СТИВ ДЖОБС
(«Steve Jobs», США, 2015)
Режиссёр: Дэнни Бойл.
В ролях: Майкл Фассбендер, Сет Роген, Кейт Уинслет, Джефф Дэниелс, Майкл Сталберг, Кэтрин Уотерстон, Сара Снук, Адам Шапиро, Перла Хэйни-Джардин, Рипли Собо, Макензи Мосс, Джон Ортис.
Жанр: биографическая драма.
В основе картины три истории, три отрезка жизни одного из самых выдающихся умов планеты, основателя компании «Apple» Стива Джобса. Эти три части привязаны к трём ключевым презентациям компании «Apple», ставших заметными вехами «цифровой революции». Фильм демонстрирует «внутреннюю кухню» компании, а также жизнь Стива Джобса - гениального человека в её эпицентре». На фоне профессиональных успехов раскрываются его отношения с коллегами, друзьями и дочерью.
Этот фильм стал третьим игровым кинопроектом, основанным на биографии Стива Джобса. Первые два: телефильм «Пираты Силиконовой долины» (1999, Джобса сыграл Ноа Уайли) и «Джобс: Империя соблазна» (2013, Джобса сыграл Эштон Кутчер).
Сценарий фильма основан на книге Уолтера Айзексона «Стив Джобс». Автор сценария - Аарон Соркин («Несколько хороших парней», «Готова на всё», «Американский президент», «Война Чарли Уилсона», «Социальная сеть», «Человек, который изменил всё», сериалы «Западное крыло» и «Служба новостей»). Его сценарий - не типичный рассказ биографии от колыбели до могилы, вместо этого - всего три сцены, три главных изобретения «Apple»: Macintosh, NeXT и iMac, три разных десятилетия: восьмидесятые, девяностые и начало двухтысячных. «Надеюсь, студия не убьёт меня за такую вольность, - сказал Соркин в разговоре с журналистом «The Daily Beast». - Каждая из трёх сцен расскажет, что происходило за кулисами до поступления в продажу того или иного продукта». Для достоверности сценарист общался с сотрудниками компании и вспоминал свои беседы с Джобсом по телефону. Вживую Аарон никогда основателя «Apple» не видел. Кстати, в роли Джобса Соркин видел Тома Круза.
Первоначально «Sony Pictures» режиссёром фильма выбрали Дэвида Финчера. Финчер - идеальная кандидатура, учитывая его многолетний опыт и десяток успешных проектов. Да и со сценаристом Аароном Соркиным они уже работали над байоптиком о Марке Цукерберге. Взвесив все риски, связанные с тематикой предстоящей картины, Финчер решил перестраховаться и в любом случае остаться в выигрыше, запросив огромный гонорар в 10 000 000 долларов и полную творческую свободу. «Sony», в свою очередь, также всё взвесили и не пошли на поводу у режиссёра. Дэвид Финчер покинул проект. После ухода Финчера режиссёром стал Дэнни Бойл, а на роль Джобса рассматривался Леонардо Ди Каприо (Финчер хотел, чтобы главную роль получил Кристиан Бэйл). Однако Ди Каприо предпочёл участие в вестерне «Выживший». Тогда Бэйлу предложили его место, однако тот отказался. На этом неприятности не закончились. Хакеры взломали переписки сотрудников «Sony Pictures», после чего всем стало известно об отказах Финчера и Бэйла. Это было последней каплей и «Sony» тоже отказались от фильма из-за высоких производственных затрат. А вот продюсер Скотт Рудин всё еще видел потенциал в задуманном и передал проект в «Universal». Те, несмотря на долгие сомнения относительно кандидатуры Майкла Фассбендера (ирландский актёр немецкого происхождения, наиболее известный своим сотрудничеством с режиссёром Стивом Маккуином в картинах «Голод», «Стыд» и «12 лет рабства», а также ролью Магнето в фильмах «Люди Икс: Первый класс» и «Люди Икс: Дни минувшего будущего», кроме того снимался в фильмах «300 спартанцев», «Бесславные ублюдки», «Джейн Эйр», «Опасный метод», «Нокаут», «Прометей», «Советник», «Макбет») на главную роль его всё-таки утвердили, выдали на проект $30 миллионов и приступили к съёмкам. Для того, чтобы уложиться в бюджет, продюсерам пришлось договориться с главными актёрами об уменьшении гонораров.
На женские роли в фильме рассматривались Джессика Честейн и Натали Портман. Кейт Уинслет в роли Джоанны Хоффман, одной из сотрудниц команды разработчиков «Mac», по мнению многих, наверняка получит какую-то награду за лучшую роль второго плана.
Консультантом Соркина выступил лично Стив Возняк, который вместе со Стивом Джобсом и Рональдом Уэйном является соучредителем «Apple». Возняк признался, что вышедший 1 июля трейлер фильма вызвал у него смешанные чувства. В частности, программиста смутило, как его сыграл Сет Роген. «Я иначе разговариваю. С другой стороны, хотя я и не говорил тех слов, которые произносит Роген, но их смысл верен, хотя бы частично. В трейлере чувствуется джобсовский дух - хотя и преувеличенный», - заявил Возняк. Также он отметил, что консультировал сценариста фильма Аарона Соркина и ужинал с сыгравшим его самого Рогеном, но рассказал, что не просил показать ему сценарий. По словам одного из пионеров компьютерной революции 1970-х, он счёл такую просьбу неэтичной и осознаёт, что в подобном кино «фактическая правда всегда стоит на втором месте после развлекательности». Также Возняку пришлось не по нраву то, что в фильме затрагивается тема его противостояния с Джобсом, которого, по его словам, никогда не было. «Я никогда никого не обвинял в краже графического интерфейса. И ни разу не делал замечаний по поводу того, что кто-то украл у меня идеи», - гневно отреагировал программист. Тем не менее, после просмотра чернового варианта фильма, сооснователь компании положительно отозвался об увиденном. Он отметил, что по сравнению с предыдущей лентой, в которой главную роль сыграл Эштон Кутчер, картина с Майклом Фассбендером получилась более достоверной. «Я смотрел черновой вариант и чувствовал, что вижу не актёров, а живых людей, в том числе Джобса», - прокомментировал Возняк.
Премьера рабочей версии фильма состоялась на кинофестивале в Теллурайде 5 сентября 2015 года. После выхода в прокат на кинопортале «Rotten Tomatoes» фильм получил 85% свежести на основе 165 рецензий, с общим рейтингом 7.5 из 10. На сайте «Metacritic» - 82 из 100.
Фильм «Стив Джобс» оказался в числе номинантов на премию «Золотой глобус» за лучшие кино и телевизионные работы 2015 года: в категории «Лучшая мужская роль» - Майкл Фассбендер, в категории «Лучшая актриса второго плана» - Кейт Уинслет, в категории «Лучший сценарий» - Аарон Соркин, в категории «Лучший саундтрек» - Дэниел Пембертон.
ДЭННИ БОЙЛ:
«Занятно, что я закончил читать роман Дэйва Эггерса «Сфера» (роман о технологических компаниях) незадолго до того, как получил сценарий, и это придало моим мыслям новое направление. Я стал думать о поворотном моменте, который мы сейчас переживаем. Я думаю, мы немного недооцениваем, как технологии и те, кто их внедряет, облегчили нашу с вами жизнь. Они приносят нам процветание, и мы должны снимать фильмы о них. Технари управляют нами в большей степени, чем правительство. Мы не выбирали их, но они стали нашими лидерами… Таким образом, действительно возникает чувство, будто наш фильм - это вторая часть чего-то, что Аарон прежде начал искать методом проб и ошибок. А какой будет третья часть - он пока не знает, но ведь впереди нас точно ждут большие изменения. Точно будет о чём снимать». (о работе с Соркиным) «Несмотря на его репутацию, с ним действительно интересно сотрудничать. Он не ставит себя выше актёров, готов, если надо, поменять их текст; у нас были такие случаи. Аарон готов работать с ними до тех пор, пока результат не станет таким, какой нужен. Если бы вы видели, как он вслушивается в ритм диалога и как его раздражает, когда его замысел не понимают! Но наши актёры редко его не понимали».
«Если вы ограничиваетесь ключевыми моментами, то можете рассказать о человеке чуть больше. Идея рассказывания в трёх актах, трёх действиях - начало, середина и конец, - действительно в нас заложена. Я не говорю, что наши три действия - это начало, середина и конец жизни Джобса. Но тот подход, который Аарон называет «главные хиты», позволяет сосредоточиться на немногом, зато показать это полностью… У нас появилась очень традиционная для театра трёхактная структура повествования. Пусть эти части не выглядят статичными, пусть они движутся. Первый акт вы снимаете на 16-миллиметровую плёнку, а на саундтрек ставите музыку, которая сразу напоминает о звучании первых персональных компьютеров. Второй акт снимается на 35 мм, и здесь иные музыка и ощущение: это выглядит как более традиционный фильм, фильм 1988 года. А в последней секции мы снимаем на цифровую камеру «Alexa». Теперь мы отражаем бесконечный мир цифровых технологий, который был мечтой Джобса. Музыка лаконична, картинка оголена. У героя есть всё, что он хочет, но внутри у него пустота. Честно говоря, я не думаю, что смог бы прийти к такому решению, если бы не ограничения, которые заставили нас мыслить вне рамок обыденности».
«Джобс был огромной проблемой, да - не только для меня, но и для актёров. Я уверен, что они думали: «Мы вообще играть-то будем между всей этой болтовней?!» Но лично я люблю ставить ограничения самому себе. Потому что тогда я не забываю думать: «Итак, надо сделать фильм меньше чем за 20 миллионов долларов, осветить жизнь героями в трёх длинных эпизодах с шестью постоянными персонажами, сценарий полон удушливых диалогов и нет никаких зацепок, как снимать? Отлично, берусь!» В дело вступает воображение. Странным образом ограничения освобождают. Перестаешь делать заурядные вещи». (о Фассбендере) «Мы использовали во время съёмок несколько париков и немного изменили цвет его глаз, потому что я хотел, чтобы у него был тот же цвет глаз, что и у трёх актрис, которые играли его дочь Лизу. Вы же должны видеть в ней его «продолжение». Но никакого накладного грима. Про Майкла нельзя сказать «вылитый Джобс» - и всё же ближе к концу фильма вы готовы поклясться, что ему удалось им стать. Вот что странно! Это было необычное отражение Джобса. Майкл в первой части походит на борца, всеми силами пытающегося не сломаться окончательно - что помогло ему справиться с собой на этапе хаоса. Во втором акте он становится более хитрым и производит обманчивое впечатление. Затем в третьем акте борьба заканчивается, он становится самим собой. Стив обрёл гармонию с самим собой, а Майкл - со Стивом. Он просто шёл по стопам этого парня».
МАЙКЛ ФАССБЕНДЕР:
«Конечно, такое нельзя пропускать: Дэнни Бойл снимает фильм по сценарию Соркина! Это на самом деле не просто сценарий, а пьеса - современный Шекспир в трёх актах».
«У нас схема была такая: две недели репетиций, две недели съёмок, и так с каждым из трёх актов. Это чрезвычайная роскошь, но с этим фильмом, боюсь, было бы невозможно спланировать процесс как-то иначе. А ещё очень приятно, что монтажёр работал в режиме реального времени и обрабатывал весь отснятый материал предыдущего акта, как только мы приступали к репетициям акта следующего. Поэтому мы могли воочию видеть, как складывается кино, и имели возможность вернуться и кое-что переделать, если возникнет необходимость».
«Я отправился в Сан-Франциско на съёмочную площадку и начал готовиться, заучивая текст актами - по 60 с лишним страниц зараз. Так как снимали все сцены в хронологическом порядке, мне и учить их надо было подряд, а не вразброс. То есть в первый день съёмок я знал назубок первый акт. И пока мы его снимали, я приходил домой по вечерам и начинал зубрить второй акт. Когда мы дошли до третьего, у меня наконец освободились вечера!»
«Я говорил про себя: «Чёрт, я совсем не похож на Джобса, а вот Кристиан Бэйл подходит идеально! Ну почему, почему он за эту роль не взялся?!» Я ему, кстати, позвонил и сказал всё это лично. Чтобы добиться сходства со Стивом, я был готов носить на себе тонны грима и вставать в четыре утра, чтобы этот грим успели наложить. Но мы поговорили с Дэнни Бойлом и решили вообще не париться по этому поводу. Мне кажется, аудитория принимает многое как данность, если чётко обозначить позицию. В самом начале фильма уже понятно, что я ничуть не похож на моего персонажа. И зрители подумают: «ОК, не похож - ну и ладно. Теперь можно забыть об этом и просто смотреть кино». Мы сделали все ставки именно на это. А потом по ходу пьесы, где-то в середине съёмок, я сказал Дэнни: «Знаешь, кажется, мне надо хотя бы надеть чёрную водолазку». Мы решили всё же создать этот визуальный образ, которым Джобс запомнился многим из нас. Мне даже сделали отличный парик! Я, конечно, не превратился сразу в моего персонажа, в конкурс двойников меня не взяли бы. Но, по-моему, к третьему акту я стал на него походить чуточку больше, чем в начале. Всё благодаря волосам и водолазке… Многие фильмы о реальных людях грешат тем, что главное в них - пародирование, и это часто идёт не на пользу самой истории. Да, если человек выглядит, как его прототип, так же двигается и разговаривает, - это всё, конечно, впечатляет. Но мы пошли вразрез с этим. Единственное, что я поменял в своей внешности, - это цвет глаз. Хотя даже насчёт этого я сомневался, но Дэнни меня убедил, что за использование контактных линз аудитория будет мне благодарна. И он был прав».
«Я посмотрел всё, что было в «You Tube», загуглил интервью Джобса, его речи, семинары - в общем, всё, что мог найти. Ну и опять же сценарий. Мне больше ничего не надо было - настолько там подробно всё описано. Так что, как я уже сказал, вне съёмочной площадки я либо учил текст, либо, если выходил куда-нибудь поужинать, Джобс был со мной в наушниках. Я прокручивал видео на своём, не поверите, айфоне и изучал героя настолько глубоко, насколько это вообще возможно. При этом для меня изучение своего героя - процесс интуитивный, философские размышления на эту тему порой даже мешают. Мне как-то Стив Маккуин сказал, что быть актёром - это всё равно, что заходить в тёмную комнату и пытаться на ощупь определить, как расставлена мебель. Вот я почти всегда так чувствую себя на съёмочной площадке. Я, конечно, дохожу до крайностей, когда дело касается формальной подготовки, - изучаю диалоги, проникаюсь атмосферой. Но уже на площадке я просто расслабляюсь и жду счастливых случайностей. Многие актёры приходят на площадку, точно зная, каков будет их каждый следующий шаг. Но я скорее сам узнаю много нового в ходе съёмочного процесса, чем контролирую его».
«Я просто думал о Джобсе как о человеке, который во многом повлиял на нашу с вами повседневную жизнь. В попытках примерить на себя его личину я с распростёртыми объятиями принял и всё плохое, и всё хорошее, что в нём было. Для меня он прежде всего личность, с множеством полутонов в характере. Я всегда стараюсь смотреть на общую картину и оценивать героя в контексте истории, а никак не отдельно. А затем аудитория уже решает, понравился им персонаж или нет».
«Обычно байопики следуют по проверенной траектории: детство, взлёт, падение, снова взлёт, смерть. Истории из серии «от колыбели до могилы» мне совсем не кажутся интересными. Поэтому мне сразу показалось, что здесь Соркин нашёл идеальную схему и поместил действие в закулисное пространство театров. Три акта, каждый посвящен презентации определенного девайса».