Про любовьПРО ЛЮБОВЬ
(Россия, 2015)
Режиссёр: Анна Меликян.
В ролях: Рената Литвинова, Владимир Машков, Евгений Цыганов, Мария Шалаева, Михаил Ефремов, Юлия Снигирь, Александра Бортич, Мария Данилюк, Мияко Симамура, Равшана Куркова, Юрий Колокольников, Василий Ракша, Александр Робак, Максим Лагашкин, Алексей Филимонов, Кристина Исайкина, Алексей Макаров.
Жанр: лирическая комедия.

Что такое любовь? На этот вопрос пытаются ответить герои фильма. Вереница самых разных персонажеи? и истории? переплетаются в этом фильме. Маленькие истории о самом разном и все о любви: молодая пара, предпочитающая жить в образах японских аниме-героев; секретарша, получившая непристои?ное предложение от своего босса; японка, приехавшая в Москву в поисках русского мужчины; художник-граффити в поисках красоты; женщина, нанятая своим бывшим мужем для необычного задания и многое другое...

«Про любовь» - четвёртый полнометражный фильм российского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Анны Меликян. Анна родилась 8 февраля 1976 года в Баку, выросла в Ереване, в возрасте 17 лет переехала в Москву. Меликян - выпускница ВГИКа и ученица Сергея Соловьева, получила известность благодаря короткометражным фильмам «До востребования», «Контрабас», «Andante» и «Полетели». Её первым полнометражным фильмом стал «Марс», премьера которого состоялась в 2004 году на Берлинском МКФ. Второй полнометражный фильм «Русалка» в 2008 году был удостоен приза ФИПРЕССИ на Берлинском МКФ, приза за лучшую режиссуру на кинофестивале «Сандэнс», а также выдвигался от России на премию «Оскар». «Звезда» (2014) - третий полнометражный фильм российского режиссёра – на фестивале «Кинотавр» был удостоен призов за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль (Северия Янушаускайте). Американский журнал «Variety» включил Меликян в десятку самых перспективных режиссёров мира. Анна создала кинокомпанию «Магнум», которая занимается производством фильмов и телесериалов, а также поиском и продвижением новых талантов.

Кастинг японских актрис для фильма «Про любовь» проходил в Токио. Японская актриса Мияко Шимамура впервые снималась в кино и специально для съёмок научилась играть на гитаре.

В фильме снимались настоящие косплееры (люди, переодевающиеся в персонажей аниме).

Фильм «Про любовь» был снят за 25 дней.

На фестивале «Кинотавр» 2015 года «Про любовь» была удостоена Главного приза и приза жюри кинопрокатчиков.


АННА МЕЛИКЯН:
«Полнометражный фильм «Про любовь» вырос из двух одноимённых короткометражек, которые я делала для благотворительного аукциона «Action» Светланы Бондарчук… Я же сначала хотела сделать альманах - просто доснять несколько короткометражек к тем, что есть. А когда мы решили как-то объединить эти истории, то возникла идея с лекцией. Причём у нас было много вариантов сквозной линии, и лекция меня сперва пугала - казалось, что это какая-то нудятина. Ведь обычно это стоит какой-то дядька и что-то очень скучно говорит. Но возникла кандидатура Ренаты, а на неё можно смотреть бесконечно, что бы она ни говорила».
«История с Литвиновой в какой-то версии существовала у моего соавтора Андрея Мигачева. Правда, у него всё было очень сложно: девушка, которая в новелле присутствует, оказывалась роботом. Это был сюжет о совершенной женщине, но я всю фантастику вычистила».
«На всех этапах я придерживалась того образа работы, какой у меня сложился на короткометражках. Мы вошли с практически неготовыми сценариями, часть актёров добирали по ходу съёмки. Если в таких случаях в большом кино я говорю: «Стоп, давайте сейчас остановимся на пару недель, подумаем и всё взвесим», то здесь я себе такого не позволяла. Всё было с колес, всё было весело».
«Теперь по результату уже можно сказать, что это тоже большое кино. Просто работали мы над ним иначе. Я, помню, даже оператору Феде Ляссу сказала: «Давай мы всё-таки пару месяцев подготовимся и осенью снимем? У нас же нет ни объектов, ни того ни сего, текст недописан, как же мы?» А он ответил: «Вот так. Просто возьмём и снимем». Раньше все мои фильмы были тщательно продуманы, прорисованы. Я не могла войти в объект, заранее чётко его не раскадровав. А здесь случались ситуации, когда мы в день съёмки видели объект первый раз. Это моя самая тяжёлая картина, потому что денег было мало и мы снимали всё за 25 дней. Практически не спали - это был адский марафон. Но при этом у всех горели глаза - сложилась настоящая любовь в группе. У меня всегда так на площадке - я не умею, как многие, снимать кино в атмосфере криков, ругани, - но в этот раз было по-особенному. Это кино с другим настроением. Дело не только в сроке, дело в лёгкости принятия решений. На короткой дистанции не успеваешь возненавидеть фильм. Когда делаешь картину три года, к моменту постпродакшена уже не можешь на неё смотреть - это неминуемая стадия. Её просто приходится перетерпеть. В коротком метре же ты просто не успеваешь до этой стадии дойти».
«Мы ведь потом тестировали фильм, и фокус-группы подтвердили - все истории рассказаны для совсем разных аудиторий. Рената Литвинова с лекциями о любви - это одна аудитория, история про косплееров - совсем другая. Если бы я подходила прагматично, я бы понимала: я делаю коммерческое кино, аудитория у меня от 16 до 25 - и там были бы новеллы только про косплееров».
«Моё кино, конечно, задумано как развлекательное, но я всегда рассказываю то, что интересно мне. А фокус-группу я устраивала потому, что хотела одну из новелл выбросить. Но, когда посмотрела результаты, передумала: мои ощущения не подтвердились, не было в фильме такой новеллы, которая бы не нравилась одновременно всем».
«Анимешников мы с соавтором однажды увидели живьём - они кучкой выходили из клуба, и это было очень красиво, как шоу какое-то. У нас к тому времени уже была японская новелла, мы подумали: как интересно, что японцы любят Достоевского, Тарковского и вообще Россию. Было бы здорово придумать новеллу про русских ребят, которые фанатеют от японской культуры и считают, что всё наше - это как-то скучно. Если бы не было японской новеллы, возможно, не родилась бы и эта история. А вдвоём они дают какой-то правильный смысл».
«Есть новеллы, которые мне ближе, понятней, в них больше меня. Как раз та самая «Про красоту» с Женей Цыгановым. Она, может быть, менее смешная, я не придумывала её специально как комедийную».
«У меня, конечно, не документальное кино, но да, это документ реальности. Когда мы уже готовились к съёмкам, я посмотрела старый чёрно-белый фильм Михаила Калика «Любить». Удивительно, что я не видела его раньше. Оказалось, «Про любовь» с ним во многом перекликается - там тоже новелльные истории. Играют все звёзды, ещё совсем молодые, - Миронов, например. Между новеллами документальные вставки: на улицах у людей спрашивают, что такое любовь… Когда я его посмотрела, я ходила и думала как раз о том, что этот фильм - документ своего времени. По нему сегодня можно понять, как люди одевались, какая была Москва, какая у них была речь. Сейчас всё другое. С этой точки зрения моё кино, конечно, через пятьдесят лет тоже будет казаться именно что документом времени».
«Задача показать город привлекательным была только в одной новелле, той, где зрители всё видят глазами японской девушки-туристки. Во всех остальных случаях мы ничего специально не делали, более того, я себя даже чувствовала свободней, чем на других проектах. Обычно же мы выбираем локейшн, а здесь всё снималось быстро, за 25 дней. Мы просто выходили, смотрели по сторонам и думали: «Так, куда мы пойдем? Ну, выйдем вот сюда на ближайшую улицу...» Была техническая необходимость - выбирать объекты поближе друг к другу, чтобы много не перемещаться по городу. А в итоге такой резонанс - «Какая у вас Москва невероятно красивая!»
«У нас в фильме сквозная линия - Рената Литвинова читает лекцию, нам нужна была подходящая площадка. Я просмотрела массу объектов и потом вдруг в Интернете случайно увидела, что на «Стрелке» проходят лекции, я раньше этого не знала. И на фото была буквально наша мизансцена. Я сама очень люблю воздух, и открытая площадка меня привлекла: лето, можно просто выйти на улицу, и пусть там будет солнечно или пасмурно, но это сразу же даст в кадре какую-то жизнь. А жизни хотелось, поэтому мы на лекцию на «Стрелке» позвали не актёров, а обычных людей. То есть это не массовка, мы просто дали объявление в «Facebook». Там есть, конечно, и студенты актёрских вузов, которым интересно было побывать на съёмках, но вместе с ними сидят самые разные люди. Я же разговаривала с пришедшими, там были врачи, юристы, представители разных областей. Я им дала полную свободу, они могли задавать вопросы Ренате. Хотелось, чтобы было живое общение. Лучшие моменты появились благодаря импровизации. Вот Рената, например, спрашивает, что такое любовь, и они дают ответы - это же их реплики, от меня они тексты не получали. Конечно, я как опытный режиссёр подготовилась, там были и засланные казачки с готовыми ответами, но именно они не вошли в финальный монтаж. Живые ответы оказались интереснее заготовленных».
«Половину текста в «Про любовь» артисты говорят от себя. Раньше я думала, что сценарий - это библия, надо работать строго по нему. А тут ко мне приходил человек на площадку, говорил: «Я выучил текст». Я ему отвечала: «Забудь». Бортич, которая меня совсем тогда не знала, даже растерялась. Спросила, что ей делать, а я говорю: «Вон там у тебя в кадре Цыганов, иди с ним что-нибудь поделай». И знаете, это лучшие сцены. Пять утра, все спят, Цыганов уснул на стуле, Бортич в кадре: «А нам ещё долго говорить?» - «Долго». - «А о чём?» - «Да что ты меня спрашиваешь? Лежи и говори о чём хочешь, а я тебя поснимаю». Это ведь мой первый фильм на цифру, а цифровую камеру можно полчаса не выключать - вставил карточку и снимай сколько хочешь. На меня уже все косились, оператор, группа. А я снимала, потому что самое хорошее проявляется тогда, когда весь текст уже рассказали, уже поругались, уже устали».
«Я хорошо отношусь к соцсетям. Я занимаюсь кино, и для меня это очень живой процесс. Всё-таки жить приходится не на отдалённой планете в одиночестве, а среди людей, в социуме. Когда я снимаю - отображаю жизнь. Может, если бы я занималась историческими фильмами, мне соцсети были бы не нужны, но я пою о том, что вижу… Поэтому фильм «Про любовь» снят в стилистике Instagram».
«Мне хотелось, чтобы это было не просто кино для молодёжи, а в какой-то степени просветительски-информационная картина. Чтобы зрители, пришедшие в кино, не просто похихикали, но и вынесли какие-то научные знания. Чтобы молодые люди вышли из зала, обсуждая полученную информацию. Для этого в фильме есть лекция Ренаты о любви. С другой стороны, мне хотелось, чтобы кино выглядело как целый информационный портал, чтобы возникали страницы из «Википедии», титры, ссылки. Чтобы когда играют группы - по изначальной задумке новые и малоизвестные, - на экран выводилась информация о них. Такой своего рода интерактивный фильм. Но когда ты делаешь кино, многое по дороге отпадает или меняется. В итоге у нас в фильме и Ёлка, и Noize MC, и Земфира. Но какие-то идеи сохранились, мы музыкантов представляем карточками, и в ленте присутствуют группы, о которых не многие знают».
«Коммерческая картина или нет, мы узнаем только после выхода картины в прокат, когда она соберёт миллионы этих волшебных бумажек… Мне кажется, что я сделала не коммерческий, может быть, но максимально зрительский фильм, доступный людям, которые ходят в кинотеатры».
«Я-то, вообще, хотела тотальную комедию, настоящее дуракаваляние… Ну это же всё-таки армянское кино, там обязательно должна быть грустинка. Это комедия, но с мудрыми печальными глазами. Первый зритель, которому я показывала картину, весь фильм смеялся до слёз. А когда пошли титры, он так помолчал немного и сказал: «Какое грустное кино»… У меня ведь очень личные фильмы, а я очень весёлый человек, но в то же время во мне есть какая-то вселенская грусть. А вообще, если честно, я про всё это не думала - просто хотелось похулиганить… Хотелось сделать что-то лёгкое, откровенное, хулиганское - про мужчину, женщину, любовь, секс. Но при этом у нас в фильме всего один поцелуй. Мне нравится, что у меня получился фильм о любви, в котором никто не занимается сексом и даже не признаётся в любви».
«Как уже было сказано, я хотела сделать зрительское кино. Бытует мнение, что люди в нашей стране ходят на известные имена. Плюс для меня это был эксперимент: решила попробовать поработать со звёздами, посмотреть, с кем мне хочется работать дальше, а с кем - не очень. Это было ещё и очень удобно: короткая дистанция, каждый актёр снимался по два-три дня… Когда работаешь с такими артистами, то понимаешь, что Машков, допустим, совсем не просто так стал звездой. При этом любовь к «актёрам с улицы» у меня никуда не ушла - в паре с Цыгановым у меня, например, сыграла совсем не актриса, а человек, которого я увидела в инстаграме».


ПРЕССА:

«Почему зрители не любят ходить на российские фильмы? Наверно, потому что многие из них строго делятся на две группы. Это либо свинцово-мрачные депрессивные драмы о том, как у нас в стране всё плохо, либо нарочито легковесные гламурные комедии о том, что у нас в стране всё замечательно - просто кто-то ещё не нашёл свою любовь. Чёрные очки либо розовые очки - когда тебе предлагают такой выбор, руки сами тянутся к 3D-очкам и билетам на голливудские блокбастеры. Глядя на розовенькие постеры «Про любовь», новой картины создательницы «Марса», «Русалки» и «Звезды» Анны Меликян, легко предположить, что это очередная бездумная ромкомная поделка… Однако главные призы фестиваля «Кинотавр» за бессмысленный и беспощадный гламур не дают. На «Кинотавре» в чести совсем другие постановки. И «Про любовь» получила свою высшую награду не случайно. Вместо того чтобы скатываться в одну или другую крайность российского кино, Меликян создала многослойное, идейно и образно насыщенное повествование, которое отражает жизнь во всей её сложности, со счастливыми и грустными моментами… Да, это не боевик и не триллер, а романтическая комедия, но её шутки и темы универсальны, и в «Про любовь» куда больше «обнажёнки» для мужчин, чем для женщин. Кроме того, это настолько удачный фильм, одновременно умный, изобретательный, откровенный, позитивный и визуально смелый, что никто не должен его пропустить исключительно из-за неприятия жанра. Поверьте - «Про любовь» больше, чем просто ромком. Это один из главных российских фильмов года» (Борис Иванов, film.ru).

«Про любовь» Меликян - блестящий арт-мейнстрим. Свободный, едкий, прихотливо аранжированный, отменно снятый и разыгранный. В наших пенатах арт-мейнстрим, как бы к нему ни относились поклонники других художественных стратегий, не водится. Не хватает ни таланта, ни ума, ни умений. Анна Меликян развивается семимильными шагами на своём поле, никому не мешая и одаривая звёзд, а также молоденьких актёров каскадерской - драматургической, внутренней, внешней - точностью, которая восхитит и критиков, то есть зрителей идеальных» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»).

«Помимо того, что всё это очень смешно написано и блистательно разыграно Ренатой Литвиновой, Марией Шалаевой, Равшаной Курковой, Евгением Цыгановым, Александрой Бортич и другими, стоит заметить, что Меликян сегодня - единственный режиссёр, умеющий видеть и изображать Москву, самый некиногеничный город на планете Земля. Москва у Меликян одновременно воображаемая и очень узнаваемая, глянцевая, сытая, трогательная и жалкая - таковы же и москвичи, и точка, с которой смотрит на них режиссёр абсолютно уникальна: наблюдательность, убийственная ирония, никогда не выходящая за пределы сострадания и гуманизма» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).

«Меликян побеждает саму себя даже не комедией - не такая уж она шутница, - а малым форматом, анекдотичностью и невыносимой лёгкостью суматошного московского бытия. В конце концов, каждая из рассказанных историй - просто иллюстрация к лекции, которую психолог (Рената Литвинова) читает молодым слушателям-бездельникам, взыскующим неведомой им любви. Конечно, альманах бы не сложился, оказавшись очередной типовой «чернухой» или, что страшнее, «добрым» новогодним фильмом, если бы автор не снимала картину как исповедь - пусть не вполне серьёзную, но искреннюю… В этом и ценность фильма «Про любовь»: не сообщая о своём предмете ничего нового, он заставляет сломать шаблон предновогоднего самообмана и посмотреть на того, кто рядом, новыми глазами. Необязательно, кстати, влюблёнными» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта