ВЫЖИВШИЙ («The Revenant», США, 2015)
Режиссёр: Алехандро Гонсалес Иньярриту.
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Уилл Поултер, Донал Глисон, Пол Андерсон, Лукас Хаас, Кристоффер Йонер, Брэд Картер, Брендан Флетчер, Грейс Дав, Форрест Гудлак, Хавьер Ботет.
Жанр: вестерн.
Охотник Хью Гласс серьёзно ранен на неизведанных просторах американского Дикого Запада. Товарищ Хью по отряду покорителей новых земель Джон Фицжеральд предательски оставляет его умирать в одиночестве. Теперь у Гласса осталось только одно оружие - его сила воли. Он готов бросить вызов первобытной природе, суровой зиме и враждебным племенам индейцев, только чтобы выжить и отомстить Фицжеральду…
Фильм является экранизацией одноименного романа Майкла Панке 2003 года и частично основан на жизни реального колониста Хью Гласса.
Реализация проекта под названием «Выживший» началась в августе 2001 года с приобретения Акивой Голдсманом прав на неопубликованную рукопись одноимённого романа Майкла Панке. Сценарий был написан Дэйвом Рабе. Позже производство было подхвачено Пак Чхан Уком, видевшим в главной роли Сэмюэла Л. Джексона, однако позже корейский режиссёр покинул проект, развитие которого остановилось до 2010 года, когда Марк Л. Смит написал новую адаптацию романа для компании Стива Голина «Anonymous Content». В мае 2010 года сообщалось, что режиссёром станет Джон Хиллкоут, а Кристиан Бэйл вёл переговоры по главной роли. Хиллкоут покинул проект в октябре 2010 года. Считалось, что его заменит Жан-Франсуа Рише, но в августе 2011 года контракт был подписан с Алехандро Гонсалесом Иньярриту. В марте 2012 года производство было приостановлено, так как Иньярриту с самого начала рассматривал на главную роль Леонардо Ди Каприо, а поскольку тот был занят, режиссёр решил не терять времени даром и объявил, что его следующим фильмом будет «Бёрдмэн». Сразу же после завершения съёмок «Бёрдмэна», Иньярриту возобновил производство «Выжившего».
Мексиканский режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту родился 16 августа 1963 года в Мехико. В 1984 году он начал карьеру диск-жокея на популярной мексиканской рок-радиостанции WFM, где вскоре стал продюсером музыкальных передач. В 1987 году Иньярриту возглавил телевизионное шоу «Magia Gigital». С 1988 по 1990 годы спродюсировал шесть полнометражных художественных фильмов. В 1990 году Алехандро был назначен художественным руководителем крупнейшей в Мексике телекомпании «Televisa», а в 1991 году создал продюсерскую компанию «Zeta Film». В это же время он изучает искусство режиссуры, снимает рекламные ролики. В 1995 году Иньярриту снял свой дебютный телевизионный среднеметражный триллер «Detras del Dinero». Полнометражный дебют Алехандро «Сука-любовь» приносит режиссёру номинации на престижных кинофестивалях и международную славу. Сняв рекламный ролик для BMW и приняв участие в международном проекте «11 сентября» (новелла «Мехико»), Иньярриту делает свой новый фильм «21 грамм» уже в США. В 2006 году режиссёр снял драму «Вавилон». Лента получила приз за режиссуру в Канне, «Золотой глобус» как лучший драматический фильм 2006 года и была номинирована на «Оскар» за лучший фильм и режиссуру. «Сука-любовь», «21 грамм» и «Вавилон» представляют собой трилогию Иньярриту о смерти, все фильмы которой сняты по сценарию Гильермо Арриаги. В 2007 году Иньярриту стал постановщиком новеллы «Анна» в альманахе «У каждого своё кино». «Бьютифул» (2010) - четвёртая полнометражная картина мексиканского режиссёра (на этом проекте он был также продюсером и сценаристом), его первый фильм без участия Гильермо Арриаги и его первый испаноязычный фильм со времен «Суки-любви». Судьбу Риггана из своей пятой полнометражной ленты «Бёрдмэн» (2014) Алехандро Гонсалес Иньярриту считает схожей со своей собственной - режиссёру тоже пришлось бороться с собственным эго и находить мотивацию для новых работ после успеха дебютного фильма. «Бёрдмэн», участвовавший в конкурсной программе 71-го Венецианского МКФ, подавляющим большинством представителей кинопрессы признан одним из лучших фильмов 2014 года и удостоен множества наград, включая «Оскар» за лучший фильм.
Леонардо Ди Каприо ради «Выжившего» отказался от главной роли в фильме «Стив Джобс». Во время съёмок одного из эпизодов вегетарианец Леонардо Ди Каприо настолько вошёл в роль, что ел настоящее сырое мясо. Реакция героя после этого - это подлинный эффект, произведенный плотью на Ди Каприо (актёра просто-напросто вырвало). После съёмок в картине Алехандро Гонсалеса Иньярриту Ди Каприо планирует сделать перерыв в актёрской карьере.
Создатели фильма хотели, чтобы роль Джона Фицджеральда сыграл Шон Пенн. Актёр принял предложение, однако в итоге покинул проект из-за несогласованности съёмочных графиков, и роль досталась Тому Харди. Харди уже настроился сыграть роль солдата в фильме «Сплинтер Селл», но Леонардо Ди Каприо попросил его прочитать сценарий для фильма «Выживший». Прочитав половину сценария, Харди согласился на роль.
Оператором «Выжившего» был выбран Эммануэль Любецки («Знакомьтесь, Джо Блэк», «Сонная лощина», «Али», «Лемони Сникет: 33 несчастья», «Дитя человеческое», «После прочтения сжечь», «Древо жизни», «Гравитация» и премия «Оскар» за «Бёрдмэна»). Алехандро Гонсалес Иньярриту заявил о желании снимать фильм в хронологическом порядке, что добавило около 7 миллионов долларов в окончательный бюджет картины (всего - $135 000 000). Съёмки прошли в Британской Колумбии и Альберте (Канада), в частности в городах Виктория, Бернаби и Калгари, горнолыжном курорте «Фортресс-Маунтин», а также на юге Аргентины, где была снята концовка фильма. Съёмочный процесс растянулся на 9 месяцев, из которых непосредственно на сами съёмки ушло 80 дней. Причиной тому стали суровые погодные условия, удалённость мест проведения съёмок и требования режиссёра и оператора, которые решили для максимального реализма использовать только естественное освещение. Подходящего для съёмок времени было немного, всего по несколько часов в день, и приходилось заранее очень тщательно планировать каждый съёмочный день. И всё же съёмки не удалось завершить в Канаде из-за того, что начал таять снег. Лето быстро приближалось и это не оставило никакого выбора киногруппе - им пришлось отправиться на юг Аргентины, где были необходимые зимние погодные условия.
Схватка с медведем в начале фильма послужила причиной для невероятного слуха - будто бы в фильме показано, как животное дважды изнасиловало героя Ди Каприо. Его источником стал кто-то из критиков, посмотревших картину на предварительных показах, а поскольку рецензии на «Выжившего» ещё не выходили, опровергать это пришлось кинокомпании «Fox». Представитель студии постарался быть убедительным: по его словам, на героя нападает медведица, защищающая своих детёнышей. Впрочем, эта история привлекла к «Выжившему» внимание зрителей, которые захотели лично убедиться, что именно случилось в сцене, которую Ди Каприо в одном из интервью назвал самой трудной в своей кинокарьере.
Музыка к фильму была сочинена японским композитором Рюити Сакамото (известен по музыке к фильмам «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» и «Табу» Нагисы Осимы, «Последний император», «Под покровом небес» и «Маленький Будда» Бернардо Бертолуччи, «Вавилон» Иньярриту) в сотрудничестве с Брюсом Десснером и группой «The National», а также электронным музыкантом Alva Noto. Музыкальное сопровождение картины было исполнено берлинским оркестром под руководством дирижёра Андре де Риддера.
Трейлер «Выжившего», вышедший 17 июля 2015 года, набрал более 7 миллионов просмотров меньше чем за 36 часов. За несколько дней до начала ограниченного проката, намеченного на 25 декабря, промокопии фильма «Выживший», а также ряда других картин, участвующих в «оскаровской» кампании, были выложены в Интернет. Ответственность за утечку взяла на себя, в частности, пиратская команда Hive-CM8. Среди оказавшихся в Сети фильмов «Выживший» вызвал наибольший интерес пользователей - за первые сутки было зафиксировано более 739 580 скачиваний.
Картина была номинирована на премию «Золотой глобус» в категориях «Лучший драматический фильм», «Лучший режиссёр полнометражного фильма», «Лучший актёр в драматическом фильме» (Леонардо Ди Каприо), «Лучшая музыка» (Рюити Сакамото) и победила в первых трёх номинациях.
АЛЕХАНДРО ГОНСАЛЕС ИНЬЯРРИТУ:
«Я просто поддался своему инстинкту. Мне захотелось разобраться, как Глассу удалось выжить в нечеловеческих условиях дикой природы с ранениями, несовместимыми с жизнью. И мне самому приспичило пожить в условиях дикой природы, чтобы на своей шкуре испытать примерно то, что выпало пережить Хью».
«Это - история выживания, случившаяся в те времена, когда в слово «путешествие» вкладывали реальный смысл, то есть отправиться в путешествие означало двинуться в путь навстречу неизведанному - новым территориям, где люди разных культур, да и все живые существа, сражаются друг с другом за выживание. Фильм частично основан на реальных событиях из жизни охотника, траппера и бывшего военнослужащего Хью Гласса, которого предали и оставили умирать в одиночестве его товарищи, но это история взаимоотношений отца и сына. Я хотел исследовать историю человека, который преодолел невообразимые преграды и проделал огромный путь, чтобы отомстить, а также осознать и снова обрести всё, что он потерял. Я хотел рассказать эту историю, не прибегая к спецэффектам. Я провёл пять лет в поисках наиболее впечатляющих пейзажей и нетронутых местностей. В течение долгого времени мы снимали фильм в самых диких и удалённых уголках Канады, используя только естественный свет, чтобы пробудить в зрителе самые глубокие чувства и переживания».
«Я действительно снимаю все свои фильмы от сцены к сцене, как они прописаны в сценарии. На мой взгляд, это единственно правильный способ. Как я заметил, актёрам легче проявлять эмоции, свойственные их персонажам, когда они снимаются в сценах, которые следуют одна за другой так, как потом их увидят зрители. Да и не только актёры - вся съёмочная группа работает с большим пониманием своих задач».
«Любецки работает со светом, то есть с главным инструментом оператора, как никто другой сегодня. А ещё он мой близкий друг и единомышленник - мы с ним одинаково видим замысел фильма в целом, так что я был счастлив с ним работать - в очередной раз».
«В нашем фильме естественный свет - настоящий солнечный экстаз ежедневных съёмок. Нас окружала величественная природа, и зрителям будет казаться, что они тоже находятся в тех же местах, где проходили съёмки, - в Аргентине, в Канаде и в штате Монтана, где, как нам показалось, иногда и в самом деле не ступала нога человека. И от этого происходящее на экране выглядит ещё более эффектно».
«Мы проделали колоссальную физическую и эмоциональную работу и старались решить множество проблем, которые не были нам подвластны. Мы были своего рода первопроходцами, использовали свою интуицию, как, собственно, и наш герой. Мы не могли контролировать многое из того, что нам нужно было преодолеть, поэтому мы должны были сдаться. А когда вы сдаётесь, то есть больше не сопротивляетесь, то узнаёте много нового и учитесь приспосабливаться. Так что в этом смысле наш опыт работы над фильмом действительно можно назвать трансцендентным».
«Метафора этой истории состоит в том, что её главный герой умер, а затем ещё много раз переродился… Он уже не боится смерти, потому что тому, кто несколько раз умирал, бояться нечего. У меня есть друзья, которые столкнулись с раком, - один из них болен сам, другой потерял одного из родителей - и они оба почувствовали что-то похожее на то, что испытывал Хью Гласс. Нам всем не избежать схватки с медведем, а потом как-то жить дальше: мы болеем, теряем близких и работу. Этот фильм о стойкости и о выносливости». (о Ди Каприо) «У него экстраординарный актёрский талант, который сочетается с обостренной чувствительностью, умением видеть то, что явно не лежит на поверхности. К тому же он идеально подходит для роли Гласса по возрасту. И он, как известно, активный защитник природы. Так что я даже не рассматривал на эту роль кого-либо ещё».
ЛЕОНАРДО ДИ КАПРИО:
«По правде говоря, я знал, на что иду. Этот фильм долго был на слуху, но никто не был достаточно безумным, чтобы взяться за него, просто из-за логистики, потому что требуется много работы и репетиций, нужных для достижения особенного вида съёмки Алехандро и оператора Эммануэля Любецки. Они очень тщательно выбирают кадры и то, чего хотят добиться от этих кадров. И это усугубляется тем, что мы были в полностью природной среде, довольствующиеся тем, что дала нам природа - это стало более глубокой и интенсивной главой нашей жизни, чем мы думали… Могу назвать 30 или 40 моментов, которые были одними из самых сложных вещей, которые я когда-либо делал. Будь то заход в замёрзшую реку и выход из неё, и сон в туше животного, или что я съел на съёмочной площадке. Я выдерживал постоянный мороз и возможное переохлаждение». (о сцене с медведицей) «Скажу, что в процессе участвовали канаты, в сценах, где я в лесу, и это заняло огромное количество репетиций. Было довольно мучительно делать всё это. Эти сцены - как и многие другие - были одними из самых сложных вещей, которые мне приходилось делать за всю свою карьеру. Но конечный результат будет одним из самых захватывающих переживаний зрителей, которые они могли бы получить, если бы встретились лицом к лицу с животным этой величины, это невероятно первобытные ощущения. Это абсолютно поражает и шокирует, и это ближе всего к документальному кино, но в совершенно стилизованном виде, чего многие никогда не испытывали».
ПРЕССА:
«В «Выжившем» ваше воображение заменит картинка оскароносного Эммануэля Любецки, а как он умеет снимать, вы должны помнить по «Гравитации» и «Бёрдмэну». Это умопомрачительные длинные и сверхкрупные планы, это непосредственное участие зрителя в каждой сцене, это действие и созерцание, помноженные на особенную красоту широкоугольного объектива. Если вы будете смотреть сцену атаки индейцев, то почувствуете свист стрел перед своим лицом, если рядом зарычит медведь, то будьте уверены - вы заметите каждую щербинку на его клыках, если досидите до схватки на ножах, то холод стали и её жадный до крови блеск надолго останутся в ваших глазах. Превосходная работа, конкурентов которой даже сложно придумать… Невозможно себе вообразить и более мощного актёрского представления… Ди Каприо блистательно справляется со всеми выдвинутыми задачами, ни в одной сцене к нему не может быть претензий - он харкает кровью, он ест сырую рыбу, он спит в туше лошади, он убивает, крадёт, бежит, и всё это на самой высшей ступени достоверности… И всё же самое главное в «Выжившем» - это его бесконечное стремление к цели. Пожалуй, именно на этом и сошлись все главные действующие лица проекта: актёр, стремящийся к главному призу в своей жизни, режиссёр, обретший крылья, дарующие уверенность, оператор, говорящий на каком-то неземном языке. Люди сошлись и сделали большое кино, которым можно гордиться» (Евгений Ухов, film.ru).
«Стараясь добиться и брутального реализма, и экстравагантной визуальной поэзии, режиссер/сценарист Алехандро Г. Иньярриту и оператор Эммануэль Любецки вместе с громадной командой волшебников по спецэффектам создали сенсационно яркую, живую картину человеческого упорства под напором невыносимых обстоятельств. Такую работу редко встретишь в современном мейнстримовом кино» (Тодд Маккарти, «The Hollywood Reporter»).
«Изумительно уже то, что все перипетии путешествия героя Ди Каприо в условиях горного Севера показаны с садистской точностью. А все экшн-сцены таковы, что веришь в их реальность… В чём смысл «Выжившего»? По-моему, он элементарный и очень американский: не отступать, не сдаваться, продолжать царапаться за свою жизнь, готовить месть негодяю, даже если всё против тебя, ты уже почти умер и нет шансов на спасение. Не умирай, даже когда тебе очень хочется, - чтобы избавиться от страданий» (Юрий Гладильщиков, «Forbes»).
«Захватывающая сага о боли, твёрдости характера и безжалостном моральном релятивизме мести. Месть здесь - основополагающий и единственный закон. «Выживший» - один из лучших фильмов года» (Роджер Мур, «Movie Nation»).