. Они рискнули и выиграли».
РАЙАН ГОСЛИНГ:
«Фильм получился образовательным и в то же время чувственным. Адам подобрал нужный тон: он не просто критикует происходящие на экране события, но делает это со свойственным ему чувством юмора».
КРИСТИАН БЭЙЛ:
(о том, что прежде всего привлекло его в этой роли) «В первую очередь - одержимость Адама. Когда он позвонил и предложить сыграть Майкла, его голос буквально звенел от напряжения, в нём были все эмоции сразу - восторг, отвращение, ярость и ирония. При этом он не отпугивал, а, наоборот, заражал своей энергией, сопротивляться было бесполезно… Такой человек способен снять по-настоящему неклишированный фильм про Уолл-стрит. Он умеет делать кино увлекательным, выдерживать баланс между трюками, юмором и действительно жутковатыми эпизодами. По «Игре на понижение» очевидно, что лучшего режиссёра нам было не найти, он блестяще со всем справился».
«Барри - это по-настоящему потрясающий человек, и сыграть его - большая удача… Во-первых, это первый, кто во всеуслышание заявил о грядущем обрушении рынка недвижимости, которое привело к финансовому кризису 2008 года. Но мало того, он ещё и точно предсказал, когда всё это случится. Майкл очень хорошо знает себя, свои сильные и слабые стороны. При этом буквально живёт и дышит цифрами, для меня это его свойство и вообще то, как устроен его мозг, так и осталось непостижимым. Он может провести несколько дней, непрерывно анализируя биржевые сводки и вообще всё, что связано с цифрами. Для меня важно, что это именно страсть, настоящая и искренняя, зарабатывание денег его интересует далеко не в первую очередь, в отличие от прочих дельцов с Уолл-стрит… Я ездил к Майклу в Северную Калифорнию. Предварительно нам составили распорядок дня - завтрак, ланч, то-сё... В итоге мы сели друг напротив друга примерно в 8.30 утра и встали только через девять часов. Это была одна из самых поразительных и захватывающих бесед в моей жизни».
«У меня была удивительная возможность очень подробно изучать своего героя, не опасаясь, что он вызовет полицию и обвинит меня в домогательствах. Больше всего, конечно, я благодарен времени, проведённому с Майклом. Кстати, важным моментом была его физическая форма. Он вообще довольно здоровый парень, а в те годы ещё и постоянно качался, так что мне надо было набрать мышечную массу - и сделать эту дурацкую стрижку из дешевой парикмахерской типа «Supercutrs». Ну и, наконец, мне пришлось выучить партию барабанов из песни Pantera «By Demons Be Driven». Было очень круто!»
«Мне очень нравится Майкл, но важно было не дать себе поверить в то, что он был героем. Настоящей правдивой истории не получилось бы, если бы я убедил себя в том, что в нём и других персонажах не было никаких отрицательных черт. Майкл это, кстати, отлично понимал, и сам первым сказал, что никаким героем он не был. Фильм получился интересным именно благодаря тому, что в какой-то момент зритель почти верит в то, что он и остальные персонажи - отличные парни. Но в финале ты понимаешь, что ничего героического в них нет: нет ничего сверхъестественного в том, чтобы говорить правду. Но Уолл-стрит такое место, где быть честным уже что-то из ряда вон выходящее».
«Самое удивительное, что всё это не так сложно, как кажется, а я не такой тупой, как всегда думал. Ну то есть как. Я не разбираюсь во всех этих сокращениях, но покажите мне картину целиком, и я разберусь в том, что происходит. Для того чтобы смотреть наш фильм, не надо быть профессиональным финансистом. Мне кажется важным, чтобы люди это поняли».
ПРЕССА:
«Как сделать яркую комедию о финансовом апокалипсисе 2008 года, которая при этом умудряется чему-то учить - благодаря документалистскому задору - и водит по лабиринту афер в самом сердце экономики США? Маккей изобрёл свою чудотворную формулу: нужно смешать часть бизнес-триллера, часть стэндап-комедии и добавить небольшую щепотку дидактизма» (Дэвид Эделстейн, «Vulture»).
«Игру на понижение» стоит увидеть. Не ради предсказуемых сюжетных поворотов и не ради финансовых разъяснений, которые можно бесплатно найти в Интернете, а ради того мощного заряда эмоций, которые авторы фильма вложили в «Игру». В то время как их предшественники в основном стремились просто разобраться в случившемся и разложить кризис по полочкам, создатели «Игры» кипят негодованием в адрес всех, кто подвёл мировую экономику, и не стесняются эту ярость выражать. Фильм буквально пышет праведным гневом, и этот гнев заразителен, потому что он сыгран яркими актерами (Бэйл, Стив Карелл, Брэд Питт, Райан Гослинг), энергично подан и доходчиво и убедительно аргументирован… При всём при этом «Игра» - кино не гнетущее (учись, «Левиафан»!), потому что ужас происходящего компенсируется его уморительностью. Перефразируя ещё одну поговорку, можно сказать: «Кто финансы изучал, тот в цирке не смеётся», и авторам картины не пришлось преувеличивать или специально сочинять шутки, чтобы продемонстрировать абсолютную абсурдность происходящего» (Борис Иванов, film.ru).
«Основной объект интереса этой картины - больной мир капитала, в котором всё поставлено с ног на голову, а у бесцеремонных засранцев больше шансов оказаться положительными персонажами, чем у вежливых человечков в костюмах. Режиссёр Адам Маккей до сих пор снимал почти исключительно комедии - например, такие отточенные до каждого гэга спектакли абсурда, как «Телеведущий» и «Сводные братья». В некотором роде это идеальное резюме для «Игры на понижение». Маккей лучше, чем все режиссёры, которые брались за тему до него, показывает финансовый кризис катастрофой раздутых эго… У ехидства Маккея есть прецедент - подобно «Доктору Стрейнджлаву» это кино на всех парах, с шуточками и издёвками, несётся к апокалипсису. Вот только в отличие от ядерной комедии Кубрика в данном случае конец света случился на самом деле» (Джошуа Роткопф, «Time Out New York»).
«События «Игры на понижение» разворачиваются до начала тех, что описаны в «Маржинальной торговле» (в нашем покате - «Предел риска») Джея Си Чандора, которые как раз начинаются с момента финала «Игры», когда уже вовсю лопались пузыри, приведшие к мировому финансовому кризису. В центре обоих фильмов - ненасытная алчность, выведенная ещё в 1987 году Оливером Стоуном в фильме «Уолл-стрит». Но Адам Маккей добавляет к ней ещё кое-что, о чём многие в развитом капитализме не догадываются: всеобщее наплевательство и попустительство - ну прямо как в советском фильме «Остановился поезд»… В своём коллаже режиссёр перемешивает птичий жаргон биржевиков со светским трёпом и эстрадным бла-бла-бла стендапера; перебрасывает действие из стерильных интерьеров банковских офисов в бутафорию Лас-Вегаса или к разделочному столу кухни. Компенсируя отсутствие счастливого финала для незримых масс, он снимает триллер как эксцентрическую комедию. Но поскольку временная дистанция ещё очень мала, у этой комедии силен привкус горечи» (Нина Цыркун, «Искусство кино»).
«Центральное место в этой истории занимают отнюдь не финансовые комбинации её участников, а отыгранные ими персонажи. Поэтому главной игрой в фильме становится именно актёрская. Стив Карелл каждый год доказывает всем, что его талант способен выйти далеко за рамки одних лишь комедий. Райан Гослинг, чаще других пробивающий здесь «четвёртую стену», является неким связующим звеном и потрясающим рассказчиком. Роль Брэда Питта в какой-то степени дублирует его образ в «12 лет рабства», где он своим недолгим появлением и добрым участием помогает героям обрести то, что им необходимо. А закрытый от мира Кристиан Бэйл со стеклянным глазом и вовсе стал вишенкой на праздничном торте. Отдельного внимания заслуживает нестандартный монтаж и великолепные вставки со знаменитостями вроде Марго Робби и Селены Гомес, которые использованы с целью «разжевывания» финансовых понятий. Без этого картина вряд ли бы очаровала не особо интересующихся данной сферой зрителей. Такой подход помогает за всей этой сухой оболочкой, в которую покрыта денежная реальность, узреть настоящее искусство» (Олеся Трошина, «Киноафиша»).
«В конечном результате «Игра на понижение» оказалась энергичной, увлекательной трактовкой событий двухтысячных, которую отличает уникальное сюрреалистичное видение режиссёра Маккея» (Чарли Шмидлин, «The Playlist»).